АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА курса по выбору для учащихся 8 класса «Авторская песня в искусстве»

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №150 имени Героя Советского Союза В.И.Чудайкина»

городского округа Самара










АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА


курса по выбору для учащихся 8 класса

«Авторская песня в искусстве»








Количество часов: 34(17)


Уровень общего образования: основное общее образование



Программу разработала: Куличкова Ольга Александровна, учитель музыки, квалификационная категория: первая.













Самара, 2016 год

















2016




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В последние годы наблюдается рост интереса молодёжи к популярной музыке. Искусство это очень сложно и неоднородно по содержанию, качеству, связано с определёнными эстетическими концепциями. Наряду с яркими и значимыми в художественном плане произведениями немалое место занимает коммерческая, стандартизированная музыка и тексты песен. Молодёжь, особенно подростки, слушая такую музыку, не в состоянии дать ей правильную оценку.

В сознании молодых людей возник дисбаланс в соотношении художественных музыкальных и литературных ценностей: преувеличивается роль массовой культуры и наблюдается недооценка классического наследия, давшего человечеству художественные достижения непреходящего значения. Изменение подобной ситуации возможно лишь на основе объективного рассмотрения музыкальной и литературной культуры конца 20 – начала 21 века, сравнительного анализа стилей, направлений, течений, анализа конкретных произведений.

Такой подход необходим для налаживания полноценного музыкального и литературного воспитания и образования школьников. Они должны быть хорошо осведомлены в равной степени и в области традиционных, классических, и в области современных музыки, песен, поэзии; должны обладать умением критически оценивать свои музыкальные и литературные потребности, основываясь на знании, отбирать художественные ценности.

Необходимость данного курса обусловлена следующими причинами:

Во-первых, многосложный и объёмный материал авторской песни изучается в школе фактически один - два урока за год в курсе литературы. Недостаточное количество учебного времени не позволяет познакомиться с творчеством некоторых авторов литературы новейшей, литературы последнего десятилетия.

Во-вторых, авторская песня является важной составляющей литературного процесса, в частности, современной поэзии.

В-третьих, из-за недостатка учебных пособий, особенно по современной авторской песне, часть этого материала выпускнику приходится осваивать самостоятельно.

В-четвёртых, задача курса состоит в том, чтобы воспитать читателя, слушателя, научить школьника размышлять над произведениями искусства и извлекать из них уроки, в том числе и нравственные, а в конечном итоге - помочь становлению и формировании личности.


Цели курса:

- познакомить учащихся с процессом становления и развития авторской песни 70-80-х годов, с особенностями современной песни, в первую очередь, её литературной составляющей;

- развить у старшеклассников умение ориентироваться в многообразном мире музыки и литературы, подготовить их к самостоятельной оценке произведений на основе анализа;

- пробудить интерес к лучшим произведениям музыкального искусства, литературному наследию;

- формировать навыки, необходимые творческому, мыслящему читателю и слушателю, помочь овладеть навыками аналитической работы с художественным произведением до уровня самообразования, ответить на естественное и психологически обоснованное стремление ученика разобраться в современной действительности.


Задачи курса:

- ознакомление школьников с наиболее выдающимися произведениями авторской песни (в широком понимании этого термина), в том числе современными;

- обучение навыкам анализа художественного произведения (предпосылки создания, определение темы, идеи, художественных достоинств произведения и др.);

- формирование умения находить и обобщать информацию из разных источников, анализировать её самостоятельно.


Ожидаемые результаты:

- умение самостоятельно оценивать направления, проблематику, стилевые особенности авторской песни, современных лирических произведений;

- свободное владение семантико-стилистическим анализом как наиболее адекватным в условиях школы литературоведческим инструментом для раскрытия авторского замысла, для оценки литературного произведения и проявления личного отношения к нему;

- творческие и исследовательские работы учащихся (стихотворные, музыкальные произведения собственного сочинения, сообщения, мультимедийные презентации по изучаемым темам, произведениям).


Данный курс предполагает не только использование традиционных методов работы (лекция, объяснение, опрос и другие), но также просмотр иллюстраций, фотографий, интервью, видеофильмов, прослушивание аудиокассет и компакт-дисков, работу с Интернет-ресурсами.

Основным источником художественных впечатлений на уроке служит поэтический текст и музыка. Беседы, обсуждение, анализ произведений (в том числе сопоставительный анализ) должны стать основной формой работы на занятиях. Неотъемлемой частью курса является самостоятельная поисковая и аналитическая работа учащихся, результатом которой можно считать сообщения (возможно, подготовленные под непосредственным руководством педагога).

Конкретным результатом изучения курса можно считать умение ученика написать и защитить исследовательскую работу по одной из предложенных тем или самостоятельно выбранной теме (чаще всего это анализ определённого периода творчества музыканта или анализ произведений, объединённых общей тематикой). В качестве зачетной возможно рассмотрение творческой работы ученика (песен, стихотворений или прозаических произведений собственного сочинения).

Программа представлена в двух вариантах:

  1. программа, рассчитанная на 34 аудиторных часа (1 час в неделю);

  2. программа, рассчитанная на 17 аудиторных часов (0,5 часа в неделю).

Оба варианта программы опубликованы и апробированы в условиях средней общеобразовательной школы, имеют внешние положительные рецензии.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (34 часа)


Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки. Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).

Песня начала 20 века. Александр Вертинский.

Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют» и др.).

Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.) Романтическое начало в лирике Б.Окуджавы. Образы дома, Москвы, Христа.

Авторская песня в кинокартинах (В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор и др.). Смысловая нагрузка текста песни в связи с сюжетом и идеей фильма.

В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»…) Высоцкий-актёр, поэт и человек. Просмотр последнего интервью Владимира Высоцкого на телевидении.

Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»…) Юрий Визбор в воспоминаниях друзей. Концерт к юбилею автора.

Судьба и творчество А.Галича как пример нонконформизма. Совпадение образа автора и лирического героя.

Творчество А.Городницкого, Н.Матвеевой и Ю. Кима. Обзорное изучение.

Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).

Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.

Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».

Отечественная рок- и панк-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления). Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (Б.Гребенщиков, С.Чиграков, А.Чернецкий, В.Бутусов, И.Кормильцев, Д.Ревякин и др.).

Современная песня (популярная, авторская, рок). Прослушивание, беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся).

Творчество А. Башлачёва. Песня как крик души.

М. Науменко и «Зоопарк».

Виктор Цой. Музыка «проходных дворов». Последний концерт Виктора Цоя. Просмотр видеофильма.

Многогранность и автобиографичность творчества Игоря Талькова. «Друзья-товарищи». «Таня». «Сцена» и др. Любовная лирика И.Талькова. Искренность и глубина чувств лирического героя. Художественные особенности.

Исторические образы и события в авторской песне (И.Тальков, О. Митяев, А.Розенбаум и др.).

Гражданская песенная лирика последних лет. Христианские мотивы в произведениях (Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.).

Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И.Тальков, Ю. Шевчук и другие).

Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся). Зачётный урок.

Календарно-тематическое планирование (34 часа)


урока


Тема урока

Дата проведения занятия


1



2


3

4



5







6


7



8


9

10


11


12



13


14


15


16


17


18


19

20


21



22



23



24

25

26

27

28


29


30


31


32


33


34


Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.

Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).

Песня начала 20 века. Александр Вертинский.

Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют» и др.).

Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)

Романтическое начало в лирике Б.Окуджавы. Образы дома, Москвы, Христа.

Авторская песня в кинокартинах (В.Высоцкий, Б.Окуджава, Ю. Визбор и др.). Смысловая нагрузка текста песни в связи с сюжетом и идеей фильма.

В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой.

В. Высоцкий. Политические и сатирические песни.

В. Высоцкий. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»…)

Высоцкий-актёр, поэт и человек. Просмотр последнего интервью Владимира Высоцкого на телевидении.

Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»…)

Юрий Визбор в воспоминаниях друзей. Концерт к юбилею автора.

Судьба и творчество А.Галича как пример нонконформизма. Совпадение образа автора и лирического героя.

Творчество А.Городницкого, Н.Матвеевой и Ю. Кима. Обзорное изучение.

Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).

Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.

Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя.

Олег Митяев. Прелесть «непраздничных вещей».

Отечественная рок- и панк-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления).

Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (Б.Гребенщиков, С.Чиграков, А.Чернецкий и др.).

Основные направления и представители современной отечественной рок-музыки (В.Бутусов, И.Кормильцев, Д.Ревякин и др.).

Современная песня (популярная, авторская, рок). Прослушивание, беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).

Творчество А. Башлачёва. Песня как крик души.

М. Науменко и «Зоопарк».

Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».

Последний концерт Виктора Цоя. Просмотр видеофильма.

Многогранность и автобиографичность творчества Игоря Талькова. «Друзья-товарищи». «Таня». «Сцена» и др.

Любовная лирика И.Талькова. Искренность и глубина чувств лирического героя. Художественные особенности.

Исторические образы и события в авторской песне (И.Тальков, О. Митяев, А. Розенбаум и др.).

Гражданская песенная лирика последних лет. Христианские мотивы в произведениях (Ю. Шевчук, К.Кинчев и др.).

Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И. Тальков, Ю. Шевчук и другие).

Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях (по выбору учащихся).

Зачётный урок.














СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (17 часов)

Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.

Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).

Песня начала 20 века. Александр Вертинский.

Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют»…)

Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)

В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни. Песни о ВОв («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»…)

Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»…)

Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.

Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах.

Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».

Отечественная рок-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления, основные представители).

Творчество А. Башлачёва и М. Науменко.

Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».

Гражданская песенная лирика последних лет ( И. Тальков, Ю. Шевчук и др.).

Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников ( И. Тальков, Ю. Шевчук и другие ).

Современная песня (популярная, авторская, рок). Беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся). Зачётный урок.

















Календарно-тематическое планирование (17 часов)


урока


Тема урока

Дата проведения занятия


1



2


3

4



5







6



7


8



9


10



11



12

13

14


15


16


17


Общая характеристика современной популярной музыки и литературы. Основные направления и жанры современной поп- и рок-музыки.

Авторская песня как литературный факт. Авторская песня гражданской направленности (патетическая и сатирическая).

Песня начала 20 века. Александр Вертинский.

Булат Окуджава – один из основоположников авторской песни. Традиции «смеха сквозь слёзы» в русской литературе («Хватило бы улыбки, когда под рёбра бьют»…)

Творчество бардов как протест против лжи и социальной несправедливости, их противостояние развлекательной эстраде и официозному искусству. «Эзопов язык» политической авторской песни. Приём исторической аналогии («Урок истории» Ю. Лореса, «Римская империя времени упадка» Б. Окуджавы, «Волшебная сила искусства» Ю. Кима и др.)

В. Высоцкий. «Нерв» своего времени. Песни о современниках. Лирический герой. Политические и сатирические песни.

В. Высоцкий. Песни о Вов («Штрафные батальоны», «Все ушли на фронт», «Песня о звёздах»…)

Юрий Визбор. Художественное своеобразие лирики. «Простота без пошлости» («Домбайский вальс», « Ты у меня одна», «Милая моя», «Рассказ ветерана»…)

Творчество А. Розенбаума. Тематика и проблематика произведений.

Поиск новых форм авторской песни в 90-х годах. Олег Митяев. Искренность и открытость лирического героя. Прелесть «непраздничных вещей».

Отечественная рок-музыка (становление, противодействие официальной культуре, стили и направления, основные представители).

Творчество А. Башлачёва и М. Науменко.

Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».

Гражданская песенная лирика последних лет (И. Тальков, Ю. Шевчук и др.).

Тема поэта и его предназначения в творчестве современных авторов-песенников (И. Тальков, Ю. Шевчук и другие ).

Современная песня (популярная, авторская, рок ). Беседа об авторах и произведениях ( по выбору учащихся).

Зачётный урок.


ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ТВОРЧЕСКИХ РАБОТ



  1. Сатирическая песня как источник изучения истории.

  2. Авторская песня о любви и русская классическая поэтическая традиция.

  3. Романтические образы в авторской песне.

  4. Образы дома и дороги в авторской песне.

  5. Христианские мотивы и тематика в современной песне.

  6. Авторская песня гражданской тематики.

  7. Мир природы в авторской песне.

  8. Исторические образы в авторской песне.

  9. Фольклорные и литературные традиции в авторской песне.

  10. Приём стилизации в авторской песне.

  11. Гражданская война в авторской песне.

  12. Великая Отечественная война в авторской песне.

  13. Сатирические песни В. Высоцкого в восприятии человека начала 21 века.

  14. Песни В. Высоцкого о Великой Отечественной войне.

  15. Приёмы комического в песнях А. Галича и В. Высоцкого.

  16. Романтическое начало в песнях Б. Окуджавы.

  17. Роль изобразительных средств в песнях Б. Окуджавы.

  18. Разные лица В. Высоцкого.

  19. Виктор Цой. Музыка «проходных дворов».

20.Гражданская песенная лирика (И. Тальков, Ю. Шевчук, К.Кинчев).

21.Тема поэта и его предназначения в творчестве авторов-песенников (И.Тальков, Ю. Шевчук и другие).


















ЛИТЕРАТУРА


Андреев Ю.А. Наша авторская…: История, теория и современное состояние… М.,1991.

Андреев Ю.А., Вайнонен Ю. Наша самодеятельная песня. М., 1983.

Бардовская песня: Комментированный сборник песен современных авторов / Авт.-сост. Н.Кутейникова. М.,1993.

Бирюкова С.Е. Спасите наши души (Окуджава – Высоцкий – бард-рок). Тамбов,1990.

Визбор Т. «Здравствуй, здравствуй, я вернулся!..» М., 1996. (Б-ка «Ваганта»).

Владимир Высоцкий в кино / Сост. И. Роговой. М., 1989.

Владимир Высоцкий: Человек. Поэт. Актер / Сост. Ю. Андреев, И. Богуславский. М., 1989.

Возьмемся за руки, друзья!: Рассказы об авторской песне / Авт.-сост. Л. П. Беленький. М., 1990.

Городницкий А.М. След в океане. Петрозаводск, 1993.

Грушинский: Книга песен. Куйбышев, 1990.

Доманский Ю.В. «Тексты смерти» русского рока. Пособие к спецсеминару, Тверь, 2000.

Золотухин В.С. «Все в жертву памяти твоей…»: Дневники о Владимире Высоцком. М., 1992.

Кушнир А. Хэдлайнеры / М., Амфора, 2007.

Люди идут по свету: Книга-концерт / Сост. Л.П. Беленький и др. М., 1989.

Наполним музыкой сердца: Антология авторской песни / Сост. Р. Шипов. М., 1989.

Нет хода нам назад: 33 московских барда / Сост. Р. Шипов. М., 1991.

Новиков Вл. В Союзе писателей не состоял… (Писатель Владимир Высоцкий). М., 1991.

Новиков Вл. Высоцкий есть Высоцкий. (Приложение к журналу «Вагант». 1995. № 51-52).

Паперный З.С. «За столом семи морей»: О поэзии Булата Окуджавы // Вопр. лит. 1985. № 3.

Программы для средних общеобразовательных учебных заведений. Факультативные курсы. «История джаза и популярной музыки», Т.Л.Айзикович/ Под ред. Б.О.Хренникова. М., «Просвещение», 1992.

От костра к микрофону: Из истории самодеятельной песни в Ленинграде / Сост. А. И М. Левитины. СПб., 1996.

Попова Т.В. Современные авторские песни городской молодежи // О песнях наших дней. М., 1969.

Рассадин Ст. Я выбираю свободу. М., 1990.

Троицкий А. Рок-музыка в ССР: опыт популярной энциклопедии М., Искусство, 1990.

Троицкий А. Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е… М., Искусство, 1991.

Троицкий А. Я введу вас в мир Поп… М., Время, 2006.

http://russrock.ru/books/