5 класс
Тема урока: “Музыкальные краски” в произведениях композиторов - импрессионистов.
Цель: расширение и углубление представлений детей об изобразительных возможностях музыкального искусства.
Задачи:
1. Развитие способностей детей воспринимать художественные образы, созданные в музыке композиторами, эмоционально откликаться на них.
2. Закрепление знаний и умения определять на слух музыкальные средства выразительности.
3. Знакомство с творчеством французских композиторов М. Ровеля и К. Дебюсси.
4. Воспитание у детей чувства бережного отношения к природе, всему живому.
Дидактическое обеспечение урока: презентация
Техническое обеспечение урока: ПК, экран, проектор
Ход урока
1. Организационный этап
Учитель – Здравствуйте ребята. Добрый день уважаемые гости.
Я хотел бы сегодняшний наш урок начать с песни. Определите, какое настроение передаётся в песне и о чём в ней поётся?
Звучит фрагмент песни Я. Дубравина на слова В.Суслова “Всюду музыка живет”.
Ответы детей.
Учитель – Я предлагаю вам исполнить эту песню с настроением, подходящим содержанию текста песни.
2. Пение
Исполнение песни “Всюду музыка живет”.
3. Новый материал
Учитель – Верны ли слова этой песни? Действительно ли музыку, музыкальные звуки можно услышать повсюду?
Дети: Да, в шуме дождя, сигналах машин, в шуме ветра в трубе, на праздниках…
Учитель – Давайте на минуточку закроем глаза и послушаем окружающий нас мир.
Звучание фонограммы звуков природы и улицы.
Учитель – Действительно, мир наш наполнен звуками, в которых можно услышать и музыку.
- А может ли музыка изобразить звуками окружающий нас мир? Нарисовать картины, как настоящий художник?
Дети – Да, музыка Э.Грига рассказала о норвежской природе и сказках, П.Чайковского «Апрель. Подснежник» о русской природе…
Учитель – А какими красками пользовалась музыка-художник?
Дети – Музыкальными.
Учитель – Мы сейчас с вами и определили тему нашего урока «Музыкальные краски» в произведениях композиторов
А каких композиторов мы узнаем чуть позже. Давайте попробуем перечислить эти «музыкальные краски».
Дети – Темп, динамика (громкость), тембр, ритм, лад, регистр, мелодия.
Учитель – это основные музыкальные “краски”, а точнее музыкальные средства выразительности, которые используют композиторы для создания своих произведений.
К художественно – выразительным средствам живописи относятся: тон, колорит, мазок, цвет, линия, контраст (цветовой и световой).
Учитель: Сегодня мы с вами продолжим разговор о музыке и живописи, об их удивительном и закономерном содружестве – ведь оба эти искусства учат нас видеть и понимать красоту окружающего мира.
«Живопись, как и музыка когда она совершенна, даёт, несомненно, самое яркое счастье!» - художник Б.В.Щербаков
2. Проверка дом.зад: На прошлом уроке вы познакомились с музыкальным пейзажем.
-Скажите, а откуда в музыку пришло понятие «пейзаж»?
-Что оно означает?
Ответ детей:
Слово «пейзаж» пришло из живописи, оно означает изображение картины природы на рисунке.
Учитель: На доске вы видите репродукции картин великих художников (Алексей Саврасов «Грачи прилетели», Исаак Левитан «Большая вода», «Март»). Какие из прослушанных произведений созвучны с этими картинами?
Дома вы нарисовали иллюстрацию к произведению П.И. Чайковского «Апрель. Подснежник», а также подобрали литературный ряд. Посмотрим что у вас получилось. (Дети по желанию демонстрируют).
4. Подготовка к усвоению новых знаний.
Учитель: Исполнение куплета песни о картинах.
Если видишь: на картине нарисована река,
Или ель и белый иней, или сад и облака,
Или снежная лавина, или поле и шалаш,
Обязательно картина называется – ПЕЙЗАЖ.
Учитель: Сегодня мы обратимся к творчеству «музыкальных импрессионистов» - музыке французских композиторов 20 века Клода Дебюсси и Мориса Равеля и посмотрим, как они изображают в
своих произведениях музыкальный пейзаж.
Учитель читает полностью тему урока на слайде: «Музыкальные краски» в произведениях композиторов – импрессионистов.
У вас наверняка уже возник вопрос, а кто это - импрессионисты?
Усвоение новых знаний.
Учитель: Для того чтобы ответить на вопрос послушаем сообщение Алёны…
Об импрессионизме.
ИМПРЕССИОНИЗМ (от французского – впечатление) – направление в искусстве, возникшее во Франции в 70 – х годах 19 века. Зародилось в живописи и получило название по картине Клода Моне «Впечатление. Восход солнца».
(Показ картины на слайде 4-5.)
Художники этого направления стремились выразить изменчивую игру света, тончайшие цветовые оттенки, передать свои мимолетные настроения. У истоков создания этого направления стояли французские художники К.Моне, К.Писсарро, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега.
(Просмотр слайдов 6-12 с картинами этих художников.)
Композиторы – импрессионисты – К.Дебюсси и М.Равель – унаследовали от художников стремление передать тончайшие настроения, изменчивость игры света, показать различные цветовые оттенки.
Их музыкальные произведения отличаются особой красочностью и колористичностью.
(Показ портретов на слайдах 13-14.)
6. Закрепление новых знаний. Работа по учебнику стр. 170.
Музыкальный пейзаж у импрессионистов – это, прежде всего, красочность, зримость, живописность. Живописность присутствует уже в названиях их произведений: «Лунный свет», «Игра воды», «Облака», «Туманы», и т.д.
Сообщение Дениса
Морис Равель родился 7 марта 1875 года в городе Сибур на юге Франции. В 1882 году начал заниматься фортепиано, с 1887 года занимался гармонией. Город Сибур находился на самой границе с Испанией, где в это время служил его отец инженер-путеец, страстный любитель музыки, прививший эту любовь своему сыну. В 1889 году Равель поступил в Парижскую консерваторию, которую закончил по классу фортепиано. Молодому музыканту очень много помогал его учитель Шарль де Берио, известный пианист того времени. Однако интерес к импровизации, созданию композиции появился у Равеля после знакомства с творчеством «подпольного» родоначальника музыкального импрессионизма и просто экстравагантного композитора Эрика Сати, а также личной встречи с другим композитором и пианистом Рикардо Виньесом.
Равель создал фортепианный цикл Игра воды, который сыграл революционную роль в развитии французской фортепианной школы: лучшие черты пианизма сочетаются здесь
с оригинальным использованием колористических возможностей инструмента. (Слайд 15)
Учитель: Давайте обратимся к пьесе М.Равеля «Игра воды», вслушаемся в нее: какие звуки природы можно
услышать в ней и какую картину природы подсказывают эти звуки?
У: И так, какие же звуки вы услышали?
Д: Мы слышали переливы светлых, искрящихся водяных струй, сверкающих на солнце. Музыка наполнена удивительным светом и радостью.
У: Верно, а какую картину вы представили?
Д: Мы увидели небольшой ручей, прозрачные струи которого, так освежающе звенят в жаркий летний полдень.
У: Молодцы, вы все верно услышали, послушайте, какое определение дал этой музыке французский поэт
Анри де Ренье: «Речной бог, смеющийся над щекочущими его струями».
У: Давайте из картин на слайдах выберем наиболее подходящую к этой музыке, картину, которую мог увидеть композитор перед созданием этого произведения.
( Просмотр рисунков на слайде 16 и выбор одного из них).
У: Какой из рисунков созвучен музыке Мориса Равеля?
- Что значит «созвучие»?
- Как вы его понимаете?
- Что общего вы услышали и увидели в музыке и рисунке?
Физ. Минутка: звучит песня «Точка, точка, запятая».
Идём на месте носочки не отрываем от пола.
Левая рука вперёд, правая рука вперёд, круговое движение рук.
Повторение второго упражнения.
Два хлопка, два притопа и хлопка, поворот вокруг себя и подскок.
Идём на месте и хлопаем в ладоши.
Шаг в правую сторону притоп, шаг в левую сторону притоп.
Учитель: Другой композитор - Клод Дебюсси – современник Мориса Равеля, тоже жил во Франции.
Познакомит нас с этим композитором Соня...
Уже в консерваторские годы он вызывал удивление, а порой и замешательство своих наставников поисками необычайных звучаний, стремлением уйти от наскучивших музыкальных штампов. Глубокое
воздействие оказывает на него не только музыка, но и другие искусства. Одно из самых сильных впечатлений связано с живописью импрессионистов.
Горячо увлекается Дебюсси и современной поэзией символистов с ее недосказанностью и завораживающей музыкальностью. В 90-е годы окончательно складывается самобытный музыкальный стиль композитора, рождаются первые зрелые произведения. (Слайд 18)
Учитель: А сейчас мы услышим оркестровую пьесу К.Дебюсси «Облака». Вслушайтесь в музыку этого произведения, сравните его с предыдущим, сходны они или различны. Какую картину вы представляете, слышая эту музыку?
Слушание пьесы К.Дебюсси «Облака».
У: Как же звучала эта пьеса?
Д: Музыка этой пьесы не похожа на «Игру воды». Она более медленная, величественная, плавная, загадочная,
таинственная, спокойная, созерцательная (т.е. располагающая к наблюдению, всматриванию в явление).
У: - Верно, эта музыка совсем не похожа на пьесу М.Равеля, а что вы представляли, какой пейзаж, слушая эту музыку?
Д: - Мы представляли, как по небу неторопливо, величественно и спокойно плывут облака.
У: - Взгляните на картины и скажите, похожи ли они на ваши зрительные образы к этой музыке? (Слайд 19)
Д: Да, на этих картинах мы видим причудливые формы величественно и возвышенно плывущих облаков.
У: А вы обратили внимание, какой инструмент проводил главную тему этой пьесы?
Д: Это был деревянный духовой инструмент.
У: Правильно. Это деревянный духовой инструмент, который называют английским рожком.
Расскажет нам о нём Коля.. .(слайд 20, 21).
Он обладает особым тембром, в зависимости от характера музыки,
от состава оркестра, в котором он звучит, английский рожок меняет окраску своего звучания.
Музыканты даже называют его хамелеоном. Этот инструмент – хамелеон может придать музыке пасторальный (пастушеский) характер, может воспроизводить интонацию человеческого голоса.
Учитель: Но в «Облаках» его характер иной. Он звучит не то чтобы холодно, но в его голосе нет «земного» тепла; так звучит высота, пространство.
Итак, с какими произведениями мы сегодня познакомились?
К какому известному течению в искусстве (живописи и музыке) относятся они?
Что такое импрессионизм? Составьте синквейн к слову импрессионисты.
7. Разучивание песни.
У: А сейчас мы с вами познакомимся с новой песней, которую написал композитор Александр Толстобоков, она называется «Точка, точка, запятая». Послушайте ее и подумайте, как связана эта песня
с темой нашего урока. (Показ песни).
Д: В этой песне поется о первых шагах в живописи любого ребенка, именно так дети учатся рисовать:
«Точка, точка, запятая, вышла рожица кривая…» Из таких вот «художников» получаются настоящие мастера такие, как импрессионисты.
У: Конечно, вы правы, каждый художник когда-то был ребенком и так же, может быть неумело, но искренне пытался передать краски и предметы окружающего мира. Давайте разучим эту песню.
Работа над песней, затем обобщение и итог всего урока.
8.Итог урока
Домашнее задание
Запишите в тетрадь названия музыкальных произведений, известных вам, на пейзажную тему.
Рефлексия
Я сегодня на уроке узнал…
У меня получилось…
Было трудно…
Меня сегодня удивило…
Было интересно…
Теперь я умею…
7