Рабочая программа по музыке и пению. 8 специальный (коррекционный) класс VIII вида.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...











Рабочая программа

учителя второй квалификационной категории

Алланазаровой Валентины Владимировны

по музыке и пению в 8 специальном

(коррекционном) классе VIII вида

























Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____от «__»______________2015 г.




2015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по музыке и пению для учащихся 8 специального (коррекционного) класса VIII вида разработана на основе «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы», под редакцией В.В.Воронковой – М.: Владос, 2013.

Рабочая программа составлена на основе следующего нормативного документа:

«Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида (1 вариант), утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.04.2002 г. № 29/2065-п».

Музыкальное воспитание и обучение является неотъемлемой частью учебного процесса в специальном (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности; нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственных учащимся специальных учреждений.

Цель музыкального воспитания и образования – формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия

в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений.

Занятия музыкой способствуют развитию нравственных качеств школьника, адаптации его в обществе. В связи с этим в основе обучения музыке и пению заложены следующие принципы:

- коррекционная направленность обучения;

-оптимистическая перспектива образования;

- индивидуализация и дифференциация процесса обучения;

- комплексное обучение на основе передовых психолого-медико- педагогических технологий.

Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения

отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и: композиторская; детская, классическая, современная.

В программу включены следующие разделы: пение, слушание

музыки, элементы музыкальной грамоты.

Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально- хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения.

Современная (зарубежная и отечественная) песня - основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.

Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамблевого чувства, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное»

исполнение песен.

Обучение учащихся средних и старших классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь.

В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.

Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности.

Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах.

Оценка по предмету «Пение и музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой или услышанной музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями.

Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций:

- дети могут слушать произведение;

- беседовать о характере, особенностях формы произведения;

- припевать. главную тему инструментального произведения голосом;

- выполнять индивидуальные задания творческого характера

- рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;

- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;

- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.

Программа рассчитана на 35 часов в год, 1 час в неделю.














Учебный календарно-тематический план

по музыке и пению

Класс 8

Учитель

Количество часов

Всего 35 часов; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ____, зачётов ____, тестов ____ч.;

Административных контрольных уроков ___ ч.

Планирование составлено на основе Программ для специальных (коррекционных) классов VIII вида под редакцией В.В. Воронкова

Учебник ______________________________________________________________________





Содержание

Кол-во


Контроль,

л/р, п/р и т.д.

Дата по плану

Дата факт.

1

2

3

4

5

6

1

Инструктаж по технике безопасности. Вокальная музыка, основывающаяся на синтезе музыки и слова.

1

беседа



2

«С чего начинается Родина?» – из к/ф «Щит и меч» - муз. Б.Баснера, стихи М.Матусовского.

1

разучивание – пение,

слушание



3

«Горные вершины» - муз.А.Варламова, сл.М.Лермонтова. «Горные вершины» - муз. А.Рубинштейна, стихи М.Лермонтова.

1

беседа,

слушание



4

«Метелица» А.Варламова. «Средь шумного бала» - романс П.Чайковского на стихи А.Толстого.

1

разучивание – пение,

слушание



5

«Журавлиная песня» - муз. К.Молчанова, сл. Г.Полонского.

1

разучивание – пение,

слушание



6

«И я выйду на крылечко», «Вечерний звон» А.Алябьева.

1

разучивание – пение,

слушание



7

«Ave Maria» Ф.Шуберта.

1

беседа, слушание



8

«Подмосковные вечера» - муз. В.Соловьёва-Седого, сл.М.Матусовского.

1

разучивание – пение,

слушание



9

Урок – концерт по материалу 1 четверти.

1

пение



10

«Соловей» А.Алябьева. «Вокализ» С.Рахманинова.

1

беседа, слушание



11

Элементы музыкальной грамоты. Средства музыкальной выразительности.

1

беседа, слушание



12

Особенности творчества композитора М.Глинки.

1

беседа, слушание



13

«Ария Сусанина», « Хор Славься» из оперы «Иван Сусанин» М.Глинки.

1

беседа, слушание



14

«Люблю костёр» - муз. Р.Майорова, сл. М.Садовского.

1

беседа, слушание



15

Особенности творчества композитора Н.Римского-Корсакова.

1

беседа,

слушание



16

«Колыбельная Волховы» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова. «Ария Снегурочки» из оперы «Снегурочка» Н.Римского-Корсакова.

1

разучивание – пение,

слушание



17

«Песня медведицы» из к/ф «Кавказская пленница» - муз.

А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва.


1

разучивание – пение,

слушание



18

Особенности творчества композитора П.Чайковского.

1

беседа, слушание



19

«Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (1 часть) П.Чайковского.

1

беседа, слушание



20

«Разговор со счастьем» из к/ф «Иван Васильевич меняет профессию» - муз.А.Зацепина, сл.Л.Дербенёва.

1

разучивание – пение,

слушание



21

Элементы музыкальной грамоты. Средства музыкальной выразительности.

1

карточки,

слушание



22

Особенности творчества композитора Ж.Бизе. Вступление к опере «Кармен» Ж.Бизе.

1

беседа, слушание



23

«Старый клён» из к/ф «Девчата» - муз. А.Пахмутовой, сл.М.Матусовского.

1

разучивание – пение,

слушание



24

Особенности творчества композитора А.Хачатуряна. «Танец с саблями» из балета «Гаяне» А.Хачатуряна.

1

беседа, слушание



25

«Школьный романс» - муз.Е.Крылатова, сл.В.Простовой.

1

разучивание – пение,

слушание



26

Особенности творчества композитора М.Мусоргского. «Сцена Юродивого» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.

1

беседа, слушание



27

«Любимый город» - муз.Н.Богословского, сл.Е.Долматовского.

1

разучивание – пение,

слушание



28

«Как прекрасен этот мир» - муз. Д.Тухманова, сл.В.Харитонова.

1

разучивание – пение,

слушание



29

Легкая и серьёзная музыка, их взаимосвязь.

1

беседа, слушание



30

«Звездопад» - муз. А.Пахмутовой, сл. Н.Добронравова. «Мелодия» из фильма «Профессинал» -Э.Морриконе.

1

беседа, слушание



31

«Алые паруса» - музыка и слова Влад.Ландсберга. «Ave Maria» в исполнении оркестра П.Мориа.

1

разучивание – пение,

слушание



32

Вокально – инструметальные композиции в исполнении зарубежных ансамблей «Битлз», «АББА», «Роллинг Стоунз».

1

беседа, слушание



33

Вокально – инструметальные композиции в исполнении отечественных ансамблей «Машина времени», «Браво», «Аквариум».

1

беседа, слушание



34

Урок – концерт по материалу 4 четверти

1

пение



35

Урок – концерт по материалу, изученному в 8 классе.

1

пение





Содержание тем учебного курса


Пение

Продолжение работы над формированием певческих навыков и умений:

- совершенствование певческих навыков при пении в смешанном хоре (дыхание, звукообразование, дикция, строй, ансамбль);

- эмоционально-осознанное восприятие и воспроизведение разучиваемых произведений;

- выразительное «концертное» исполнение разученных произведений;

- пение упражнений на совершенствование качеств певческого звука:

округленности, легкости, подвижности;

- точное интонирование в октавном унисоне, воспроизведение метроритмических, ладовых, интервальных закономерностей; достижение дикционной ясности и четкости.

Певческие упражнения:

- пение на одном звуке, на разные слоги;

- пение мажорных и минорных трезвучий и пентахордов, звукорядов на слоги;

- пение попевок с полутоновыми интонациями;

- пение с закрытым ртом;

- совершенствование певческого дыхания;

- упражнения на чистое округленное интонирование;

- вокально-хоровые распевания на песнях;

- пение без сопровождения.

Повторение песен, разученных в 5-7 классах.


Слушание музыки

Взаимосвязь видов искусства в многогранном отражении реального мира, мыслей и чувств человека. Героика, лирика, эпос, драма, юмор в музыке.

Народная музыка в творчестве композиторов.

Особенности: творчества композиторов: С. Прокофьев, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Г, Свиридов.

Повторение прослушанных произведений из программы 5-7 классов.


Музыкальная грамота

Язык музыки, основные средства музыкальной выразительности на примере различных произведений. Повторение определения средств музыкальной выразительности - темп, динамика, лад, метроритм, мелодия, гармония, тембр.

Анализ музыкальных средств выразительности различных произведений.





Музыкальный материал для пения


«С чего начинается Родина?» Из кинофильма «Щит и меч» муз. Б. Баснера, сл. М. Матусовского.

«Гляжу в озёра синие» Из телефильма «Тени исчезают в полдень» - муз. Л. Афанасьева, сл. И. Шаферана.

«Конопатая девчонка» - муз. Б. Савельева, сл. М. Пляцковского,

«He повторяется такое никогда» - муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского.

«Подмосковные вечера» - муз. В. Соловьева-Седого, сл. М. Матусовского.

«Моя Москва» - муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского и С. Аграняна.

«Песня о Москве». Из кинофильма «Свинарка и пастух» - муз. т. Хренникова, сл. В. Гусева.

«Город золотой» - муз. Ф. Милано, сл. А. Хвостова и А. Волохонского, обр. Б. Гребенщикова.

«Есть только миг» Из кинофильма «Земля Санниковая - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Песенка о медведях» Из кинофильма «Кавказская пленница» муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева.

«Разговор со счастьем». Из кинофильма «Иван Васильевич меняет профессию» - муз. А. Зацепина, сл. Л. Дербенева. ,

Сага. «Я тебя никогда не забуду» Из рок-оперы «Юнона и Авось» - муз. А. Рыбников а, сл. А. Вознесенского.

«Мой белый город» муз. Е. Доги, сл. В. Лазарева.

«Будь со мною…» - муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Старый клен». Из кинофильма «Девчата» - муз. А. Пахмутовой, сл. М. Матусовского.

«Спят курганы темные». Из кинофильма . «Болыцая жизнь» - муз. Н. Богословского, сл. Б. Ласкина.

«Когда весна придет ...» Из кинофильма «Весна на Заречной улице» - муз. Б. Мокроусова, сл. А. Фатьянова.

«Рассвет-чародей» - муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.

«Пожелание» - муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Березовые сны». Из киноэпопеи «Великая Отечественная» - муз. В. Гевиксмана, сл. Г. Фере.

«Где же вы теперь, друзья-однополчане?>.>- муз. В. Соловьева-

Седого, сл. А. Фатьянова.

«День Победы» +- муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова.

«Нам нужна одна победа», Из. кинофильма <Белорусский вок-

эалз - муз. и сл. Б. Окуджавы.

«Прощальный вальс». Из кинофильма <Розыгрьши - муз. А.

Флярковского, сл. А. Дидурова.

«Ваши глаза» -:- муз. Е. Крылатова, сл. Ю. Энтина.

«Прощайте, голуби» - муз. М. Фрадкина, сл. М. Матусовского.


Музыкальные произведения для слушания


И. Бах. «Токката», ре минор, BWV 565.

И. Бах. «Sarabanda» Из Французской сюиты №1.

Л. Бетховен. «Grave.». «Allegro di rnolto е соn briо». Из сонаты № 8, до минор, соч. 13, «Патетическая».

И. Брамс. «Венгерский танец» №5, фа-диез минор.

Дж. Верди. «Песенка Герцога». Из оперы «Риголетто».

Г. Гендель. «Рassacalia». Из концерта для органа с оркестром, си-бемоль мажор, соч. 7, № 1.

Дж. Гершвин. «Колыбельная». Из оперы «Порги и Бесс».

А. Дворжак «Славянский танец», ми минор.

Ф. Лист. «Венгерская рапсодия № 2.

В. Моцарт. «Увертюра». Из оперы «Женитьба Фигаро».

В. Моцарт. «Allegro moltо». Из симфонии №40, KV 550.

А. Бородин. «Половецкие пляски с хором». Из оперы «Князь Игорь».

М. Мусоргский. «Картинки с выставки» (по выбору).

С. Прокофьев. «Вставайте, люди русские». «Ледовое побоище» Из кантаты «Александр Невский».

Н. Римский-Корсаков. Песня Садко «Заиграйте мои гусельки» Из оперы «Садко».

Н. Римский-Корсаков. «Сеча при Керженце». Из оперы «Сказа- о невидимом граде Китеже и деве Февронии».

Н. Римский-Корсаков. Третья песня Леля «Туча со громом сговаривалась». Из оперы «Снегурочка».

Г. Свиридов. «Романс». Из музыкальных иллюстраций к.повести А. Пушкина «Метель».

И. Стравинский. «Тема гуляний». Из балета «Петрушка».

А. Хачатурян. «Вальс». Из музыки к драме М. Лермонтова «Маскарад».

П. Чайковский. «Времена года», соч. 37 - bis.

Д. Шостакович. «Первая частъ». Тема нашествия. Из симфонии № 7, «Ленинградская».

«Я ли в поле да не травушка была ...» - муз. П. Чайковского, сл. И. Сурикова.

Ф. Лей. «Мелодия». Из кинофильма «История любви».

Э. Морриконе. Музыка к кинофильмам.

Х. Родриго. «Аранхуэсский концерт».

«А цыган идет». Из кинофильма «Жестокий романс» - муз. А.Петрова, сл. Р. Киплинга. Русский текст Г. Кружкова.


Требования у уровню подготовки обучающихся по данной программе:


Учащиеся должны знать:

- средства музыкальной выразительности;

- основные жанры музыкальных произведений;

- музыкальные инструменты;

- музыкальные профессии и специальности;

- особенности творчества изученных композиторов;

- особенности народного музыкального творчества;

- особенности взаимозависимости и связи музыки с другими видами искусства (литература, живопись, театр, кинематограф).

Учащиеся должны уметь:

- самостоятельно выразительно исполнять 10 12 песен;

- отвечать на вопросы о прослушанных произведениях:

- называть произведения, композиторов, авторов текста, если это вокальные произведения;

- называть исполнителя - певец, инструмент, оркестр, ансамбль;

- определять характер, содержание произведения;

- определять ведущие средства выразительности;

- давать адекватную оценку качеству исполнения произведения;

- подбирать высокохудожественные музыкальные произведения для самостоятельного слушания и исполнения.




Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний


Оценка «пять»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-чистое интонирование и ритмически точное исполнение;

-выразительное исполнение.

Оценка «четыре»:

-знание мелодической линии и текста песни;

-в основном чистое интонирование, ритмически правильное;

-пение недостаточно выразительное.

Оценка «три»:

-допускаются отдельные неточности в исполнении мелодии и текста песни;

-неуверенное и не вполне точное, иногда фальшивое исполнение, есть ритмические неточности;

-пение невыразительное.

Оценка «два»:

-исполнение неуверенное, фальшивое.






Перечень учебно-методического обеспечения



Список литературы

1. Евтушенко И.В. Теоретико-методологические основы музыкального воспитания умственно отсталых детей: Монография. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, 2006.

2. Евтушенко И.В. Значение музыки для развития ребенка с интеллектуальной недостаточностью //Проблемы коррекционно-развивающей педагогики в современном образовании: Материалы межрегион. науч.-практич. конференции. - Новокузнецк: ИПК, 2003.

3. Специальная педагогика: Учеб. пособие / Л.И.Аксенова, Б.А.Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. - М., 2001.

4. Евтушенко И.В. Музыка//Программа для 5-9 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Владос, 2000.

5. ЕвтушенкоИ.В. Пение и музыка//Программа для 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.:Просвещение, 1999.

6. ЕвтушенкоИ.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.- М.: Просвещение, 1999.

7. Рубинштейн С.Я. Психология умственно-отсталого школьника.- М.: Просвещение,1986.

8. Выготский Л.С.Психология искусства.- М.: Искусство, 1986.

9. Буравлева И.А. «Музыка». Программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под.ред. И.М.Бгажноковой

10. Кабалевский Д.Б. Программа 5-8 кл.- М.: Просвещение, 1985.

11. Соболев А.С. Музыкальное воспитание во вспомогательной школе.- М.: Просвещение, 1968.














10