Разработка урока музыки в 5 классе
по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской
Подготовила:
учитель музыки
высшей категории
Игумнова Ж.А.
Тема раздела: Музыка и литература.
Тема урока: Путешествие по опере-былине Н.А.Римского-Корсакова «Садко».
Класс: Пятый.
Тип урока: Интегрированный.
Вид урока: Урок-исследование.
Цель урока: актуализировать знания учащихся об опере как синтетическом жанре в процессе интеграции различных видов искусства.
Задачи урока:
Образовательные:
систематизировать оперный словарь: увертюра, дирижер, оркестр, ария, ансамбль, солист, либретто, декорации, действие;
через групповые формы работы обучать умению коллективно размышлять о музыке.
Воспитательные:
формировать чувства любви и уважения к творческому наследию своего народа;
побудить к формированию чувства личной ответственности за результат совместной работы.
Развивающие:
побудить детей к активному, прочувствованному и осознанному восприятию музыкального и литературного материала;
создать условия для творческой интерпретации учащимися фрагментов оперы.
Планируемые результаты освоения содержания урока:
Личностные результаты:
повысить мотивацию собственных знаний; воспринимать классическую музыку, получая при этом высокое эстетическое наслаждение; готовность и способность вести диалог с одноклассниками и достигать в нем взаимопонимания;
совершенствовать художественный, эстетический вкусы, нравственные качества личности.
Метапредметные результаты:
уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; высказывать свои суждения о том, какую роль играют разные виды искусства в опере.
Предметные результаты:
разбираться в музыкальной драматургии произведения; раскрывать образное содержание отдельных номеров оперы и творчески их интерпретировать в разных видах музыкальной деятельности.
Формы работы учащихся: групповая, коллективная, индивидуальная.
Методы.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательная игра (три загадки в начале урока, «мозговой штурм»), создание ситуаций успеха в учении (в течение всего урока).
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
словесные, наглядные (Презентация, дидактический раздаточный материал у каждой группы – ноты песен Садко, гостей, либретто оперы); практические (сольное, ансамблевое, хоровое исполнение, театрализация); репродуктивные и проблемно-поисковые (при анализе и синтезе оперных номеров);методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя
(«моделирование художественно-творческого процесса», « анализ музыкальных фрагментов оперы», «музыкальный театр», «художественное движение»).
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля в обучении (сюжетно-ролевая игра, познавательная игра- подбор ассоциаций к музыкальным терминам).
Принципы обучения:
принцип единства музыкального обучения, воспитания и развития; принцип оптимизации процесса музыкального обучения; принцип научности; принцип связи музыки и жизни; принцип доступности и наглядности; принцип активности, сознательности; принцип прочности, систематичности и последовательности;
принцип увлеченности.
Оборудование и материалы к уроку:
Фортепиано, мультимедийный проектор, компьютер. Фонохрестоматии, нотный материал с фрагментами из оперы (несколько вариантов для детей), текст былины «Садко», либретто одноименной оперы Н.А.Римского-Корсакова.
Фундаментальные образовательные объекты, в направлении которых планируется деятельность учеников – опера, увертюра, либретто, симфонический оркестр, солист, ансамбль, хор, дирижер, хореограф, театр, декорации.
Главная проблема урока – Как музыка, литература, изобразительное искусство, театр, хореография помогают раскрыть особенности художественных образов и драматургию оперы?
Этапы урока Содержание урока
Ожидаемый результат со стороны учеников
Виды
деятельности
учащихся
Психолого-педагогическое обоснование деятельности учителя
1.Организационный этап. Активизация внимания. Цель: включение учащихся в учебно-познавательную деятельность
Приветствие. 1.Загадка.
Догадайтесь, какое имя носит человек, если перевести с персидского - «царский друг», а если с еврейского - «справедливый, праведный»? (Приложение 1).
Вторая подсказка - это имя мы можем увидеть в названиях магазинов, торгующих сувенирами, коврами, ювелирными изделиями, мебелью, сантехникой, даже пароходы так называют!
Третья подсказка – музыкальная (звучит увертюра из оперы).
2.Назвать композитора, жанр музыкального произведения, главным героем которого является Садко.
Итак, тема нашего урока…
3.Пусть наше путешествие пройдет под девизом: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» (А.С.Пушкин).
1.Садко.
2. Опера-былина Н.А.Римского-Корсакова «Садко».
3.Правила работы в группе.
Активное слушание.
«Мозговой штурм».
Размышление о знакомом музыкальном произведении.
Восприятие (от части к целому) и определение по фрагменту музыкального произведения его композитора.
Обоснование, аргументация выбора в опоре на музыкальный опыт.
Размышление и высказывание своего мнения.
Создание благоприятной эмоциональной атмосферы и психологического настроя к общению. Мобилизация внимания учащихся через
мотивирующий прием – загадку -«яркое пятно», прием «актуальности».
Выявление общности жизненных истоков и взаимосвязь с музыкой.
Формирование целостной картины восприятия мира, неделимость музыки и окружающего мира.
Осознание и реализация общей цели. Воспитание слушательской культуры.
Форма работы: индивидуальная, коллективная.
Методы передачи информации: словесные, практические.
2.Этап актуализации опорных знаний.
Цель: актуализировать раннее полученные знания.
1.Первое испытание для творческих союзов. Учитель называет слова, к которым дети подбирают ассоциации.
Опера – музыкальная сказка, приключение, магия звуков, восхищение и удовольствие, знакомая незнакомка, полет фантазии, безбрежный океан гармонии, слияние таланта и мастерства… Увертюра, композитор, либретто, дирижер, оркестр, солист, хор, песня, Орфей,
инструментальная музыка, вокальная музыка.
Молодцы! Благодаря дружбе ваши команды справились с заданием.
1.Оркестр – команда, «подсказчик», суфлер.
Либретто- книжечка, читай-ка, сюжет.
Дирижер-командир, руководитель.
Увертюра -открытие, идея.
Опера – музыкальное путешествие, событие. Хор-многоголосица, «живое пианино».
Солист-звезда, герой.
Движенье рук+дыханье губ+касание ноги под управлением слуха и души (иструментальная музыка).
«Полет души» -песня.
Орфей – покоритель подземного царства, певец с лирой.
Садко –гусляр, певец, «покоритель морей».
Нахождение ассоциативных связей между музыкальными терминами и жизненным опытом.
Общение и взаимодействие в группе одноклассников.
Развитие образного мышления.
Создание условий для успешного запоминания и предупреждение забывания учебного материала.
Развитие видов памяти: образной, эмоциональной, словесно-логической. Развитие общеучебных и специальных умений и навыков.
Возможность скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки.
Стимулировать класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования. Создание при опросе нестандартных ситуаций вопросом: "Почему?"
3.Постановка целей урока.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
Цель нашего путешествия – выяснить:
- Нужны ли музыкальному жанру опере друзья среди других видов искусства? Зачем разные виды искусства объединились в опере?
- Как проверить:
верны ли наши предположения?
Музыка, литература, изо…
Прийти к решению - на примере оперы «Садко» найти «союзников» музыки в опере: прослушать и просмотреть фрагменты, стать самим участниками спектакля
Общение и взаимодействие в процессе решения учебной задачи.
Определение специфики жанра опера.
Размышление о союзе разных видов искусства.
Высказывание своих предположений.
Составление маршрута исследования.
Метод постановки учебной задачи, подводящей к теме.
Развитие мышления через постановку учебных задач, требующих осмысления, объяснения, доказательства. Проблемный метод обучения – в выдвижении и аргументации гипотез. Осознание и реализация общей цели.
Установление коммуникации и взаимопонимания, диктуемые характером включения учащихся в их совместную деятельность.
4.Оперирование знаниями и способами деятельности.
Цель: обсудить, систематизировать и обобщить материал по теме.
По страницам либретто оперы…
1.Прочитать либретто 1-ой картины, дать ей название. (Приложение 2).
2.Познакомиться с текстом песни Садко «Ой ты, темная дубравушка» (Приложение 3). Описать эмоциональное состояние героя и сымпровизировать первые фразы песни.
Слушают композиторский вариант, находят «совпадения и различия» со своими импровизациями.
3. «Появление лебедей и их сказочное превращение».
-Что «говорит» оркестр? Опишите новый музыкальный образ.
4. Исполнение песни Садко «Заиграйте, мои гусельки».
-Что во время исполнения песни может происходить на сцене? Есть ли «подсказка» в тексте?(Приложение 4).
Инсценирование сцены.
5.Знакомство со 2 картиной.
Выбрать страну, в которую мог бы поехать Садко. Цель поездки – торговля и прославление Великого Новгорода.
Песни гостей:
- Как симфонический оркестр участвует в создании образов гостей? Найти сходство и различие в музыкальной речи каждого гостя.(Приложение 5).
6.Подобрать ту картину, которая «говорит» в унисон с музыкой. Исполнение Колыбельной Волховы.
1. « Гусляр Садко на пиру», «Думы о Новгороде гусляра Садко».
2. «Я – композитор» -предугадать характер и настроение песни: лад – минорный, темп – неторопливый, динамика – негромкая, оркестровка – подражание игре на гуслях. Импровизируют первые фразы. Просмотр видеофрагмента. Сравнивают.
Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, литература и театр.
3. Слушают, анализируют музыку, приходят к выводу, что
оркестр рассказывает о каком-то таинственном, загадочном, нежном, легком, фантастическом образе.
4. «Подсказки» в тексте: «заиграйте, мои гусельки; расплясалися лебедушки».
Инсценируют сцену: мальчики – роль Садко, девочки – лебедушек.
*Видеофрагмент из оперы.
Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, литература, театр, танец, изо(костюмы, декорации).
5. «Подсказки» о цели поездки - в либретто.
«Эскизное исполнение» песен Варяжского, Индийского и Веденецкого гостя с опорой на нотную запись.
6.Картина М.Врубеля «Волхова».
Сольная интерпретация колыбельной ученицами.
Вывод: Помощниками в создании этого фрагмента оперы были музыка, изо, литература, театр.
Работа с текстом.
Воплощение художественно- образного содержания в импровизации, свободном дирижировании.
Творческая интерпретация содержания музыкальных образов в пении, музыкально-ритмическом движении, театрализации, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Различение групп и тембров отдельных инструментов оркестра.
Участие в коллективной, ансамблевой и сольной исполнительской деятельности.
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальному номеру при его восприятии и исполнении.
Анализ средств музыкальной выразительности, воплощающих характеры героев и персонажей.
Осуществление перевода художественных впечатлений с языка музыки на язык литературный (поэтический), язык жестов, живописи и обратно.
Восприятие и определение голосов солистов.
Выражение разных эмоциональных состояний при создании художественных образов.
Установление ассоциативных связей между слуховыми и зрительными образами-представлениями.
Рассмотрение особенностей воплощения образов средствами разных видов искусства.
Исследование интонационно-образного своеобразия музыкальных характеристик персонажей(гостей).
Творческое интерпретирование содержания музыкальных номеров в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Участие в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.
Межличностное взаимодействие( групповая и коллективная работа).
Коллективная система обучения (групповая работа, постановка проблемных вопросов); эвристический метод.
Коммуникативная технология (анализ произведения) Совершенствование умения активного слушания и пения. Усвоение новых знаний
Передача своих музыкальных впечатлений в устной форме.
Развитие приемов самоконтроля и самоанализа ошибок.
Репродуктивные и творческие методы – в исполнительской деятельности.
Объяснительно-иллюстративный метод обучения – в чтении учениками либретто, в ознакомлении с нотными примерами, просмотре видеофрагментов оперы, инструктаже по выполнению учебных действий.
Частично-поисковые и исследовательские методы обучения в организации творческой деятельности учащихся применялись при организации наблюдений и решений исследовательской проблемы самими учащимися.
Мотивация учебной деятельности учащихся – в эмоциональном поощрении и похвале учеников как стимуляция их работы в ситуации "сегодня и завтра».
Развитие устной речи.
Процесс формирования лексического запаса слов данной предметной области.
Активное наблюдение для корректировки уровня активности, инициативности, пассивности учащихся. Принцип свободы выбора.
Метод моделирования художественно-творческого процесса.
Метод перспективы и ретроспективы. Метод интонационно-стилевого постижения музыки.
5.Подведение итогов урока и формулирование выводов.
1.Дать ответ в виде телеграммы на вопросы, прозвучавшие в начале урока (по вопросу команде):
- Садко – «царский друг»?
-Садко – «справедливый, праведный»?
- Оправдано ли использование в названии магазинов имени Садко?
- Что общего у Садко и Орфея?
- Что общего у композитора Н.А.Римского-Корсакова с героем Садко?
2.- Какие виды искусства объединились в союз в оперном спектакле?
Сделайте обобщение урока.
1. Ответы команд:
- Садко – друг Морского царя.
- Садко – справедливый, праведный (т.к. уважает и гордится новгородцами, а былинный герой построил церковь для народа).
- Садко – купец, торговавший разным товаром (поэтому использование его имени оправдано).
- Садко и Орфей – музыканты, певцы, покорившие нереальный мир: подводный и подземный.
- Садко и Н.А.Римский-Корсаков – новгородцы, музыканты.
2. «Опера – это прекрасный союз музыки, литературы, изо, театра, хореографии».
Произносят от лица каждого вида искусства девиз, под которым работали на уроке:
«Друзья мои, прекрасен наш союз!»
Высказывание суждений об основной идее произведения.
Определение роли и значении искусства в жизни человека и общества.
Нахождение ассоциативных связей между художественными образами разных произведений.
Расширение музыкального кругозора, общих представлений о музыкальной жизни современного социума.
Творческое усвоение знаний: обсуждение внутри команд задания и представление на суд собственный продукт.
Подведение итогов урока. Формирование эстетического отношения к миру.
Развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром, литературой, живописью, танцами.
6. Определение домашнего задания.
Домашнее задание по выбору:
1. Певцам – подготовить песни о сказках.
2.Писателям –придумать вопросы для проверки знаний либретто оперы «Садко».
3.Художникам - проиллюстрировать понравившийся эпизод оперы «Садко».
4. Танцорам – поставить танец «Вальс снежных хлопьев» или «Вальс цветов».
5. Актерам – подготовить пантомиму сцены «Бой с мышами».
Обсуждение, уточнение специфики каждого вида задания.
Выбор дифференцированного домашнего задания в соответствии с возможностями и желанием каждого учащегося.
Формирование стремления к общению с искусством и художественному совершенствованию.
Направленность домашнего задания на продолжение исследования, начатого на уроке, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное практическое осмысление с
учетом индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности учащихся.
Разъяснение методики выполнения домашнего задания( творческого, закрепляющего, развивающего характера).
7.Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Цель: выявить активность каждого ученика на уроке.
Рефлексия. Зафиксировать свою самооценку работы на уроке:
- Работал в меру своих сил и возможностей (желтые гусельки).
- Работал не в полную силу, могу быть активнее (фиолетовые гусельки).
- Работал с большим желанием и интересом (оранжевые гусельки).
Вклеивают трафареты гуселек в рабочую тетрадь. При желании ребенок может дома разрисовать их.
Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности, личностное восприятие психоэмоционального самочувствия.
Взаимоконтроль и рефлексия, через которую устанавливается адекватная коррекция совместной деятельности. Межличностное взаимодействие (групповая и коллективная работа)
Приобретение навыков самостоятельного анализа своей музыкально-учебной деятельности на уроке. Мотивация к творческому росту.
6