Управление культуры города Курска
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств № 4» города Курска
Учебная программа
учебного предмета «Концертмейстерский класс» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано»
2012 год
«Одобрено» Методическим советом
МБОУ ДОД ДШИ № 4 г. Курска
дата рассмотрения
«____» ______________ 20____ г.
«Утверждаю»
Директор – Харсеев В. Д.
______________
(подпись)
дата утверждения
«____» ______________ 20____ г.
Разработчик – Воробьева Ирина Алексеевна, преподаватель по классу фортепиано, концертмейстер высшей квалификационной категории.
Рецензент – Дергилева Галина Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано МБОУ ДОД ДШИ № 4 г. Курска
Рецензент – Коробова Наталья Джураевна, заместитель директора по учебной работе МБОУ ДОД ДШИ № 7 г. Курска, преподаватель высшей квалификационной категории по классу фортепиано.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
КОНЦЕРТМЕЙСТЕРСКИЙ КЛАСС – одна из составляющих комплексного подхода в воспитании юного музыканта. Уроки концертмейстерского класса позволяют приобрести навыки исполнительства не только сольных произведений, но и расширить репертуарные рамки, познакомиться с лучшими образцами русской и зарубежной инструментальной и вокальной музыки.
Создание программы продиктовано необходимостью более широкого развития профессиональных исполнительских навыков обучающихся, в том числе и как аккомпаниаторов. Это программа является частью предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Фортепиано» и составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации данной программы.
Этот предмет тесно связан с предметами музыкально - теоретического и музыкально - эстетического циклов, его изучение способствует созданию условий для художественного образования детей, эстетического воспитания, духовно - нравственного развития, приобретению знаний и умений игры на фортепиано, позволяющих повысить культуру ансамблевого музицирования с солистами - инструменталистами и вокалистами.
Срок реализации программы учебного предмета «Концертмейстерский класс» составляет - 1,5 года (13,14,15 семестры).
При реализации программы учебного предмета «Концертмейстерский класс» общий объем учебной нагрузки составляет122,5 часа.
Объем времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся составляет 73,5 часа. Объем аудиторной учебной нагрузки составляет 49 часов.
Для подготовки к зачетам и концертам планируются консультации в объеме 2 часов в год.
Форма обучения – индивидуальные занятия с преподавателем и иллюстраторами.
ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:
воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности;
овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;
выявление одаренных детей в области музыкального искусства.
ЗАДАЧИ:
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребностей общения с духовными ценностями;
формирование умения у обучающихся самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
формирование у одарённых детей комплекса знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать основные профессиональные образовательные программы в области музыкального искусства.
выработка у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению учебной информации, приобретению навыков творческой деятельности, умению давать объективную оценку своему труду, умению планировать свою домашнюю работу, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
развитие умений и навыков аккомпанирования, сочинения простых видов ритмического и мелодического сопровождения.
освоение различных видов аккомпанемента :гармоническая поддержка, чередование баса и аккорда, аккордовая пульсация, гармонические фигурации, дублирование партии солиста, аккомпанемент смешанного стиля.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для реализации программы «Концертмейстерский класс» минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
библиотеку,
помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый зал),
учебные аудитории для мелкогрупповых и индивидуальных занятий.
Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Концертмейстерский класс», оснащаются роялями или пианино.
Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.
В ОУ должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов
Также необходимо наличие иллюстраторов (вокалистов, инструменталистов).
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 год обучения
Вводное (организационное занятие):
-основные понятия о значении концертмейстерского искусства;
- виды сопровождения (вокалистам, инструменталистам, различным видам ансамблей).
ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА
-Одним из основных навыков грамотного концертмейстера является чтение нот с листа. Для развития этого навыка преподавателю необходимо выделять время для чтения нот с листа на каждом уроке.
-Для продуктивной работы по чтению нот с листа необходимы:
а) гармонические (аккорды, бас-аккорд, арпеджио);
б) мелодические(дублирование партии солиста с сопровождением);
в) смешанные.
Развитие навыков прочтения партитуры по вертикали (пение под собственный аккомпанемент).
Развитие навыков прочтения нотного текста с соблюдением аппликатурных принципов.
Развитие навыков ориентации в тональности и осознания отклонений и модуляций в произведениях.(Нотный материал подбирается по возрастающей трудности).
Аккомпанемент в песнях:
Формы:
-куплетная,
-простая трехчастная,
- форма рондо,
-сквозное развитие.
Необходим теоретический разбор формы исполняемых произведений. Усложнение аккомпанемента:
-основные басовые звуки;
-бас-аккорд;
- бас-арпеджио;
- смешанный ритмический рисунок.
Теоретическое освоение материала необходимо подкреплять практической работой на уроках.
Исполнение песни под собственное сопровождение:
- организация музыки во времени;
-знакомство с современными популярными песнями для детей, исполнение нескольких из них под собственный аккомпанемент.
- Если есть задатки композиторского творчества, исполнение песен собственного сочинения.
Первичные навыки сопровождения инструменталистам.
Разбор нотного текста сольной и сопровождающей партий.
Развитие навыков слушания солиста.
Знание и изучение стилевых особенностей авторов.
Ожидаемые результаты
- Навыки беглого чтения с листа несложных аккомпанементов.
- Умение исполнять музыкальные произведения с солистом на достаточном художественном уровне в соответствии со стилевыми особенностями.
- Приобретение навыков по использованию различных средств выразительности.
- Умение аккомпанировать солистам (вокалистам и инструменталистам) не сложных музыкальных произведений.
- Навыки слушания и поддержки солиста , чуткое отношение к ансамблевой игре.
-Исполнение несложных песен под собственный аккомпанемент.
-Научиться планировать свою домашнюю работу и давать объективную оценку своему труду.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Контрольный урок (возможно в виде классного концерта) 13,14 семестр с исполнением 2-3 произведений.
Примерная программа:
Й.Гайдн «Менуэт»
Х.Глюк «Гавот»
Д.Кабалевский « Про Петю»
Е.Крылатов «Колыбельная медведицы»
В.Шаинский «Песенка про кузнечика»
2 год обучения
Продолжение работы по чтению нот с листа с усложнением программы.
Приобретение навыков самостоятельного разбора произведений с изучением партии солиста.
Изучение произведений с развернутым вступлением и заключением.
Первичные навыки простейших переложений.
- Упрощение аккомпанементов в фактурном изложении.
- Работа по цифрованному басу.
- Подбор по слуху гармонического сопровождения.
Ожидаемые результаты.
- Умение читать различную фактуру, выделять главное и различать техническое моменты (арпеджио, гаммы, аккорды).
- Знать специфику инструментального и вокального исполнительства.
- Достаточно грамотно исполнять аккомпанементы со вступлением и заключением, соблюдая стиль автора.
- Уметь слушать солиста, поддерживать его эмоциональное настроение во время исполнения, а так же уметь « повести за собой солиста».
- Уметь читать цифрованный бас и составить (сочинить) по нему простейший аккомпанемент.
КОНТРОЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
- Зачет с исполнением 2-3 произведений различных по характеру в 15 семестре
Примерная программа:
Л.Бетховен «Экосез»
М.Глинка «Славянский танец»
А.Гурилев «Матушка-голубушка»
А.Новиков «Дороги»
Методические рекомендации
Педагогу необходимо начинать работу с показа лучших образцов концертмейстерского искусства, походов на концерты в филармонию, прослушивания аудио и видеозаписей концертов лучших исполнителей. Работу в классе начинать с простых заданий, постепенно усложняя процесс. Необходимо создавать устойчивый интерес к творчеству, развивая у обучающихся чувство партнерства с солистом на сцене, чувство ансамблевой слаженности.
Педагог должен, ориентируясь на предпрофессиональную подготовку обучающихся, познакомить их с тонкостями и особенностями солистов. Если это вокалисты и духовики, объяснить принципы дыхания в музыкальных фразах. Чувствуя и понимая моменты взятия дыхания солистом, концертмейстер способен лучше проявить свое исполнительское мастерство, помочь солисту ярче воспроизвести музыкальный образ, претворить на сцене точный художественный замысел автора.
Если это струнно-смычковые инструменты, педагогу нужно уметь подсказать юному концертмейстеру об особенностях смены смычка, трудностях исполнения аккордов, где солисту не так просто взять тот или иной аккорд вместе с фортепиано. Аккомпанируя вокалистам , духовикам, струнниками др. важно знать, что визуальный контакт помогает в ансамблевой игре, особенно на начальном этапе. Только путем неоднократных репетиций можно добиться хороших результатов. Для выполнения этого условия необходима спланированная домашняя работа.
Особое отношение к процессу обучения необходимо проявлять с одаренными детьми, развивать и поощрять задатки сочинений собственных произведений (песен, пьес). Необходимо чаще устраивать классные концерты, творческие вечера, музыкальные встречи.
С целью предпрофессиональной подготовки обучающихся давать задания на элементарное транспонирование несложных песен и пьес в рамках гармонических функций.
Читать с листа, следить за трехстрочной партитурой, слушать и слышать солиста – вот основные требования к воспитанию хорошего концертмейстера.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Х.ГЛЮК Гавот. Мелодия.
Г.ГЕНДЕЛЬ Ария.
Й.ГАЙДН Менуэт. Песенка. Серенада.
Л.МОЦАРТ Менуэт. Бурре. Аллегретто. Полонез. Андантино. Вальс.
Л.БЕТХОВЕН Народная песня,Менуэт,Контрданс.
М.ГЛИНКА Ты, соловушко, умолкни. Жаворонок. Признание.
А.ГУРИЛЕВ Грусть девушки. Матушка-голубушка. Воспоминание.
Ф.ШУБЕРТ Экосез.
К.ВЕБЕР Хор охотников. Песня. Вальс.
Д.ШОСТАКОВИЧ Элегия. Гавот. Звездочки. Романс.
К.ЛИСТОВ В землянке.
Г.СВИРИДОВ Старинный танец. Колдун.
Д.КАБАЛЕВСКИЙ Про Петю.
М.СТАРОКАДОМСКИЙ Любитель-рыболов.
Е.ТИЛИЧЕЕВА Колыбельная.
В.ШАИНСКИЙ Улыбка. Чунга-чанга. Антошка. Облака. Голубой вагон.
А.ДЖОЙС Осенний сон.
П.ДЖОПЛИН Артист эстрады.
А.ИВАНОВ Первый раз в первый класс.
Б.САВЕЛЬЕВ Песенки кота Леопольда. Настоящий друг.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Ж.РАМО Гавот. Ригодон.
Г.ГЕНДЕЛЬ Жига. Каприччио. Ларгетто.
И.БАХ Бурре. Сицилиана. Аллегро. Ариозо.
Л.БЕТХОВЕН Экосез. Рондо(D-dur).
А.ВИВАЛЬДИ Концерты G-dur, a-moll, g-moll.
Г.ВЕНЯВСКИЙ Польская песня. Мазурка.
А.ВАРЛАМОВ Белеет парус одинокий. Горные вершины.
М.ГЛИНКА Северная звезда. Венецианская ночь.
А.ДАРГОМЫЖСКИЙ Мне грустно. Шестнадцать лет.
К ДВАРИОНАС Элегия.
Ф МЕНДЕЛЬСОН Песня без слов в обр. Крейслера.
Э.ГРИГ Норвежский танец. Песня родины.
Р.ШУМАН Веселый крестьянин.
Ф.ШУБЕРТ Музыкальный момент. Утренний привет. Вальс.
А ХАЧАТУРЯН Ноктюрн. Отрывок из балета «Чиполлино».
Д.ШОСТАКОВИЧ Марш. Грустная песенка. Романс из к/ф «Овод».
К.СЕН-САНС Лебедь.
Г.ПЕТЕРБУРГСКИЙ Синий платочек.
А.НОВИКОВ Дороги.
Г.ПОНОМАРЕНКО Отговорила роща золотая.
Г.СВИРИДОВ Вальс из муз.иллюстр. к повести А.С.Пушкина «Метель».
В.ШЕБАЛИН Прелюдия.
Е.КРЫЛАТОВ Колыбельная медведицы. Крылатые качели.
Д.ТУХМАНОВ День победы.
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ РЕПЕРТУАРНЫЕ СБОРНИКИ
Хрестоматии для скрипки и фортепиано с 1 по 7 класс.
Хрестоматии для домры и фортепиано с 1 по 5 класс.
Хрестоматии для духовых инструментов 1-2 класс. Пьесы современных композиторов для виолончели и фортепиано изд. Советский композитор Москва 1995 г.
Ю.Зацарный. ДЕНЬ ПОБЕДЫ. Песни военных и послевоенных лет. М.Советский композитор 1964 г.
А Аверкин Песни и романсы на стихи С. Есенина. М. Советский композитор1978.
В.Жаров Любимые русские народные песни для голоса и фортепиано.
Г.Кирилина. Смешинки. Песни из мультфильмов для детей. Выпуск-2. Киев. Музычна Украина. 1977 г.
В. Игнатьев, Л. Игнатьев. Я музыкантом стать хочу. Часть 2.-Л. Советский композитор, 1989 г.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. Москва, Музыка,1982 год.
Готлиб А. Основы ансамблевой техники. Москва, 1971 год.
Люблинский А. Теория и практика аккомпанемента. Ленинград, 1972 год.
Либерман Е. Творческая работа пианиста с авторским текстом. Москва, Музыка, 1988 год.
Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. Ленинград,1961 год.
Примерная программа для детей детских музыкальных школ и музыкальных отделений детских школ искусств. Аккомпанемент. Москва, 2006 год.
Шендерович Е. Об искусстве аккомпанемента. СМ 1969 год.