ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ПРЕДМЕТУ «Сольфеджио»
На тему «Интервалы. Обращения интервалов»
Хлапова Анна Александровна,
преподаватель музыкально-теоретических дисциплин
I квалификационной категории
МБУДО «Лениногорская Детская Музыкальная Школа им.Н.М.Кудашева»
Цель урока: На основе повторения и обобщения ранее изученного материала и в ходе знакомства с новым углубить знания обучающихся по теме «Интервалы»
Задачи урока.
Обучающие: Повторить и закрепить теоретические сведения. Освоить новую тему.
Развивающие: Развивать музыкальное мышление и музыкальный слух.
Воспитательные: Воспитывать творческую активность и умение работать в группе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал, задания на доске, наглядные пособия, мультимедиа оборудование. Методы и методические приемы обучения: анализ, сравнение, обобщение, наглядно-демонстрационный.
Формы работы с учащимися: вокально-интонационные упражнения, практические задания, слуховой анализ, анализ музыкального текста, развивающие игры.
План урока:
1. Организационный момент. (3 мин.)
2. Проверка домашнего задания (12мин)
3. Повторение пройденного материала (15 мин)
4. Объяснение нового учебного материала (15мин)
5. Закрепление учебного материала (20 мин)
6. Задание на дом (5 мин)
Ход урока:
Организационный момент (3 мин)
Цель для преподавателя: активизация внимания учеников;
создание условий для эффективного освоения нового учебного материала
Задачи: сформировать слуховую, художественно-эстетическую атмосферу на уроке;
Приветствие педагога
Добрый день, коллеги, добрый день, ребята!
Сегодня мы проведем с вами наш обычный урок сольфеджио. От остальных уроков он отличается только тем, что сегодня на наш урок пришли гости, мои коллеги - преподаватели. Постарайтесь быть как всегда внимательными и активными. Итак, начнем. Урок начинается с вокально - интонационного распевания.
Проверка домашнего задания(12 мин)
Цель для обучающихся: закрепить накопленные знании по интервалам.
Цель для преподавателя: формировать умение полноценно и качественно выполнять домашнее задание.
Выучить наизусть № 235 Давыдова сольфеджио 3 класс И.С.Бах Менуэт,
Построить интервалы вверх, вниз от заданного звука в нотной тетради,
Подписать интервалы в мелодии и аккомпанементе в заданном музыкальном примере.
Преподаватель: Дома вам нужно было выучить №235 наизусть. Поем все вместе. Кто хочет спеть один.
Ученики: Поют друг за другом. По цепочке.
Преподаватель: Прошу всех учеников показать выполнение письменного задания в тетради, а выборочно сыграть по нотам и сделать анализ получившихся интервалов.
Преподаватель: у нас было еще одно задание, но к нему мы вернемся позже.
Критерий оценок ответов обучающихся:
уверенное и точное интонирование данного номера
активизация внимания при пении по цепочке
точное построение интервалов в тетради
умение анализировать построенные интервалы, делать выводы
умение делать интервальный анализ на слух и по нотам
3.Повторение пройденного материала (15 мин)
Преподаватель: Ребята! Мы с вами изучаем большую и интересную тему, и называется она «Интервалы в музыке», и сегодня мы повторим все, что мы о ней знаем. Итак, я задаю вам вопросы, а вы отвечаете.
Блиц-опрос:
Что такое интервал? (расстояние между двумя звуками)
Сколько простых интервалов в музыке? Перечислите (восемь) Интервал, звучащий последовательно? (мелодический) Интервал, звучащий одновременно? (гармонический) С какого интервала начинается «Гимн России»? (кварта) Интервал, охватывающий 3 ступени? (терция) Какой интервал шире секунды? (терция) Какой интервал стоит за терцией? (кварта) Интервал, охватывающий 8 ступеней? (октава) С какого интервала начинается песня «В лесу родилась елочка»? (секста) Какой интервал меньше октавы? (септима) Сколько ступеней содержится в квинте (5)
Преподаватель: Сейчас мы проверим, как вы умеете их строить? Строят от различных звуков на доске и в тетради ( от ноты «РЕ» б.2, ч.1, б.3, ч.5, ч.4, ч.8.) Поем двухголосно мелодически и гармонически.
Преподаватель: А теперь давайте поиграем в игру « Угадай номер телефона». Ученики по очереди выходят к фортепиано и играют интервалы, остальные угадывают и записывают. После проигрывания анализируют.
Критерий оценок ответов обучающихся:
правильное построение интервалов в тетради, у доски.
умение интонировать интервалы мелодически, двухголосно,
умение слышать интервалы на слух.
Объяснение нового учебного материала(15 мин)
Преподаватель: Интервалы очень часто любят изменяться. Вот, например, угадайте какой я, сейчас играю интервал (играю на ф-но м.2, дети отгадывают), сейчас (играю на ф-но б.2, дети отгадывают). Какие изменения произошли с этими интервалами?
Предполагаемые ответы учеников:
Первый звучал мажорно, второй минорно.
Они изменились по звучанию,
Появился диез.
Преподаватель: Сегодня я вам покажу еще одно превращение. Выходите к инструменту. Строим б.2, выявляем основание, вершину. А теперь интервал совершает прыжок, и что у нас получается?
Предполагаемые ответы учеников:
Звуки поменялись местами
Был узкий, стал широкий
Был мажорный, стал минорный.
Ученики самостоятельно пробуют делать обращения, озвучивая свои действия.
После того как дети освоили навык перемещения звуков (обращения) на инструменте, делаем выводы формулируем правило. Чтобы не тратить время для записи правила, раздаю заранее напечатанное, которое они должны приклеить в тетрадь. Переходим к построению на доске.
Преподаватель: продолжаем работу на доске. Сейчас я запишу на доске все то, что мы с вами выполняли на инструменте. Строим интервал б.2 от ноты «Фа», делаем ее обращение выясняем, что б.2 обратилась в м.7. Далее строим м.3 от ноты «ре», делаем обращение б.6. и т.д. Выявляем закономерности, что м – б, б – м, ч – ч. 1 – 8, 2 – 7, 3 – 6, 4 – 5. Записываем схему в тетради.
Критерий оценок ответов обучающихся:
умение работать за инструментом использую новые познания,
делать выводы и формулировать правило,
применять полученные знания на практике,
выявлять закономерности и фиксировать при помощи схематического изображения
5. Закрепление учебного материала (20мин)
Цель для обучающихся: закрепить полученные знания по теме «Обращение интервалов», умение находить обращения интервалов в нотном тексте,
Цель для преподавателя: определить уровень знаний и умений по теме: Обращение интервалов, сформировать новые музыкальные впечатления детей и художественный вкус; научить анализировать музыкальные произведения и сопоставлять их с произведениями живописи, литературы
Преподаватель: А сейчас давайте вы построите интервалы и сделаете их обращение у доски. Обучающие выходят и строят интервалы с обращениями по желанию. И для закрепления полученных сведений поем песенку - подсказку « Про обращения интервалов».
Преподаватель: на прошлом уроке мы познакомились с музыкальным произведением М. П. Мусоргского «Старый замок». Выявили, что там есть мелодия и аккомпанемент. Дома нужно было подписать интервалы в мелодии, а в аккомпанементе подписать выделенные интервалы. Поверяем задание. Какие интервалы чаще всего встречаются в мелодии?
Ученики: ч.4, м.2. б.2, м.3 но чаще всего нисходящие.
Преподаватель: очень важное значение при сочинении мелодии играют интервалы. Они создают настроение. А какое настроение создают нам эти нисходящие интервалы?
Ученики: грустное, плаксивое, печальное.
Преподаватель: На какие интервалы делается опора в мелодии и в басу данного произведения?
Ученики: ч.5 и м.6.
Преподаватель: давайте обратим внимание на начало мелодии (играю ч.4 в мелодическом виде) и на начало аккомпанемента (играю ч.5 в гармоническом виде). Дети, а что объединяет эти созвучия?
Ученики: это обращения.
Преподаватель: какой образ перед вы всплывает когда звучат данные интервалы. Какими интервалами это достигается?
Ученики: ощущение пустоты, заброшенности, девушка грустит у окна. Преподаватель: Вот как описал французский поэт Теофиль Готье старые замки , хранящие дух и величие своей эпохи.
«В погоне за стихом, за ускользнувшим словом,
Я к замкам уходить люблю средневековым:
Мне сердце радует их сумрачная тишь,
Мне любы острый взлет их черно-сизых крыш,
Угрюмые зубцы на башнях и воротах,
Квадраты стёклышек в свинцовых переплётах,
Проёмы ниш, куда безвестная рука
Святых и воинов врубила на века,
Подъемные мосты, глубоких рвов провалы,
Крутые лестницы и сводчатые залы
Где ветер шелестит и стонет в вышине,
О битвах и пирах рассказывая мне…
И, погружен мечтой в былое, вижу вновь я
Величье рыцарства и блеск средневековья».
Преподаватель: слушаем «Старый замок» в исполнении В. Горовица. Смотрим слайды с изображением замков.
Критерий оценок ответов обучающихся:
обнаруживает осознанное усвоение изученного нового учебного материала и умеет им самостоятельно пользоваться,
производит построение правильно, достаточно быстро и рационально,
умение анализировать данные интервалы в мелодии и аккомпанементе,
умение учащихся слушать музыкальные произведения,давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности,умение сравнивать,обобщать,
6. Задание на дом (5мин)
Цели для обучающихся: закрепление знаний, формирование музыкальных, слуховых, аналитических навыков.
Цели для преподавателя: проверить усвоение новой темы.
Преподаватель: записываем домашнее задание на следующий урок.
Выучить наизусть правило про обращения интервалов.
Петь песню « Обращение интервалов».
Построить в тетради все интервалы от ноты «Ре» вверх и сделать их обращения.