Технологическая карта урока
Ф И О педагога: Фазлыева Альбина Ильгизовна
Предмет: Музыка
Класс: 5
Тип урока: Изучение нового материала, дискуссия
Образовательные задачи урока Обучающая
Развивающая
Воспитательная
1.Формировать представления обучающихся о творчестве литовского художника и композитора М.К. Чюрлёниса;
2. Развить интерес к предмету, учить мысль, рассуждать, чувствовать музыку, характеризовать музыкальные образы, развивать творческие способности;
3.пробудить интерес к творчеству М.К. Чюрлёниса.
Планируемый результат
Личностный:
-Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
-ответственное отношение к учению, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению познанию;
-уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Метапредметный:
Регулятивные УУД: Умение анализировать собственную учебную деятельность, адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи и собственные возможности ее решения, вносить необходимые коррективы для достижения запланированных результатов;
Познавательные УУД: умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, размышлять, рассуждать и делать выводы;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение работать в коллективе, слушать друг друга
Предметный: Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации;
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности, связанной с театром ,
кино, литературой, живописью;
-сформированность потребности в общении с музыкой для дальнейшего духовно-нравственного развития, социализации самообразования, организации содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры;
-овладение основами музыкальной грамотности: способностью эмоционально воспринимать музыку как живое образное искусство во взаимосвязи с жизнью, со специальной терминологией и ключевыми понятиями музыкального искусства.
Основные понятия
композиция, форма, музыкальная живопись, живописная музыка, триптих, соната
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
Учебник «Музыка» 5 класс М., Просвещение, 2013г, Г.П. Сергеева Е.Д. Критская Т.С. Шмагина. «Музыка. 2 класс» фонохрестоматия.1 СD, mp 3, М, Просвещение, 2013г.
Мультимедийная презентация к уроку
Организация пространства
Коллективный способ обучения
I. Мотивация к учебной деятельности (1) мин)
Цель: проверка готовности учащихся к работе на уроке.
Организует учеников к началу урока.
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.
.
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.Актуализации знаний. и фиксация затруднения в деятельности.
(2 мин.)
Цель: умение различать жанры в музыке
Ребята, вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.
Слушают, отвечают на вопросы:
Что такое полифония?
Что такое фуга? Назовите имя немецкого композитора произведение, которого мы слушали на прошлом уроке? Как называлась живописная картина, которую мы сопоставляли с музыкой Баха?
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации
Личностные: проявление эмоциональной отзывчивости
Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
III. Формулирование темы урока, постановка цели
(6-7 мин)
Цель: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока.
Какую особенность вы заметили? (Её линии, колорит, ритм напоминают партитуру музыкального произведения).
Итак, попробуем
сформулировать тему урока.(высказывания)
я вам предлагаю нашу тему урока назвать «Музыка на мольберте. …», позже, мы вместо многоточия добавим вторую часть темы.
Для чего вы пришли сегодня на урок? Что вы новое можете узнать на сегодняшнем уроке? Ребята, какова цель нашего урока?
Какие задачи мы поставим?
Слушают, отвечают на вопросы.
Формулируют тему урока, цель.
Определяют задачи.
.
Воспитание эстетического отношения к миру, критического восприятия музыкальной информации.
Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
IV. Изучение нового
(17мин)
Цель: освоение обучающимися новых знаний, развитие умения находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному выводу способа действия с информацией
Мы познакомимся с творчеством литовского композитора, послушаем фрагмент одного из многочисленных музыкальных произведений и попытаемся узнать, что он нам хотел в нем рассказать.
Итак, перед вами находятся вопросы к прослушиванию произведения.
Во время звучания произведения, а оно будет длиться около 5 минут, вы можете делать пометки, которые вам пригодятся при ответе.
♪ М.Чюрлёнис симфоническая поэма «Море»
О каком творении природы нам поведал композитор? (море) Если сами не вышли на ответ «море» зачитать слова автора без слова «МОРЕ»: «Я по целым часам сидел у моря, в особенности на закате, я всегда приходил к нему, и было мне всегда хорошо, и с каждым разом становилось все лучше…».
Что услышали в музыке? Менялось ли состояние моря? Как менялось? (сначала море было спокойным, потом бушующим)
Какие музыкальные инструменты звучали? (ответы)
Верно, все инструменты здесь важны, но особая роль отведена струнным-смычковым инструментам (это какие инструменты). Они то нежно поют свою песнь, то взволнованно предупреждают о буре. Так же композитор ввел в оркестр арфу, как на ней играют? (играют перебором струн кончиками пальцев) Арфе нет равных в передаче образов движения воды.
Вспомним, каким было море? (тихим, спокойным, а потом взволнованным)
Как вы определили, что море из спокойного превратилось в бушующее? (тихо – громко)
Верно, произошло изменение динамики – силы звука и постепенное увеличение количества звучащих инструментов.
Ребята, представьте на минуту, что вы композиторы и написали это прекрасное произведение. Как бы вы его назвали? (ответы)
Молодцы. Композитор назвал свое произведение так, симфоническая поэма «Море». Из какого вида искусства он позаимствовал жанр поэма? (литература)
Т.е. в данной симфонической поэме мы видим слияние 3 видов искусства, каких? (музыка, литература, живопись)
Ребята, скажите, какими красками вы бы постарались выразить характер произведения?
А теперь взгляните на эти картины:
Какое состояние моря изобразил на них художник? (спокойное, бушующее) Обратите внимание, какие цвета используются в передаче картины? (желтые, коричневые) Здесь почти нет голубого и синего цветов. Знаете почему? Потому что море, которое отразил художник – это Балтийское море, богатое янтарем, поэтому оно такое желтое.
А если сопоставить с музыкой эти картины, мы увидим сходство этих произведений? Ребята, можно ли предположить, что композитор, симфонической поэмы «Море» и художник, написавший эти картины, это один и тот же человек? Да.
Имя этого уникального человека Микалоюс Чюрлёнис. Необычность творчества литовского художника и композитора Микалоюса Чюрлёниса, в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызвать у зрителей ощущение звучащей музыки.
Обратимся к картинам, эти картины представляют собой триптих «Соната моря» названа так не случайно, т.к. он в своих музыкальных произведениях пытался соединить музыку и живопись.) Ребята, давайте вернемся к теме нашего урока «Музыка на мольберте. …» Что можно написать вместо многоточия, как дополнить тему урока? (композитор – художник).
Слушают музыку.
Делают пометки в тетрадях.
Отвечают на вопросы.
1. С какой стихией природы можно сравнить это музыкальное произведение?
2. Что услышали в музыке?
3. Какие музыкальные инструменты звучали?
Отвечают на вопросы учителя.
Учащиеся предлагают свои варианты названия произведения.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Отвечают на вопросы учителя.
Отвечают на вопросы учителя, аргументируют свои ответы.
Предлагают варианты дополнения темы
Умение воспринимать музыку, понимать содержание, интонационно-образный смысл музыкальных произведений
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений ,выдвижение гипотез и их обоснование.
Регулятивные:
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;
- составление плана и последовательности действий.
V.Физминутка.
(1 мин)
Учитель предлагает выполнить упражнение «Задуваем свечи»
Выполняют упражнение.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
VI. Закрепление нового материала, повторение пройденных песен . (11 мин)
Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
Нужно ли нам подробнее узнать о композиторе и художнике М.Чюрленисе? Для чего?
Сейчас вы поработаете в группах. Ваша задача прочитать текст, который я вам раздам. 1 группа расскажет нам о Чюрлёнисе как композиторе, 2 группа – как о художнике, ну, а 3 – о картине – трилогии «Соната моря». У вас есть табличка с вопросами «композитор – художник – трилогия «Соната моря», вам нужно заполнить ее. Время работы 2 минуты.
Подводит итоги работы.
Работают с текстом, выполняют задания по группам.
Воспитание эстетического отношения к миру
Личностные: уважительное отношение к чужому мнению, истории и культуре других народов; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; этические чувства доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание чувств других людей и сопереживание им.
Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
VII.
Повторение песни (3 мин)
Цель: осознание учащимися степени овладения полученных знаний .
Учитель предлагает исполнить песню «Птица-музыка»
Учащиеся исполняют песню.
развитие творческих способностей в многообразных видах музыкальной деятельности
Регулятивные: выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение жизненных планов во временной перспективе.
VIII.Домашнее задание.
(1 мин)
Базовый уровень: познакомиться с картинами Чюрлениса «Сотворение мира», «Приветствие к солнцу», «Знаки зодиака», послушать Прелюдии для фортепиано. Подготовить устный рассказ о том, какую музыку вы услышали с картин, и что вам нарисовала музыка композитора и художника Чюрлениса.
Повышенный уровень:
придумать рассказ с названием:
«Путешествие в волшебный мир Чюрлёниса» (придумать и нарисовать иллюстрации к рассказу)
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (2 мин)
Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом
Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке.
Коммуникативные: умение работать в коллективе, слушать друг друга
Познавательные: рефлексия способов и условий действия, их контроль и оценка; критичность
Личностные: установление учащимся значения результатов своей деятельности для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов.