МУЗЫКА В ТВОРЧЕСТВЕ А.П.ЧЕХОВА
Русская литература насчитывает немало писателей, для которых музыка была мощным и действенным импульсом творчества. Среди них А. Чехов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Пушкин, Ю. Лермонтов, А. Блок и другие. Когда читаешь книги этих писателей или слушаешь их произведения в исполнении больших мастеров художественного слова, испытываешь чувство, которое возникает при восприятии музыки. Исследователи их творчества неоднократно указывали, что структура и принципы построения действия в их произведениях внутренне музыкальны. Это напрямую связано с тем, что эти писатели на протяжении всей соей жизни были связаны с музыкой, любили ее слушать и анализировать и музыка оказывала свое магическое воздействие на их творчество.
Антон Павлович Чехов принадлежит к писателям, в жизни и творчестве которых музыка занимает большое место, составляя их глубокую внутреннюю потребность. Музыка располагала Чехова к литературному творчеству. Он любил слушать игру на рояле, виолончели, скрипке, любил пение. Музыка в произведениях Чехова – это музыкальный быт интеллигенции его времени
(популярные песни, романсы, оперные арии, инструментальные пьесы).
Музыка сопутствовала всей жизни Чехова. Она была для него внутренне необходимой, являлась неиссякаемым источником вдохновения, давала высокую творческую радость. Постоянный интерес к музыке является важной гранью творческой личности Чехова. В своей статье «Чехов и Чайковский» Е. Балабанович сказал: «Поражает мелодия чеховской речи, ее ритм, композиционная завершенность, поражает музыкальная грация повествования. И, конечно не случайно Чехов сближал в своем восприятии литературу и музыку».
Для творчества Чехова характерны ясное ритмическое начало, короткие фразы, предельно стройная архитектура предложений, точная насыщенная диалогами речь. Если из прозаического произведения писателя выбросить слово, фразу, абзац, то общий ритмический строй повествования будет нарушен. Подобное происходит при воплощении Чехова со сцены, с эстрады, в кино, при игре в чтении – любые купюры текста нарушают общий строй, мотив, мелодию произведения.
В основе построения музыкального произведения лежит развитие музыкальных тем по принципу контраста. Развиваясь, темы обогащаются, видоизменяются, повторяются в новом качестве. Внешне простые и кажущиеся где-то примитивными рассказы Чехова читаются легко и с интересом. Они заставляют переживать вместе с чеховскими героями их жизнь. Рассказы насыщены внутренней динамикой и надолго остаются в памяти читателя. Это происходит потому, что они развиваются по музыкальным законам. Так же, как и в музыку, рассказы видоизменяются, вступают в сложные соотношения.
Звуковые образы у Чехова чрезвычайно разнообразны по своему характеру и эмоциональной окраске. Эти звуки окружающей нас природы; шелест листьев березы, стук дождевых капель, колокольные перезвоны, игра на гармони, скрипке, рояле, балалайке и наконец, волнующая, похожая на музыку мелодия человеческой речи. Музыкальное начало в творчестве Чехова выражается и в особом внимании к тону повествования. Общая тональность связывает воедино все компоненты человеческих произведений и кажется, что Чехов просто записал то, что звучало в нем самом.
В произведениях Чехова музыкальное начало многогранно и проявляется на различных уровнях. Н.М. Фортунатов в своей работе «Музыкальность чеховской прозы», углубляя наблюдения ученых-предшественников, отмечает, что музыкальность человеческих произведений была замечена и композиторами. Известны воспоминания П. И. Чайковского, С. В. Рахманинова, Д. Д. Шостаковича. Опираясь на высказывание Д. Д. Шостаковича, Н.М. Фортунатов анализирует повесть «Черный монах» как произведение, написанное в сонатной форме. Композитор Соловьев-Седой вспоминал, что его учитель, профессор Ленинградской консерватории П. Б. Рязанов назвал рассказ «Поленька» примером полифонической формы, основанной на контрапункте внешнего и внутреннего действия. Знаменитый художник И. Е. Репин называл повесть «Степь» сюитой – симфоническим произведением, состоящим из ряда картин.
Музыка пронизывает все шедевры чеховской драматургии – пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад». Все в них музыкально – лирическая атмосфера, в которой живут и действуют герои, композиция, речь действующих героев. «Душа моя, как дорогой рояль», - говорит Ирина в пьесе «Три сестры». Это неожиданное и смелое сравнение внутреннего мира человека с богатейшим по своим художественным возможностям музыкальным инструментом раскрывает еще одну сторону музыкального начала у писателя.
И. Эйгас отмечал, что «слушание музыки, доносящейся издали, выступает как черта, характерная для Чехова. Приглушенная расстоянием музыка приобретает особо мягкий, мечтательный оттенок».
Примечательны в этом отношении примеры из его сочинений. «При поднятии занавеса слышно, как в доме разучивают дуэт на рояле и виолончели» (1 действие «Иванова»), «Через две комнаты играют меланхолический вальс (4 действие «Чайки»), «Слышно, как где-то далеко играют на арфе и скрипке» (4 действие «Трех сестер») и т.д.
Нельзя не сказать о музыкальности чеховского литературного слога и литературной формы. Замечено использование писателем трехчленной словесной формулы. Например «Увидим жизнь светлую, прекрасную, изящную», «наша жизнь станет тихою, нежною, сладкою» («Дядя Ваня»); «Она казалась красивее, моложе, нежнее, чем была» («Дама с собачкой»). Здесь наблюдается связь с музыкальными ритмоформулами – прежде всего – вальсовой трехдольностью. Трехчленные формулы служили Чехову средством для выражения и образов умиротворенности и сдержанной тревоги души.
Жизнь и произведения А. Чехова наполнены музыкой в ее натуральном виде. Он был продолжателем великой русской традиции. Музыка становится важным строительным материалом в структуре его прозы и драматургии. В рассказах, повестях, пьесах Чехова огромную роль играет лирическая, музыкальная атмосфера. Она одухотворяет жизнь, изображенную писателем, приближает к нам образ автора, со всей непосредственностью включает читателей в жизнь чеховских героев. Чехов – это музыка, воплощенная в слове. Музыкальное начало сказывается у Чехова многообразно: в языке произведений, в особом внимании к звуковым образам, в музыкальности композиции, в общей лирической интонации. Восприятие музыки помогало Чехову в создании «правдивости настроения», которое доносит до нас огромные лирические богатства творчества писателя. Музыка помогала Чехову ощутить произведение как сложное эмоциональное, смысловое единство. Писатель не изменил музыке в свои зрелые годы.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ:
1.Балабанович Е. Чехов и Чайковский. - 3-е изд., доп. М.: Моск. рабочий,
1978-184с.
2.Кремлев Ю. Избранные статьи под общей ред. В.В. Смирновой, изд.
Музыка, 1976-233с.
3.Эйгес И.Р. Музыка в жизни и творчестве Чехова. М.: Музгиз, 1953.
4.Фортунатов Н.М. Пути исканий, М.: Советский писатель, 1974,
5.Фортунатов Н.М. Чехов и нижегородцы, г.Горький,1982г., 232с.