преподаватель теоретических дисциплин
Белобородова Виктория Викторовна
МУДО «Усть-Ордынская ДШИ»
Примерные требования к экзамену
в 3 классе (5-летний курс обучения) ДПОП
Одна из главных задач педагога по сольфеджио – в условиях групповых занятий найти индивидуальный подход к каждому учащемуся и максимально развить его музыкальные способности. Одновременно, в процессе занятий, педагог должен дифференцировать учащихся, т.е. выделить из них наиболее способных и подготовить их для дальнейшего профессионального обучения.
Индивидуальный подход к учащимся должен быть и на экзамене по сольфеджио, каждый учащийся должен быть опрошен по ряду обязательных пунктов (см. экзаменационные требования), но трудность музыкального материала при этом может быть различной.
Экзамен состоит из письменной работы (диктанта) и устного индивидуального опроса. Музыкальный материал для экзаменационного диктанта может быть подобран методическим кабинетом, заведующим теоретическим отделением или самим педагогом и утвержден на заседании теоретического отдела. Педагог выбирает диктант, соответствующий уровню группы.
Диктант проигрывается педагогом 8-10 раз в течение 20-25 минут (в зависимости от объема и трудности) и записывается учащимися на нотных листах со штампом школы.
Для устного опроса учащиеся делятся на небольшие группы по 3 – 4 человека (из расчета по 10-15 минут на каждого учащегося).
Каждый учащийся должен быть опрошен по всем пунктам, перечисленным в экзаменационных требованиях.
Оценка за экзаменационный диктант и устный опрос выставляются по каждому пункту. При этом учитывается правильность ответов, быстрота реакции, чистота интонирования, выразительность исполнения, владение дирижерским жестом.
Примерные требования к экзамену в третьем классе
1. Написать диктант средней трудности в тональностях до 4-х знаков (мажор и три вида минора) с использованием пройденных мелодических оборотов. Размеры: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8; ритмические группы: все пройденные.
2. Спеть одну из выученных в году мелодий наизусть. Например, Давыдова Е. Сольфеджио, 4 класс: №№53, 128, 141. Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио, ч.1: №№344, 351, 356, 357, 382,402.
3. Проанализировать (определить тональность, размер, темп, членение на фразы, ритмические особенности, отдельные мелодические обороты) и спеть с листа мелодию в одной из пройденных тональностей. Например, Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио: №№228, 231, 233, 235. Сольфеджио для 1-4 классов ДМШ / Сост. А. Барабошкина (с. 76-77, 80-81).
4. Спеть в пройденных тональностях отдельные ступени, несколько интервалов на ступенях (из числа пройденных: большая и малая секунды, большая и малая терции, чистые кварта и квинта, тритоны на IV и VII ступенях с разрешением, большая и малая сексты, малая септима на V ступени) и аккордов (трезвучия главных ступеней и доминантсептаккорд в основном виде).
5. Спеть от данного звука несколько пройденных интервалов и аккордов (мажорное и минорное трезвучия, их обращения, доминантсептаккорд).
6. Определить на слух отдельные интервалы и аккорды (из числа указанных в пунктах 4, 5) в тональности и от звука.
7. Повторить голосом, с названием звуков или подобрать на инструменте короткую мелодию.
8. Узнать на слух одно из пройденных в году произведений (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Например:
Бетховен Л. «Сурок».
Шуман Р. «Песня моряков».
Чайковский П. Детский альбом. Мазурка.
Глинка М. «Ночной смотр».
Примерные билеты для экзамена в третьем классе
Разработчиком предложены примерные билеты для экзамена в 3-м классе (5-летний курс обучения), с учетом программных требований по предмету «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты» и графика промежуточной аттестации:
- Пение и определение на слух элементов музыкального языка (отдельные звукоряды, интервалы, аккорды вне тональности, последовательности интервалов, аккордов в ладу). - Пение секвенций.
- Сольфеджирование одноголосных упражнений.
- Пение мелодий наизусть.
- Ритмические задания.
- Музыкальный диктант.
- Пение двухголосных упражнений.
- Творческие задания.
Билет № 1
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 228 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности F-dur:
а) cтупени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I;
б) интервал б.3 на I, IV, V ступенях в натуральном мажоре.
4.Спеть в тональности d-moll аккорды: t5/3 – s5/3 – D5/3 – D7 – t3
5.Спеть: а) от звука «а» интервалы: м.3, б.2, ч.4, ч.5;
б) от звука «с» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 1:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8.Спеть № 45 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио. – Ч.II).
9.Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 2
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 231 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности D-dur:
а) cтупени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I;
б) интервалы на ступенях мажорной гаммы: б.2 на I, II, IV, V, VI.
4.Спеть в тональности h-moll аккорды: t5/3 – s5/3 – D5/3 – D7 – t3
5.Спеть: а) от звука «а» интервалы: м.3, б.2, ч.4, ч.5;
б) от звука «с» аккорды: М5/3 – М6 – М6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 2:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение № 186 б):
[pic]
8.Спеть № 46 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио. – Ч.II).
9. Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 3
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 235 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности g-moll:
а) cтупени: I-VII#-II-I, III-V-VI-V, VI-VII#-I;
б) ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.
4.Спеть в тональности B-dur аккорды: Т5/3 – S5/3 – D5/3 – D7 – Т3
5.Спеть: а) от звука «d» интервалы: б.3, ч.4, ч.5 м.6;
б) от звука «e» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 3:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение № 186 в):
[pic]
8.Спеть № 50 – 2-хголосие по нотам ((Б. Калмыков, Г.Фридкин. Сольфеджио. – Ч.II).
9. Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 4
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 228 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности е-moll:
а) cтупени: I-VII#-II-I, III-V-VI-V, VI-VII#-I;
б) ув.2 с разрешением в гармоническом миноре.
4.Спеть в тональности G-dur аккорды: Т5/3 – S5/3 – D5/3 – D7 – Т3
5.Спеть: а) от звука «d» интервалы: м.2, ч.4, б.6, б.2;
б) от звука «f» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 4:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8.Спеть № 52 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.II).
9.Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 5
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 231 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности А-dur:
а) cтупени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I;
б) интервалы на ступенях мажорной гаммы: б.3 на I, IV, V.
4.Спеть в тональности fis-moll аккорды: t5/3 – s5/3 – D5/3 – D7 – t3
5.Спеть: а) от звука «h» интервалы: ч.4, м.2, м.3, б.2;
б) от звука «f» аккорды: М5/3 – М6 – М6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 5:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8. Спеть № 45 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.II).
9. Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 6
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 235 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности E-dur:
а) cтупени: II-I, III-II-I, IV-III-II-I, V-VI-VII-I;
б) интервалы на ступенях мажорной гаммы: м.3 на II, III, VI, VII.
4.Спеть в тональности cis-moll аккорды: t5/3 – s5/3 – D5/3 – D7 – t3
5.Спеть: а) от звука «g» интервалы: б.3, м.6, м.2, ч.4;
б) от звука «h» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 6:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8.Спеть № 46 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.II).
9. Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 7
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 228 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности cis-moll:
а) cтупени: I-VII#-II-I, ; III-V-VI-V, VI-VII#-I;
б) интервалы на ступенях натуральной минорной гаммы: м.3 на I, II, IV, V.
4.Спеть в тональности Е-dur аккорды: T5/3 – S5/3 – D5/3 – D7 – T3
5.Спеть: а) от звука «gis» интервалы: б.2, ч.4, ч.5, б.6;
б) от звука «a» аккорды: М5/3 – М6 – М6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 1:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8.Спеть № 50 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.II).
9.Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Билет № 8
1.Спеть № 357 – наизусть (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.I).
2.Проанализировать и спеть с листа № 231 (Г. Фридкин. Чтение с листа на уроках сольфеджио).
3.Спеть в тональности с-moll:
а) cтупени: I-VII#-II-I; III-V-VI-V, VI-VII#-I;
б) интервалы на ступенях натуральной минорной гаммы: б.3 на III, VI, VII.
4.Спеть в тональности Еs-dur аккорды: T5/3 – S5/3 – D5/3 – D7 – T3
5.Спеть: а) от звука «fis» интервалы: м.2, м.3 ч.5, м.6;
б) от звука «сis» аккорды: Б5/3 – Б6 – Б6/4 – D7
6.Спеть секвенцию № 2:
[pic]
7.Простучать ритмическое упражнение:
[pic]
8.Спеть № 52 – 2-хголосие по нотам (Б. Калмыков, Г. Фридкин. Сольфеджио. - Ч.II).
9.Творческое задание – досочинить мелодию на предложенный ритм:
[pic]
10.Узнать на слух произведение (или отрывок) и охарактеризовать его выразительные средства (лад, элементы формы, темп, регистр, мелодические и ритмические особенности).
Список литературы
1. Лазарева И.А., Казанцева И.В. Программа учебного предмета ПО.02.УП.01. «Сольфеджио» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты», для учащихся 1-5 классов. Срок реализации – 5 лет. – Усть-Ордынский, 2015.
2.Сольфеджио. Программа для ДМШ, музыкальных отделений школ искусств, вечерних школ общего музыкального образования. / Сост. Т.А. Калужская. - М., 1998.
3.Давыдова Е., Запорожец С. Сольфеджио для ДМШ 3 класс. – М.: «Музыка», 2007.
4.Лежнева О. Практическая работа на уроках сольфеджио: Диктант. Слуховой анализ: Учеб. пособие для уч-ся 1-8 кл. ДМШ и ДШИ. – Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
5.Калмыков Б., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. I. Одноголосие. – М.: Музыка, 1985.
6.Калмыков Г., Фридкин Г. Сольфеджио. Ч. II. Двухголосие. – М.: Музыка, 1985.
7.Фридкин Г. Чтение с листа на уроках сольфеджио. – М.: Изд-ское объединение «Композитор», 1993.