Открытый урок по предмету «Вокальный ансамбль» 8 и 9 классов (14-15 лет)
"Урок выработки и закрепления умений и навыков»
Тема урока: Формирование вокальных навыков у подростков
Цель: закрепить ранее выработанные вокальные навыки, певческое развитие каждого участника коллектива, повышение вокальной техники.
Задачи:
1. формирование основных певческих навыков учащихся:
- певческая установка;
- певческое дыхание и опора звука;
- высокая вокальная позиция;
- точное интонирование;
- ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса;
- использование различных видов звуковедения;
- артикуляционные навыки.
2. формирование навыков ансамблевого пения;
3. развитие мелодического и гармонического слуха и умения слышать многоцветие музыкальной партитуры;
4. формирование музыкальной памяти;
5. формирование навыков певческой эмоциональности, певческой выразительности;
6. работа над сценическим воплощением произведения
7. добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания;
8. развитие мышления певца ансамбля.
Материально-техническое оснащение:
кабинет, оснащенный музыкальным инструментом (фортепиано)
аудио- видеаппаратура,
CD-диск,
микрофоны, усиливающая аппаратура
Ход урока:
Организационный момент
Краткая беседа с учащимся (учащимися) об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки педагога, тактильного контакта, ободряющей голосовой интонации;
Дыхательное упражнение по методике А. Н. Стрельниковой, как способ выработки определенного дыхательного навыка и «подстройки» учащихся под нужное педагогу эмоциональное состояние.
Изучение нового учебного материала
Этот этап делится на две части: работа над вокальными упражнениями и работа над музыкальными произведениями. Это связано со спецификой изучаемого предмета.
1 часть занятия
Вокальные упражнения.
Подростки 14-16 лет в основной массе имеют сформировавшиеся голоса. В этих голосах смешивают элементы детского звучания с элементом взрослого (женского) голоса.
Выявляется индивидуальный тембр. Расширяется диапазон до 1,5 – 2 октав. Звучание смешанное. Однако, это период мутации. Мутация у всех проходит по – разному. У девочек период мутации проходит сравнительно гладко, но все равно в этом возрасте надо пользоваться методом голососбережения.
Все вокальные навыки находятся в тесной взаимосвязи, поэтому работа над ними проводится параллельно. Естественно, каждое вокальное упражнение имеет цель формирования каких-то определённых навыков, но при его исполнении невозможно выпустить из внимания остальные. Это и является основной сложностью не только для маленького певца, но и для подростка – усвоить, что для достижения устойчивого результата, необходимо использовать абсолютно все знания, умения и навыки, полученные на занятиях.
1) Подготовка певческого аппарата к процессу фонации:
разогреть связки на естественном певческом тоне
выстроить интонационный слух
закрепить положение «зевка» в звукообразовании
закрепить систему певческого дыхания
подключить необходимые резонаторы
Пение закрытым ртом, губы разомкнуты, нижняя челюсть тяжелая, ощущаем округлость мягкого неба, распевание начинаем на примарных тонах согласно индивидуальности каждого голоса.
2) Развитие певческого дыхания:
упражнение развивает певческое дыхание
ровность певческого тона при смене гласных звуков
формирование правильной артикуляции гласных звуков
Пение упражнения в пределах «секунд» на разные слоги. Последний звук увеличивает продолжительность ровного, спокойного освобождения от дыхания в зависимости от его объема.
3) Упражнение на выравнивание регистров.
развитие кантилены (плавного звуковедения)
распределение дыхания на певческую фразу
свобода и полнота звучания
Упражнение поется на «legato», начиная от си – бемоль малой октавы по полутонам вверх на чередовании гласных и на ощущении «длинного смычка»
4) Упражнение на однохарактерность звучания гласных
избежать пестроты звучания по тембру, сохранить окраску для всех гласных
избегать чрезмерной артикуляции, стремиться к «ясности» и «полетности» звука
Упражнение поется на сочетании чередования слогов, где присутствует гласный и согласный звук.
Овладение техникой вокального искусства требует многолетней работы, поэтому на данном уроке проводится планомерная работа над формированием вокальных навыков, не предполагающая мгновенного результата.
2 часть занятия
Работа над музыкальными произведениями
Развитие мышления певца ансамбля – одна из основных задач. В вокальном коллективе должна быть создана атмосфера творчества, взаимопомощи, ответственности каждого за результат общего дела. Такая атмосфера способствует формированию личности ребёнка, помогает ему поверить в свои силы, воспитывает чувство товарищества, ибо именно в этом залог высоких художественных результатов вокального коллектива.
В соответствии с этими задачами в процессе работы необходимо прививать исполнителям следующие навыки:
осознавать свою партию как часть целого, слышать себя и своих партнеров в ансамбле;
достигать единства действий с другими участниками, держать интонационный строй;
подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля;
вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий;
развивать певческие навыки (устойчивое певческое дыхание на опоре, ровность звучания на протяжении всего диапазона голоса, эстрадная позиция, точное интонирование, певучесть, напевность голоса, четкая и ясная дикция, правильное артикулирование;
овладевать специфическими приемами, характерными для исполнения различных жанров популярной и джазовой музыки;
формирование и развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
навыки выразительного исполнения произведения;
навыки работы с текстом, в том числе, иностранным;
навык работы с фонограммой, микрофоном, вокально-усилительной аппаратурой;
навык исполнения с сопровождением и a”capello.
«Я с тобой» Музыка Ю.Остапенко, А.Лорак, С.Мищенко, слова А.Лорак,Н.Бровченко
исполнение нотного материала сольфеджио по партиям
исполнение нотного материала на гласные и сочетание гласных, работа в партиях
работа над стройным звучанием аккордов и интервалов
работа над фразировкой произведения
работа над динамикой произведения (нюансировка)
вычленение фраз с большими интервалами из музыкального текста и пение их в сочетании согласных и гласных звуков.
«Нарисую мелом, напишу: «Ухожу»» Музыка и слова Д. Козловского.
Добиться кантилены в исполнении, правильной фразировки, осмысления художественного образа, подвижности голосового звучания.
Пение нотного материала на гласные и сочетание гласных
Следить за строем в звучании аккорда
Слышать себя и своих партнеров в ансамбле, держать интонационный строй
Подстраиваться вокально, добиваясь единства манеры пения с другими участниками ансамбля, вести свой мелодический голос при одновременном восприятии звучания других партий
Работа над музыкальной фразой
Формирование и развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности
Работа над динамикой произведения (нюансировка).
Формой проверки достижения поставленных целей является исполнение музыкальных произведений в концертной форме, что является методом стимуляции учащихся к дальнейшей работе. Таким образом происходит мотивация учащихся на самостоятельную познавательную активность, а как же формируется желание учащихся к достижению поставленной цели.