Технологическая карта по музыки на тему В.Гаврилин. Перезвоны (6 класс).

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Технологическая карта составлена с учетом ФГОС 2 Планируемые результаты УУД:Личностные:-проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, п...





Музыка 6 класс. Урок №13.

Учитель: Н.Н. Неборская.

Тема: Симфония-действо В. Гаврилина «Перезвоны» «Молитва» .

УМК «Музыка. 6 класс» Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование к уроку: ноутбук, проектор, экран, тесты.

Цель:   сформировать представление об актуальности духовной музыки в произведениях современных композиторов ХХ века, В. Гаврилина «Перезвоны» и песни Б. Окуджавы «Молитва».

Задачи:

1.Предметные:

- выражать своё отношение к искусству;

- оценивать художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой;

- развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности;

-умение размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека;

-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

2. Метапредметные.

- сопоставить произведения музыки и жанр молитвы, выявить общее в этих произведениях;

- расширить и углубить представления обучающихся о многогранных связях духовной музыки и живописи (иконописи);

- умение определять понятия; умение устанавливать причинно- следственные связи, рассуждать, размышлять;

- умение взаимодействовать и сотрудничать в группе, смысловое чтение.

Личностные:

-укрепление культурной, и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями народа;

-наличие эмоционального отношения к искусству, эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;

-формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой;

Прогнозируемые результаты:

  1. У ученика будут сформированы следующие универсальные учебные действия:

а) личностные

- умеет формировать целостный взгляд на мир, отношения к Добру и Злу;

- умеет формировать этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;

- способен развивать образно-ассоциативное мышление на основе активного, прочувствованного восприятия музыки.

б) регулятивные:

- анализирует и оценивает свою деятельность; осознавать качество и уровень усвоения;

- выделяет и осознает то, что уже усвоено; осознает качество и уровень усвоения.

- умеет проводить интонационно-образный анализ музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

в) коммуникативные:

- проявляет сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватно использует речь для планирования и регуляции своей деятельности;

- выражает своё отношение, учитывать разные мнения.

г)познавательные

- умеет выражать взаимосвязь музыки и литературы в опере; закрепляет понятия: опера, ария, солист, увертюра;

- умеет структурировать знания, умения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

Характеристика учебной деятельности:

- понимать роль духовного искусства в освоении человеком мира, познании природы, передавать свои музыкальные впечатления в устной форме;

- находить параллели между музыкой духовной и ее значении в современном мире;

- обогащать словарь эмоций.

Межпредметные связи данного урока: музыка, литература, изобразительное искусство, театр.

Методы:

Общенаучные: методы системного анализа и синтеза, обобщения, сравнительный, наглядный.

Специально-педагогические методы: объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный, частично-поисковый метод, метод ситуации успеха, эмоционального воздействия.

Ход урока

I Организационная часть урока

  1. Приветствие

  2. Проверка готовности к уроку


II Мотивация

III Актуализация знаний.

IV Формулирование учебной проблемы; планирование действий

V Открытие нового знания

VI Первичная проверка понимания

VII Применение новых знаний

VIII Рефлексия учебной деятельности


Технологическая карта



Формирование УУД,

технология оценивания

действия учителя

действия учеников


I


Организационная часть урока




Проверяет готовность класса к уроку, мобилизует внимание учащихся.



Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.


II


Мотивация

4 мин

С каким направлением музыки мы с вами познакомились на прошлом уроке?


1. Слушание фрагмента из литургии С. Рахманинова «Богородице Дево, Радуйся»

- К какой музыке вы можете отнести это произведение?

- Как можно назвать это произведение? (молитва).

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на этом уроке?

Тема сформулирована и записана в тетради (слайд).

Слушают музыку, отвечают на вопросы, анализируют ситуацию и формулируют тему урока.








Личностные: развитие творческих способностей.

Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости.

III


Актуализация знаний.

4мин.



Вопросы (по теме прошлого урока, проверка домашнего задания):

- Как возникла духовная музыка?

- Какое направление музыки было первоначальным, духовная музыка или языческая?

- Как исполнялась духовная музыка?

- Какие сюжеты были положены в основу духовных текстов молитвы? (библейские).

- Кто сочинял музыку для церкви?

- Можете ли вы назвать первых композиторов, которые сочиняли духовную музыку?

- О чем говорится в духовном концерте М. Березовского «Не отвержи мене во время старости»?





- вспоминают знакомую

информацию о духовной музыке

Регулятивные: самостоятельное выделение – формирование познавательной цели.



Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.





Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками, адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.


IV


Формулирование учебной проблемы, планирование действий.




4 мин

Целеполагание.

«Юноша, не забывай молитвы. Каждый раз в молитве твоей, если искренна, мелькнет новое чувство, а в нем и новая мысль, которую ты прежде не знал и которая вновь ободрит тебя; и поймешь, что молитва есть воспитание».

                                                                                               Достоевский. Ф.М. (1821-1881) , русский писатель

- Какое значение вкладывает писатель в понятие молитва?

- Обращаются ли современные композиторы, к теме воспитания через духовную музыку?

Как мы с вами это поймем? Какие цели мы должны для себя на уроке поставить?

Совместное целеполагание.

- Совместное обсуждение с учителем вопросов, которые ведут к целеполаганию.






Регулятивные: Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации в процессе   познания содержания музыкальных образов оперы;

Познавательные: умение структурирование знаний, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами.



Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

V


Открытие нового знания

(изучение новой темы)



I 1.Краткий рассказ о мотивах, которые легли в основу создании симфонии-действа «Перезвоны» (слайд).

«Молитва» из 20 частей симфонии-действа является смысловой кульминацией всего произведения. Почему композитор подытоживает именно этой частью произведение, мы сейчас с вами узнаем, когда прослушаем произведение.

2.Слушание фрагментов «Перезвоны» «Молитва»

Работа по слушанию и анализу музыкального произведения в таблице.

- Какие необычные вы услышали средства музыкальной выразительности?

- Какое время передает композитор в музыке?

- Какие образы и картины жизни возникают в вашем воображении?

- О чем заставляет задуматься это произведение?

- Почему композитор эту часть произведения назвал молитвой? (слайд со словами из «Молитвы»)

- Какой образ в музыке создает колокольный звон?

- Где мы можем услышать звон колоколов сейчас?

3. Слушание звучания карильона: (слайд)

- Какое впечатление на вас произвело звучание колокольной музыки?

- Где может сейчас звучать такая музыка?

4. Слушание авторской песни Б. Окуджавы «Молитва»: (слайд)

- О чем говорится в этой песне?

- Сумели ли вы почувствовать состояние молящегося человека?


Слушают.

Ученики читают из учебника стр. 62. О композиторе В. Гаврилине.

Слушают музыку, анализируют её, отвечают на вопросы, рассуждают.




- выбирают важные для себя компоненты знания и оформляют записи в заданной таблице;


Личностные: формирование  уважительного отношения к русской культуре, осознание национальной принадлежности; развитие эмоционального восприятия произведений искусства, оценка результатов собственной музыкальной исполнительской деятельности.

Регулятивные: проведение интонационно-образного анализа музыкальных произведений, обобщать, формулировать выводы.

VI


Первичная проверка понимания и включение нового знания в систему знаний.









Вывод:

- Прочитайте пожалуйста, что у вас получилось во второй графе задания.

- Какое значение имеет духовная музыка для нас с вами? О каких вечных истинах она нам говорит?

- анализируют выполненное задание, делают свои выводы.

Личностные: развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.

Коммуникативные: выражать своё отношение, учитывать разные мнения.



VII



Рефлексия и оценивание



- Делаем вывод. Удалось ли нам сегодня на уроке достичь цели?

- размышляют, оценивают свою работу.




Личностные: получают удовлетворённость, эмоциональный отклик .Коммуникативные: развитие доброжелательности и эмоционально отзывчивости, выражать своё отношение, учитывать разные мнения.


VIII

Формирование и обсуждение домашнего задания.

- подобрать литературное или художественное произведение, которое отражает духовное содержание.

- Уточняют и обсуждают выполнение домашнего задания.



Личностные: Формирование целостного взгляда на мир, отношения к Добру и Злу; развитие образно-ассоциативного мышления на основе прочувствованного восприятия музыки.

Познавательные: понимание особенностей музыкального театра; степень сформированности представлении об особенностях построения оперы.