Методическая разработка для выпускников музыкальных школ. Предмет Музыкальная литература.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


ВОПРОСЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ К ЗАЧЁТУ:

  1. Жанр – это род, вид музыкального произведения.

  2. Период - наименьшая музыкальная форма, состоит из 2-х реже 3-х предложений. Периоды бывают повторного, неповторного строения, также существует период повторенный дважды и единого развития.

(Музыкальный пример: Шопен прелюдия A- dur, написана в форме периода повторного строения).

  1. Простая двухчастная форма – это музыкальная форма, состоящая из двух частей. Если части контрастны между собой, то буквенная формула будет звучать следующим образом АВ.

  2. Простая трёхчастная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх частей. Если части обозначить буквами, то получится следующая формула АВС.

  3. Простая трёхчастная репризная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх частей, где третья часть повторяет первую, буквенная формула АВА.

  4. Сложная трёхчастная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх частей, при этом каждая часть написана в какой либо простой форме.

Например: 1ч. 2ч. 3ч.

АВА АВ АВА.

Музыкальный пример: Чайковский цикл «Времена года» Июнь «Баркарола».

8. Сонатная форма – это музыкальное построение формы, которое состоит из трёх разделов:

1. Экспозиция - показ основных тем, Гл. п. в основной тональности П.п. в тональности ДОМИНАНТЫ.

2. Разработка – мотивная и тональная работа с Гл. п. и П.п.

3. Реприза – повторение первого раздела, но П.п. звучит в основной тональности.

Чаще всего в сонатной форме пишутся первые части сонат и симфоний.

  1. Форма рондо – с итал. рондо означает КРУГ, это форма состоит из рефрена – повторяющейся части и эпизодов чередующихся с ним.

Буквенное обозначение формы: RАRВRСR

Музыкальный пример: Глинка оп. «Руслан и Людмила» рондо Фарлафа.

Моцарт оп. «Свадьба Фигаро» Ария Фигаро «Мальчик резвый, кудрявый, влюблённый».

  1. Форма вариации – от лат variatio изменение – это музыкальная форма, состоящая из темы и её изменённых повторений.

Буквенная формула: А А1 А2 А3 А4 А5 и т.д.

Музыкальный пример: Моцарт Соната A- dur, 1 ч.

  1. Симфония – от греч. symphonia – созвучие – произведение, для симфонического оркестра, состоит из 4-х частей:

1ч. Сонатное allegro

2ч. Andante

3ч. Менуэт с трио или Скерцо, как в симфониях Бетховена начиная со второй.

4ч. Быстрый финал.

  1. Соната sonata, от лат. sonare - звучать, музыкальное произведение, состоящее из 3-х частей:

1ч. Сонатное allegro 21. СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР:

2ч. Andante Струнно-смычковая группа:

3ч. Быстрый финал. скрипка, альт, виолончель, контрабас

  1. Опера – от итал. труд, это жанр, который объединяет в себе: Деревянно-духовая группа:

  1. вокал флейта, флейта пикало, гобой, кларнет, фагот.

  2. симфонический оркестр (сопровождение) Медно-духовая группа:

  3. художественное искусство, (декорации) труба, тромбон, валторна, туба.

  4. хореографию (искусство танца) Ударная группа:

  5. драматургию литавры, колокола, тарелки, барабаны и т.д.

  6. Либретто – полный словесный текст оперы.

  1. Либреттист – автор, сочиняющий либретто. Например: Лренцо да Понте оп. «Свадьба Фигаро», Барон Розен 1-я редакция оп. «Иван Сусанин» «Жизнь за Царя» М.И. Глинки.

  2. Ария – сольный вокальный номер оперы, исполняемый под сопровождение оркестра.

  3. Ариетта – небольшая ария.

  4. Ариозо – напевная лирическая ария.

  5. Каватина – небольшая оперная ария лирико-повествовательного характера.

  6. Увертюра – симфоническое вступление к опере.

  7. Интродукция – введение в действие оперы.

  8. ВОКАЛЬНЫЕ ТЕМБРЫ:

колоратурное сопрано фальцет, тенор альтино, тенор

сопрано контртенор,

меццо-сопрано баритон,

альт контральто бас, бас профундо