МБОУ Гимназия № 12 город Липецк
«Музыкальный инструмент моей мечты
»
Проектная работа
Выполнила: учащаяся 7 Б класса
Давыдова Екатерина
Руководитель: Водопьянова Т.М.
2016
Содержание
Глава I. Музыкальные инструменты прошлого
1.Музыкальные инструменты античности
2. Музыкальные инструменты Средневековой Европы
3.Инструменты эпохи барокко
Глава II. Музыкальные инструменты современности
2.Музыкальные инструменты XX, XXI веков
3.Музыкальные инструменты будущего
Электронное программирование музыки
Музыка в синтезе с другими видами искусства
Глава III. Музыкальный инструмент моей мечты
Выводы
Цель работы:
Выявление особенностей музыкального искусства разных эпох,
определение музыкальных интересов современного поколения,
воспитание чувство уважения к музыке прошлого
Задачи:
1.Определить специфику музыкальных инструментов прошлых эпох
2.собрать материал об особенностях музыкальных инструментов в наши дни;
3.проанализировать разные тенденции развития инструментов
Гипотеза:
Мы предполагаем , что при разносторонних интересах каждого музыка сплачивает наш мир и делает дружнее и добрее.
Объект исследования:
Музыка прошлого и настоящего
Предмет исследования:
Музыкальные интересы и предпочтения учеников нашего класса
Актуальность исследования:
Музыкальные инструменты постоянно изменяются в связи с условиями жизни. У некоторых наших одноклассников существует мнение, что интересна только современная музыка, а все что появилось даже несколько лет назад, презрительно считают старомодным. Изучив разновидности старинных инструментов, можно многое узнать о времени их создания и
Формулировка проблемы:
Даже в одном классе все труде придти к единому мнению по поводу музыкальных предпочтений
Выдвижение гипотезы:
Мы считаем, что в разные времена появлялись великие музыкальные произведения
Ожидаемые результаты:
Эта проектная работа привлечет интерес наших ровесников к музыке прошлого и, особенно, классической
Методы реализации:
Систематизация и анализ материалов и источников
Написание исследовательской работы
Создание демонстрационного видео ролика
Подготовка к презентации исследовательского материала.
В работе были использованы текстовый редактор WORD, ресурсы сети Интернет Итоговый материал представлен в виде презентации, выполненной в редакторе POWER POINT. Иллюстрированный материал для презентации основан на ресурсах сети Интернет
Ход реализации проекта
Первый этап: Подготовительный
1. Формулирование основополагающих вопросов.
2.Создание рабочей группы.
3.Знакомство учащихся с темами исследований.
Второй этап:
1.Обсуждение плана проекта, проблемных вопросов .
2. Рекомендация списка ресурсов по теме проекта :как найти источники достоверной информации по теме исследования и использовать их, соблюдая авторские права.
Третий этап:
1.Сбор материала и его анализ
2.Тестирование, опрос родителей .
3. Исследования в виде диаграммы.
Заключительный этап:
1.Подведение итогов.
2. Работа над созданием презентации.
3.Подсчёт и оформление результатов.
Рефлексия работы над проектом: осуществляется путём обсуждения того, что удалось и не удалось сделать в данном проекте.
Введение
В этом году мы - учащиеся 7б класса, решили попробовать свои силы и взялись за проектную работу по музыке «Музыкальные инструменты прошлого и настоящего». Если идет речь о том, какими они были, нужно выбрать критерии для анализа:
На чем играли в разные времена?
Где и как исполняли музыку?
Какую роль играла музыка в жизни общества?
Многие музыкальные инструменты древности берут свое начало из соседних культур (область Малой Азии, Ближнего Востока и Средиземноморья). В Греции, однако, были разработаны особенные инструменты, которые в результате развития приобрели классический вид и стали основой для создания новых современных видов инструментов.
Глава I. Музыкальные инструменты прошлого
1.Музыкальные инструменты античности
Изучая музыкальные инструменты Древней Греции, их можно разделить на три основные категории: струнные, духовые и ударные.
Все струнные инструменты были щипковыми, играли на них, пощипывая струны. Струнные со смычком не найдены вообще. Лиры-гитары были самыми популярными инструментами наряду с другими. Происхождение их восходит к Месопотамии. Первые свидетельства о лире встречается во дворце Пилоса на Крите (1400 г. до н. э.). Лира была отождествлена с Аполлоном. Согласно мифологии ее изобрел Гермес. Когда Аполлон обнаружил, что Гермес украл у него быков, стал его преследовать. Гермес, убегавший от преследования, пытаясь спрятаться, случайно наступил на панцирь черепахи. Заметив, что панцирь усиливает звук, он сделал первую лиру и подарил ее Аполлону, умерив, таким образом, его гнев. Принцип строения первой лиры был простым. На резонаторе из панциря черепахи или дерева закреплялись две тонкие рейки (руки). Вертикально к рейкам на верхней части располагался поперечный брус. Струны равной длины были изготовлены из высушенных и скрученных кишок, сухожилий или льна. Закреплялись они в точке хорды на резонаторе, проходя через маленький гребень, на верхней стороне закручивались на брусе по системе ключа (колок), что облегчало их настройку. Струн изначально было три, позже их стало четыре, пять, семь, а в период «новой музыки» их количество достигло двенадцати. На лирах играли правой рукой или плектром, изготовленным из рога, дерева, кости или металла. Левая рука помогала, играя на отдельных струнах, придавливая их, уменьшая высоту звука. Струны имели конкретные названия, совпадающие с названиями нот. Треугольник – это небольшая наколенная арфа с большим количеством струн. Она встречается на Ближнем Востоке уже с 3 в. до н. э. В Греции она присутствует в кикладской культуре. На «пандуре», «пандурисе» или «трехструнке» с длинным рукавом, резонатором и тремя струнами в виде тамбура играли плектром. Использовался этот инструмент в Греции редко и известно еще с древних времен, что его происхождение не греческое, а ассирийское. Реже использовались другие духовые инструменты, такие как трубы, ракушки и «гидравли».
Флейты (трубы) или свирели были самыми популярными инструментами в древней Греции. Появились они в 3 тысячелетии до н. э. (кикладская статуэтка). Происхождение их, вероятно, относится к Малой Азии и на территорию Греции они пришли через Фракию. Одна из легенд гласит, что флейта была изобретена Афиной, которая, увидев свое искаженное отражение в воде во время игры на ней, выбросила ее далеко во Фригию. Там ее нашел Марсий, ставший очень хорошим исполнителем, и впоследствии он пригласил Аполлона на соревнование. Аполлон победил и, в наказание он повесил Марсия и содрал с него кожу. (Эта легенда может быть интерпретирована как борьба национального искусства против иноземного проникновения). Широкое использование флейты началось после восьмого века, когда постепенно она начала занимать важное место в греческой музыке и, в особенности, в культе Диониса. Флейта представляет собой трубу из тростника, дерева, кости или металла с отверстиями, которые открываются и закрываются с помощью пальцев, и мундштуком с тростниковым язычком – одним или двойным (наподобие современной зурны). Флейтист играл почти всегда на двух флейтах одновременно и привязывал их для удобства кожаным ремешком к лицу, так называемый недоуздок.Свирель. Этим термином древние греки называли многостворчатую дудку или свирель Пана. Это предмет из 13-18 створок, закрытых с одной стороны и связанных между собой воском и льном с вертикальными опорами. Играли на нем продувкой каждой створки под углом. Это был инструмент пастухов и поэтому он был связан с именем бога Пана. В своей книге «Республика» Платон призывал граждан играть только на лирах, гитарах и пастушьих свирелях, отказываясь от «многозвучных» флейт и многострунных инструментов, считая их вульгарными. Гидравлы -это первые клавишные инструменты в мире и «прародители» церковного органа. Они были созданы в 3 в. до н. э. греческим изобретателем Ктисивием в Александрии. Это одна или несколько труб с или без язычков, на которых исполнитель с помощью клапанного механизма мог, используя плектры подавать воздух выборочно каждой флейте. Источником постоянного давления воздуха была гидравлическая система. Медная труба была известна в Месопотамии и среди этрусков. Посредством труб возвещали о войне, их использовали во время состязаний на колесницах и народных сборищ. Это инструмент поздней античности. Помимо медных труб, использовали и раковинки с небольшим отверстием в основании и роги. Ромбы- деревянный предмет в виде трапеции или ромба, перевязанный веревкой и, издающий при вращении демонический шум. Использовался во время обрядов инициации, а также на войне для устрашения врагов. Ударные инструменты имеют сопроводительный характер, главным образом для подчеркивания ритма или создания музыкальной атмосферы. Использовались они большей частью при оргиях в честь культа Кибелы и Диониса.
Трещотки похожи в использовании на современные кастаньеты. Это были две пары деревяшек длиной в 10-15см, которые держал по одной в каждой руке исполнитель и бил ими друг о друга. Барабан был похож на большой бубен (даиру), то есть деревянный обруч с натянутой кожей с одной или с обеих сторон. Играли на нем, как и сегодня, ударяя ладонями в центре, а пальцами – по краям. (На барабанах играли исключительно женщины, и считалось позором для мужчины играть на нем.) Они были похожи на меленькие тарелки, имеют азиатское происхождение. Использовались во время культовых служб. Погремушки египетского происхождения, имели форму подковы с рукояткой. Поперечные небольшие стержни поддерживали металлические пластины, издающие звуки при встряхивании.
2.Музыкальные инструменты Средневековой Европы
Музыкальные инструменты Средневековой Европы можно разделить на три основные группы.
Ударные инструменты. К ним относятся колокола, как простые и одиночные, так и подобранные по нотам. О колоколах упоминается еще в VI в., а начиная со второй половины IX в. они уже были распространены при церквях. В это время колокола были двух видов — литые и кованые. Первые отливались из бронзы, реже — из смеси бронзы и серебра; вторые изготовлялись из нескольких железных листов, склепанных медными гвоздями. Форма колоколов не изменилась и по сей день, но тогда они были только небольшого размера. Такой колокол, , склепанный из железных листов и называемый «Зауфанг», имеется в церкви св. Цецилии в Кельне и, судя по преданию, принадлежит к началу VII в. Он овальной формы, высотой более 15,5 дюйма и шириной у нижнего края 8,75 дюйма. Гремушка и треугольник. Гремушка — инструмент из Египта, почти такой же, как в древности. Это металлический обруч с поперечными палочками, на которые нанизаны кольца. Треугольник — древневосточный инструмент, он состоял из согнутого в виде треугольника металлического прута, иногда с украшением посредине. Гремушку сотрясали рукой, а на треугольнике играли с помощью металлической палочки. Кроталы и тимпаны. Первые напоминали кастаньеты, тимпан — род барабана или литавры, состоит из металлического или деревянного корпуса, затянутого кожей, с прилагавшимися к нему билами. Тимпаны были неодинаковые по размеру и по величине, носили различные названия. Барабаны были принесены на Запад с Востока. Учитывая это, можно считать, что известные в это время табореллус и накария (соответственно сходству названий с арабскими: табл — малый барабан и наккара — большой) являются такими же барабанами.
Духовые инструменты. Это флейты и трубы, изображенные на миниатюрах.
Туба и корну соответствовали военным трубам древних римлян. Туба — все прямые трубы, а корну — изогнутые, несмотря на различную форму. Хотя «корну» означало настоящий рог, тем не менее под этим названием существовал инструмент, у которого труба была согнута в один оборот, а оба параллельные конца равной длины соединены почти посередине двойной трубочкой. Этот инструмент назывался самбука. К подобным инструментам принадлежит и пандориум, о котором мало что известно.
Струнные инструменты. Изображения свидетельствуют о слабом развитии струнных инструментов, в том числе смычковых. Струны перебирались либо непосредственно пальцами (одной рукой или обеими), либо особой палочкой — древним плектроном. К последним принадлежала лира. По форме она была сходна с древнеримской, иногда отличалась от нее более широким корпусом, дугообразными, сходящимися на концах ручками, заменявшими горизонтальную палочку, на которую было натянуто от трех до восьми струн. Кифара состояла из треугольной или продолговатой четырехугольной рамки, закругленной вверху, на которой было натянуто от шести до двадцати четырех струн. В рамках треугольной формы струны, находясь на одинаковом расстоянии одна от другой, направлялись от длинной стороны треугольника к вершине, где сходились на короткой поперечной палочке. В четырехугольных рамках струны шли параллельно диагонали от косой палки внутрь рамки. Псалтерий состоял также из треугольной или продолговатой четырехугольной рамы с натянутыми внутри струнами. У четырехугольных рамок продольные стороны частью совершенно прямые, частью вогнутые внутрь, а у треугольных — две стороны рамки всегда сходятся под очень острым углом. Струны никогда не натягивались по всей рамке, иногда даже доходили только до ее середины. По другой части рамки, находившейся вверху от поперечника, к которой прикреплены были концы струн, перекрещивались два ремня, с помощью которых натягивался инструмент. Число струн бывало не менее десяти, но иногда увеличивалось вдвое. Лира, сохранив свою первоначальную древнеримскую форму заметно усовершенствовалась благодаря отчасти тому, что резонатор был расширен, а отчасти из-за более рационального устройства боковых ветвей и некоторых других частей.
3.Инструменты эпохи барокко
Понимание, что музыкальные инструменты должны объединяться неким стандартным образом, привело к возникновению первых оркестров. Излюбленными музыкальными инструментами становятся клавесин и орган. Именно эти инструменты сумели лучше других выразить сам дух этой глубокой и неуравновешенной эпохи. Стремление к бесконечному непрерывному звучанию органа сочеталось в музыкальном быту с отрывистым, все время прерывающимся звуком клавесина.
Орга́н. Сложный музыкальный инструмент, составленный из воздухонагнетательного механизма, набора деревянных и металлических труб разных размеров и из исполнительского пульта (кафедры), на котором расположены регистровые ручки, несколько клавиатур и педали. Клавеси́н был одним из предшественников фортепиано. Первоначально клавесин имел четырёхугольную, в 17 в. приобрёл крыловидную треугольную форму, вместо жильных стали применяться металлические струны. Вёрджинел небольшой клавесин с корпусом в виде прямоугольного ящика (обычно без ножек) и струнами, расположенными по диагонали. Звук вёрджинела слабее клавесинного, но громче, чем у спинета. В 16-17 вв. был распространён в Англии. Спинет — небольшой клавесин квадратной, прямоугольной или пятиугольной формы. Клавицитериум — клавесин с вертикально расположенным корпусом. Клавикорд Предшественник [link]