ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ВОКАЛУ
преподавателя МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета О.Н.Винницкой
с вокальным ансамблем «Вариация»
(состав ансамбля: Бучинская Дарья, Володина Екатерина, Шевелева Юлия, Хотченкова Александра, Абужарова Анастасия)
14 октября 2016 года
МКУДО «ДМШ №2» г.Тайшета
кабинет №6
Тема урока: «Работа в классе эстрадного вокала с вокальным ансамблем».
Цель урока: Создание условий для формирования основных навыков вокального ансамбля.
Задачи:
Обучающие:
- обучение основам музыкальной грамоты, включающие изучение различных интервалов и трезвучий, а также цепочки септаккордов;
- формирование навыков работы с фонограммой, микрофоном, акустической аппаратурой;
- обучение специфическим приемам, характерным для различных жанров популярной и джазовой музыки;
- формирование навыков определения качества певческого тона (темного, светлого, открытого, приоткрытого, высокой и низкой позиции звука) и его воспроизведения;
- обучение правилам охраны и гигиены голоса;
- создание коллектива единомышленников.
Развивающие:
- развитие музыкального слуха и музыкальной памяти;
- развитие тембра голоса как одного из главных средств вокальной выразительности;
- развитие чувства метра, темпа, ритма;
- развитие умения ориентироваться в многоголосии;
- овладение исполнительскими навыками;
- развитие формирования единой манеры исполнения в работе с вокальным ансамблем;
- развитие вокально-технических навыков (работа над звукообразованием, дыханием, дикцией, штрихами);
Воспитательные:
- формирование бережного отношения к слову, навыков работы с текстом, в том числе, иностранным;
- воспитание художественного и музыкального вкуса;
- умение слушать пение, исполняемое другими певцами и ансамблем в целом;
- развитие умения использовать полученные знания и навыки в организации самостоятельной работы;
- расширение кругозора в области ансамблевого исполнения с элементами трех-четырехголосия.
Оформление класса:
Музыкальный инструмент – электронное фортепиано.
Наглядные пособия: методические разработки, папка с благодарственными письмами, грамотами, дипломами о выступлениях обучающихся, результатах различных конкурсов, статуэтки.
Технические средства: акустическая система, ноутбук.
План урока:
1. Вступление – 3 мин.
2. Вокальная распевка – 10-12 мин.
3. Разбор партий с участницами вокального ансамбля – 10 мин.
4. Работа над произведением – 15 мин.
5. Обобщение урока – 2 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
I. Вступление
Учитель: Добрый день! Сегодня мы проводим открытый урок в классе вокала и приглашаем Вас окунуться в волшебный мир музыки, песен и звуков.
Как проходят уроки в нашем классе Вам покажут преподаватель по классу вокала Оксана Николаевна Винницкая и участницы вокального ансамбля «Вариация»: Бучинская Дарья, Володина Екатерина, Шевелева Юлия, Хотченкова Александра, Абужарова Анастасия.
На начальном этапе вокального воспитания закладываются основные навыки пения: интонирование, вокальная техника, ансамблирование. Всем этим мы и занимаемся на занятиях. Давайте вместе вспомним, что же такое ансамбль?
Ученицы отвечают: В переводе с французского ensemble – «вместе, сразу в одно время». В музыке ансамблем называют художественную согласованность.
Учитель (дополняет): 1. Ансамбль – согласованность, стройность. 2.Ансамбль - исполнительский коллектив (певцов, музыкантов).
Главной задачей сегодняшнего урока является разбор на партии выбранного вокального произведения. На предыдущем уроке участникам вокального ансамбля было дано домашнее задание: послушать и выучить основную мелодию песни «Ходит песенка по кругу» слова: М.Танича и И.Шаферана, музыка: О.Фельцмана. Для того, чтобы хорошо ориентироваться в гармонической последовательности аккордов произведения, необходимо отталкиваться от частого прослушивания произведения, операясь на музыкальный слух и память, а также на основу вокальной мелодии (основной темы) произведения.
Первоначальным условием для эффективного результата в работе вокального ансамбля является звук. Не думайте, что ансамблевый звук хорошего качества (насыщенный и слаженный) может быть легко достигнут. Этот звук достигается выносливым, упорным трудом, систематических упражнений в течение многих месяцев.
II. Вокальная распевка
Учитель: Прежде чем перейти непосредственно к распевке, необходимо сделать упражнение на дыхание.
Певческое дыхание требует постепенного развития, систематической тренировки. Пользоваться носовым дыханием полезно, для сохранения здоровья и предупреждения расстройства голоса.
При использовании ряда упражнений мы ощущаем мышцы диафрагмы и мышцы живота. Мышцы диафрагмы нам необходимо тренировать для пения, так как мы пользуемся диафрагмальным дыханием, при котором активна диафрагма и мышцы брюшной полости.
(обучающиеся делают упражнение на укрепление мускулов диафрагмы – вдыхают и выдыхают с возрастающим и убывающим ритмом – вдох через нос, а выдох через рот).
Вдох при исполнении вокального произведения должен быть беззвучным, активным, глубоким, с ощущением «полузевка». Ведь в момент «зевка» поднимается мягкое нёбо, что способствует формированию объемного звукоизвлечения.
(обучающиеся выполняют упражнение на формирование объемного звука – сомкнутыми губами воспроизводится звук «М» с использованием штриха non legato по нотам до до ре ре до).
Внимание в этом упражнении необходимо сосредоточить на диафрагме, чем сильнее акцент на каждый звук, тем ощутимее тяжесть на диафрагме. Тренируем опору дыхания.
Выдох при пении должен быть продолжительным, экономным и плавным (без скачков и срывов). Используем кантиленное пение.
Кантилена – непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него.
В следующем упражнении – высокий звук нужно брать без подъезда, сразу «сверху», затем, спускаясь вниз не терять высокую позицию звука с первой ноты «нанизывая» один звук на другой в плавном движении.
(обучающиеся выполняют упражнение – хорошо открытым звуком на гласные буквы воспроизводится чередование слогов «МА» «МО» «МЭ», довольно продолжительно, тренируется навык плавного, ровного выдоха, а также звукообразования и звукоизвлечения на штрих legato по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).
А теперь закрепляем навыки диафрагмального дыхания в пении. Вокальный педагог А.Умберто Мазетти, часто говорил своим ученикам: «Радуйтесь в пении. Лицо должно быть во время исполнения счастливым. Пение – это радость. Следите за выражением глаз – они выражают внутреннее состояние. Глаза должны улыбаться, расцветать». «Пение должно быть не мучением, а радостным физическим и творческим процессом».
Что же касается непосредственно вокальных распевок. Их исполнение не должно быть механическим, формальным, лишенным музыкальной формы. Нужно обращать внимание на точное воспроизведение интонационного и ритмического рисунка.
1) Поем звук «Р» (рычание) – звук тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы приоткрыты на «улыбке». Это упражнение помогает ощутить «опору звука», развить артикуляционный аппарат, расслабить гортань, мышцы шеи (исполняется по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до с использованием штриха legato).
2) С использованием следующей распевки достигается чувство глубокой опоры звука, формирование ясного, яркого, близкого, более узко сформированного, но вместе с тем объемного звукоизвлечения. Посыл звука должен приходиться в корни верхних зубов. (исполняется по нотам до-ре-до-ми-до-фа-до-соль-до с использованием штриха staccato, чередованием слогосочетаний «ЗА» «ЗИ»).
Дикция – четкое, внятное произношение букв, слов, предложения, фраз. Дикция в пении должна быть разборчивая, понятная. Четкое, внятное произношение зависит от активной работы артикуляционных органов (губ, языка, мягкого неба, нижней челюсти, глотки). Вот поэтому нам необходимо тренировать артикуляционный аппарат в следующий упражнениях:
3) распевка «От топота копыт пыль по полю летит» в быстром темпе (исполняется по нотам до-ре-ре-ми-ми-фа-ми-ре-ре-до-до-до).
4) распевка «Рики-тики-рики-тики-та» в быстром темпе (исполняется по нотам до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до).
Особо важными на уроках вокального ансамбля являются вокальные распевки непосредственно связанные с развитием музыкальной памяти и слуха, умением ровно и точно исполнять заданную партию в произведении, каждому, отдельно взятому участнику ансамбля. Существует ряд таких распевок:
- распевка на четырехголосие по основным степеням септаккорда (I, III, V, VII ступени) (исполняется по нотам до-ми-соль-си бемоль на штрих legato на гласную «А» продолжительно);
- распевка на четырехголосие по ступеням секстаккорда (I, III, V, VI ступени)
(исполняется по нотам до-ми-соль-ля на штрих legato на гласную «И» продолжительно);
- распевка на четырехголосие по основным ступеням уменьшенного или полууменьшенного септаккорда (I, III, V, VII ступени) (исполняется по нотам до-ми бемоль-соль бемоль-си дубль бемоль на штрих legato на гласную «А» продолжительно).
Данные распевки можно использовать в сочетании с хроматическими восходящими и нисходящими ходами на глиссандо.
III. Разбор произведения на партии
Как правило, разбором и составлением партий вокального произведения занимается руководитель вокального ансамбля (преподаватель). Однако, в старших классах обучающиеся класса вокала, имея большую практику и опыт работы, уже сами проявляют интерес и инициативу по предложению собственной партии, отталкиваясь от гармонического строя выбранного произведения.
В том случае, если разбором произведения на партии занимается преподаватель, он учитывает все возможности каждого участника вокального ансамбля в соответствии с классификацией голоса участника и диапазонными возможностями.
Существует два варианта разбора партий:
1) каждому участнику ансамбля предлагается письменный вариант партии;
2) каждому участнику ансамбля предлагается диктофонная запись его партии.
Существует еще один вариант разбора партий – разбор партий, который производится непосредственно с участниками ансамбля в настоящее время, то есть на занятии в классе. Это наиболее эффективный метод работы для развития музыкального слуха обучающихся в классе вокала.
Учитель: Сегодня мы разберем на партии песню «Ходит песенка по кругу» слова: М.Танича и И.Шаферана, музыка: О.Фельцмана. Разбор песни будет происходить непосредственно на занятии. Данный метод способствует развитию музыкальной памяти и слуха обучающихся, он хорошо зарекомендовал себя в классе вокала нашей музыкальной школы и дает положительные результаты.
(на занятии выбирается солист произведения, который исполняет основную партию, в соответствии с вокальными и диапазонными возможностями между участниками ансамбля распределяются вокальные партии).
IV. Работа над исполнением произведения
Исполнение произведения диктует выполнение следующих задач:
- правильная передача художественного образа и смыслового содержания;
- фразировка и ритмические нюансы в соответствии с замыслом;
- логические ударения (акценты);
- кульминация.
Участники вокального ансамбля в процессе занятия должны разобрать и выучить партии песни «Ходит песенка по кругу» слова: М.Танича и И.Шаферана, музыка: О.Фельцмана. Их задача, четко следовать гармонической последовательности и интервальных соединений между партиями. Очень ровно, в одинаково выбранной манере, без фальши исполнить собственную партию, не выделяясь из основной части участников, и самое главное, не подавляя собственной партией сольного исполнителя основной мелодии произведения.
В большинстве случаев, петь в составе ансамбля не основную партию тяжелее, чем основным голосом. Потому что, когда вы поете соло, как правило не волнуетесь за других, так как, они должны следовать за вами. На самом деле петь в ансамбле (бэк-вокале) намного сложнее, потому что бэк-вокалисту нужно следить за всем, и в добавок нужно настраивать голос, так что бы мелкие минусы соло-вокалиста прошли незаметными.
Прислушиваться – самое главное в пении бэк-вокала. Гораздо более важно гармонировать а не оставаться в тени или выделяться в толпе. Не время для выделения, вы должны окрашивать и подчеркивать пение соло-вокалиста. Лучший бэк-вокалист - тот, который фактически остается незамеченным во всей теме в целом. Иногда люди не могут даже вспомнить, был ли вообще на фоне бэк-вокал или нет. В таком случае считается, что вы сделали вашу работу.
V. Обобщение урока
В заключительной части занятия подводится итог совместной работы участников вокального ансамбля, делаются выводы о том, что получилось, и какие ошибки были допущены и как их можно избежать, предупреждая ошибки в дальнейшем. Обучающиеся должны уметь анализировать собственное исполнение в составе ансамбля для того, чтобы достигнуть положительных результатов на уроках вокала.
Учитель: Подводя итоги урока, хотелось бы отметить следующее:
цель урока достигнута, поставленные задачи выполнены. Урок прошел в доброжелательной обстановке. Атмосфера урока была творческой, участники вокального ансамбля «Вариация» активно работали, вступали в беседу, с энтузиазмом выполняли задания, грамотно использовали в работе знания и умения, полученные ими ранее на занятиях. Поведение участниц ансамбля говорит о том, что они относятся к предмету с интересом.
VI. Домашнее задание
При исполнении песни «Ходит песенка по кругу» необходимо:
- уметь ориентироваться в тональности при прослушивании оригинала песни, отталкиваясь от основной мелодии произведения исполнять собственную партию точно, без фальши;
- следить за ровным звукоизвлечением каждой фразы, дикцией и артикуляцией;
- грамотно расставить логические ударения (акценты);
- следить за правильным интонированием партии при использовании фонограммы «минус один», поддерживая собственное исполнение игрой на инструменте (клавишные);
- при исполнении партии использовать мягкую атаку звука.