Сценарий урока в 4 классе по теме «Истоки русской песенности в музыке С.В. Рахманинова»
Слайд «Осень. Туман» Левитана.
Учитель: Я хочу начать сегодняшний урок такими стихами
Как многогранна музыка!
Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает
Струны
Любви, печали, памяти, мечты.
И. Волобуева
Слайд «Золотая осень» Левитана.
Давайте позволим и мы с вами музыке сегодня затронуть струны нашей души.
( звучит фрагмент концерта №3 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова)
Учитель: Ребята, как вы думаете, в какой стране мы с вами очутились на крыльях музыки?
Ученики: В России. Музыка русская, она певучая, песенная. (Открыть на доске часть темы урока.)
Учитель: Правильно «...Стелется, словно тропа в полях» - говорил о мелодике этого композитора Б. Асафьев.
Учитель: А вы могли бы узнать, какой русский композитор мог бы быть автором этого произведения?
Ученики: Рахманинов С.В. или Чайковский П.И.
(Слайд «Рахманинов». Открыть на доске всю тему урока)
Учитель: Молодцы, ребята, действительно это произведение великого русского композитора С.В. Рахманинова, сегодня мы будем говорить о его музыке.
Учитель: Кто исполнял это произведение?
Ученики: Оркестр симфонический, солировало фортепиано.
Учитель: Эту тему поет только солирующий инструмент - фортепиано?
Ученики: Нет. У оркестра она звучит тоже.
Учитель: Как называется жанр произведения, где соревнуются симфонический оркестр и солирующий инструмент?
Ученики: Концерт.
Учитель: Концерт для фортепиано с оркестром №3 открыл наш сегодняшний разговор о С.В. Рахманинове.
Учитель: Нам предстоит выяснить, прав ли композитор когда говорил «Моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка»
«Спеть мелодию на фортепиано» хотел для нас композитор. Давайте мы тоже пропоем главную тему прозвучавшего произведения, а чтобы легче вам было ее запомнить с такими словами: третий концерт фортепьянный, Рахманинов написал для нас.
(Пропеваем главную тему первой части концерта № 3)
Учитель: Давайте, сравним нотную запись главной темы третьего фортепианного концерта Рахманинова с записью русской народной песни «Ты река ль, моя реченька» Что вы можете сказать?
Ученики: Мелодия движется плавно, поступенно у обоих произведений.
Учитель: Правильно. Обратили внимание, что мелодия концерта построена всего на
четырех звуках?
(Слайд "Октябрь")
Музыковед В. Брянцев, исследователь творчества С.В. Рахманинова, пишет: «Рояль тихо поет задушевную тему-песню. Она льется со скромно-величавой, сдержанной плавностью и в то же время с безудержным привольем и необъятной широтой. И этой чудесной темой-песней о родине ... «певец на фортепиано» зовет не просто любоваться Русью, а вместе с ним трепетно вдуматься в ее сложные судьбы на трудном историческом перепутье, которым ознаменовалось начало 20 века»
Слайд «Молодой Рахманинов»
Начало 20 века - время, в которое жил и творил Сергей Васильевич (1873 - 1943), было переломным для России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.
Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир»
(Слайд "Рахманинов и рукопись")
Учитель: 1892 год. Рахманинову девятнадцать лет. Год назад он блестяще закончил Московскую консерваторию как пианист и теперь намерен держать экзамен по классу композиции. В месячный срок он должен написать одноактную оперу на сюжет поэмы Пушкина «Цыганы». Испытание Рахманинов выдержал с легкостью. Успех был неописуем. Мнение комиссии единодушно - оценить «Алеко» в пять с плюсом. Важнее других добрых похвал стало для Сергея Васильевича признание его работы П.И. Чайковским. Но как у каждого простого человека в жизни бывают полосы белые и черные так и у Рахманинова после оглушительного успеха настоящая первая взрослая работа Симфония №1 на которую композитор возлагал большие надежды - провалилась. Плохое исполнение симфонии, откровенное неприятие этой музыки многими авторитетами – все это больно ударило по самолюбию молодого артиста. Три года он ничего не писал, потерял веру в себя. Его подбадривали друзья, помог психотерапевт Н.В. Даль. И вот в 1901 году публике был представлен Второй концерт для фортепиано с оркестром. Давайте и мы послушаем это произведение и подумаем, что в этой музыке - снова прорвал или победа?
Слайд «Рахманинов за роялем»
( звучит фрагмент второго фортепианного концерта Рахманинова)
Ученики: Это победа над самим собой. Образ раскрывающейся птицы, мятежность, непокорность.
Учитель: Если мы о главной теме третьего концерта говорили что это Россия, которая раскинулась перед нами во всю свою гигантскую ширь, то при слушании главной темы второго концерта представляется, что Россия поднимается во весь свой рост. Что напоминают нам аккорды вступления?
Ученики: Набатный колокол. А затем идет тревожная широкая, мятежная мелодия. Учитель: Пропоем главную тему первой части на звук - А, со словами - подсказками.
(Пропеваем главную мелодию первой части, сравниваем с нотной записью русской народной песни «Степь, да степь кругом», выявляем общее интонационное сходство,
песенное, напевное начало.)
Учитель: Откуда же берет свое начало творчество Рахманинова? Ученики: В русской песенности.
Слайд «Рахманинов за роялем» цветной.
Учитель:
Во фраке и в манишке накрахмаленной,
Сосредоточен,
строг
и напряжен
Играл Сергей Васильевич Рахманинов
В нью-йоркском зале.
Публике чужой.
И, чопорность холодную расплавивший,
Не замечал он ничего вокруг,
Послушно перекатывались клавиши
Под пальцами его волшебных рук.
Судьбою горькой в эту даль заброшенный,
Оторванный от родины своей,
Он вспоминал цветастый луг некошеный
И русский лес, где щелкал соловей.
Ребячьи голоса в ушах аукали,
Колоколов позванивала медь...
И так ему хотелось вслед за звуками
В родимую Россию улететь!
Слайд «Рахманинов и сирень»
Учитель: Тропа, путь, дорога... Жизненный путь С. Рахманинова, композитора, пианиста и дирижера, был нелегок. События начала 20 века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные вдали от нее, он пронес светлое чувство любви к родному краю.
Прав ли композитор когда говорил: «Моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка - это плод моего характера, и потому это русская музыка»? Давайте закончим наш урок «Песней о далекой Родине»
(Разучиваем песню.)