Конспект по музыке «В чем сила духовной и светской музыки?».

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Департамент образования Белгородской области

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)










Творческий урок по музыке в 5 классе

(педагогическая практика)

Тема урока: «В чем сила духовной и светской музыки?».




«



Выполнила: студентка 3 курса

Живанкина Е.

специальность «Педагогика дополнительного образования»

методист:

Лукьянова Е.В.







Старый Оскол


Обоснование

Русская православная музыка является основополагающей частью отечественной музыкальной культуры, и рассматривается как действенное средство воспитания подрастающего поколения. Накоплен достаточный опыт в этом направлении, создаются новые прогрессивные программы по музыке, в которых отводится особое место знакомству с духовной музыкой и православной культурой.

Вариативность современного образования позволяет учителю выбрать для себя приемлемую программу. Урок музыки не является исключением, Д. Б. Кабалевский писал: «Моя программа не должна быть догмой, каждый учитель вправе на эксперимент».

Поэтому свою работу по педагогической практике со студентами, мы строим на содружестве программ, основываясь на тематическом построение программы Д. Кабалевского «Музыка», программе И. Кошминой «Духовная музыка», ,программе Е Критской.

Постепенно мы знакомим школьников с житиями святых. Использование информационного и музыкального материала осуществляется с учетом готовности класса к восприятию, чтобы не спугнуть необычностью, новизной, не оттолкнуть от восприятия духовной музыки.

Включение православной музыки в современный урок ориентировано на восприятие учащимися духовного мира и формирование у них потребности в духовном развитии.









[pic]

Урок музыки в 5 классе .

Тема урока: «В чем сила духовной и светской музыки?».

Тип урока: углубление в тему.

Цель урока: создать условия на учебном занятии, способствующие осознанию силы влияния духовной и светской музыки на внутренний мир человека.

Задачи:

1. Активизировать процесс слушания музыки вступительным словом учителя, наглядностью (презентация, опорные слова, ТСО).

2. Использовать методы сравнения и сопоставления при анализе музыкального произведения.

3. Выявлять общность, различие духовной и светской музыки.

4. Пробуждать интерес к слушанию духовной музыки и высоко -художественной, светской музыки.

Оборудование: праздничная икона Святителю Иоасафу Белгородскому, рояль, ТСО (интерактивная доска, компьютер, проектор).

Содержание урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация прежних знаний.

3. Распевание на основе произведения Л. Лепешинского «Вера, Надежда. Любовь».

4. Беседа по произведению. Л. Лепешинского «Вера, Надежда. Любовь».

5. Вступительное слово учителя перед разучиванием песни А. Пахмутовой «Звездопад».

6. Разучивание песни А. Пахмутовой «Звездопад».

7. Сообщение нового материала: Фрагмент из жития Святителя Иоасафа Белгородского.

8. Вступительное слово учителя перед слушанием песнопения Д. Бортнянского «Да исправится молитва моя».

9. Слушание Д. Бортнянского «Да исправится молитва моя».

10. Рефлексия.

11. Вступительное слово и слушание песни М. Таривердиева «Маленький принц».

12. Обобщение. Вывод по уроку.

13. Оценивание деятельности обучающихся на уроке и домашнее задание.

Ход урока:

1. Орг. момент.

-У. Здравствуйте, прошу сообщить отсутствующих на уроке. Присутствующие – приготовьтесь к уроку, тетради положите на край стола. Сегодня вас ждет не обычный урок, а урок–посвящение. внимательно вслушиваясь в повествование и музыкальный материал, Вы определите сами, кому посвящаем мы урок.

2. Актуализация прежних знаний

Беседа:

-У. На прошлом уроке мы знакомились с особенностями светской музыки и выясняли особенности ее воздействия на человека.

Вопросы:

- Какие особенности светской музыки вы запомнили?

-.Каким образом светская музыка воздействует на человека?

- Светская музыка созидательная или разрушительная?

Мы выяснили, что светская музыка бывает различной, если светская музыка созидательная, то побуждает к светлым мыслям, к добрым поступкам, а если низкопробная, то такая музыка воздействует на мысли и поступки человека разрушительно. Человек становится агрессивным, жестоким, распутным. Действительно светская музыка бывает и разрушительной и созидательной, как и светский человек, который сочетает в себе добро и зло, свет и тьму.


3. Распевание на основе произведения Л. Лепешинского «Вера, Надежда. Любовь».

Задачи при разучивании:

- над чистым интонированием мелодии;

- над кантиленным исполнением;

- над распеванием гласных;

- над цезурами.

4. Беседа по произведению. Л. Лепешинского «Вера, Надежда. Любовь».

-У. Сегодня нам предстоит ознакомиться с музыкой духовного содержания и духовными песнопениями. Мы узнаем об их благотворном воздействии на слушателя. Мы выясним, что сила духовной музыки в том, что она влияет на чувства, настроение человека, побуждает его к добру, любви, вере, надежде.

Вы сами придете к выводу, что музыка духовая и светская имеют сходство и различия.

Вопросы:

- В повседневной жизни мы чаще всего встречаемся с музыкой духовной (которая обращена к Богу) или светской (жизненной)?

- Песня Л. Лепешинского светской или духовной направленности?

- Почему данная песня звучит светло, жизнеутверждающе, хотя и написана в миноре?


Опорные слова настроения

- Какое настроение в данной песне?

- У. Эта песня отражает все события жизни, все, что нас окружает, и даже мысли, надежды и мечты человека. Ведь недаром Д. Кабалевский говорил, что «музыка-это сама жизнь».

Исполнение учителем песни Л. Лепешинского «Вера, Надежда, Любовь»

Это произведение проникновенное, его нельзя назвать грустным.

Потому что слова песни повествуют о подвиге трех сестер, которые не отреклись от Бога, сохранили веру и любовь ценою собственных жизней.

Эта песня о христианских и общечеловеческих ценностях, и о трех сестрах, которые носили замечательные имена – Вера, Надежда, Любовь. Они были воспитаны своей матерью Софьей в православной вере и пострадали за веру в Бога. Значит эта песня духовного содержания, ведь она воспевает христианские ценности, веру в Бога, хотя и считается светской, потому, что она о земных девочках.

Вот доказательство того, что и светские песни, духовной тематики могут сближаться с духовными произведениями по силе воздействия на чувства, возвышая их духовно и нравственно, на поступки, облагораживая их.


Слова первого куплета

Исполнение песни с классом:

-У. Приготовились исполнить первое предложение, вступаем по руке, поем с движением. Постарайтесь передать ощущение покоя и размеренного бабушкиного рассказа – за счет плавного исполнения мелодии. Припев исполняем с движением, в приподнятом настроении, взволновано.

-У. Вам понравилось это произведение?

Это замечательное, дивное произведение, которое не оставило вас равнодушными к далеким событиям православной истории. Поэтому мы постарались передать настроение, характер и показали, что высокохудожественная, светская песня родственна духовной музыке по созидательной силе воздействия.


5. Вступительное слово учителя перед разучиванием песни А. Пахмутовой «Звездопад».

-У. Музыка передает те события, действия, мысли, которые характерны для конкретного времени. Вот так и произведение А. Пахмутовой, композитора-песенника воссоздает событие открытия первой Российской здравницы для детей пионерского лагеря «Орленок», на берегу Черного моря.


Тогда это был палаточный городок для учащихся–активистов, отличников учебы, которые не только купались, загорали, но и развивали свои организаторские, лидерские способности, участвуя в различных соревнованиях, слетах, походах, викторинах, эстафетах.


А по вечерам, когда над лагерем опускалось звездное небо, ребята собирались у костра, в орлятский круг (положив руки друг другу на плечи, в знак крепкой дружбы) и пели песни под гитару. И, конечно же, любовались дивной красотой южной ночи.

Исполнение - демонстрация песни учителем,


А. Пахмутовой- «Звездопад».

Вопросы к диалогу – обсуждению:

-- Какое настроение присутствует в этой песне?

- О чем, о ком повествует эта песня?

- В чем же сила этой музыки?

- Как она влияет на наше настроение, мысли, поступки?

- Это песня светская или духовная?

-У. Задачи при разучивании песни:

- постарайтесь передать настроение. Раскрыть содержание песни;

- обратите внимание на мелодическую линию,

на ритмические особенности,

на характер исполнения,

на окончания,

распевание гласных, выполнение цезур.

6..Разучивание песни А. Пахмутовой «Звездопад».

-У. Эта песня передает и нам лирическое, романтическое настроение, светлые юношеские мечты.

Это песня о мечте простых школьников, а значит светская песня, т. к. она о дружбе, взаимовыручке, любви детей разных возрастов и национальностей. Данная песня правдивая, красивая, художественная, светлая, в ней нет агрессии и зла. Она побуждает нас к хорошим, светлым мыслям и добрым поступкам.


7. Сообщение нового материала. Фрагмент из жития Святителя Иоасафа Белгородского:

-У. Люди мечтали всегда и во все времена о лучшей жизни, об удаче, о любви, о возвышенном, о Боге. Вот и 11-летний Иоаким 305 лет тому назад тоже мечтал. Так звали мальчика из дворянского рода Горленко, который родился в 1705 году в городе Прилуки Полтавской губернии.

Иоаким тоже любил созерцать летнее звездное небо и восхищался его величием, Божественной красотой, стремился познать небесного Создателя, который сотворил Гармонию в окружающем мире. Именно тогда у него родилась мечта уйти от всего суетного, житейского в монахи.


Монах в переводе с греческого – один, то есть человек, который живет в одиночестве или, как еще называли монахов, инок – не такой как все - иной. В то время жизнь малороссиян отличалась особенной религиозностью. Повсюду были храмы, монастыри, которые посещали и в праздники, и в будни. Вот и семья Иоакима Горленко была глубоко верующей. Родители с рождения приучали сына к духовной жизни. Посещая храм, маленький Иоаким постигал путь общения с Богом.


На 16 году жизни, мальчик стал монахом. Втайне от родителей Иоаким оставил Академию, где он обучался после школы, и удалился в пустынный и отличавшийся строго-подвижнической жизнью Киево-Межигорский Спасо-Преображенский монастырь, в котором начал подготовку к принятию монашества.

Иоаким скрыл от родителей свой монашеский путь, а свои письма родителям передавал через своего преданного слугу. И только когда его посвятили в монахи, он сообщил родителям о своем жизненном выборе, попросил у них прощения. Родители, беззаветно любящие его, уступили желанию сына и благословили стать монахом.


Иоаким принял постриг с монашеским именем Иоасаф, который стал в будущем Святителем Иоасафом Белгородским. Иоасаф прошел сложный и тернистый путь земной жизни. Святитель был строг к нерадивым священникам и милостив к простым и бедным людям. Епископ посылал своего помощника тайно относить в бедные дома дары благотворительности.

Святитель Иоасаф в середине сентября 1754 г. отправился в Белгород. Там тяжело заболел и тихо скончался на 50-м году жизни, тело было отправлено в Белгород для погребения. Два с половиной месяца после кончины Иоасафа тело его стояло в открытом гробу в Свято-Троицком соборе, не предаваясь тлению и не теряя обычного цвета и вида. В этом многие из верующих видели знамение Божией благодати. Однако лишь весной 1909 г. была создана специальная комиссия для выработки обоснований причисления епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа к лику святых. 17 сентября 2005 г. в Белгороде состоялись торжества, посвященные 300-летию со дня рождения святителя Иоасафа Белгородского. А в 2011 году мы празднуем столетие со дня канонизации Иосафа Белгородского.


Иоасаф Белгородский всей душой любил церковное песнопение, которое располагало к размышлению о смысле жизни на земле, о любви к Богу. Он отказался от мирских песен, так как они воспевали земную жизнь. В мирской жизни существует не только добро, но и зло, поэтому и песни были разные по содержанию – добрые, распутные, злые. А духовные песни всегда обращались к небесному создателю, к Богу, к самому красивому и возвышенному.

8. Вступительное слово учителя перед слушанием песнопения Д. Бортнянского «Да исправится молитва моя» (аудиозапись).

Во времена Иоасафа Белгородского на Руси Православие было общепринятой религией, русский человек не мыслил себя без Бога и старался жить по заповедям Христовым, о которых узнавал из Богослужений, проповедей, от духовников, от родителей. По воскресеньям люди спешили в церковь, где они могли общаться с Богом, слушать Божественные песнопения, которые и очищали душу от мирских забот и наполняли радостью и любовью.


Именно такую Божественную музыку для храма создает современник, и земляк Святителя Иоасафа - композитор Дмитрий Бортнянский, который жил в городе Глухове в 200 километрах от города Прилуки, где родился Иоасаф Белгородский.


Д. Бортнянский сочиняет Божественную музыку для церковной службы, примером такого песнопения является произведение «Да исправится молитва моя».


9. Слушание Д. Бортнянский «Да исправится молитва моя».

-У. Вслушайтесь в слова, в интонации, постарайтесь проникнуться в содержание и ответить на вопросы:

- В чем же сила этой молитвы?

- Почему православные песнопения очищают душу?


-У. Действительно, эта молитва проникновенна, она проникает в само сердце, вызывает необъяснимое состояние чистоты и радости через светлые слезы очищения. Молитва направлена к Богу, к Отцу Небесному. И сила воздействия молитвенного пения, как вы правильно заметили, в духовном очищении человека, в стремлении к общению с Богом. А Бог – это любовь, которая не завидует, долготерпит, сострадает, всепрощает. Молитва оберегает нас от зла, от неверных поступков и черных мыслей. Молитва помогает нам жить в гармонии с миром.

10. Рефлексия:

Вопросы для закрепления нового материала:

- Какую музыку мы считаем духовной?

- В чем сила духовной музыки?

- В чем различие духовной и светской музыки?

- В чем сходство духовной и светской музыки?


11. Вступительное слово и слушание песни М. Таривердиев «Маленький принц».

Земной мир. Так устроен мир, что вначале человек должен пройти трудный путь, в котором много соблазнов, испытаний, трудностей. А Божественный мир устроен без зла и страданий, наполнен любовью и радостью. И, что бы приблизиться к совершенству Божественной жизни, люди сочиняли возвышенную музыку, проникновенные стихи и добрые сказки.

Замечательная песня Микаэля Таривердиева «Маленький принц» создана по мотивам литературного произведения французского писателя Франсуа Экзепюри. Помните загадочного мальчика, прилетевшего к нам с другой планеты, который подружился с лисенком и рассказал ему о своей розе, за которой он ухаживал там, на другой планете. Маленький принц был восхищен красотой наших, земных роз, богатством красок и ароматов. Он очень скучал, о той розе, которую временно оставил, не смотря на то, что она была капризная, с колючими шипами.

В беседе с принцем лисенок очень просто объяснил его тоску: «Ведь мы в ответе за тех, кого приручили». Поэтому принц и вернулся к своей розе, которую он выращивал и любил.

Вопросы перед прослушиванием:

- Вслушайтесь, эта песня духовная или светская?

- О ком эта песня?

- О чем рассказывает эта песня?


- Какой характер и настроение у этой песни?

Прослушивание песни Микаэля Таривердиева «Маленький принц»


-У. Эта песня-фантазия, песня–мечта, светская, ведь в ней повествуется о маленьком мальчике, о его дружбе с лисенком и розой. Это красивая сказка, которая только чуть-чуть приближает нас к неизведанному, к другой планете.

Разучивание 1 куплета песни:

а) работа над чистым интонировании мелодии;

б) работа над метро-ритмом ;

в) работа над литературным текстом

Людей всегда манило небо, загадочные звезды, которые притягивают внимание, будоражат воображение. Небо, Космос, Вселенная… В ком-то они пробуждают романтические мечты, а у Иоасафа Белгородского мечтой стало стремление к пониманию Бога, к Божественной любви.

12. Обобщение. Вывод по уроку.

- Так о чем же мы говорили на сегодняшнем уроке?

- Жития какого святого вы услышали на уроке?

- Почему мы особо поминаем и почитаем Иоасафа Белгородского?

- Какое важное событие из жития Иоасафа Белгородского мы отмечаем в этом году?

Вывод:

Мы говорили о том, что светская музыка отражает саму жизнь. А духовное песнопение возвышает, приближает к Богу, помогает задуматься: для чего мы живем и как праведно жить? Духовное песнопение, молитву Иоасаф Белгородский возлюбил с ранних лет. Эта любовь возросла в зрелой жизни, о чем свидетельствует его проповедь, в которой он вразумлял родителей чаще приводить детей на Божественную литургию: «… дабы они детей своих, сыновей и дочерей, пускали в церковь, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни, для слушания Божественного пения». Иоасаф Белгородский явил нам пример высокого , духовного служения и стал одним из почитаемых столпов русского православия.

И в этом году мы отмечаем 100 лет со дня канонизации Святителя Иоасафа Белгородского, который просиял в веках своей благочестивой жизнью.

Оценивание класса. Домашнее задание:

- На сегодняшнем уроке все учащиеся заинтересованно слушали, исполняли музыку, грамотно отвечали на поставленные вопросы, высказывали свое мнение. В целом урок можно считать успешным т.к. поставленные задачи и цель выполнены.


Домашнее задание:

- проиллюстрировать наиболее запомнившееся произведение;


- выучить одно из предложенных стихотворений.


Урок подошел к концу.

Спасибо за внимание! До свидания!