Открытый урок. Застывшая музыка (5 класс)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


5 класс

IV четверть

Раздел II «Музыка и изобразительное искусство»

Урок №2 Тема: Застывшая музыка.

Цель: Познакомить с гармонией в синтезе искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства. Архитектура - застывшая музыка. Получить заряд нравственности, добра и любви.

Задачи:

1. образовательная: дать представление о синтезе искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства; научиться распознавать формы древнерусского изобразительного искусства - икона (станковая живопись), мозаика и фреска (монументальная живопись); высшую духовную музыку и поэзию; символы форм в архитектуре; символы образов и цвета в живописи.

  1. развивающая: формирование нравственно - эстетического вкуса, мировоззренческий идей на мир, речевой компетенции и творческих способностей.

  2. воспитательная: прививать любовь к историческим памятникам русской культуры, к Родине.

Форма проведения урока: сообщении е и усвоение новых знаний,

беседа, закрепление, творческая работа, просмотр фильма.

Оборудование:

1. На доске эпиграф - художественно-педагогическая идея урока.

    1. Понятие: синтез, Евангелие, скиния, алтарь, базилики, свод, купол, крест, скит, келья, а капелла, фреска, мозаика, литургия, инок, иконостас, Канон, мафорий, хитон, готика, барокко, ампир, модерн.

    2. Телевизор, видеомагнитофон.

    3. Репродукции: храмы Симбирска, храмы Московского Кремля, скиния, первый храм царя Соломона, церковь Покрова на Нерли, Никольский скит на Валааме; икона Чудотворцу Николаю Угоднику, икона Симона Ушакова «Тайная вечеря».

    4. Стихи. В. Шамонин «Храм».

    5. Легенда «Соломон Премудрый».

    6. Слушание: «Рождество Твоё» - рождественское песнопение.

«Седе Адам». Валаамский распев, «Вечери Твоея» - распев.

П.И. Чайковский. Литургия «Иоанна Златоуста»: «Единородный Сыне», «Херувимская песнь», «Символ веры» (IV век), «Достойно есть», «Отче наш»

    1. Песни: «Берегите любовь», «Песня о нашем храме».

Методы обучения: интегрированный.

Организация урока: построение, вход в класс Э. Григ «Утро»; музыкальное

приветствие.

Ход урока

На доске эпиграф - художественно-педагогическая идея урока:

«Если человек равнодушен к памятникам истории - значит он равнодушен к своей стране...»

Д.С. Лихачёв

I. Сообщение темя и цели урока.

Слово учителя. Темя урока: «Застывшая музыка», она вмещает гармонию синтеза искусств: архитектуры, музыки, поэзии, изобразительного искусства. Синтез (греч. сл. - соединение, сочетание). Мы рассмотри гармонию синтеза искусств всесторонне, в целостности, в единстве для т ого, чтобы раскрыть высокий духовный смысл русского искусства и получить заряд нравственности, добра, любви.

Учитель: - Ребята, обратите внимание на эпиграф к теме урока (учитель читает). В конце урока вы мне скажите, как вы поняли смысл слов Д.С. Лихачёва.

  1. Сообщение нового материала.

Из века в век на Руси представление о высшей красоте, добре и гармонии связывали с храмом - олицетворением царства Божия на земле.

В храмовом искусстве - архитектуре и живописи, поэзии и музыке заключается «жизненная правда», которая содержится в Евангелие - главная книга христианства, познать которую русскому народу было суждено в конце X века, в историческое время Крещения Руси (988 г.).

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, всем разумением твоим; сия есть первая и наибольшая заповедь»;

Вторая подобная ей:

«Возлюби ближнего твоего как самого себя».

Эти слова Евангелия возвестили миру о рождении нового духовного идеала любви, дали надежду и утешение, указали путь к спасению человечества от насилия и ненависти.

Исполнение песни «Берегите любовь» (см. приложение).

Учитель: О каких заповедях говорится в песне?

Дети: - О любви к Богу.

- О любви к ближнему.

- Всех людей надо любить так, как мы любим себя.

- Любовь - это путь к спасению

Учитель: Молодцы! Эти высокие нравственные ценности оказали влияние на русское искусство, которое несло людям истину о двух порядках бытия - о сущности жизни и представление о добре и зле.

Киевская Русь стала духовным приемником Византии, сделав этот выбор она определила особенности развития древнерусского профессионального искусства - зодчества, литературы, музыки, живописи.

Храмы с древнейших времён составляли неотъемлемую часть панорамы города. Храм в городе - это пророк, говорящий о вечности, чей зов раздаётся среди шума современной цивилизации. Совсем другое звучание приобретает силуэт церкви на холме в окружении деревень, здесь гимн человека во славу Творца как бы сливается с гимном самого мироздания. Сельские храмы овеяны той же умиротворённой красотой, что и окружающий пейзаж.

На экране высвечивается репродукция церковь Покрова на Нерли.

Учитель: Это церковь Покрова на Нерли, она, словно сказочная невеста смотрится в воды среди притихших полей.

Облик храма создавался веками, и в каждую эпоху он приобретал свой неповторимый характер.

На экране высвечиваются репродукции с изображением города Симбирска: общий вид, Соборная площадь, Кафедральный собор, Спасский монастырь, храм Вознесения. Учитель читает стихотворение.

Белые церкви светлеются издали

Благовествуя о мире ином

Живы ещё проповедники Истины

Белым церквям нынче тысяча лет

Сколько всего за века перевидели?

О кладенцы неземной чистоты!

Не покорённые граждане вечности,

Белые церкви, святые кресты!

Учитель: - Ребята, в каком году отмечалось тысячелетие крещения Руси!

Дети: -В 1988 году.

На экране высвечиваются репродукции с изображении ем храмов Московского Кремля: Московский Кремль, Патриарший собор, Успение Пресвятой Богородицы, собор Благовещения Пресвятой Богородицы, собор Архистратига Михаила, храм преподобного Иоанна Лествичникова с колокольней «Иван Великий», храм Двунадесяти (двенадцати) апостолов, храм Положения Ризы Божией Матери во Влахерне.

Учитель: Ребята, посмотрите на репродукции многоглавых соборов, их семь. Они находятся в Москве на территории Кремля. Как выдумаете это много или мало?

Дети: Много.

Учитель: О чём говорит такое количество храмов?

Дети: - Большое количество храмов на территории Кремля говорит о высокой духовности людей, которые жили в далё1кие времена на Руси. - О любви русского народа к Богу.

Учитель: Высокая духовность и любовь - это то, в чём мы сейчас нуждаемся, чтобы:

- искоренить безразличие,

- бездушие,

- растопить лёд в душе людей, а также,

- противостоять жестокости нашего современного мира.

Учитель: Ребята, как выдумаете откуда взялся образ храма?

Дети: - Люди придумали.

- Проект архитектора.

Учитель: Образ храма не был придуман людьми, а был построен по Слову Божьему, об этом говорится в Библии, в книге «Исход». Пророк Моисей пребывал на горе Синай, и получил образ скинии.

Учитель показывает репродукции скинии и поясняет значение слова.

Скиния (гр. сл.) - шатёр, палатка. Она стала прообразом современного храма. Произошло это в 13 веке до Рождества Христова, когда Моисей по указанию Господа вывел израильтян из египетского плена.

На экране высвечивается репродукция с изображением - «Первый храм царя Соломона».

Слова учителя. Этот храм был построен в Иерусалиме за 1000 лет до того, как родился Иисус Христос, то есть до новой эры.

Учитель: Сколько лет назад был построен первый храм, если после Рождества Христова прошло 2000 лет?

Дети: Первый храм Божий был построен 3000 лет назад.

Учитель: Храм построен из белого известняка царём Соломоном. Отец Соломона - царь Давид, он написал наибольшее количество псалмов (песнопения) для Псалтиря. Царя Соломона называли Премудрым. Русский народ сложил много сказок, песен и былин.

Учитель читает. Легенда «Соломон Премудрый».

Однажды царь, молясь услышал голос: «Проси, чего пожелаешь». Соломон отвечает «Господи не прошу славы, не прошу богатства, но прошу мудрость, чтобы правильно управлять моим народом!»

Богу понравилась эта просьба, так как Соломон просил не для себя, а для народа.

После распятия Иисус Христос сошёл в ад и вывел оттуда людей верующих в Него, кроме Соломона. Иисус Христос сказал Соломону, чтобы тот сам избавился от ада своими премудростями.

Думал, думал Соломон и стал плести верёвку. Подходит к нему маленький чертёнок и спрашивает, для чего Соломон её плетёт.

Соломон отвечает: «Будешь много знать, будет старше своего дедушки Сатаны». Приходит чертёнок на следующий день к Соломону, а Соломон размеряет ад верёвкой. Чертёнок спрашивает, «Что это ты делаешь Соломон?»

А Соломон отвечает: здесь будет монастырь, здесь будет храм Божий. Испугался чертёнок и убежал к дедушке Сатане.

Сатана и выгнал Соломона из ада.

Учитель: Как называется легенда?

Дети: - Легенда называется «Соломон Премудрый».

Учитель: За что Соломон построил храм Богу?

Дети: - За мудрость, которую Бог дал Соломону.

На экране ещё раз высвечиваются храмы Симбирска, семь храмов Московского Кремля, церковь Покрова на Нерли, храм Соломона. Учитель читает стихотворение В. Шамонина «Храм».

Светлым облаком сияет

На горе воздушный храм.

Точно с озера взлетает

Белый лебедь к небесам.

Там, меж сосен изумрудных,

Блещет озера хрусталь.

Как молитва в звуках чудных

Звон церковный льётся в даль...

Учитель: Ребята, с кем поэт сравнивает церковь?

Дети: - Поэт сравнивает церковь с белым лебедем.

Учитель: Ещё раз обратите внимание на репродукции церквей.

Какого они цвета.

Дети: - Белого.

Учитель: Белый цвет означает чистоту, в которой прибывает Христос.

Храм - это зеркало мира, а он отражает внутренний мир; стоится на возвышенности, чтобы был виден всем, обязательно соблюдается ориентация по сторонам света:

Восток - это алтарь (лат. сл. жертвенник), небо, жизнь, возрождение. Запад - это земля, смерть, видимое бытие. В храм мы входим с запада.

Слушаем «Рождество Твоё» - рождественское песнопение.

Учитель: Какое песнопение по характеру?

Дети: - Весёлое

- Радостное.

- Праздничное.

- Торжественное.

- Славят Иисуса Христа.

Учитель: А как славят Иисуса Христа?

Дети: - В рождественском песнопении Иисуса Христа называют «Солнце правды».

Учитель: Кто исполнял? Дети: - Исполнял женский хор.

Символы форм.

В архитектуре существует символика форм, по которым строились храмы:

- в виде круга - символ вечности бытия Божиего, ведь круг не имеет начала и конца. [pic]


- в виде креста, на котором был распят Иисус Христос. [pic]

- в виде восьмиугольника - символ звезды царя Давида. [pic]



[pic]

- в виде прямоугольника. Символизирует корабль «Града Божия», плывущего по волнам истории; символ ковчега, на котором спасся Ной от волн страстей и грехов во время потопа. Форма «корабля» - это широко распространённый тип композиции православных храмов базилика. Базилика (лат. гр. царский дом) - прямоугольные постройки с рядом колонн, разделяющих помещение на «нефы» или «корабли». Наружному декору базилики уделялось мало внимания, зато внутри украшали мрамором и мозаикой.

Архитектура храма стала символом одухотворённого мира, она предназначена для народа и одновременно является «космическим ковчегом» для пребывающего в нём Творца.

Свод (потолок) - означает «твердь небесную», образ Вседержителя, лики ангелов и святых, евангельские сюжеты - всё это соединилось в единую симфонию.

Купол («маковка») - напоминает, что в этом мире христианская душа, словно «шлем воина», должна сохранять святую православную веру.

Крест - символ православного искусства, символ победы жизни над смертью.

Крест традиционно является завершением куполов православных храмов, их количество символично.

Послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина:

Как жар крестами золотыми

Горят старинные главы

Ах, братцы!... как я был доволен,

Когда церквей и колоколен,

Садов, чертогов полукруг

Открылся предо мною вдруг!

На экране высвечиваются репродукции с изображением храмов.

Учитель: Ребята, давайте посчитаем, сколько крестов изображено на куполах храмов.

Дети считают, учитель поясняет их значение:

  1. - во имя Иисуса Христа.

  2. - Иисус Христос (человек и божество).

  3. - Троица (Отец, Сын, Святой Дух).

  4. - евангелисты (Марк, Лука, Иоанн, Матфей).

  5. - Иисус Христос и евангелисты.

  6. - человек и божество; 4 евангелиста.

  7. - семь таинств: крещение, венчание, причащение, покаяние (исповедь), миропомазание, елеосвящение (соборование), отпевание.

  8. - Иисус Христос и 7 таинств.

  9. - девять ангельских чинов.

  10. - Иисус Христос и 9 ангельских чинов.

  11. - человек и божество; 9 ангельских чинов.

  12. - двенадцать апостолов.

  13. - Иисус Христос и 12 апостолов.

На экране высвечиваются репродукции: «Никольский скит на Валааме» и икона Чудотворцу Николаю Угоднику.

Учитель: - Ребята, обратите внимание на репродукцию «Никольский скит на Валааме». Скит (греч.) - это небольшой уединённый монастырь из нескольких келей (лат. помещение) для монахов - отшельников. «Никольским» назван в честь Чудотворца Николая Угодника. На Руси так повелось, что каждой церкви, храму, собору, монастырю давали названия.

2. Музыка и поэзия.

Слушаем, сравниваем: Валаамский распев «Седе Адам» и распев «Вечери Твоея».

Валаамский распев «Седе Адам», означает «уходи отсюда». Имя Адам - это восходящий из земли, Ева - животворящая. Распев написан на библейский сюжет, когда Адам и Ева ослушались Бога вкусив запретный плод, Он разгневался и изгнал их из рая.

На экране высвечивается репродукция иконы Симона Ушакова «Тайная вечеря». Учитель рассказывает.

Учитель: Распев «Вечери Твоея» написан на библейский сюжет. Ночь над Иерусалимом. Город спит. В горнице (комнате) зажжены светильники. В печальном молчании сидят Двенадцать учеников Иисуса Христа.

«Один из вас предаст меня». Шёпот, испуганные возгласы: «Не я ли?..» Стремительно встаёт Иуда и ускользает в ночную тьму.

Апостолы разделили священную Чашу и Хлеб. Иисус Христос говорит о страданиях, которые ждут Его и даёт новую заповедь «любите друг друга, как Я возлюбил вас».

Тихо напевая пасхальный псалом, ученики один за другим покидают дом: при бледном свете луны выходят за ворота и углубляются в масличный сад Гефсимании, они расположились на ночлег. Иисус Христос молится: «Авва, Отче! Всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня...»

Тем временем стража пересекает по тропинке овраг. Впереди - Иуда. «Кого я поцелую, того и берите».

Слушаем распев «Вечери Твоея»

Учитель: Авторы этих распевов неизвестны. Бытовало мнение, что композитор пишет для Бога, а Бог и так знает его имя. Главным для них было передать музыку, которая бы напоминала небесное пение ангелов. - Какие распевы по характеру?

Дети: - Протяжные.

- Мелодичные.

- Плавные.

- Певучие.

- Напевные.

Учитель: Какие голоса исполняли распевы?

Дети: - Мужские.

Учитель: Ребята, а что ещё заметши?

Дети: Много распевов.

Учитель: Как распевались мелодии? Дети: - На гласные а, и, у.

Учитель: Как исполнялся распев под музыку или нет?

Дети: - Без музыки.

Учитель: Пение без музыкального сопровождения называется а капелла. Мелодию в распеве пели одну и ту же или разную?

Дети: - Одну и ту же.

Учитель: Как называется такое пение?

Дети: - Унисон.

Учитель: Сделаем вывод. Что же было характерно для распевов?

Дети: - Безымянность композитора.

- Мужской хор.

- Многораспевность.

- Хор пел одну мелодию (унисон).

- Распевы исполнялись без музыки (а капелла).

- Распевы были на сюжеты из Библии.

Учитель: Вспомните, кем был дан образ скинии?

Дети: Образ скинии был дан Богом и построен по слову Божьему.

Учитель: Ребята, при сотворении мира Бог сказал: «Да будет свет!» - это опять слово.

Обобщение: Главное было слово. Учение Иисуса Христа шло через слово. Основа церковных служб слово Божье, которое воплощено в высокой храмовой поэзии и музыки. И мы с вами получаем знание через слово.

По выбору учителя слушаем фрагменты песнопений П. И. Чайковский. Литургия «Иоанна Златоуста».

Литургия (греч.) - обедня. Совершается в предобеденное время.

Слушаем: «Единородный Сыне»

«Херувимская песнь»

«Символ веры» (IV век)

«Достойно есть».

«Отче наш».

В храмовом синтезе искусств музыка выполняет особую роль:

- тесная связь с текстом молитв,

- духовная красота,

- эстетическая красота,

- нравственная красота.

Учитель: Ребята, как вы думаете, храмы, слово Божие духовная поэзия и музыка являются памятниками истории?

Дети: Да.

Живопись.

Архитектура храма гармонично сочетается с живописью. Главной формой изобразительного искусства - это мозаика и фреска (монументальная живопись) и икона (станковая живопись).

Фреска (ит. свежий) - роспись стен водяными красками по сырой штукатурке; пришла к нам с приездом итальянских художников в 18 веке.

Мозаика (ит.< фр. «мерцающая живопись») - выкладывается кубиками, пластинками из стекла, мрамора, природных цветных камней.

Икона (гр. изображение) - это часть памятника архитектуры и искусства, отражение высшей красоты и реальности.

В 988 году Древняя Русь, став христианским государством перенимает от Византии православные традиции и иконопись. Зарождение русской иконописи связано с именем Алиния Печерского, инока (монаха) Киево - Печёрского монастыря (1114).

Иконотворчество на Руси было делом особенно почётным и считалось чрезвычайно ответственным, рассматривалось как подвиг, требующий от мастера соответствующей жизни: праведной, смеренной, поэтому писали иконы иноки.

Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, благословение духовного наставника и уединение. Труд иконописца сопровождался непрестанными молитвами не только личными, но всего монастыря.

4. Символика образов и цвета в живописи.

В живописи, как и в архитектуре, была символика, она так же была почерпана из библейских книг.

На экране высвечиваются репродукции икон из праздничного ряда иконостаса Казанского собора на Красной площади.

Иконостас (греч. икон «изображение, образ» - + - стасис «место, где стоят иконы») - ряд икон, отделяющий алтарное пространство от храма. Иконостасы бывают одноярусные и многоярусные - от одного до пяти рядов.

Мы с вами рассмотрим репродукции икон третьего яруса иконостаса Казанского собора на Красной площади, он носит название «праздничный», потому что здесь, в строгом соответствии с сюжетными и композиционными канонами (греч. правило) изображены главные православные праздники:

Рождество Христово

Сретение (встреча) Господня

Крещение Господне

Преображение Господне

Вход Господень в Иерусалим

Распятие

Воскресение Христово

Вознесение.

Учитель: Ребята, обратите внимание на репродукцию иконы, посвященную величайшему празднику - Рождеству Христову. Сколько различных событий вмещает её композиция: рождение младенца Иисуса Христа, его купание, появление Вифлеемской звезды, приношение даров волхвами. Такую икону можно «читать», словно текст Евангелия.

Евангелие (греч.) - благая весть о приходе на землю Спасителя, её сообщили людям евангелисты: Лука, Матфей, Иоанн, Марк.

Учитель: Ребята, какая цветовая гамма у репродукций икон?

Дети: Цвет белый, зелёный, жёлтый, красный, вишнёвый, синий.

Учитель: Белый - чистота, светлость, сияние Божественной славы.

Зелёный - юность, бодрость.

Жёлтый - златовидность.

Красный - пламенность, императорский сан.

Красный и белый цвет занимали исключительное положение.

Мафорий (покрывало) Божией матери писали вишнёвым, а одеяние – синим цветом.

У Иисуса Христа наоборот, хитон (рубаха) - вишнёвым, а мафорий - синим.

Иконопись - это мир образов, подчинённый собственным законам.

  1. Разучивание. «Песня о нашем храме». См. приложение.

  2. Творческая работа. Рисуем храм.

V. Закрепление.

Учитель: Какие формы храмов вы знаете?

Дети - в виде креста,

- в виде круга,

- в виде восьмиугольника.

- в виде прямоугольника.

Учитель: Как называется храм прямоугольной формы?

Дети: Базилика.

Учитель: Символика храма получила своё развитие в готическом искусстве.

Готика (соб.) - архитектурный стиль 12 века, характеризуется стрельчатыми арками и сводами, одела храмы в каменные кружева.

Барокко (ит. вычурный) - стиль, пришедший в конце 16 века на смену стилю Возрождения (Ренессанс) и развивающийся до середины 18 века. Внёс в церкви пышность, вычурность и живописность (контраст света и тени).

Ампир (фр. империя) - стиль позднего классицизма первая четверть 19 века, возникший во Франции в период империи Наполеона, для него характерны строгие монументальные формы.

Модерн (фр. новейший, современный) - конец 19 - начало 20 веков; характеризуется нарочитой причудливостью и надуманностью форм. Многочисленные храмы сооружались в неовизантийском и неорусском стиле. Незадолго до революции появились церкви, которые соединяли средневековые формы с модерном.

Учитель: Назовите композиторов и произведения, которые прозвучали на уроке.

Дети: - Музыка древнерусских композиторов, авторы неизвестны.

- Их произведения - это распевы «Седе Адам» и «Вечери Твоея».

- Музыка П.И. Чайковского из Литургии «Иоанна Златоуста»: - «Единородный сыне», «Херувимская песня», «Символ веры» (IV век),

- «Достойно есть», «Отче наш».

Учитель: Что дарит людям храмовое пение?

Дети: - Радость.

- Умиление.

- Утешение.

- Покой.

- Очищение.

- Любовь.

- Возвышенность.

Учитель: Ребята, как вы думаете храмовое действо возможно без архитектуры храма, Слова Божиего, живописи, песнопений?

Дети: Нет.

Учитель: О чём это говорит, какой сделаем вывод?

Дети делают вывод: Храмовое действо это синтез искусств. И ни одно искусство в храмовом действе друг без друга существовать не может. Архитектура храмов - это застывшая музыка!

Учитель: Молодцы! Вот какую веру «выбрал» нам князь Владимир. Ребята, на что ориентировался князь Владимир, когда «выбирал» веру для Руси?

Дети: - На красоту.

- На духовные, нравственные и эстетические ценности.

  1. Обобщение.

Обратимся к эпиграфу нашего урока:

«Если человек равнодушен к памятникам истории –

значит он равнодушен к своей стране ...»

Учитель: Какие памятники истории вы знаете?

Дети: - Колокола (Царь - Колокол, Успенский колокол)

- Колокольный звон (Благовест, двузвон, трезвон, набат, перебор, малиновый, Красный Лаврский перезвон).

- Архитектура храмов, их многообразие форм и стилей.

- Слово Божие

- Молитвы

- Духовная поэзия

- Духовная музыка.

Вывод учителя.

Памятники истории - это высокие духовные, нравственные и эстетические ценности, сущность жизни, наше наследие; это любовь, добро и зло, «жизненная правда», которая содержится в Библии.

Памятники истории - это стержень, сердцевина, основа русской культуры.

Учитель: Подумайте, какие нотки патриотизма незримо, но красной нитью прозвучали на уроке?

Дети: - Любовь к Родине, её наследию, культуре. Учитель: Ребята, назовите цель нашего урока.

Дети: Познакомиться с гармонией в синтезе искусств и получить заряд нравственности, добра и любви.

Учитель: Мы достигли цели урока?

Дети: Да.

  1. Подведение итогов.

Учитель: - Что нового узнали на уроке?

- Что вам больше всего запомнилось?

- В чём испытывали затруднения?

  1. Выставление оиенок.

Домашнее задание: Повторить «Песня о нашем храме».

Выход из класса под колокольные звон