министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
(внеаудиторной)
ПО МДК 01.01Методика преподавания по программам дополнительного образования детей в области музыкальной деятельности
специальность 44.02.03. Педагогика дополнительного образования
Шахты
2016
Организация-разработчик государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Шахтинский педагогический колледж», 346500, г.Шахты, ул. Шевченко, д. 151; тел. (8636) 22-26-50, факс (8636) 22-26-51.
Составители: Снежкова Татьяна Владимировна, преподаватель музыки высшей категории высшей категории
Рецензент: Кононова Надежда Петровна, преподаватель музыки высшей категории
Одобрено на заседании методического совета педагогики и психологии
Протокол №5
Председатель МС Елизарова В.А.
Пояснительная записка
Одной из важнейших стратегических задач современной профессиональной школы является формирование профессиональной компетентности будущих специалистов. Квалификационные характеристики по всем педагогическим специальностям среднего профессионального образования новых образовательных стандартов третьего поколения содержат такие требования, как умение осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использовать информационно-коммуникативные технологии для совершенствования профессиональной деятельности; заниматься самообразованием. Обозначенные требования к подготовке студентов делают их конкурентоспособными на современном рынке труда.
В этой связи, всё большее значение приобретает самостоятельная работа обучающихся, создающая условия для формирования у них готовности и умения использовать различные средства информации с целью поиска необходимого знания.
Программа среднего профессионального образования исходит из того, что должен знать и уметь обучающийся, а преподаватель базируется на реальной ситуации, на том, что действительно знают и умеют студенты. Следовательно, перед нами двуединая, но противоречивая по своей сути задача – с одной стороны, использовать все имеющиеся в нашем распоряжении возможности, чтобы развить познавательные интересы обучаемого, вывести его на новый уровень знаний, а с другой, сделать понятным, доступным материал, который опирается на фундаментальные знания.
Как же разрешить данное противоречие?
Одной из форм, помогающих решить проблему, являются продуманные и систематизированные, логически и целенаправленно разработанные задания и упражнения для самостоятельной работы студентов, в которых перед ними последовательно выдвигаются познавательные задачи, решая которые они осознанно и активно усваивают знания и учатся творчески применять их в новых условиях.
Это, в свою очередь, диктует структуру материала для самостоятельной работы, которая преследует цели:
1. Формирование умений и навыков выявлять общее и частное;
2. Формирование умений определять существенные признаки, сравнивать их и на этой основе делать обобщения;
3. Сопоставлять, отмечая общие и отличительные черты;
4.Строить доказательства на основе существенных признаков.
Материал для самостоятельной работы студентов должен конструироваться преподавателем по следующим принципам:
1. Необходим предварительный разносторонний анализ изучаемого материала с ответом на вопросы: Что дано? Как дано? Зачем дано? Почему именно так, а не иначе?
Что и как из материала необходимо использовать непосредственно, а что может быть использовано в преобразованном виде.
2. Определить способы логической и методической обработки материала.
3. Уточнить место темы в системе курса и общей системе обучения.
4. Выявить трудности для обучаемых, сопряжённые с индивидуальными особенностями, уровнем знаний и познавательной деятельности.
5. Подготовиться для решения следующих задач:
- формирование умений отделять понятное от непонятного, вычленять непонятное;
- формирование умений выделять внутренние связи между элементами явления;
- формирование умений вычленять главное.
6. При подборе и разработке заданий, упражнений исходить прежде всего из сравнительного анализа, придавая вопросам чёткое целевое направление, определяя предполагаемые ответы обучаемых.
7. Структура материала в целом должна чётко соблюдать принцип – от простого к сложному, от частного к общему.
Потребности побуждают личность искать пути их удовлетворения. Формирование у студентов познавательной потребности – одна из важных задач преподавателя СПО.
Систематическое усложнение заданий для самостоятельной работы стимулирует познавательный интерес, способствует активизации и развитию мыслительных процессов, формированию научного мировоззрения и коммуникативных умений.
Методы самостоятельной работы студентов:
- наблюдение за единичными объектами (ребёнком, педагогом);
- сравнительно-аналитические наблюдения;
- учебное конструирование (урока, занятия);
- решение учебных и профессиональных задач;
- работа с различными источниками информации»
- исследовательская деятельность.
Наблюдение за единичными объектами подразумевает более или менее длительное восприятие с целью выяснить отличительные признаки объектов.
Сравнительно-аналитические наблюдения стимулируют развитие произвольного внимания у студентов, углубление в учебную деятельность.
Конструирование заставляет глубже проникнуть в сущность предмета, найти взаимосвязи в учебном материале, выстроить их в нужной логической последовательности, сделать после изучения темы достоверные выводы.
Решение задач способствует запоминанию, углублению и проверке усвоения знаний студентов, формированию отвлечённого мышления, которое обеспечивает осознанное и прочное усвоение изучаемых основ.
Работа с источниками информации способствует приобретению важных умений и навыков, а именно: выделять главное, устанавливать логическую связь, создавать алгоритм и работать по нему, самостоятельно добывать знания, систематизировать их и обобщать.
Исследовательская деятельность – венец самостоятельной работы студента. Такой вид деятельности подразумевает высокий уровень мотивации обучаемого.
Данный подход к разработке материала для самостоятельной работы студентов позволяет творчески подойти к подготовке занятий, выявить возможности изучаемого материала, создавая тем самым условия для саморазвития личности студента.
Правильно организованная и постоянно направляемая преподавателем самостоятельная работа студентов способствует формированию у них навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, что обеспечивает непрерывность продвижения студентов от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который соответствует качественному овладению предметов. Это создает базу для самосовершенствования и саморазвития личности на протяжении всей последующей жизни.
Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы профессионального модуля:
МДК 01.01 Методика преподавания по программам дополнительного образования в области музыкальной деятельности:
- максимальная учебная нагрузка – 363 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 242 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 121час;
Целевые направления самостоятельной работы студентов
1.Для овладения и углубления знаний:
- составление различных видов планов и тезисов пот тексту;
- конспектирование текста;
- составление тезауруса;
- ознакомление с нормативными документами;
- создание презентации.
2. Для закрепления знаний:
- работа с конспектом лекции;
- повторная работа с учебным материалом;
- составление плана ответа;
- составление различных таблиц.
3. Для систематизации учебного материала:
- подготовка ответов на контрольные вопросы;
- аналитическая обработка текста;
- подготовка сообщения, доклада;
- тестирование;
- составление кроссворда;
- формирование плаката;
- составление памятки.
4 .Для формирования практических и профессиональных умений.
-решение задач и упражнений по образцу;
-решение ситуативных и профессиональных задач;
- проведение анкетирования и исследования.
Средства обучения – основа самостоятельной работы.
Какие средства обучения необходимы для организации самостоятельной работы?
Дидактические средства, которые могут быть источником самостоятельного приобретения знаний (первоисточники, документы, тексты художественных произведений, сборники задач и упражнений, журналы и газеты, учебные фильмы, карты, таблицы);
Технические средства, при помощи которых предъявляется учебная информация (компьютеры, аудиовидеотехника);
Средства, которые используют для руководства самостоятельной деятельностью студентов
( инструктивно-методические указания, карточки с дифференцированными заданиями для организации индивидуальной и групповой работы, карточки с алгоритмами выполнения заданий).
Разработка и применение средств обучения – это та сторона педагогической деятельности, в которой проявляется индивидуальное мастерство, творческий поиск преподавателя, его умение побудить студентов к творчеству.
Виды практических заданий для самостоятельной работы студентов
1. Составить опорный конспект по теме…
2. Сформулировать вопросы…
3. Сформулировать собственное мнение…
4. Продолжить фразу…
5. Дать определения следующим терминам…
6. Составить опорный конспект своего ответа.
7. Написать реферат.
8. Составить отчёт по теме…
9. Разработать алгоритм последовательности действий…
10. Составить таблицу с целью систематизации материала…
11. Заполнить таблицу, используя…
12. Заполнить блок-схему…
13. Составить тезаурусное поле по теме…
14. Смоделировать конспект урока по теме…
15. Смоделировать домашнее задание.
16. Сделать самоанализ практики: эффективность использования приёмов, методов и средств воспитания детей.
17. Осуществить аналитический разбор публикации по заранее определённой преподавателем теме.
18. Составить тематический кроссворд.
19. Составить план текста, конспект.
20.Решить ситуационные задачи.
21.Подготовиться к семинару, деловой игре.
Приёмы самостоятельной работы студентов.
1. Работа с учебником.
Для обеспечения максимально возможного усвоения материала и с учётом индивидуальных особенностей Студенов, можно предложить им следующие приёмы обработки информации учебника:
- конспектирование;
- составление плана учебного текста;
- тезирование;
- аннотирование;
- составление тематического тезауруса;
- выделение проблемы и нахождение путей её решения;
- самостоятельная постановка проблемы и нахождение в тексте путей её решения;
- определение алгоритма практических действий (план, схема).
2. Опорный конспект.
Зачастую педагог обучает от параграфа к параграфу, от пункта к пункту и лишь в конце темы пытается связать весь материал на
обобщающем уроке. Куда целесообразнее, даже с психологической точки зрения, дать студентам представление об изучаемой теме на первом уроке, искусно оформив её содержание как небольшой опорный конспект. Он нужен всем – и сильным, и слабым.
И тогда студенты не будут учиться сегодня, забыв выученное вчера и не зная того, что будет завтра.
Опорный конспект необходимо давать на этапе изучения нового материала, а потом использовать его при повторении.
Опорный конспект позволяет не только обобщать, повторять необходимый теоретический материал, но и даёт педагогу огромный выигрыш во времени при прохождении материала.
Педагогическое сопровождение самостоятельной работы студентов.
При анализе общей структуры дисциплины преподаватель заранее определяет:
- фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
- задания, направленные на формирование общеучебных умений;
- задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов;
- формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, бригадно-групповая).
В тематическом плане должны быть обозначены только основные виды и формы организации самостоятельной работы, отражающие логическую последовательность изучения материала.
Определить место самостоятельной работы на уроке – означает рассчитать время, необходимое для его выполнения. Наиболее эффективно эта проблема может быть решена при использовании дифференцированных заданий, определяющих нагрузку, которая соответствует индивидуальным особенностям студентов.
Самостоятельная работа, выполняемая студентами, должна отвечать следующим требованиям:
быть проделанной лично студентом или являться самостоятельно выполненной частью коллективной работы;
представлять собой законченную разработку или законченный этап разработки, в которых раскрывается и анализируются актуальные проблемы изучаемой дисциплины и соответствующей сферы практической деятельности;
демонстрировать достаточную компетентность автора (студента) в раскрываемых вопросах;
иметь учебную, научную и / или практическую направленность и значимость;
содержать определенные элементы новизны.
Для того чтобы самостоятельная работа студента была эффективной, необходимо выполнить ряд условий, к которым можно отнести следующие:
1.Обеспечение правильного сочетания объемов аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы.
2.Методически правильная организация работы студента в аудитории и вне ее.
3.Обеспечение студента необходимыми методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в процесс творческий. Учебно-методические и учебные материалы, разрабатываемые с учетом специфики самостоятельной работы студентов, должны отвечать следующим требованиям:
содержать рекомендации по срокам, объему и качеству усвоения материала с указанием учебных и научных изданий, используемых в этих целях;
включать вопросы для самоконтроля, проверочные тесты, контрольные задания, а также примеры оформления самостоятельной письменной работы;
должны оформляться таким образом, чтобы узловые моменты текста (дефиниции, идеи, концепции и т.п.) были выделены.
4.Контроль самостоятельной работы и мер, поощряющих студента за ее качественное выполнение. Коррективный контроль направлен на получение информации о состоянии процесса деятельности – способах выполнения студентом задания (их целесообразность, правильность, быстрота); затруднениях, возникающих в процессе работы, и причинах, порождающих их; уровне самостоятельности деятельности (приемы, эффективность).
Если преподаватель внимательно наблюдает за работой студентов, он может использовать приемы, направленные на корректирование их деятельности:
уточняет суть задания, добиваясь понимания его всеми, если оно является общим;
предупреждает о сложном моменте в процессе выполнения задания, чтобы предотвратить ошибку, допускаемую обычно большинством студентов;
предлагает сообщить или показать промежуточные результаты;
предлагает студентам самим контролировать свои действия.
Каждая работа завершается контролем конкретных результатов (положительных или отрицательных). Это дает возможность установить, в какой мере результаты соответствуют поставленной цели, насколько правомерна и целесообразна последовательность этапов работы. Выявляется общий итог работы, ее логика, оформление, т.е. конечная информация, без которой невозможно успешно прогнозировать дальнейший этап обучения.
Наиболее существенными показателями конечного результата являются:
достигнутый уровень знаний (полнота, обобщенность, оперативность, действенность);
достигнутый уровень умений и навыков;
индивидуальные и типичные пробелы в знаниях и умениях;
уровень самостоятельности (логика ответов, критичность, оригинальность, самоконтроль, творчество).
Констатирующая проверка, направленная на получение конечной информации, не ограничивается контрольной функцией. Можно так обобщить смысл констатирующей проверки:
выявление результатов деятельности непосредственно после ее завершения;
всесторонний анализ и учет общих итогов работы, диагностика уровня усвоения учебного материала;
стимулирование активности, интереса и самостоятельности студентов средствами контроля, создание положительного эмоционального фона контрольно-оценочной деятельности;
сравнение результатов контрольной самостоятельной работы с результатами предыдущей самостоятельной деятельности для диагностики изменения уровня обученности студентов.
В качестве форм отчета о самостоятельной работе могут быть представлены:
оценка устного ответа на вопрос, сообщения, доклада на практических занятиях;
решение ситуационных задач по практико-ориентированным дисциплинам;
конспект, выполненный по теме, изучаемый самостоятельно;
представленные тексты контрольной, курсовой работ и их защита;
отчет о прохождении практики (дневник практики), отзыв и квалификационная характеристика руководителя практики;
тестирование, выполнение письменной контрольной работы по изучаемой теме;
модульно-рейтинговая система оценки знаний студентов по блокам (разделам) изучаемой дисциплины, циклам дисциплин;
защита выпускной квалификационной (дипломной) работы;
статьи, тезисы выступления и др. публикации в научном, научно-популярном, учебном издании по итогам самостоятельной работы и научно-исследовательской работы, опубликованные по решению кафедры или факультета.
Правильно организованная и постоянно направляемая преподавателем самостоятельная работа студентов способствует формированию у них навыков самообразования, развитию критического мышления, коммуникативных и творческих способностей, что обеспечивает непрерывность продвижения студентов от начального уровня усвоения знаний, умений и навыков до уровня, который соответствует качественному овладению предметов. Это создает базу для самосовершенствования и саморазвития личности на протяжении всей последующей жизни.\
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №1 (4ч.)
Введение в курс методики преподавания по программам ДОД в музыкальной деятельности
Раздел I. Введение в курс методики музыкального образования
1.1 Цель, задачи и общая характеристика курса
Связь курса с философскими, общенаучными, специально-научными и музыкальными дисциплинами. Сущность понятий «методика», «музыкальное образование». Сущность методики музыкального образования в контексте методологии и теории преподавания музыки.
Музыкальное образование как единство обучения, воспитания и развития. Оценка состояния музыкального образования на основе трех взаимосвязанных критериев музыкальной культуры: музыкального опыта, музыкального восприятия и музыкально-творческого развития.
Методика музыкального образования как совокупность форм, видов, методов и средств, направленных на достижение цели, задач, на усвоение учащимися личностно-значимого, художественно и эстетически направленного содержания музыкального образования.
Вопросы и задания для практических занятий
- Раскройте связь методики музыкального образования с другими науками и дисциплинами.
- Охарактеризуйте музыкальную культуру школьника как цель музыкального образования.
- В какой иерархии вы выстроили бы задачи музыкального образования, конкретизирующие его цель?
- Определите функции музыкального искусства и возможности их реализации в музыкальном образовании.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2004.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2002.
5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №2 (7ч.)
Методы музыкального воспитания
Методы музыкального образования
2.2.1 Понятие, функции и специфика методов, методик и технологий музыкального образования.
Понятие метода: в широком смысле слова как совокупности педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования; в узком смысле как приема, направленного на освоение музыкальных знаний, умений, навыков.
Специфика методов и средств музыкального образования, их направленность на развитие личности и творческих способностей учащихся.
Различные классификации методов музыкального образования. Характеристика методов по их связи с основными задачами музыкального образования:
а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке;
б) методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умения слушать и слышать музыку;
в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве.
2.2.2 Общепедагогические методы преподавания музыки
-по источнику знаний: словесные, наглядные (наглядно-слуховые, наглядно-зрительные), практические, работа с литературой, видеометод;
-по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка ЗУН;
-по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой;
-по дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (методы сравнения, обобщения, конструирования, планирования, исследовательские методы и т.д.).
Общепедагогические технологии в музыкальном образовании: личностно-ориентированные, проблемные и развивающие.
2.2.3 Специальные и инновационные методы музыкального образования:
-метод наблюдения за музыкой, метод убеждения и увлечения музыкой, метод импровизации (Б. Асафьев);
-метод сопереживания (Н. Ветлугина, Д. Кабалевский, А. Мелик-Пашаев)
-метод размышления о музыке (Д. Кабалевский);
-метод забегания вперед и возвращения к пройденному (Д. Кабалевский) или метод перспективы и ретроспективы (Э. Абдуллин) в процессе обучения;
-метод создания композиций (Д. Кабалевский, Л. Горюнова);
-метод музыкального обобщения (Э. Абдуллин) и три действия этого метода;
-метод эмоциональной драматургии (Д. Кабалевский, Л. Предтеченская, Э. Абдуллин);
-метод контрастных сопоставлений и метод уподобления характеру звучания музыки (О. Радынова);
-метод музыкального собеседования (Л. Безбородова)
-метод создания художественного контекста (Л. Горюнова);
-метод интонационно-стилевого постижения музыки (Б. Асафьев, Д. Кабалевский, В. Медушевский, Е. Критская) как общехудожественный метод, способствующий становлению «пытливого слуха» (Б. Асафьев) в художественно-познавательной деятельности (через метод наведения, интонационно-образные сопоставления);
-метод переинтонирования (В. Медушевский, Е. Критская);
-метод развития стилеразличения у подростков (Ю. Алиев);
-метод моделирования художественно-творческого процесса (В. Давыдов, А. Мелик-Пашаев, Л. Школяр) как универсальный и общий для искусства метод (углубляющий проблемный метод);
- метод «сочинения уже сочиненного» (В. Усачева, Л. Школяр), творчество учителя и учащихся на уроке музыки как педагогическая проблема;
-методы изучения крупных музыкальных произведений в школе (Д. Кабалевский, М. Красильникова);
-метод содержательного анализа инструментальных произведений (В. Школяр) (как практическое воплощение принципа моделирования художественно-творческого процесса, диалектико-драматургический в своей основе) и его практические «алгоритмы»;
-метод повторного восприятия музыкальных произведений (Д. Кабалевский, Л. Безбородова).
Вопросы и задания для практических занятий
- В чем заключается взаимосвязь методов музыкального образования с его задачами?
- В чем заключается специфика применения общедидактических методов в музыкальном образовании?
- Охарактеризуйте специальные и инновационные методы музыкального образования.
- Раскройте содержание метода эмоциональной драматургии на музыкальных занятиях.
- Используя методы музыкального образования, смоделируйте фрагмент музыкального занятия по видам деятельности: слушание музыки, вокально-хоровая работа, игра на детских музыкальных инструментах, пластическое интонирование.
Дифференциация содержания и методов музыкального образования в зависимости от:
особенностей регионального образования (знакомство учащихся с музыкальными традициями края, области, города, района, замечательными представителями культуры, фольклорными и профессиональными коллективами, детскими хорами, оркестрами и т.д.);
типов школ (общеобразовательная школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов художественного цикла, малокомплектная школа и пр.);
объема часов, отводимых на уроки музыки;
наличия систематических музыкальных занятий, начиная с первого класса;
уровня жизненного и музыкального опыта, способностей, интересов, музыкальных потребностей школьников;
программы по музыке, выбранной учителем (в том числе авторской).
Вопросы и задания для практических занятий
- Раскройте особенности регионального музыкального образования.
- Охарактеризуйте авторские программы музыкального образования.
- В чем заключаются особенности проведения занятий музыки в различных типах ДОД?
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2004.
3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2002.
4. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. - М., Просвещение, 2004.
5. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. - М., 1990.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3(9ч.)
Субъекты процесса музыкального воспитания школьников в системе ДОД: педагог, учащиеся, родители.
Вопросы для самостоятельной работы
Задание №1
Назовите общие и профессиональные компетенции педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности.
Раскройте сущность понятий «общие способности» и «музыкальные способности».
Какие из методов диагностики музыкального развития школьников Вам кажутся наиболее достоверными и эффективными?
Каким вы видите участие родителей в деятельности вокального ансамбля, клуба « Любителей музыки», инструментального ансамбля?
Задание №2.
Разработайте и проведите с сокурсниками ролевую игру «Родительское собрание» по теме «Музыкальное воспитание ребенка в семье».
Методические рекомендации
Предварительно для участия в игре в роли педагога подберите убедительные примеры из художественно или музыкальной литературы о роли семьи в развитии музыкальных способностей известных композиторов и исполнителей. Для участия в игре в роли родителей продумайте вопросы к педагогу по проблеме организации музыкального воспитания в семье.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2004.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2002.
5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4 (9ч.)
Тема № 4. Методика конструирования и проведения занятий в творческих коллективах и объединениях.
В отличие от общеобразовательной школы, процесс обучения в дополнительном образовании имеет свои, ярко выраженные особенности. Тот факт, что ребенок самостоятельно выбирает интересный для себя вид деятельности (а в случае с детьми младшего возраста выбор делают родители) – краеугольный камень, определяющий специфику дополнительного образования. Прежде всего, учебно-воспитательный процесс здесь менее жестко регламентирован. Это проявляется и в системе построения занятия (большая вариативность в выборе форм и методов работы, в т.ч. нетрадиционных), и в системе оценивания результатов деятельности обучающихся (мера успешности определяется относительно личностного роста каждого ребенка, а не относительно неких «средних норм»), и в более демократичном стиле взаимодействия между педагогом и детьми.
Однако, не следует думать, что дополнительное образование – хаотичный, спонтанный процесс. Количество документации, регламентирующей процесс обучения в УДОД, сравнимо с количеством документации в общеобразовательной школе. Каждое занятие проводится в соответствии с учебно-тематическим планом, являющимся частью образовательной программы.
Занятие имеет свои этапы:
- подготовительный (организационный момент, создание мотивации у учащихся),
- основной (как правило, либо сообщение новых знаний, формирование новых навыков и их закрепление, либо же этап целиком посвящен закреплению знаний, умений и навыков, полученных на предыдущих занятиях),
- итоговый (рефлексия, подведение итогов занятия, проверка полученных знаний, демонстрация полученных результатов).
В отличие от школьного урока, в дополнительном образовании зачастую отсутствует такой элемент занятия, как проверка домашнего задания. Однако, ряд педагогов, в силу специфики своей деятельности, используют домашние задания в своей практике.
Занятие в системе дополнительного образования – это прежде всего творческий процесс, а значит, вполне возможна и нетрадиционная структура: изменение традиционной последовательности этапов, оригинальные методики и формы обучения.
При подготовке занятия педагог прежде всего должен определить его место в структуре образовательной программы и поставить цель. Типичной ошибкой в данном случае может быть постановка нереалистичной для достижения цели (слишком глобальной, или недостижимой в силу отсутствия у детей некоторыхнеобходимых знаний, навыков, возможностей). Цель должна быть сформулирована конкретно и четко. По возможности, цель должна включать в себя не только обучающий, но и воспитательный и развивающий компоненты (это часто упускается из вида). Из цели вытекают задачи занятия – обучающие, развивающие, воспитательные.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности обучающихся в образовательном процессе
Подводя итог, можно отметить, что дополнительное образование в силу своей специфики и благоприятных возможностей, проистекающих из этой специфики (большая степень свободы, меньше формализма) должно быть прежде всего направлено на развитие личностно-смысловой сферы ребенка в целом. Это формирование мировоззрения, адекватной системы ценностей, развитие положительных личностных качеств
Вопросы для самостоятельной работы
Моделирование занятия с младшими школьниками слушания музыки.
Моделирование занятия со старшими школьниками слушания музыки.
Моделирование занятия с вокальным коллективом для младших школьников.
Моделирование занятия с вокальным коллективом для старших школьников.
Разработать занятие ансамбля детских музыкальных инструментов.
Составьте технологическую карту занятия вокального ансамбля (тема по выбору студента). Проведите фрагмент занятия, демонстрируя профессиональные и общие компетенции. («Из чего наш мир состоит» Музыка Б. Савельева, слова М. Танича)
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2004.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2002.
5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5 (4ч.)
Тема№5. Требования к организации пространства учебного кабинета в системе ДОД.
Методические рекомендации по созданию презентации.
Логическая последовательность создания презентации:
- структуризация материала,
- составление сценария презентации,
- разработка дизайна презентации,
- подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
- проверка на работоспособность всех элементов презентации,
- общее количество слайдов не должно превышать 20 – 25,
- не стоит перегружать слайды различными спецэффектами,
- на уровень восприятия материала большое влияние оказывает цветовая гамма слайда, поэтому необходимо позаботиться о правильной расцветке презентации, чтобы слайд хорошо «читался», нужно чётко рассчитать время на показ того или иного слайда.
Учебный кабинет должен соответствовать требования Сан Пина, требования техники безопасности к проведению занятий музыки.
Самостоятельна работа.
Разработать презентацию учебного кабинета музыки для: вокально-хоровых занятий, слушания музыки с учетом требований Сан Пина, требования техники безопасности к проведению занятий музыки.
Литература
1. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. Методика музыкального образования. – М., Музыка, 2006.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования. - М., Академия, 2004.
3. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
4. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М., Академия, 2002.
5. Школяр Л.В. Теория и методика музыкального образования детей: Научно-методическое пособие для учителя музыки и студентов средних и высших учебных заведений. М.: Флинта-Наука, 1999.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6 (8ч.)
Тема 6. Виды учебной документации в системе ДОД, требования к оформлению.
Существует большое количество видов учебной документации, которые условно можно разделить на две группы: первую – основную и вторую – дополнительную. Если говорить о важности тех или иных материалов, то здесь вопрос нужно рассматривать по степени необходимости в данный момент. Есть, например, документация, которую нужно иметь педагогу уже до начала организованного образовательного процесса, а есть такая, которую можно разработать в ходе реализации образовательного процесса. Рассмотрим это на примерах.
К основной учебной документации относятся [link] республиканский портал «Профессиональное образование».
1