ОГСКОУ СКОШ № 6 г. Иркутска
ДОКЛАД
«Исполнительская деятельность
на уроках музыки и пения»
Подготовила: Астафьева И.В.
Иркутск 2015г.
« Через красивое - к человеческому» (В.А. Сухомлинский)
« Восприятие музыки – ведущий вид деятельности. Определяющий успех
всех других видов деятельности»( В.Н. Шацкая, Н.А. Ветлугина..)
Основная цель музыкального образования учащихся коррекционной школе- формировать устойчивый эмоциональный отклик на музыку. пробуждать гуманные. нравственно-эстетические чувства, развитие музыкального слуха и исполнительских навыков, активизировать творческое мышление и раскрывать творческий потенциал учащихся. Исполнительская деятельность учащихся является наиболее активной, действенной и доступной формой музыкального обучения в к.школе.
Практически каждый ребенок обладает природными голосовыми и слуховыми данными, которые можно развивать. Большинство младших школьников любят петь, однако не у всех это получается достаточно хорошо. Многие дети не чувствуют разницы между речью и пением, не тянут, а проговаривают звук.
В процессе исполнительской деятельности учащихся на уроках музыки и пения развиваются не только музыкальные способности, такие , как слух, память, чувство ритма, но способности и свойства, имеющие значение в общем развитии личности школьника: воображение. Творческая активность, целеустремленность, взаимовыручка, чувство локтя.
Кроме того, пение содействует овладению культурой речи, выработке четкого, выразительного произношения.
Весь процесс изучения песни происходит на основе связи восприятия музыки с активным ее воспроизведением в определенной системе и последовательности.
Учащиеся соответственно возрастным этапам овладевают определенным минимумом умений, знаний и навыков, которые определяют уровень их исполнения.
Профессиональный певческий голос – результат специальной тренировке голосового аппарата (постановке голоса). Обычный голос возникает благодаря тому, что голосовые связки приходят в движение-смыкаются и колеблются. Так появляется звук. Когда звук приходит через рот и нос, он усиливается резонансом и приобретает индивидуальный, неповторимый характер. Чем активнее колеблются голосовые связки, тем голос сильнее, тембр же (окраска звука) зависит от частичных призвуков-обертонов.
Звучание певческого голоса во многом зависит от возраста. Чистота и прозрачность детских голосов- незаменимое качество в хоровом пении. В 12-13 лет голос меняется- «ломается». Гортань растет, и звучание голоса «взрослеет». У девочек это не так заметно, у мальчиков же голос обычно понижается на целую октаву. В силу возрастных особенностей обучение детей пению ведется со строгой постепенностью, начиная с самых элементарных приемов усвоения того или иного навыка. Прививая детям элементарные певческие навыки обращается внимание учащихся на основные приемы формирования певческого звука.
Формируя певческий звук. например, на гласный «а» или в сочетании гласного с согласным «ма», «ля», «ба», ребенок должен иметь представление о том звуке, который ему предстоит спеть. Вначале его представление ограничивается лишь высотой звука- точностью интонации. В дальнейшем по мере развития вокального и музыкального слуха
и воображения, ребенок подводится к представлению о тембре и силе звучания.
Только предшествующее исполнению представление о звучании голоса поможет впоследствии сделать работу над голосообразованием сознательной.
Петь хорошим по качеству звуком- это значит уметь направлять свое внимание на конечный результат стараний- воспроизведение хорошего качества звучания.
Различные приемы голосообразования ведут к освоению определенного навыка, переходят мало-помалу в «привычные», а затем уже частично автоматизируются.
Автоматизация в пении является конечным результатом обучения, который достигается путем продолжительной тренировки всех частей голосового аппарата. Усвоенные навыки голосообразования в детстве сохраняются и в зрелом возрасте.
В основе звукообразования лежат: связное пение (легато), активная (но не форсированная) подача звука, выработка высокого, голосового звучания наряду с использованием миксового (смешанного) и грудного регистра, в особенности у низких детских голосов, для которых грудной регистр является естественным.
Пение легато на всем диапазоне возможно лишь при полной сглаженности регистров голоса. Поэтому при воспитании детского голоса одинаково важными будут как выработка головного звучания, так и соединение его с грудным регистром.
В возрасте примерно до 10 лет верхние звуки детского голоса имеют фальцетное звучание, которое по мере развития организма переходит в смешанное.
Приемы выработки «высокой позиции», «высокого резонирования » следующие:
-пение гаммообразных попевок с закрытым ртом в средней части диапазона голоса с
последующим раскрыванием рта на гласную ( для ощущения высокого резонирования);
-чередование звучание разных гласных на одном звуке в зоне примарного звучания
( для воспитания звонкости звучания);
-короткие упражнения на стаккато ( для воспитания легкости звука ).
Певческий тон, извлекаемый физиологически верно, существует как бы «вне гласного». аналогично тону любого музыкального инструмента. Примером такого тона «без гласного» является пение с закрытым ртом или на заднеязычном носовом сонате.
Позиция (форма) ротоглоточного рупора во время академического голосообразования существенно отличается от речевой артикуляции. В то же время певческий тон может быть сформирован положением губ и языка так, что возникает особый певческий аналог гласного, гласного речевого. Певческий тон как бы « маскируется» минимально необходимым движением губ или языка под требуемый речевой аналог.
Формирование певческих гласных в нижнем и центральном участке диапазона происходит на базе гласного «А» путем «маскировки» его под «О» и «У» минимальным движением без изменения раствора челюстей и формы ротоглотки. Маскировка «А» под «Э» (открытой и закрытой формы), «Ы» и «И» производится только движением языка тоже без изменений растворв челюстей и без изменения формы губ.
Формирование певческих гласных на переходном и верхних участках диапазона происходит путем такой же маскировки особого звука. Называемого «нейтральным гласным». Такой звук возникают при включении на максимум всех защитных механизмов голосообразования.
Специальные упражнения для механического удержания неизменного положения артикуляторных органов:
-«Страшная сказка»;
-«Пальцы рук поставлены на щеки и вдвинуты между верхними и нижними зубами..»
(очень эффективно для постановки звукообразования) ;
-«Кот-воркот» - штро-бас (вибранта голосовых складок, формирование грудных вибрационных ощущений).
Дыхательные пути у детей по сравнению с емкостью легких относительно узки; диафрагма, межреберные и грудные мышцы в младшем школьном возрасте развиты слабо, и дыхание поэтому поверхностно. Наиболее целесообразным в пении является нижнереберное- диафрагматическое дыхание: оно благоприятствует ощущению опоры звука, овладению механизмом дыхания, необходимым для формирования плавного длительного звучания. Для исполнения всякого рода динамических оттенков, способствует правильному певческому положению гортани
(- при дыхании не поднимать плеч;
- брать дыхание нижней частью грудной клетки).
Большое внимание при обучении пению уделяется вокальной дикции. С момента. Когда учитель предлагает спеть звук, в работу вовлекается артикуляционный
аппарат. Главный недостаток детской дикции состоит в вялости артикуляционных движений. Наоборот, при слишком энергичной работе внешних органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти) получается излишне открытое, малоприятное звучание гласных. Одним из условий приобретения навыка правильного открывания рта при пении является снятие излишних, тормозящих движении й и напряжения ненужных в работе мускулов. Для этого выполняются упражнения из артикуляционной гимнастики
(В.В.Емельянов «фонопедический метод» стр.32, 5-6 упражнений . выполнять каждое по 4раза).
Добиваясь протяжного исполнения гласных, обращается внимание детей на короткое, собранное , четкое произношение согласных.
Одним из важнейших условий воспитания навыков пения является соблюдение правил певческой установки:
-прямое, без напряжения, положение корпуса и головы,
-расправленные и слегка оттянутые назад плечи ,
-свободно опущенные руки вдоль туловища вниз или лежащие на коленях.
Само существо исполнительских навыков учащихся любого класса (хора) -единство, слитность всех элементов звучания , подчинение личного общему –требует коллективной формы работы, хотя необходим и индивидуальный подход к учащимся.
Интонационная слаженность, умение чисто интонировать лежит в основе чистого строя, восприятие поющим высоты звука и точное его воспроизведение. Перед тем как воспроизводить звук. необходимо представить себе его будущее звучание (внутренний слух). Для воспитания внутреннего слуха важно научить их сознательному интонированию, основанному на понимании высотных и ритмических соотношений.
Этому способствует пение «а капелла» (пение без сопровождения).
Пение без сопровождения помогает выработке более сосредоточенного внимания поющего к звучанию своего голоса и хора в целом. Я широко использую в классах
практику пения «а капелла» как один из методов разучивания песен, пусть даже написанных с аккомпанементом.
Таким образом, взаимодействие всех элементов музыкально-хоровой работы приводит к определенному исполнительскому уровню и к выполнению аоспитательных задач, стоящих перед уроками музыки в коррекционной школе.
Литература:
1.Музыка. Ф.Ф. Фадин.
2.Ступеньки музыкального развития. Е.А. Дубровская.
3.Музыка. Г.С. Ригина.
4.Уроки музыки. Г.С. Ригина.
5.Развитие музыкальных способностей детей. М.А. Михайлова.
6.Фонопедический метод развития голоса. В.В. Емельянов.
7.Пение. Ю.Б. Алиев.