Конспект урока по музыке «Песня вчера, сегодня, завтра» (для 8 класса)

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Конспект урока по музыке «Песня вчера, сегодня, завтра» (для 8 класса)



Подготовила: учитель музыки 1 квалификационной категории МБОУ гимназия восточных языков №4 г. Хабаровск Земенкова Елена Павловна


8 класс. 1 четверть. 6 урок.



Тема урока: «Песня вчера, сегодня, завтра».



Цель: формировать понимание особенностей современной песенной

культуры.



Задачи: воспитать интерес и любовь к музыкальному искусству;

воспитать художественный вкус, чувство музыки как основы

музыкальной грамотности;

формировать постоянную потребность общения с музыкой,

искусством вне школы, в семье.



Содержание: Особенности современной песенной культуры и вокального

исполнительства.

Знать жанры современной песенной культуры, современные оранжировки

народных песен.

Оборудование: музыкальный центр, фонограммы, мультимедийный

проектор, фортепиано, видеозаписи выступлений исполнителей.



Ход урока

1.Организационный момент



2. Изучение нового материала. «Песня вчера, сегодня, завтра»

Педагог: Что такое песня? (Ответы учащихся).

Педагог: Песня – наиболее распространённый род вокальной музыки. Именно в песне каждый народ выражает свои чувства, настроения, желания, намерения, мечты.

Каждая эпоха имеет свои песни - по ним можно понять, чем жили люди.

Истоки жанра песни уходят в глубокую древность. В эпохе средневековья - одноголосные песни трубадуров, труверов, миннезингеров и мейстерзингеров.

Различают народную и авторскую (профессиональную) песню. Эти два вида песни постоянно взаимодействуют: элементы народной песни используются композиторами в своём творчестве, а наиболее популярные авторские песни фольклоризируются. Песни различаются также по жанрам, складу, формам исполнения, количеству исполнителей, тематике, сферам бытования и т. д. (песня революционная и бытовая, лирическая и гимническая, одноголосная и многоголосная, сольная и хоровая, с сопровождением и без него, песни для профессиональных певцов и для массового исполнения и т. п.). В некоторых странах термин «песня» применяется и к романсу.

В XIX веке в связи с общим расцветом лирических форм искусства, а также с ростом интереса к собиранию и изучению фольклора, песенные жанры интенсивно развиваются, разделившись на романс и собственно песню (часто в народном духе).

В начале XX века в ряде стран переживает подъём рабочая революционная песня., которая послужила одним из истоков советской массовой песни, одним из ведущих жанров в советском музыкальном творчестве, особенно в период Гражданской войны 1918 – 20-е, в 30-е гг. и в годы Великой Отечественной войны 1941 – 45годов, оказала большое влияние на другие жанры: оперу, романс, кантату, киномузыку.

Слушание музыки – песни Гражданской войны

Слушание музыки– песни Великой Отечественной войны

Большого развития в XX веке достигла эстрадная песня, исполняемая солистами или вокально-инструментальными ансамблями.

Слушание музыки– эстрадные песни в исполнении ВИА

В 60 – 70-х гг. в ряде стран, в том числе в СССР, возрождается традиция шансонье.

Слушание музыки - песни 60-70х годов

Предшественником авторской песни можно считать городской романс и песенные миниатюры А.Вертинского.

Слушание музыкипесенные миниатюры в исполнении А.Вертинского

Широкое распространение имеет песня и в наши дни. Пишут песни многие - от профессионалов до любителей. В современной России огромное количество авторов песен. Музыканты рок- групп поют, как правило, только свои собственные песни. Тексты таких песен не имеют литературной ценности и должны восприниматься лишь наряду с мелодией, инструментальным сопровождением и голосом исполнителя. Но иногда сочинители песен пишут музыку на шедевры русской поэзии. В таких случаях мелодия является лишь музыкальным аккомпанементом к гениальным строкам.

В середине XX века в разных странах возник песенный жанр - авторская песня, или бардовская музыка. Исполнители песен этого жанра являются одновременно авторами и стихов, и музыки — отсюда и название. Его отличительными особенностями является совмещение в одном лице автора музыки, текста и исполнителя, гитарное сопровождение, приоритет значимости текста перед музыкой, ориентация на коллективное пение непрофессионалами.

Информация для учащихся - барды: [link] )

Слушание музыки (в исполнении А.Макаревича, Б.Гребенщикова)

Если говорить о современной музыке, то в поп-музыку возвращается понятие голоса. Не секрет, что в последние годы совершенно не обязательно было человеку петь, можно было просто записать фонограмму и под нее работать, собирая концертные залы. Так что это - революционный прорыв, точнее, возврат к тому, с чего начинается песенная культура, – к вокалу. Это возврат к живому звуку, фольклорные коллективные песнопения, в сущности, всегда воспринимались диковинкой, и в двадцатом веке их популярность никогда не выходила за пределы изолированных деревень или напрочь оторванных от культурной реальности советских эстрадных хоров. Двадцать первый век, напротив, ознаменовался интересом к лубочной традиционной культуре, который быстро нашел отражение в культуре массовой. Разумеется, не в классическом, а уже в видоизмененном псевдорусском виде, ее можно обнаружить и в орнаменте на форме российских сборных, и в традиционно-хоровых аранжировках западных хитов в исполнении «Бурановских бабушек».

Слушание музыки- песни в исполнении «Бурановских бабушек».

Церковная, военная, а также классическая традиции хорового пения и вовсе не находят сколько-нибудь внятного отражения в поп-культуре XXI века. 

Педагог: Ребята, как вы считаете, почему у людей сегодня стал проявляться повышенный интерес к русскому старинному пению? (Ответы детей).

Педагог: Правильно, сегодня время непростое, и многие люди просто нуждаются в неком источнике духовных сил. Ценности, которые пришли к нам с Запада, в данном случае совершенно бесполезны. А наша старинная песенная культура - это как раз и есть тот кладезь светлой и неисчерпаемой духовной силы русского народа.



3.Защита сообщений на тему: «Народная хоровая музыка вчера и сегодня»



4.Повторение песни «Ты у меня одна» Ю.Визбора



5. Итог урока. В современной ситуации можно констатировать, что вокальное исполнительское искусство испытывает на себе большое влияние со стороны современной массовой культуры и его положение в современном мире еще недостаточно изучено. Так, например, недостаточно выявлено влияние современных социокультурных тенденций на вокальное искусство и на восприятие его современным слушателем. Кроме того, необходимо понять механизм воздействия технокультуры на классическое вокальное искусство.



6.Рефлексия. Оценивание работы учащихся на уроке



7.Домашнее задание. Выписать названия русских коллективов. Имена руководителей