Конспект урока .ТемаМузыка и литература.Поэты и писатели о музыке и музыкантах 5класс

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


[link] >.

(Обратить внимание на то, что для писателя «музыка», «природа», «роль человека»)

Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее.
Экран
– А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
– В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства?
Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни.  Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении...

Вывод.

Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением  для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений  из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.
Удрас А.Ф.

Основная тема  произведений  – тема Родины. Но с чего начинается любовь к стране? …С малой родины – с любви , к дому, друзьям…
*ритмическое упражнение « Во поле береза стояла»

*Упражнение на дыхание, звук А,У

Повторение песни «Моя Россия»

подсчитайте


Спасибо, ребята, за активную работу, за ваши откровенные размышления.

Урок направлен на выявление многосторонних связей музыки и литературы. Звучание музыки русского композитора Г.В. Свиридова, знакомство с творчеством поэта С. Есенина и  писателя В.П. Астафьева воспитывают чувства любви, уважения к родному краю, образ которого проходит в произведениях разных видов искусств на уроке.Особое внимание уделяется интонационному сходству, единству средств выразительности двух видов искусств. Важно, что учащимся предстоит почувствовать себя в роли «композиторов», стать «соавторами», попытаться импровизировать, подбирать необходимые средства музыкальной выразительности, как бы «вслушиваясь» в текст С. Есенина. Учащиеся будут сопоставлять поэтический текст с музыкальным, обращать внимание на тембровую красочность смешанного хора и симфонического оркестра, на их выразительные возможности.  Еще Песталоцци говорил: «Каждый узнает лишь то, что сам попробует сделать».

Важно обратить внимание учащихся на то, что не только  поэт помогает музыканту создавать художественный образ, вдохновляет своим творчеством на создание музыкального произведения, но и музыкант обогащает своей музыкой поэзию, делая ее более выразительной, наполняя ее эмоциональностью.

В рассказе «Слово о мастере» В.П. Астафьев обращает внимание на значимость музыки в жизни человека. Автор дает ответ на  вопрос о роли музыки в творчестве поэтов, писателей.

В ходе урока происходит развитие творческого потенциала, ассоциативного мышления, воображения через «собственное» участие в музыкальной деятельности; решаются разного рода образовательные и воспитательные задачи.

В результате учащиеся приходят к выводу о неразрывности  музыки и литературы, находят общее для двух видов искусства и подчеркивают значимость музыкального искусства для творчества поэтов.





































Откровенье вечной красоты



Человеческая культура основана на единстве истины, добра и красоты. Принято считать, что истина — удел науки, добро — религии, красота принадлежит искусству. Однако в искусстве их неразрывная связь выступает особенно отчетливо.



В художественных произведениях люди издавна воплощали свое представление об идеальной красоте.



Через века дошли до нас прекрасные женские образы: Нефертити, жены египетского фараона, и Афродиты, греческой богини любви; исполненное скорби, одухотворенное лицо Богоматери и таинственно улыбающейся Джоконды. Все они разные. Но каждый из них представляет собой образ-символ красоты на все времена.



CXI в. известна молитва «Аве, Мария». Радуйся, Мария, благодати полная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего — Иисус. Святая Мария, Матерь Божия, молись о нас, грешных, ныне и в час смерти нашей. Аминь.



«Аве, Мария» (лат.Ave, Maria), «Радуйся, Мария» — католическая молитва к Богородице. Эту молитву называют также ангельским приветствием или angelicosalutatio, так как ее первая фраза представляет собой приветствие архангела Гавриила, обращенное им к Пресвятой Деве в момент Благовещения.



На текст молитвы написано много музыкальных произведений. Среди авторов музыки: Палестрина, И.-С. Баха - Дж. Каччини, Ш. Гуно, А. Дворжак, Дж. Верди. Широко известно произведение «Аве, Мария» Ф. Шуберта на слова В. Скотта.



В православии молитве «Ave, Maria» соответствует Песнь Пресвятой Богородице.



Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Рассмотрите репродукции, прочитайте молитвы, послушайте и исполните старинные песнопения, романсы, в которых воплощен образ Девы Марии.

Послушайте и сравните григорианский хорал (молитву) «Ave, Maria» с музыкой разных композиторов. Что их объединяет? Каковы особенности воплощения этой молитвы в музыке каждого из композиторов?

Послушайте молитву Песнь Пресвятой Богородице. Как она звучит во «Всенощной» П. Чайковского и С. Рахманинова?