Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №7»
г. Подольск Московская область
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Гимназия №7» _____________Е.В. Назарова
«29 » августа
Рабочаяпрограмма,
составленная на основе авторской(Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская),
на 2015– 2016 учебный год
Турищева Нина Ивановна
Ф.И.О. преподавателя
Музыка
Предмет
6А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З класс (1 час)
Классы / количество часов в неделю
6 класс 34 часа
Классы / количество часов в год
Уровень базовый
Базовый учебник: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская «Музыка»Просвещение, 2015г
г. Подольск
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Музыка» 6 класс соответствует требованиям федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования.Разработана на основе авторской программы «Музыка» 5-9 классы» Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской (Программы общеобразовательных учреждений «Музыка» 1-7 классы. «Искусство» 8-9 классы. М. Просвещение 2010 г) к учебнику «Музыка» 6 класс. Авторы: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. – Москва «Просвещение», 2015г. По авторской программе отводится 35 часов в год, в авторскую программу внесены изменения – объединение 1 час, в разделе «Мир образов вокальной и инструментальной музыки», урок 16 «Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-искусство XX века».
Структура документа
Рабочая программа включает в себя следующие разделы: титульный лист; пояснительная записка; содержание программы; требования к уровню усвоения предмета; календарно-тематическое планирование; перечень учебно-методического обеспечения.
Цель программы – развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи:
- приобщение к музыке как эмоциональному, нравственно-эстетическому феномену, осознание через музыку жизненных явлений, овладение культурой отношений, запечатленной в произведениях искусства, раскрывающих духовный опыт поколений;
-развитие в процессе музыкальных занятий творческого потенциала, ассоциативности мышления, воображения через опыт собственной музыкальной деятельности;
-воспитания музыкальности, художественного вкуса и потребности в общении с искусством;
-освоение языка музыки, его выразительных возможностей в создании музыкального (шире- художественного) образа, общих и специфических средств художественной выразительности разных видов искусства.
Общая характеристика предмета
Содержание программы базируется на нравственно-эстетическом,интонационно-образном, жанрово-стилевом постижении школьниками основных пластов музыкального искусства (фольклор, музыкарелигиозной традиции, золотойфондклассической музыки, сочинения современных композиторов) вихвзаимодействииспроизведениямидругихвидовискусства.
Методологическим основанием данной программы служат современные научные исследования, в которых отражается идея познания школьникам художественной картины мира и себя в этом мире. Приоритетным в программе, как и в программе начальной школы, является введение ребенка в мир музыки через интонации, темы и образы отечественного музыкального искусства, произведения которого рассматриваются в постоянных связях и отношениях с произведениями мировой музыкальной культуры. Воспитание любви к своей культуре, своему народу и настроенности на восприятие иных культур обеспечивает осознание ценностей культуры народов России и мира, развитие самосознания ребенка.
Основными методическими принципами программы являются: принцип увлеченности; принцип триединства деятельности композитора-исполнителя-слушателя; принцип тождества и контраста, сходства и различия; принцип интонационности; принцип диалога культур. В целом все принципы ориентируют музыкальное образование на социализацию учащихся, формирование ценностных ориентаций, эмоционально-эстетического отношения к искусству жизни.
Реализация данной программы опирается на следующие методы музыкального образования: метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;метод интонационно-стилевого постижения музыки; метод эмоциональной драматургии; метод концентричности; метод перспективы и ретроспективы; метод создания «композиций»;
метод художественного контекста.
Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы. Устный и письменный опрос.
Место предмета в учебном плане
В учебном плане МОУ «Гимназия № 7» на изучение предмета«Музыка»на базовом уровне в 6 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.
Основное содержание
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX в. (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала:
Красный сарафан. А. Варламов, слова Н. Цыганова.
Гори, гори, моя звезда. П. Булахов, слова В. Чуевского.
Калитка. А. Обухов, слова А. Будищева.
Колокольчик. А. Гурилев, слова И. Макарова.
Я помню чудное мгновенье. М. Глинка, слова А. Пушкина.
Вальс-фантазия для симфонического оркестра. М. Глинка.
Сирень. С. Рахманинов, слова Е. Бекетовой.
Здесь хорошо. С. Рахманинов, слова Г. Галиной.
Матушка, что во поле пыльно, русская народная песня.
Матушка, что во поле пыльно. М. Матвеев, слова народные.
На море утушкакупалася.русская народная свадебная песня.
Плывет лебедушка. Хор из оперы «Хованщина». М. Мусоргский.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Песня венецианского гондольера (№ 6) для фортепиано. Ф. Мендельсон.
Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.
Песни гостей. Из оперы «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Серенада. Ф. Шуберт, слова Л. Рельштаба, перевод Н. Огарева.
Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, перевод А. Плещеева.
Фореллен-квинтет (4-я часть). Ф. Шуберт.
Жаворонок. М. Глинка — М. Балакирев.
Лесной царь. Ф. Шуберт, слова В. Гёте, русский текст B. Жуковского.
Огромное небо. О. Фельцман, стихи Р. Рождественского.
Шестопсалмие (знаменный распев).
Свете тихий. Гимн (киевский распев).
Да исправится молитва моя. П. Чесноков.
Не отвержи мене во время старости. Духовный концерт (фрагмент). М. Березовский.
Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть).C. Рахманинов.
Русские народные инструментальные наигрыши
Во кузнице; Комара женить мы будем, русские народные песни.
Во кузнице. Хор из 2-го действия оперы «В бурю». Т. Хренников.
Пляска скоморохов. Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.
Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-действо (фрагменты). В. Гаврилин.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова В. Шульгиной.
Весна, слова народные; Осень, слова С. Есенина. Из вокального цикла «Времена года». В. Гаврилин.
В горнице. И. Морозов, слова Н. Рубцова.
Молитва Франсуа Виньона. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Будь со мною (Молитва). Е. Крылатов, слова Ю. Энтина.
В минуту скорбную сию. Слова и музыка иеромонаха Романа.
Органная токката и фуга ре минор (классические и современные интерпретации). И.-С. Бах.
Хоралы № 2, 4. Из «Рождественской оратории». И.-С. Бах.
Stabatmater(фрагменты № 1 и № 13). Д. Перголези.
Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.
Кармина Бурана. Мирские песнопения для солистов, хора, оркестра и для представления на сцене (франменты) К.Орф.
Гаудеамус. Международный студенческий гимн.
Из вагантов. Из вокального цикла «По волне моей памяти». Д. Тухманов, русский текст Л. Гинзбурга.
Россия. Д. Тухманов, слова М. Ножкина.
Глобус. М. Светлов, слова М. Львовского.
Песенка об открытой двери. Слова и музыка Б. Окуджавы.
Нам нужна одна победа. Из художественного фильма «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.
Как прекрасен этот мир. Д. Тухманов, слова В. Харитонова.
Я не люблю. Слова и музыка В. Высоцкого.
Милая моя (Солнышко лесное). Слова и музыка Ю. Визбора.
Диалог у новогодней елки. С. Никитин, слова Ю. Левитан-ского.
Атланты. Слова и музыка А. Городницкого.
Снег. Слова и музыка А. Городницкого.
Пока горит свеча. Слова и музыка А. Макаревича.
Вечер бродит. Слова и музыка А. Якушевой.
Мы свечи зажжем. С. Ведерников, слова И.Денисовой.
Сережка ольховая. Е. Крылатов, слова Е. Евтушенко.
Багульник. В. Шаинский, слова И. Морозов
Бог осушит слезы. Спиричуэл и др.
Город Нью-Йорк. Блюз и др.
Любимый мой. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст Т. Сикорской.
Любовь вошла. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, перевод С. Болотина и Т. Сикорской.
Старый рояль. Из художественного фильма «Мы из джаза». М. Минков, слова Д. Иванова.
Караван. Д. Эллингтон (сравнительные интерпретации).
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.
Острый ритм; Хлопай в такт. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Раздел 2. Мир образов камернойи симфонической музыки
Жизненная основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др. Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
Примерный перечень музыкального материала:
Прелюдия № 24; Баллада № 1для фортепиано. Ф. Шопен.
Баллада о гитаре и трубе.Я. Френкель, слова Ю. Левитанского.
Ноктюрныдля фортепиано. П. Чайковский.
Ноктюрныдля фортепиано. Ф. Шопен.
Ноктюрн(3-я часть). Из Квартета № 2. А. Бородин.
Вопрос, оставшийся без ответа («Космический пейзаж»). Пьеса для камерного оркестра.Ч. Айвз
Мозаика.Пьеса для синтезатора. Э. Артемьев.
Прелюдиидля фортепиано. М. Чюрленис.
Музыкальные иллюстрации к повести А. Пушкина «Метель» (фрагменты). Г. Свиридов.
Побудь со мной.Н. Зубов, слова NN.
Вот мчится тройка удалая. Русская народная песня, слова Ф. Глинки.
Времена года. Цикл концертов для оркестра и скрипки соло (фрагменты). А. Вивальди.
Итальянский концерт (фрагменты) для клавира. И.-С. Бах.
Симфония № 4 (2-я часть). П. Чайковский.
Симфония № 2(«Богатырская») (1-я часть). А. Бородин.
Симфония № 3(«Героическая») (4-я часть). Л. Бетховен.
Увертюрак опере «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Ave, verum.В.-А. Моцарт.
Моцартиана.Оркестровая сюита № 4 (3-я часть). П. Чайковский.
Эгмонт.Увертюра. Л. Бетховен.
Скорбь и радость.Канон. Л. Бетховен.
Ромео и Джульетта.Увертюра-фантазия (фрагменты). П. Чайковский.
Ромео и Джульетта.Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Ромео и Джульетта.Музыкальные зарисовки (сюита) для большого симфонического оркестра. Д. Кабалевский.
Вестсайдская история.Мюзикл (фрагменты). Л. Берн-стайн.
Орфей и Эвридика.Опера (фрагменты). К. Глюк.
Орфей и Эвридика.Рок-опера. А. Журбин, слова Ю. Ди-митрина.
Слова любви.Из художественного фильма «Ромео и Джульетта». Н. Рота, русский текст Л. Дербенева, обработка Г. Подэльского.
Увертюра(фрагменты); Песенка о веселом ветре. Из художественного фильма «Дети капитана Гранта». И. Дунаевский.
Мгновения. Из телевизионного фильма «Семнадцать мгновений весны». М. Таривердиев, слова Р. Рождественского.
Звуки музыки; Эдельвейс. Из художественного фильма-мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерсона, русский текст М. Подберезского.
Родного неба милый свет.Е. Голубева, слова В. Жуковского.
Моя звезда. А. Суханов, слова И. Анненского.
Мир сверху. Слова и музыка А. Дольского.
Осенний бал.Слова и музыка Л. Марченко.
Как здорово.Слова и музыка О. Митяева
Тематическое планирование
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
Всего
34 часа
Требования к уровню подготовки обучающихся:
-устойчивый интерес к музыке, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности; понимание значения музыки в жизни человека, представление о музыкальной картине мира;
-освоение/присвоение музыкальных произведений как духовного опыта поколений;
-знание основных закономерностей музыкального искусства, умение и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности;
-понимать роль музыки в жизни человека; образное содержание музыкальных произведений, особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы; определять по характерным признакам принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю-музыка классическая, народная, религиозной традиции, современная;
-эмоционально-образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки, обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора; размышлять о знакомом музыкальном произведении; высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения;
-понимать специфику и особенности музыкального языка закономерности музыкального искусства; получать представление о средствах музыкальной выразительности,музыкальной драматургии, приемах взаимодействия и развития музыкальных образов; анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
-исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений; участвовать в концертном исполнении песенного репертуара класса;
-различать простые и сложные жанры вокальной, инструментальной, сценической музыки; находить жанровые параллели между музыкой и другими видами искусства;
-творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении,пластическом интонировании, поэтическом слове, изобразительной деятельности;
-знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации; приводить примеры их произведений.
Календарно-тематическое планирование в 6А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, З классах
уроков
Разделы и темы
Кол-во
часов
План
Факт
Примечание
I
Мир образов вокальной и инструментальной музыки
16
1
Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен русских композиторов.
1
01-05.09
2
Старинный русский романс. Песня-романс. Мир чарующих звуков.
1
07-12.09
3
Два музыкальных посвящения
1
14-19.09
4
Портрет в музыке и живописи.
1
21-26.09
5
«Уноси мое сердце в звенящую даль...»
1
28-03.10
6
Музыкальный образ и мастерствоисполнителя.
1
05-10.10
7
Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов.
1
12-17.10
8
Образы песен зарубежных композиторов
1
19-24.10
9
«Старинной песни мир». Баллада Ф. Шуберта «Лесной царь»
1
26-31.10
10
Образы русской народной и духовной музыки. Народное искусство Древней Руси.
1
09-14.11
11
Русская духовная музыка. Духовный концерт.
1
16-21.11
12
«Фрески Софии Киевской»
1
23-28.11
13
Образы духовной музыки Западной Европы. «Небесное и земное» в музыке И. С. Баха. Полифония. Фуга. Хорал
1
30-05.12
14
Образы скорби и печали
1
07-12.12
15
Фортуна правит миром.
1
14-19.12
16
Авторская песня: прошлое и настоящее. Джаз-искусство XX века
1
21-26.12
II
Мир образов камерной и симфонической музыки
18
17
Вечные темы искусства и жизни.
1
11-16.01
18
Образы камерной музыки. Могучее царство Ф. Шопена.
1
18-23.01
19
Инструментальная баллада. Ночной пейзаж.
1
25-30.01
20
Инструментальный концерт.
1
01-06.02
21
Космический пейзаж.
1
08-13.02
22
Образы симфонической музыки. «Метель»
1
15-20.02
23
Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»
1
22-27.02
24
Симфоническое развитие музыкальных образов.
1
29-05.03
25
«В печали весел, а в веселье печален». Связь времен
1
07-12.03
26
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
1
14-19.03
27
Программная увертюра. Увертюра «Эгмонт»
1
31-06.04;
28
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
07-13.04;
29
Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»
1
14-20.04;
30
Мир музыкального театра. Балет «Ромео и Джульетта»
1
21-27.04;
31
Мюзикл «Вестсайдская история»
1
28-04.05;
32
Опера «Орфей и Эвридика». Рок-опера «Орфей и Эвридика»
1
05-11.05
33
Образы киномузыки. «Ромео и Джульетта» в кино ХХ. века
1
12-18.05;
34
Музыка в отечественном кино.
1
19-25.05
Учебно-методическое обеспечение:
Для учащихся:
1.Учебник «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2015г.
Для учителя:
1.Программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1- 7классы. Искусство 8-9 классы», М., Просвещение, 2010 г.
2.Методическое пособие для учителя «Музыка 5-6 классы», М., Просвещение, 2013г.
3.«Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка. 6 класс», М., Просвещение, 2010г
4.Г.П. Сергеева «Музыка. 6 класс» фонохрестоматия. М., Просвещение, 2009 г.
Рассмотрено на заседании
кафедры искусств
протокол № 1
от « 26» августа2015 г.
Руководитель кафедры
__________/Т.А.Терёхина
Согласовано
Заместитель директора по УВР
_____________/ Е. В.Сургай
«28» августа 2015 год