Урок музыкального искусства в 5 классе Музыка на мольберте

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


РАЗДЕЛ II « Взаимодействие музыки и изобразительного искусства»

Тема 2. Музыка и изобразительное искусство (5 класс)

Тема урока. Музыка на мольберте

Цель урока: расширить представления учащихся о взаимосвязи музыки и живописи на примере творчества литовского композитора и художника М.Чюрлениса; развивать вокально-хоровые навыки, способность находить эмоционально-образное созвучие музыкальных и визуальных произведений, умение анализировать; воспитывать любовь и интерес к музыкальному и изобразительному искусствам, эстетический вкус.

Ожидаемые результаты:

- выявление ассоциативной связи между художественными образами музыки и живописи;

- умение рассказать о творчестве М.Чюрлениса, приводить примеры воплощения образов моря в произведениях искусства, анализировать и сопоставлять произведения музыкального и изобразительного искусства;

- проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения к музыкальным произведениям при их восприятии и исполнении;

- участие в коллективной исполнительской деятельности;

- предвосхищение композиторского замысла по созданию музыкального образа.

Оборудование и материалы: проектор, магнитола, компьютер, компьютерная презентация, фортепиано, карточки с заданиями, аудиозаписи.


Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

«Хорошая живопись – это музыка, это мелодия».

Микеланджело Буонарроти


1. Организационный момент

1.1. Вход в класс под музыку М.Чюрлениса. Прелюдия «У моря».

1.2. Музыкальное приветствие.

2. Мотивация учебной деятельности

Ребята, вы любите мечтать? Какие мечты у вас есть? (Ответы детей) Надеюсь, что сегодня на уроке одно из ваших мечтаний сбудется.

Прочитайте слова великого художника Микеланджело Буонарроти и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.

(Слайд 1)

3. Сообщение темы и целей урока.

Да, действительно. Сегодня мы с вами постараемся найти подтверждение этим словам, продолжим знакомство с музыкальным и изобразительным искусством, проследим их взаимосвязь на примере разных произведений.

(Слайд 2)

Тема нашего урока «Музыка на мольберте»

4. Актуализация опорных знаний.

Назовите известные вам жанры музыки и живописи. (Ответы детей)

5. Основная часть.

(Слайд 3)

Внимательно рассмотрите репродукции картин и ответьте на вопрос, что объединяет эти картины?    

Можно назвать эти картины «звучащими»? Почему? (Ответы детей)

Новый континент не на Земле, а в искусстве открыл литовский композитор и художник Микалоюс Константинас Чюрлёнис (1875-1911).

(Слайд 4)

Его творческая жизнь очень коротка. Хотя за шесть лет активной деятельности Чюрленис-художник написал свыше трех сотен картин. Как думаете, какое название имеют картины, которые вы видели? (Ответы детей)

Чюрлёнис подарил человечеству живописные сонаты, хотя соната – это музыкальное произведение, обычно глубокое, значительное по содержанию, состоящее из 3 частей. Перед нами живописная «Соната моря». Три её части, составляющие триптих, имеют музыкальные названия: «Аллегро», «Анданте», «Финал». (Расшифровка терминов)

(Слайд 5)

Что изображено на каждом из полотен? (Ответы детей)

(Слайд 6)

На первом полотне изображены плавно вздымающиеся и опускающиеся волны с белой чайкой на их фоне.

(Слайд 7)

На втором – застывшая, прозрачная глубина морских вод с кораблём. На дне – один из построенных Чюрлёнисом городов. Перекликаясь со светом наверху, в городских строениях горят квадратики окон – деталь, грусть того, что кануло в бездну вод.

(Слайд 8)

На третьем – бушующие валы, которые вот-вот поглотят хрупкие судёнышки. Большая волна развернута как пасть гигантская какого-то чудища. Это своего рода вызов, волны словно окаменели, пена застыла, и получился новый художественный эффект: вот сейчас обрушится эта тяжелая лавина камня на человека, не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы.

Необычность творчества М.Чюрлениса состоит в том, что он стремился сделать свою музыку живописной, а своими картинами вызывать у зрителей ощущение звучащей музыки.

Какая музыка по характеру вам слышится в картинах? Если бы вы были композиторами, то какую музыку написали бы под впечатлением живописных образов М.Чюрлениса? Подберите музыкальные инструменты, которые могут помочь раскрыть образ моря? (Ответы детей).

(Слайд 9)

В то же время М.Чюрленис сочинил и музыкальное произведение, рисующее картину моря, и назвал его симфонической поэмой «Море». Послушайте музыку и проанализируйте ее в парах, используя музыкальную палитру. Какие музыкальные краски использовал Микалоюс Чюрленис?


Звучит симфоническая поэма «Море» Микалоюса Чюрлениса


Работа в парах





Какими оркестровыми красками рисует композитор состояние морской стихии? (Ответы детей) Мы слышим чередование звучания отдельных инструментов и всего оркестра. Послушайте произведение еще раз и подумайте, какой части триптиха соответствует музыка.

(Слайд 10)


Повторное прослушивание симфонической поэмы «Море» М.Чюрлениса


(Ответы детей)

Послушайте еще одно произведение композитора. Знакомо ли вам оно?


Звучит Прелюдия «У моря» М.Чюрлениса


Где же вы слышали это произведение? (Ответы детей) Вы правы, оно звучало, когда вы входили в класс. Это Прелюдия «У моря».

(Слайд 11)

Какие чувства у вас возникли при прослушивании этого произведения? Какую цветовую гамму вы бы использовали, рисуя картину к прелюдии? Сравните прелюдию и симфоническую поэму, что в них общего и каковы различия? (Ответы детей)

Так в творчестве М.Чюрлёниса тесно переплетаются жанры музыки и живописи.

Физкультминутка. А теперь давайте и мы перенесемся к морю и выполним гимнастику для глаз.

(Слайд 12)

Вокально-хоровая работа.

Много создано и песен о море. Одна из них авторов А.Зацепина и М.Пляцковского «Ты слышишь, море?» из кинофильма «Свистать всех наверх!», которую мы сегодня разучим. Посмотрите фрагмент из кинофильма и подумайте, какие чувства выражены в песне.

Просмотр фрагмента кинофильма «Свистать всех наверх!»

(Слайд 13)

Какие чувства выражены в песне? Какие тембры голосов вы услышали? (Ответы детей)

(Слайд 14)

Распевание. Работа над песней «Ты слышишь, море?»

1. Цепи якорей гремят в порту.
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло я спешу на зов
Дальних неизвестных островов.
Снятся часто
Мне по ночам дельфины,
Снятся чайки
И мачты бригантины.

Припев. След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять...
Море! Ты слышишь, море -
Твоим матросом хочу я стать!

2. Море, подари свои шторма,
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай, с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня!
Знаю, можешь

Ты черным быть и синим.
Море! Море!
Стать помоги мне сильным!

Припев. След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять...
Море! Ты слышишь, море -
Твоим матросом хочу я стать!


6. Итог урока

6.1. Работа в группах. Каждая группа готовит ответы на вопросы.

(Слайд 15)

І группа «Музыканты». Как репродукции картин М.Чюрлениса помогли мне услышать музыку симфонической поэмы «Море»?

ІІ группа «Художники». Как музыка симфонической поэмы «Море» помогла мне увидеть репродукции картин М.Чюрлениса?

ІІІ группа «Музыковеды». Какие средства музыкальной выразительности и живописи можно назвать общими?

6.2. Ассоциативный ряд

М.Чюрленис → …

6.3. Рефлексия

Расставьте стрелочки

Узнал что-то новое

Научился




[pic]

Расстроился

Получил радость



Удивился

Ничего не понял





6.4. Выставление оценок


Искусство всегда раскрывает перед слушателями, зрителями, читателями жизнь во всём её многообразии. Главное – стремиться понять образы различных искусств, не переставая удивляться чудесам, которые они открывают. Надеюсь, что сегодня ваша мечта о море сбылась, хоть и виртуально.

Прощай же, море! Не забуду

Твоей торжественной красы

И долго, долго слышать буду

Твой гул в вечерние часы.

В леса, в пустыни молчаливы

Перенесу, тобою полн,

Твои скалы, твои заливы,

И блеск, и тень, и говор волн.

А.С.Пушкин

Так сможем ли мы изобразить музыку на мольберте?

(Слайд 16)

7. Домашнее задание

Отобразить средствами изобразительного искусства свои впечатления от музыкальных произведений, прозвучавших на уроке.


Выход из класса под музыку М.Чюрлениса. Симфоническая поэма «Море»