Планирование внеклассных музыкальных занятий. Программа по вокалу студии Звонкие голоса

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: Данная программа была составлена с учетом социального заказа родителей обучающихся на повышенный уровень музыкального воспитания, выявленный интерес учащихся к певческой культуре. Актуальность программы обусловлена еще и тем, что в настоящее время пение – наиболее ма�...


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.


Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Пользоваться певческим голосом человек начинает с раннего детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. В основу настоящей программы положена идея воспитания чувств с помощью музыки через развитие у учащихся потребности творческого общения с музыкой во всех видах музыкальной деятельности.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовывать потребность в общении.

Актуальность и практическая значимость программы связана с ростом числа детских вокальных коллективов, расширением их концертно-исполнительской деятельности, стилем сочинений, которые пишутся с расчетом на голосовые возможности детей.

Работая в условиях учебного заведения повышенного типа (гимназия), учитывая социальный заказ родителей обучающихся на повышенный уровень музыкального воспитания, выявленный интерес учащихся к певческой культуре была составлена данная программа.

Программа является целостным курсом, который включает в себя основные виды музыкального творчества и способствует реализации главной цели музыкального образования – формированию духовной культуры личности, приобщению к общечеловеческим ценностям. Пение - самый массовый и доступный вид музыкальной деятельности, так как ясный текст песни делает музыкальный образ более понятным и близким. Пение является средством всестороннего развития личности ребенка, формирует у детей музыкально - эстетический вкус, способствует развитию важных психических процессов: внимание, воображение, логическое мышление, речь. Большое значение имеют выступления. Концертная деятельность активизирует коллектив, дает возможность реализовать свои творческие способности. Правильно организованная система обучения пению, соблюдение санитарно - гигиенических условий во время пения способствует физическому развитию ребенка.

Основные принципы реализации программы:

принцип единства восприятия и созидания - единство восприятия произведений искусства (музыки и литературы) и собственной творческой практической работы формирует образное музыкальное мышление детей, создает условия для осознания и переживания темы.

принцип «от жизни через искусство к жизни» - широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности, наблюдение и переживание окружающей реальности, способность осознания своего внутреннего мира обеспечивает связь искусства с жизнью, формирует у ребенка способность выражать свое видение мира на основе освоения опыта музыкальной культуры.

принцип целостности освоения материала – программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала, что обеспечивает поступательное музыкальное развитие ребенка.


Данная программа является модифицированной и составлена на основе типовой программы по вокалу. (Сборник программ для внешкольных учреждений и образовательных школ. Москва. «Просвещение» 1981г).

По своей целевой направленности программа предпрофессиональная, так как нацелена на формирование практических умений и навыков в области вокального искусства.

ЦЕЛЬ программы - заинтересовать детей музыкой, эмоционально увлечь и привить любовь к пению, музыкально-творческой деятельности, воспитать художественно-эстетический вкус.

ЗАДАЧИ программы:

Обучающие:

- научить детей владеть своим голосом: - научить навыкам a cappella, многоголосия, ансамбль; - научить навыкам хоровой звучности (ансамбль, строй);

- формирование навыков творческой деятельности.

Воспитательные:

- воспитание чувства сопричастности c прекрасным; - воспитание организационных качеств, собранности, ответственности;

- привить детям любовь к своей работе; - сформировать художественный вкус на образцах мировой художественной

культуры прошлого и настоящего.

Развивающие:

- развитие музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического,

ритмического и тембрового), музыкального мышления, воображения,

музыкальной памяти;
- развитие музыкально-эстетического вкуса и эмоционального отношения к

музыкальному искусству;

- развитие уровня исполнительского мастерства;

- развитие умения применять на практике полученные знания.


Данная программа 4-х ступенчатая, составлена с учетом возрастных особенностей детей в возрасте от 9 лет до 15 лет и реализуется в течение 5 лет.

1-я ступень – (1 год обучения) - подготовительная;

2-я ступень – (2 год обучения) - начальная;

3-я ступень – (3-4год обучения) - основная;

4-я ступень – (5 год обучения) - закрепление.

Наиболее подходящей формой детского объединения для реализации программы является студия. Студийная система позволяет учесть физиологические и вокальные особенности детского голоса.


Возраст

Ведущая деятельность

Возрастные, психологические новообразования





Младший школьник





Учебная деятельность

- Теоретическое отношение к действительности, позволяющее учитывать её собственные объективные свойства и закономерности;

- психологические предпосылки отвлеченного мышления;

- появляется произвольность психических процессов;

- планирующая функция мышления (внутренний план действия);

- рефлексия (способность обосновать свои действия)



Ранний подросток

Общение в двух формах:

- в системе личностных отношений;

- в системе общественно-полезной деятельности

- Появляется чувство взрослости;

- появляется способность строить общение в зависимости от различных задач;

- формируется ориентация на качества других людей


В процессе обучения вокальному исполнительству недостаточно ограничиваться знаниями возрастных психофизиологических особенностей, необходимо учитывать, что динамика развития певческого аппарата происходит по определенным физиологическим законам. Возникающие в связи с этим проблемы имеют разные пути решения на каждом возрастном этапе, а именно:



Возраст

обуч-ся

Проблемы данной

возрастной категории

Пути решения проблемы





9-10 лет

-Хроническое несмыкание связок;

- стойкая хрипота;

- асимметрия в развитии

голосовых связок;

- низкая возбудимость центрального воспринимающего слухового аппарата;

- нетренированность голосообразующих мышц;

-нет ощущения связи звука с работой мышц гортани;

-грудной резонатор не развит;

- несформированная голосовая мышца

- Интерес к занятиям;

- настройка воспринимающего аппарата;

- певческая установка;

- близость источника звука;

- специфика репертуара: песни с доступным содержанием, простым построением, короткими фразами, нешироким диапазоном;

- работа над артикуляцией.



10-11 лет

- «Расцвет детского голоса»;

- равномерность в развитии;

- нервно-мышечная система голосовых органов более гибкая;

- звонкость и серебристость звучания

- Усложнение и разнообразие вокальных упражнений и песенного материала.



11-12 лет

- Голосовая мышца частично оформляется;

- дыхание глубже, звучание полнее;

- более сложное колебание голосовых связок

-Укрепление голосового аппарата;

- ограничение в силе голоса;

- увеличение тембровых возможностей





12-13 лет

- Хрипота, покраснение голосовых связок;

- нервозность, возбудимость;

- более сложное колебание голосовых складок;

- голос приобретает большую насыщенность, плотность;

- голосовая мышца структурно сформирована

- Разнообразие исполнительских возможностей;

- тщательный выбор репертуара, избегание перегрузок голоса;

- поддерживание высокого резонирования при умеренной силе голоса, не выходя за границы рабочего диапазона




13-14 лет

- быстрое неравномерное развитие голосообразующих органов (период мутации);

- понижается устойчивость нервной системы;

- ослабевает мышечная энергия певческого механизма

- Щадящий режим



Набор обучающихся в группы проходит в форме прослушивания, которое проводится с целью выяснения следующих данных поющего: ритм, память, интонирование, диапазон, тембр, эмоциональность, музыкальность. Состав групп постоянный.


1 ступень: 1-й год обучения, вокальная группа, возраст 9 - 10 лет (3 класс),

коллектив 12 – 15 человек, занятия 2 часа в неделю (всего 72 часа в

год). Форма занятий групповая.

Место проведения – музыкальный класс, сцена в актовом зале.

2 ступень: 2-й год обучения, вокальная группа, возраст 10 – 11 лет,

количество 10 – 12 человек, занятия 2 раза в неделю по полтора часа

(всего 108 часов в год). Форма занятий групповая, по звеньям,

возможна индивидуальная. Включение в концертную деятельность.

Место проведения – музыкальный класс, сцена в актовом зале.

3 ступень: 3–й год обучения, вокальная группа, возраст 11 – 12 лет,

количество 10 – 12 человек, занятия 2 раза в неделю по полтора часа

(всего 108 часов в год). Форма занятий групповая, по звеньям,

возможна индивидуальная.

Включение в концертную деятельность.

4-й год обучения, вокальная группа, возраст 12 – 13 лет, количество

10 – 12 человек. Занятия 2 раза в неделю по полтора часа

(всего 108 часов в год).

Форма занятий групповая, по звеньям, индивидуальная.

Включение в концертную деятельность.

Место проведения – музыкальный класс, сцена в актовом зале.

4 ступень: 5-й год обучения - группа, возраст 13 – 14 лет, количество

8 – 10 человек. Занятия 2 часа в неделю (всего 72 часа в год).

Форма занятий групповая, по звеньям, индивидуальная.

Включение в концертную деятельность.

Место проведения – музыкальный класс, сцена в актовом зале.

В процессе обучения происходит формирование у детей воспринимать и исполнять музыку. Выполнение в комплексе задач музыкального воспитания, развития и обучения способствует формированию их общей музыкальной культуры, расширению музыкального кругозора.

Занятия вокалом имеют своей целью дать теоретическое и практическое руководство в работе над голосом. В основе хорошего исполнения лежит правильная вокализация, единая манера звуковедения. В процессе обучения учащихся необходимо ознакомить с физиологией пения, анатомией голосового аппарата, психофизической зависимостью при вокализации.

Программный материал предусматривает освоение сюжетно-тематических произведений высокохудожественной музыки: современной, народной, классической.

В ходе постановочной работы на репетициях дети усваивают музыкальную природу искусства. У них развиваются творческая инициатива, художественное воображение, умение передать музыку и содержание образа голосом, желание импровизировать.

В образовательном процессе сочетаются ритмические и вокальные упражнения, направленные на владение голосом. Теоретические сведения по музыкальной грамоте даются непосредственно в процессе занятий и в ходе работы над постановками. Программа строится поэтапно по годам обучения и по возрастным категориям. На каждый год обучения предполагается определенный минимум умений, навыков, сведений по музыке, музыкальной грамоте, по вокалу, необходимый и достаточный для дальнейшей работы.

Хотя программа разделена на отдельные тематические части в связи со спецификой занятий, границы их несколько сглаживаются. На каждом занятии изучаются элементы вокала, музыкально – ритмические упражнения и упражнения на развитие тембра, диапазона и т.д., исполняются задания на импровизацию, проходит работа над репертуаром.

Работа строится таким образом, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывающий музыкальные цели, задачи эстетического воспитания, конкретные перспективы коллектива. Содержание музыкального образования предусматривает воспитание у детей восприимчивости, интереса, любви к музыке, развитие эмоциональной отзывчивости на нее, приобщение их к разнообразным видам музыкальной деятельности, что позволяет развивать общую эмоциональность ребенка, его творческие способности.

Расположение учебного материала внутри программы концентрическое.

Освоение материала происходит в процессе практической творческой деятельности.

Прохождение каждой новой темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность последовательному освоению материала в данной программе.

Занятия вокалом предполагают непременно восприятие, исполнение и музыкальное творчество. Это осуществляется главным образом в процессе таких видов деятельности как слушание музыки и исполнение.

На 1 Этапе (1 год) обучения большое внимание уделяется теоретическому курсу постановки голоса и приобретению основных практических навыков исполнения, развитию базовых музыкальных способностей учащихся.

На 2 Этапе (2 - 4 год) основное внимание уделяется развитию способностей творческого осмысления музыкального произведения.

На 3 Этапе (5 год) обучение направлено на развитие потребностей и способностей учащихся к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.

Процесс пения - суть движения различных групп мышц. В результате длительной и регулярной тренировки они могут стать в той или иной степени автоматизированными, т.е. навыками. Формирование певческих навыков не происходит стихийно, а подключается определенной закономерности развития и выражается в фазовой последовательности:

1- нахождение правильного звукообразования на отдельных гласных звуках в
средней части диапазона данного голоса;

2-перенесение и сохранение этих естественных движений голосообразующих
систем при пении любых гласных и целых слов в различных участках диапазона голоса
при средней силе звука;

3-автоматизация движений всего голосообразующего комплекса, их шлифовка в процессе выполнения многочисленных вариантов музыкальных заданий при сохранении правильной координации всех мышечных систем в работе голосового аппарата певца.



На 1 этапе выполнения данной программы ученик обычно много ошибается, исполняет неточно, в замедленном действии и т.п. На 2 этапе при правильном обучении ученик постепенно освобождается от грубых ошибок: начинает складываться динамический стереотип. На 3 этапе, когда происходит стабилизация нервных процессов, динамический стереотип упрочивается. Выполнение заданий приобретает точность, четкость - формируется навык.

Автоматизация певческих навыков постепенно освобождает певца от скованности и хаотичности мышечных движений, лежащих в основе процесса голосообразования, позволяет осуществлять задачи творческого порядка.

Вокальная тренировка в своей основе должна опираться на осознание поющими процесса образования и укрепления навыка. При этом за сознанием и слухом остается функция контроля правильности голосообразования. С первых дней занятий главная задача - подключить слуховой контроль над звучанием голоса. Решение этой задачи в активизации слухового внимания.

Реализуя данную программу, педагогом дополнительного образования используются различные формы контроля: педагогическое наблюдение, опрос, анализ применения знаний учащимися в практической деятельности, диагностирование учащихся.
























2. Учебно – тематический план

1 год обучения.

ЦЕЛЬ - заинтересовать детей вокальным искусством, эмоционально увлечь и создать условия для раскрытия творческих способностей.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- овладение знаниями особенностей физиологии пения; - приобретение элементарных основ правильной постановки голоса; - формирование знаний по музыкальной грамоте; - знакомство с дирижерским жестом.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание чувства сопричастности c прекрасным; - воспитание организационных качеств, собранности, ответственности; - воспитание музыкальной культуры.


РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие музыкального слуха (звуковысотного, ладового, гармонического, ритмического и тембрового), музыкального мышления, воображения, музыкальной памяти, музыкально-творческих способностей;
- развитие голоса, добиваясь его естественного звучания.

п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов


Теория


Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


2.

Прослушивание голосов

1

1


3.

Певческая установка

1

1


4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5

Постановка голоса

Вокальная позиция

Дыхание

Звуковедение

Дикция

Унисон


5

8

8

4

2


2

2

2

1


3

6

6

3

2

5.

Музыкальная грамота

2

1

1

6.

Слушание музыки

2


2

7.

Работа над репертуаром

15


15

8.

Репетиционная деятельность

18


18

9.

Диагностика

2


2


Всего:

72

12

60


Ожидаемые результаты и способы их проверки.

В результате 1 года обучения пению ребенок должен знать/понимать:


  1. Учащиеся должны знать строение вокального аппарата, и правильно использовать его.

  2. Уметь держать правильно осанку.

  3. Петь только с мягкой атакой. Петь легким звуком, стараясь не «тянуть» без всякого напряжения.

  4. Уметь петь и различать интервалы.

  5. Уметь ясно формировать гласные и согласные. Уметь делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч. Петь короткие фразы на одном дыхании. В подвижных песнях уметь делать быстрый вдох.

  6. Уметь точно повторить заданный звук, следить за качеством звука, уметь воспроизводить округлый, неоформленный звук. Чисто интонировать. Слушать и контролировать себя при пении.

  7. Правильно и четко использовать ритмический рисунок.

  8. Петь напевно, как бы вливая один звук в другой, а также акцентируя каждый звук. Четко работать губами и языком.

  9. Учащиеся должны уметь различать регистры – высокий, средний, низкий.

  10. Должны уметь усиливать или ослаблять звучность.

  11. Выдерживать постоянный темп.

  12. Петь чисто и слаженно в коллективе в унисон, с сопровождением и без него. 11. Понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им: внимание, вдох, начало пения и окончание.


Способами проверки результатов освоения программы являются: первоначальная диагностика, текущая, итоговая (см. приложения № 1 и №2), концерты.

Учебно – тематический план

2 год обучения.

ЦЕЛЬ - пробудить у учащихся интерес к вокальному искусству и на основе этого развития испытывать потребность в систематическом общении с песней.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- формировать у детей певческие умения и навыки, приучая их чисто и выразительно исполнять песни; - постепенно расширять детский диапазон;

- научить детей управлять голосовыми связками;

-углубление знаний по музыкальной грамоте.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание чувства сопричастности c прекрасным; - воспитание организационных качеств, собранности, ответственности; - привить детям любовь к своей работе;

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие музыкального мышления, воображения, музыкальной памяти;

- развитие интонационного и ладового слуха:
- развитие голоса, добиваясь его естественного звучания;

- развитие творческой фантазии.



п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов


Теория


Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


1.

Певческая установка

1


1

2.

2.1.

2.2.

2.3

2.4

2.5

2.6

Постановка голоса

Вокальная позиция

Дыхание

Звуковедение

Интонация

Унисон

Дикция


2

5

5

5

2

5


1

2

2

1




1

3

3

4

2

5

3.

Изучение теоретического материала

1

1


4.

Слушание музыки

2


2

5.

Работа с солистами

6


6

6.

Работа над репертуаром

25


25

7.

Репетиционная деятельность

45


45

8.

Диагностика

2


2


Всего:

108

9

99


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате 2 года обучения пению ребенок должен знать/понимать:


  1. Соблюдать при пении правильную певческую установку.

  2. Петь в диапазоне До1 – До2 только с мягкой атакой. Уметь петь чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно, стараясь «тянуть» звук. Сохранять индивидуальность, если голосовой аппарат здоров.

  3. Уметь правильно брать дыхание, не поднимая плеч. Расходовать дыхание так, чтобы его хватило до конца фразы.

  4. Уметь петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы.

  5. Ясно выпевать все гласные, одновременно округляя их звучание. Добиваться светлого, легкого звучания.

  6. Правильно формировать фразу: начало, окончание, кульминация. Окончание петь аккуратно, не выделяя.

  7. Четко работать губами, языком. Петь в разных темпах скороговорки, сохраняя высоту звука.

  8. Уметь петь чисто и слаженно в унисон.

  9. Чисто интонировать в любом темпе, следить за качеством звука, Воспроизводить округлый не форсированный звук.

  10. Усиливать или ослаблять звук, петь тише или громче.

  11. Работа над сольными партиями.


Способами проверки результатов освоения программы являются: первоначальная диагностика, текущая, итоговая (см. приложения № 1 и №2), концерты.


Учебно – тематический план

3 год обучения.

ЦЕЛЬ - сформировать способности творческого осмысления исполняемых музыкальных произведений.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- формировать способность выразительного исполнения песни; - научить петь в единой манере звуковедения;

- научить владеть дыханием;

- научить петь в унисон и двухголосие;

- учить петь в сопровождении инструмента и без сопровождения (a cappella).

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание чувства сопричастности c прекрасным; - воспитание организационных качеств, собранности, ответственности; - привить детям любовь к своей работе;

РАЗВИВАЮЩИЕ:


- развитие всех музыкально-творческих способностей;
- развитие голоса, добиваясь его естественного звучания.

п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов


Теория


Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


1.

Певческая установка

1


1

2.

2.1.

2.2.

2.3

2.4

2.5

2.6

Постановка голоса

Вокальная позиция

Дыхание

Звуковедение

Интонация

Дикция

Двухголосие


2

5

6

5

2

3


1

1

1

1


1


1

4

5

4

2

2

3.

Музыкально-теоретическая подготовка

2

1

1

4.

Слушание музыки

2


2

5.

Работа с солистами

8


8

6.

Работа над репертуаром

26


26

7.

Репетиционная деятельность

42


42

8.

Диагностика

2


2


Всего:

108

8

100

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате 3 года обучения пению ребенок должен знать/понимать

  1. Соблюдать при пении правильную певческую установку. Петь чистым по качеству звуком. Правильно и чисто интонировать.

  2. Уметь управлять дыханием.

  3. Знать понятия: ритм, лад (мажор, минор), пауза.

  4. Петь в единой манере звуковедения.

  5. Уметь петь двухголосие.

  6. Уметь импровизировать простые вокальные партии.

  7. Умело использовать разные атаки звука (твердая, мягкая, придыхательная).

  8. Владеть микрофоном и фонограммой, уверенно чувствовать себя на сцене.

  9. Эмоционально исполнять песни и передавать образ произведения.


Способами проверки результатов освоения программы являются: первоначальная диагностика, текущая, итоговая (см. приложения № 1 и №2), концерты.



Учебно – тематический план

4 год обучения.

ЦЕЛЬсформировать навыки выразительного исполнения вокальных произведений, умения владеть своим голосовым аппаратом.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- формировать навыки интонирования, приучая чисто и выразительно исполнять

песни;

- научить петь в единой манере звуковедения;

- научить владеть дыханием;

- научить петь в унисон и двухголосие;

- закрепить полученные знания, умения применить их на практике;

- углубить представления о роли выразительности в вокальном исполнении.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

-воспитание чувства сопричастности c прекрасным; -воспитание организационных качеств, собранности, ответственности; -привить детям любовь к своей работе;

-воспитание сценической культуры.

РАЗВИВАЮЩИЕ:


- развитие музыкально-творческих способностей;

- развитие музыкального кругозора;
- развитие голоса, добиваясь его естественного звучания;

- развитие аналитических (осознанных) умений и навыков

п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов


Теория


Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


1.

Певческая установка

1


1

2.

2.1.

2.2.

2.3

2.4

2.5

2.6

Постановка голоса

Вокальная позиция

Дыхание

Интонация

Звуковедение

Двухголосие

Дикция


2

5

5

7

3

1


1

1

1

1

1


1

4

4

6

2

1

3.

Музыкально-теоретическая подготовка

1


1

4.

Слушание музыки

2


2

5.

Работа с солистами

6


6

6.

Работа над репертуаром

25


25

7.

Репетиционная деятельность

46


46

8.

Диагностика

2


2


Всего:

108

6

102

Ожидаемые результаты и способы их проверки


В результате 4 года обучения пению ребенок должен знать/понимать:


1. Чисто интонировать.

2. Владеть приемами певческого дыхания.

3. Иметь навыки сольного пения, пения дуэтом, двухголосия.

4. Уметь управлять голосовыми связками.

5. Петь в единой манере звуковедения.

6. Уметь импровизировать простые вокальные партии.

7. Умело использовать разные атаки звука (твердая, мягкая, придыхательная).

8. Владеть микрофоном и фонограммой, уверенно чувствовать себя на сцене.

9. Эмоционально исполнять песни и передавать образ произведения.


Способами проверки результатов освоения программы являются: первоначальная диагностика, текущая, итоговая (см. приложения № 1 и №2), концерты.



Учебно – тематический план

5 год обучения – творческая группа

ЦЕЛЬ - развитие потребностей и способностей учащихся к творческому самовыражению через исполнение песен.

ЗАДАЧИ:

ОБУЧАЮЩИЕ:

- научить детей владеть своим голосом: - научить навыкам a cappella, многоголосия, ансамбль.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

- воспитание организационных качеств, собранности, ответственности; - привить детям любовь к своей работе; - сформировать художественный вкус на образцах мировой художественной

культуры прошлого и настоящего.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

- развитие музыкального мышления, музыкального слуха, воображения,

музыкальной памяти, всех музыкально-творческих способностей;
- развитие музыкально-эстетического вкуса и эмоционального отношения к

музыкальному искусству.




п/п


Наименование разделов и тем


Всего часов


Теория


Практика

1.

Вводное занятие.

2

2


1.

Певческая установка

1


1

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4

2.5

Постановка голоса

Вокальная позиция

Дыхание

Звуковедение

Интонация

Ансамбль, a cappella.


1

4

4

1

2






1

4

4

1

2

3.

Слушание музыки

2


2

4.

Работа с солистами

4


4

5.

Работа над репертуаром

16


16

6.

Репетиционная деятельность

35


35

7.

Диагностика

2


2


Всего:

72

2

70


Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате 5 года обучения пению ребенок должен


знать/понимать:

1. Основные типы голосов.

2. Жанры вокальной музыки.

3. Типы дыхания.

4. Поведение певца до выхода на сцену и во время концерта.

5. Образцы вокальной музыки.


Уметь:

  1. Петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно.

  2. Петь без сопровождения (А cappella, ансамбль).

  3. Петь несложные двухголосые каноны.

  4. Импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации

  5. Петь в единой манере звуковедения.

  6. Владеть микрофоном и фонограммой, уверенно чувствовать себя на сцене.

  7. Эмоционально исполнять песни и передавать образ произведения.

  8. Умело использовать разные атаки звука (твердая, мягкая, придыхательная)


Способами проверки результатов освоения программы являются: первоначальная диагностика, текущая, итоговая (см. приложения № 1 и №2), концерты, конкурсы, фестивали.




3. Содержание программы.


Вводное занятие.

- Объяснение целей и задач вокальных занятий.

- Техника безопасности, включающая в себя профилактику перегрузки и заболевания

голосовых связок.

- Основы песнопения и вокального мастерства.

- Роль пения на разных возрастных этапах.

- Контроль ребенка за своим состоянием при пении (не допускать

форсированного звука).

- Возникновение ощущений и выработка этих ощущений.

- Определение психо-эмоциональной характеристики певца.

- Индивидуальный подход к воспитанию учащегося.

- Выработка определенных дыхательных и мышечных движений через

осознанность действия.

- Воспитание воли, уверенности в себе, умения владеть своими эмоциями.

Прослушивание детских голосов.


- Голосовые возможности детей.

- Качество интонации.

- Регистр голоса.

- Диапазон

- Ритм

- Музыкальная память

Певческая установка.

Выработка правильной осанки:

- Правильное положение корпуса во время пения: спина прямая, грудь развернутая.

- Отсутствие напряжения в шее и в верхнем плечевом поясе. Проверка поворотами

головы вправо, влево, круговыми вращениями головы.


Постановка голоса.


Вокальная позиция

- Носовые полости. Полость рта. Твердое и мягкое небо. Язык, губы. Глотка и ее
особенности.

- Строение голосового аппарата

- Гортань: мышцы и голосовые связки, их положение в обычном состоянии и при
академическом пении.

- Строение мышцы грудной клетки, диафрагма.

- Восприятие высоты и силы звука. Чувствительность слуха и "вокальный слух".

- Восприятие различной окраски звука и анализ причин данных различий.

- Сравнительный анализ положения гортани до и после прикрытия звука.

- Обоснование необходимости установки гортани.

- Опускание и удержание гортани в низком положении. Методика этого действия.

- Резонаторы.

- Голосовые связки. Их расположение и особенность работы.

- Выработка ощущения различных видов атаки звука (жесткой, мягкой,

придыхательной).

- Назначение различных атак звука.

- Значение тонуса голосовых связок.

Формирование основных певческих навыков.

- Установочные движения опускания гортани.

- Установочные движения расширения зевка, глотки, спины. Мягкий вдох.

- Освобождение мышц, не участвующих в голосообразовании.

- Атака звука и работа голосовых связок. Выработка "импеданса".

- Необходимость удержания всех внутренних ощущений во время вокализации.

- Резонаторы – полости, которые под давлением струи воздуха начинают вибрировать, тем самым придавая голосу окраску, наполняя его обертонами, силой.

Существуют головные резонаторы – лобные пазухи, гайморова полость – и грудные резонаторы – бронхи.

- Выработка ощущений головного и грудного резонирования. Понятие "высокой позиции звучания".

Правильный вдох формирует оптимальную вокальную позицию, подготавливая «место» для звука: мягкое нёбо приподнимается, образуя своеобразный «купол», язык уплощается, нижняя челюсть свободно опускается, и все это должно происходить совершенно естественно. При вдохе у певца должно быть ощущение зевка, гортань должна расслабиться, установиться в нижнее певческое положение, и в таком положении она должна оставаться на протяжении всего пения. Необходимо напоминать ученику о близком, позиционно высоком звучании, о ярком, не засоренном никакими лишними призвуками, голосе. Необходимо напоминать и о работе резонаторов.


Дыхание.

-.Устройство органов дыхания. Роль диафрагмы.

- Количество воздуха и качество его опоры.

- Типы дыхания.

- Выработка ощущений диафрагмальной опоры, расширения и удержания мышц
спины и "состояния вдоха".

- Цепное дыхание.

- Музыкальные фразы.


В начале обучения главная задача - научиться правильно дышать. Продвигаясь вперед, периодически необходимо возвращаться к нему, повторяя дыхательные упражнения. Полезно использовать их в качестве разогревающей гимнастики перед распеванием. Для начала необходимо проверить работу дыхательных мышц. Проверка покажет достоинства и недостатки физиологического дыхания.


Вокальные упражнения. Общие правила, их выполнение.

Вначале следует делать упражнения в пределах первых 6-7 самых удобных звуков, постепенно расширяя диапазон голоса. Следить за дыханием. Для контроля держать руку на животе. Контролировать работу нижнего резонатора. Следить за тем, чтобы не дрожали губы, не задирать вверх плечи и голову, не тянуть вперед шею. Сохранять ощущение покоя, комфорта и некоторой расслабленности. Работать должен только живот, как бы подкачивая воздух для пения. К верхней ноте живот напрягается больше, чем во время исполнения предыдущей. Это ощущает рука, лежащая на животе. Все вышеперечисленное является обязательным как для упражнений, так и для непосредственного исполнения вещей (см. приложение № 3).

Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, закладываются основы ровного звучания голоса. Предварительно выдохнув, резкий вдох носом, послав воздух в область живота. Со звуком ТЦ-Ц-Ц... медленный выдох воздуха сквозь сомкнутые зубы. Чтобы воздушный столб был равномерным и не качался, необходимо после вдоха оставить мышцы живота (пресс) напряженными, а сам живот круглым, как мячик. Нужно поддерживать напряжение, пока выйдет весь воздух. Постепенно необходимо продлевать выполнение этого упражнения от 20-30 секунд до одной минуты.

Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально-естественным и полезным для всего организма.


Звуковедение.

- Связное пение.

- Активная подача звука.

- Резонаторы.

- Регистры (грудной, головной, смешанный).

- Выработка высокого, головного звучания, наряду с использованием смешанного и грудного регистра.

Чтобы добиться правильного звукообразования на начальном этапе обучения вокалу, необходимо чаще предлагать учащимся выполнить упражнение: пение закрытым ртом звука «м».

Гласные «и», «е», «у» являются наиболее «узкими», по звучанию, они обеспечивают наилучшее резонирование, и именно поэтому выработка головного звучания начинается с них.

Для овладения приемом прикрытия используются упражнения на пение слогами лё, му, гу, ду. Для формирования прикрытого звука можно рекомендовать пение так называемых йотированных гласных – «йэ», «йа», «йо», «йу», способствующих выработке головного звучания. (См. приложение № 5).



Интонация.

- Слух – основной регулятор голоса

- Связь голоса со слухом.

- Качество голоса от состояния слухового аппарата.

- Выработка сосредоточенного внимания поющего.

- Выработка сознательного интонирования.

Голос напрямую связан со слухом. Без участия слуха голос не может правильно формироваться.

Слуховые восприятия через деятельность голосовых органов, слушая речь, музыку или пение, мы «про себя», а иногда и вслух, повторяем их и только после этого воспринимаем. Перед тем как воспроизвести звук, необходимо представить себе его будущее звучание.

Для воспитания внутреннего слуха детей важно научить их сознательному интонированию. Этому способствует пение гамм и интервалов в различной последовательности; пение по нотам; пение без сопровождения, так как такое пение является наиболее действенным средством развития и совершенствования слуха детей. Пение без сопровождения воспитывает навыки точного интонирования, способствует укреплению строя, развивает самостоятельность в пении, повышает внимание и выразительность исполнения.


Дикция.

- Работа губ, языка, глотки при пении.

- Необходимость полного освобождения мышц рта и шеи во время

вокализации.

- Активность и свобода движения при пении.

- Дикционные упражнения и упражнения на укрепление мышц языка и

расслабление нижней челюсти.

Вокальная дикция, то есть четкое и ясное произношение слов во время пения, имеет свои особенности по сравнению с речью. Отчетливое произношение слов не должно мешать плавности звукового потока, поэтому согласные в пении произносятся по возможности быстрее, тем чтобы дольше прозвучал гласный звук. Дикция зависит от органов артикуляции – нижней челюсти, губ, языка, мягкого нёба, глотки. Для развития гибкости и подвижности артикуляционного аппарата используются различные скороговорки.

Развитие артикуляционного аппарата каждого ребенка – это главное условие успешной концертно-исполнительской деятельности. (См. приложение № 4).


Унисон.

В самом начале работы возникает задача приведения певцов к общему тону. Используя цепное дыхание при соблюдении очень небольшой силы голоса, певцы долго тянут один звук, стараясь слиться со всеми голосами в унисон по высоте, силе и тембру.

Полученное звучание следует постепенно переносить на соседние звуки вверх и вниз. Если в звуке появится избыточное напряжение, то это будет свидетельствовать о каком-либо нарушении координации в работе голосового аппарата. В таком случае следует вернуться на звук примарной зоны, снять форсировку, обратить внимание певцов на правильную певческую установку, по возможности устранить излишнюю напряженность мышц, участвующих в голосообразовании, и при движении голоса вверх попытаться облегчить звук.


Двухголосие.

Элементы двухголосия в группе даются с 3 года обучения в упражнениях и распевании, в песнях. Прежде всего, необходимо научить детей петь чисто, стройно в один голос, добиваясь чистого звучания голосов. Только чистый унисон дает стройное звучание. Лучше начинать с песен, в которых имеется самостоятельное движение голосов. На первых занятиях могут быть использованы такие песни, как «В хороводе», «Соловей, соловьюшка», «Как пошли наши подружки».

Нужно помнить, что при пении в два голоса одной из важнейших задач является выработка у учащихся самостоятельности, сущность которой заключается в четком проведении своей партии при одновременном звучании другой.

Самостоятельность голосоведения устраняет главную трудность первого этапа двухголосного пения – частые переходы второго (нижнего) голоса на партию первого (ведущего) голоса.

Этапы работы над двухголосием:

- пение в унисон;

- пение без сопровождения;

- работа над музыкальной восприимчивостью (музыкальными фразами, движение мелодии, встречающимися повторениями, изменениями в ритмическом рисунке музыкальных фраз и т. д.).

Музыкально-теоретическая подготовка.

Музыкальная грамота – 1 год обучения:

-Знать название звуков и их расположение на нотном тане в скрипичном ключе, Устойчивые и неустойчивые звуки тон, полутон. Различать знаки альтерации: бемоль, диез, бекар. Знакомство с ключами и мето-ритмическими особенностями строения музыкальных произведений.

-Определения в песнях фразы, в них запев и припев.

-Различать динамические и темповые обозначения как средства музыкальной выразительности.

Изучение теоретического материала – 2 год обучения:

-Различать тембры певческих голосов: сопрано, альт, тенор, бас.

-Систематически развивать ритмический, ладовый и тембровый слух.

-Различать высокие и низкие звуки, восходящие и нисходящие движения мелодии, повторность их звуков, их долготу, громкость.

Петь звукоряд до первой октавы – до второй октавы с названием и без названия звуков. Отличать мажорные песни от минорных. Различать на слух и петь от заданного звука тон и полутон в восходящем и нисходящем порядке. Сознательно исполнять звуки различной длительности – от половинной до восьмой, а также целые. Различать ударные и безударные доли такта.

Музыкально-теоретическая подготовка – 3-5 год обучения.

Научить детей петь, чисто интонируя:

а) мажорный звукоряд в восходящем и нисходящем движении. Сначала изучается верхний тетрахорд, затем – нижний. После этого следует соединение тетрахордов;

б) мажорное трезвучие. Пропеть звукоряд из пяти нот (пентахорд). Затем в звукоряде выделить звуки, входящие в трезвучие. Поется трезвучие (без промежуточных звуков) всей группой.

в) пение трехголосных трезвучий в гармонической последовательности.

г) закрепление материала по знакам альтерации

Слушание музыки.

Прослушивание небольших музыкальных произведений с целью воспитания эмоционально-эстетической отзывчивости на музыку.

Формирование осознанного восприятия музыкального произведения.

Введение понятий: вступление, запев, припев, куплет, вариация.

Прослушивание и просмотр ярких образцов музыкальной культуры лучшими исполнителями.

Краткий рассказ о музыкальном произведении, сообщение о композиторе, об авторе слов.

Раскрытие содержания музыки и текста, особенностей музыкально-выразительных и исполнительских средств.

Важно научить детей погружаться в музыку. Необходимо достичь того, чтобы учащиеся почувствовали, что в каждом из них есть не только внутренний слух, но и внутреннее зрение.

Развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения – основа развития творческого воображения, которое необходимо человеку не только в искусстве, но и в любой области, в какой бы он не работал. Особое значение приобретает развитие интонационного слуха, без которого невозможно понимание музыки.

В процессе обучения происходит формирование у детей умения воспринимать и исполнять музыку.


Работа над репертуаром.

Любое дело требует обстоятельного подхода. Приступая к работе над новой песней, нужно сразу работать над драматургией, динамикой, звуком и т.д. Такой подход приводит к более быстрому, качественному, результату.

Первое - выучить мелодию. Слова скрывают действительную звуковысотную кривую мелодии. Гораздо правильнее исполнять мелодию на удобную гласную (круглую "о", переходящую в "у" на высоких и в "а" на низких нотах) в том случае, если песня в основном строится на легатном звукоизвлечении; и слог "нэй" или "мяу", если вещь ритмичная или в ней необходимо произносить быстро много текста.

Одновременно с работой над точностью интонации работа над дыханием. Задача в том, чтобы брать дыхание не как можно реже, а как можно чаще, не забывая при этом о фразировке и кантилене. Общее правило - менять дыхание в каждой паузе. В начале песни или после проигрыша делать активный вдох носом, в остальных случаях использование активного выдоха со сменой дыхания. Дыхание удобно проставлять галочками в нотах или в тексте. Это обеспечит подсказку, пока организм не запомнит дыхательный скелет песни.

Параллельно - работа с текстом. Прочитывание текста несколько раз, определяя возможные дикционные сложности (несколько согласных подряд, необходимость быстро проговорить некоторые отрывки, языковые сложности, если вы поете на иностранном языке). Изолирование их от основного материала и чтение как скороговорки, выговаривая четко и постепенно увеличивая темп. Доведение темпа до более быстрого, чем это будет необходимо в песне. Это дает запас прочности.

Творческая работа. Читаем текст как стихи. Обдумывание драматургии, которую подскажут стихи, придумывание ситуации, на фоне которой могли бы разворачиваться описанные в тексте события или сказаны данные слова. Это дает возможность пропустить вещь через себя, окрасить песню живой человеческой эмоцией.

Соединение. Необходимо, чтобы в результате не пострадал ни один из компонентов. На этом этапе имеет смысл задержаться подольше. Это дает возможность уложить песню в вокальном аппарате, "впеть" ее.


Репетиционная и концертная деятельность.


Репетиции проводятся в плановом порядке перед выступлениями (концерты, фестивали, конкурсы). Это работа над музыкальным и сценическим образом произведения. Работа с микрофоном на сцене. Отшлифовывается исполнительский план каждого произведения.

Концертная деятельность – это результат, по которому оценивают работу коллектива. Он требует большой подготовки участников коллектива. Концерты активизируют работу, позволяют все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствуют творческому росту.

План концертной деятельности составляется на год с учетом традиционных праздников, важнейших событий текущего года в соответствии со спецификой школы.

Отчетный концерт – это финал концертной работы. Обязательно выступают все дети.


Диагностика.

В течение каждого года обучения проводятся диагностики (предварительная, текущая, итоговая), с целью проверки знаний, умений и навыков.


Программа предусматривает сочетание групповых, индивидуальных и коллективных занятий, а также методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение концертов и т.д. (см. прил. №6), а также совместную работу педагога, родителей и детей. Воспитание детей в семье, в коллективе будет осуществляться наиболее успешно, если между педагогом и родителями существует контакт.

Руководитель творческого объединения должен привлекать внимание родителей, используя при этом как коллективные, так и индивидуальные формы работы: родительские собрания, групповые и индивидуальные беседы, привлечение родителей к работе студии. Оказывать помощь родителям в воспитании детей, развивать у родителей положительное отношение к тому, чем занимается ребенок в свободное от учебы время - одна из основных задач педагога дополнительного образования

На собраниях родители знакомятся с планом учебно-воспитательной работы (см. прил. № 7). Несомненную практическую помощь в работе с родителями приносит показ готовых творческих работ в конце учебного года (отчетные концерт), участие коллектива в концертных программах школы и города, конкурсах и фестивалях. Только совместная работа, усилие педагога и родителей, творческая атмосфера в коллективе и истинная заинтересованность детей позволяют непроизвольно привлечь их к музыкальному исполнительству.

4. Условия реализации программы.


Программа будет успешно реализована при:

  • выполнении программы (выдача теоретического и практического материала);

  • учитывании возрастных и личностных особенностей обучающихся, мотивации их деятельности;

  • использовании разнообразного методического материала по программе учебного курса;

  • создании библиотеки специализированной вокально-хоровой литературы;

  • наличии технических средств, отвечающих условиям учебного процесса (музыкальный центр, пианино (синтезатор), сценическая звуковая аппаратура (микрофоны, колонки, микшер), видеоаппаратура, видео - и аудио - записи и др.).












5.Методики и технологии обучении и воспитания.


Формы проведения занятий

Занятия могут проходить со всем коллективом, по группам, индивидуально.

Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, видеоматериалами.

Практические занятия, на которых дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни.

Занятия – постановки, репетиции, на которых отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

Заключительное занятие – занятие – концерт, проводится для самих детей и гостей.

Выездное занятие – посещение концертов, праздников, фестивалей.


Схема повседневных занятий.

Умение петь - это навык, вырабатываемый многократным повторением действий приводящих к положительному результату. Овладение вокальными навыками требует постоянных, методичных тренировок. Примерная схема ежедневных занятий, которая позволит, не переутомляя голосовой аппарат, добиться максимальных результатов.

1. Дыхательные упражнения

2. Упражнения на укрепление мышц языка, мягкого неба и губ.

3. Стаккатные упражнения

4. Легатные упражнение.

5. Дикционные упражнения.

После такой интенсивной распевки необходимо отдохнуть около 10 минут

6. Работа над произведением.

7. Анализ занятия.

8. Задание на дом.


Структура процесса развития вокального слуха и достижения наилучшего звучания голоса:

  1. - слуховое внимание (т.е. слуховая активность);

  2. - сравнение и сопоставление различных образцов (т.е. умственные операции);

  3. - попытки воспроизведения (т.е. собственные действия);

  4. - анализ полученного звучания (чувственное восприятия);

  5. - внутреннее пение и звучание эталона (моделирование вокального движения в сознании);

  6. - новые попытки воспроизведения (повторные действия);

  7. - обобщение слуховых впечатлений и теоретических знаний, которые всегда даются после слуховых впечатлений (осмысление);

  8. - введение понятия об явлении;

  9. - объяснение его механизма по принципу наглядности (слуховой и зрительной);

  10. - достижение искомого качества звучания (совершенствование навыка);

  11. - исполнение на основе самоконтроля.


Для развития вокального слуха важен вопрос о слуховой и зрительной наглядности в процессе обучения пению.


Дыхание — один из важных навыков пения. Eго роль в пении огромна, т.к. является одним из условий хорошего звучания.

Приемы работы, используемые в формировании певческого дыхания:
1-образец;

  1. - словесный прием;

  2. - система упражнений.


Звукообразование — умение естественно петь, природным голосом без напряжения и крика.

Приемы работы:

  1. - личный пример;

  2. - игровые приемы;

  3. - образные сравнения;

  4. - жест;

  5. - повторение;

  6. - ТСО


Дикция - правильное, четкое произношение слов. Отсутствие ее делает пение
невыразительным.

Приемы работы:

  1. - образец;

  2. - необходимое разъяснение непонятого слова;

  3. - произношение слов шепотом (эхо);

  4. - разъяснение выразительной речевой интонации;

  5. - повторение;

  6. -ТСО.

Основные музыкально-педагогические принципы воспитания певца:

1. Принцип единства вокально-технического и духовно-эмоционального развития певца.

2. Принцип постепенности в развитии голоса.

3. Принцип индивидуального подхода к учащимся.

4. Соответствие репертуара вокально-техническому уровню исполнителя.

5. Постановка перед исполнителем музыкально-художественных задач.


Способы педагогического воздействия на голос ученика:

1. Постановка технических задач по установке гортани, дыхательного размаха, освобождения и т.д.

2. Объяснение и показ учащемуся в случае непонимания.

3. Применение определенных примеров, конкретных движений, выработка ощущений
вибрационного и мышечного характера.


Формы педагогического контроля.


По времени проведения педагогический контроль может быть входящим, текущим, итоговым.

Предварительный контроль проводиться в первые дни обучения и имеет своей целью выявить исходный уровень подготовки обучающихся.

Текущий контроль определяет степень усвоения детьми учебного материала и уровень их подготовленности к занятиям, повышает ответственность и заинтересованность обучающихся в усвоении материала, обеспечивает ритмичность и организованность учебной работы, своевременно выявляет отстающих.

Итоговый контроль проводиться с целью определения степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение; получение сведений для совершенствования педагогом методик обучения.

Специфика деятельности вокальной студии предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля:


  • Слуховой анализ и контроль над певческим процессом.

  • Диагностика теоретического материала (опрос, применение знаний учащимися в практической деятельности).

  • Ведение диагностических карт по усвоению знаний, умений и навыков воспитанников (см. приложение)

  • Конкурс творческих работ. (Общение с детьми, наблюдение за ними в певческом процессе за использованием певческих навыков во время публичных выступлений).

  • Творческий отчет.

  • Портфолио ученика. (Форма текущего контроля, которая вводится с целью фиксации творческих достижений каждого ребенка, педагогического анализа реализации образовательной программы и потенциальных возможностей обучающихся, приобщения детей к самостоятельной деятельности, прогнозирования развития. В портфолио заносятся все дипломы и грамоты за выступления, результаты диагностик, фотографии и т. д.).


С целью повышения мотивации учащихся помимо выступлений на областных и городских мероприятиях запланирована организация и проведение различных воспитательных мероприятий: праздничные вечера, посвященные важным событиям коллектива (День рождения студии, дебют), отчетные концерты, выпускные и праздничные концерты для родителей.

Для обеспечения системного подхода в образовательном процессе используются элементы педагогических технологий (игровые, личностно-ориентированные, с применением ИКТ, технология «Диалог культур»).

6. Предполагаемые результаты


Программа предполагает различные формы и методы контроля промежуточных и конечных результатов. Методом контроля и управления образовательным процессом является тестирование детей, анализ результатов конкурсов, анкет для детей, викторины, выполнение творческих заданий, участие обучающихся в различных конференциях, а также наблюдение педагога в ходе занятий, подготовки, проведения воспитанниками городских мероприятий и участия (выступления) в них.

В целом реализация программы направлена на обеспечение музыкального и эстетического развития детей, формирования у них чувства ритма, основам певческого дыхания и вокала.

Воспитание у детей, через подготовку номеров для выступлений, этических норм творчества, которые предполагают:

- воспитание интереса и уважение к труду других детей;

- умение радоваться успехам партнеров;

- умение отстаивать свою творческую позицию, в корректной форме дискутировать, общаться с другими ребятами;

- развитие чувства красоты, умения уважительно относится к предметам искусства.

Концертно-исполнительская деятельность – это результат, по которому оценивают работу коллектива. Она активизирует работу, позволяет все более полно проявить полученные знания, умения, навыки, способствует творческому росту.

Результат и качество обучения прослеживаются в творческих достижениях обучающихся, в призовых местах на фестивалях. Свидетельством успешного обучения могут быть дипломы, грамоты.

Воспитанники, прошедшие полный курс по данной программе, переводятся на следующий этап - обучение по дополнительной образовательной программе для подростков в возрасте от 15 до 17 лет.



7. Список литературы.


  1. Басина Н. Э., Суслова О. А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс, 1997. 144 с., илл.

  2. Дмитриев Л. К вопросу об установке голосового аппарата в пении. Труды ГМПИ им. Гнесиных. Вып. 1. М.: Музыка, 1959.

  3. Дмитриев Л. Основы вокальной методики. М.: Музыка, 2000.

  4. Каплун Я. М. Пособие по постановке голоса вокалистов. - М.: Музыка, 1998.

  5. Менабени А. Г. Методика обучения сольному пению. - М.: «Просвещение», 1987 г.

  6. Музыка. Музыкально – эстетическое воспитание. 1-10 классы. Рекомендовано главным управлением общего среднего образования Министерства образования РФ. - М.: Просвещение, 1994.

  7. Музыкально-эстетическое воспитание: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2000. – 207 с. – ISBN 5-09-002774-9.

  8. Осеннева М.С., Самарин В.А., Уколова Л.И. Методика работы с детским вокально- хоровым коллективом. - М. «Академия» 1999 г.

  9. Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй: пособие для музыкального самообразования. – М.: Гуманит, изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 272 с.: ил. – ISBN 5-691-0013808.

  10. Попов.В. Методика музыкального воспитания. – М.: Музыка,1990. – 206 с.

  11. Программа: Музыка для внешкольных учреждений и образовательных школ. – М.: Просвещение, 1987. – 476с.

  12. Способин И. В. Элементарная теория музыки. – М.: «Музыка», 1973 г.

  13. Суязова Г. А. Мир вокального искусства. - Волгоград: «Учитель», 2009г.

  14. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. «Методика музыкального

воспитания». - М. «Музыка» 1990 г.



Список литературы, рекомендуемой обучающимся.


1. Басина Н. Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. – М.: Линка-Пресс,1997. – 146с.

2. Манакова И. П., Саламина Н. Г. Дети. Мир звуков. Музыка. – Свердловск,1991. – 123 с.

3. Энциклопедия для юных музыкантов / авт.-сост. И. Ю. Куберский. – СПб.: ООО «Золотой век», 1996. – 576 с.








2