Инновационный педагогический опыт учителей музыки и изобразительного искусства «Средняя общеобразовательная школа №42 им. М. Ауэзова
г. Павлодара»
Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «В мире искусства»
Авторы опыта:
Бабич Г.В. учитель музыки
Жангужинова Г.К. учитель ИЗО
Павлодар
"Всё, что находится во взаимной связи,
должно преподаваться в такой же связи"
Ян Амос Коменский.
Общество постоянно нуждается в людях высокообразованных, творческих, инициативных, способных мыслить по-новому, умеющих принять самостоятельные нестандартные решения. И школа, воспитывая, обучая должна отвечать требованиям времени.
В Концепции развития системы образования Республики Казахстан указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании.
В настоящее время перед общеобразовательной школой поставлена серьезная задача улучшения качества обучения и воспитания учащихся.
Информация об опыте.
Тема опыта: Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «В мире искусства»
Актуальность:
Проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна как для теории, так и для практики. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми к школе, и обусловлена изменениями в сфере науки и производства. Предметная разобщённость становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы, в то время как в современном мире преобладают тенденции к экономической, политической, культурной, информационной интеграции. Таким образом, самостоятельность предметов, их слабая связь друг с другом порождают серьёзные трудности в ходе формирования у учащихся целостной картины мира, препятствуют органичному восприятию культуры.
Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные в настоящее время перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом. На интегрированном уроке лучше достигаются дидактические цели: познавательная, развивающая и воспитательная.
Интеграция предметов эстетического цикла позволяет достичь взаимосвязи: человек – общество – природа, затрагивая нравственно-этическую сторону этой связи. Есть пути, которые возникают естественным образом. Это касается объединения таких курсов, как изобразительное искусство и художественный труд, изобразительное искусство и литература, изобразительное искусство и музыка, которые просто дополняют друг друга. Лирические картины Шишкина и Левитана лучше воспринимаются под музыку Чайковского, открывая раздолье, мощь, величавость Руси. Художественные произведения Айвазовского дополняет музыка Шостаковича и Бетховена, которая позволяет ощутить всю глубину трагизма людей, терпящих крушение, и всю силу стихии, разметавшей в щепки корабль. А интеграция музыки и изобразительного искусства позволяет учащимся на уроке не только слушать, развивать воображение и чувства, но и самим заниматься творчеством.
Интеграция музыки, изобразительного искусства и литературы дает большие возможности для раскрытия духовных горизонтов искусства, приобщает к нему как языку общения между народами, памяти человечества, в которой сохранены мысли, чувства, деяния людей прошлых эпох и настоящего времени
Теоретическая база опыта:
Опыт основывается на теоретических научных разработках ведущих педагогов и психологов: интегрированный урок как средство развития творческого потенциала школьников Земцова Г.В.; интеграция как методическое явление Михайлова О.С.; интеграция видов искусств при изучении художественных направлений Баркова М.В.; интегрированный урок как форма учебного занятия Петренко Л.А.; интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира Балагурова М.И.
Новизна опыта:
Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной системе образования - модернизации. Через интеграцию предметного преподавания интенсивно совершенствуются мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация; формируется абстрактное мышление и другие качества интеллекта. Интеграция предметного преподавания увеличивает роль самих учащихся в организации учебной деятельности, основанной на осознанности и произвольности, что способствует углубленному осмыслению учебного процесса.
Технология опыта:
Занятие ведется на основе общения, межличностного взаимодействия учителя и учащихся. Основными принципами педагогического взаимодействия являются:
гуманистическая направленность (реальное обеспечение развития положительных сторон личностного потенциала учащихся);
творчество; эмоциональная вовлеченность;
равенство в общении и партнерство в совместной деятельности.
Интеграция предметного преподавания создает необходимые условия для интеллектуального развития школьников.
Адресная направленность опыта:
Внутришкольная, городская - для творчески работающих учителей.
При каких условиях, используя данный опыт, можно получить положительные результаты:
в условиях развивающей образовательной среды школы и класса;
учитель является не просто транслятором определенных научных знаний, а придает образовательному процессу эмоционально полноценный характер жизнедеятельности учащихся, основанный на обращении учителя к индивидуально неповторимому духовному миру каждого ребенка, к состоявшемуся жизненному опыту оценки и самооценки происходящих явлений к безусловным приоритетам достоинства и уникальности личности.
Сущность интегративного преподавания.
Различают три уровня интеграции содержания учебного материала:
Внутрипредметная – интеграция понятий, знаний, умений и т.п. внутри отдельных учебных предметов;
Межпредметная – синтез фактов, понятий, принципов и т.д. двух и более дисциплин;
Транспредметная – синтез компонентов основного и дополнительного содержания
Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:
объекты исследования совпадают либо достаточно близки;
в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследований;
они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях;
необходима ведущая идея, реализация которой обеспечивает неразрывную связь, целостность данного урока.
Практика подтверждает хорошую интеграцию изобразительного искусства и музыки.
К примеру, нами было подготовлено и проведено открытое интегрированное занятие ИЗО и музыки на тему " Художник и композитор в театре. Театральные декорации". Занятие проводилось в форме экскурсии и практикума. В начале урока ученикам были выданы программки урока, ученики сами определили тему занятия, спланировали задачи урока. Во время экскурсии дети были не только зрителями, но выступали в качестве людей, имеющих театральные профессии.
Цель урока способствовала организации самостоятельной индивидуально работы учащихся по заданной теме над выполнением эскиза декорации «Зимнего вечера» на самые необычные темы, указанные в «программках» урока.
Урок детям очень понравился, участвовали в нём все, он проходил организованно, интересно.
Опыт показывает, что интегрированные занятия – это особенный урок: он усиливает интерес к предметам (мотивацию), позволяет более эффективно использовать рабочее время, на таком уроке возможно решить дидактические (учебные) задачи двух и более предметов
Конечно и подготовка к такому уроку особая.
Важно знать психологические и дидактические основы протекания интеграционных процессов в образовании.
Выделить в программе по каждому предмету сходные темы и аспекты.
Определить связи между сходными элементами знаний.
Откорректировать программы, если это необходимо.
Но цель оправдывает средства.
Работая в системе интегрирования, мы заметили, что именно эти занятия помогают детям познавать всю красоту окружающего мира, они с огромным удовольствием постигают новое, эти занятия будят во всех ребятах желание творить.
Проводя эти занятия по разным темам интегрированного курса, легко заметить, что сама система является эффективным средством обучения на основе более совершенных (новых) методов, приёмов, форм, технологий.
А самое главное, на основании интегрирования рождается качественно новое знание; которое и есть целостное представление о мире.
Для нас как для преподавателей школы очень важно, что интегрирование учебных предметов способствует снятию перенапряжения, перегрузки, утомляемости учащихся за счёт переключения их на разнообразные виды деятельности.
Нами разработаны темы интегрированных занятий в 5-6 классах, составленные по программе рецензированной ИПК ПК методистом ИЗО и музыки.
Тематика уроков близка по своему содержанию и логически взаимосвязана.
Основным предметом в предполагаемой системе уроков является музыка, ИЗО, а также литература.
Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Например, при проведении урока-сказки по теме «Сказки А.С. Пушкина» предлагала различные задания: нарисовать только героев сказки, нарисовать только декорации, сделать декорации из различного природного материала, сочинить для постановки свою сказку по мотивам сказок А.С. Пушкина и т.п. Каждый учащийся решает, в какой группе он будет работать, при этом после представления своей работы он может переключиться на другой вид деятельности, например, инсценирование сказки и так далее.
При интеграции разных видов искусств, предметной деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов или природы.
Такая форма организации образовательного процесса требует от учителя глубоких знаний индивидуальных особенностей детей, умения объединять их в дифференцированные подгруппы.
Выделяют следующие формы организации образовательного процесса на основе интеграции содержания: пластообразная, спиралевидная, взаимопроникающая, контрастная, индивидуально-дифференцированная (творческая)
Пластообразная – наслоение различных видов деятельности (познавательных, художественно-эстетических, игровых, коммуникативных и т.п.), содержание которых пронизано одной ценностью или объектом познания (рис. 1).
[pic]
Рис. 1. Пластообразная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Например, образ природы (весна) раскрывается в изобразительном искусстве, в его различных жанрах (натюрморте, пейзаже), отображается посредством цвета, света, композиции; в литературе – через художественные средства выразительности в тексте; в музыке – через звуки природы, песни и т.п.
Спиралевидная – содержание, способы деятельности, в которую включен учащийся, постоянно и постепенно нарастают, количественно и качественно
изменяются (рис. 2). Р.М. Чумичева и Л.Л. Редько отмечают, что «познание ценности или объекта при такой организации может осуществляться или от частного (детали) к общему (целому), или от общего к частному» в зависимости от уровня познавательного развития учащихся данного класса в целом. Например, можно сначала оценить красоту пейзажа одного времени года и затем подняться до понимания красоты природы в произведениях литературного, музыкального, изобразительного искусства.
[pic]
Рис. 2. Спиралевидная форма организации содержания
интегрированного урока (блока)
В основу этой формы организации урока положен принцип концентричности, выраженный в постепенном наращивании и усложнении содержания, способах познания. Учитель выступает партнером, соучастником в совместном осмыслении изучаемого материала.
Контрастная форма строится на диалоге и показе контрастных граней мира, на раскрытии ценности через ее противоположности (добро – зло), познании целого через часть, множества и через единичность и т.п. (рис. 3).
[pic]
Рис. 3. Контрастная форма организации содержания
интегрированного урока (блока)
Интеграция содержания в этом случае создает условия для возникновения диалогов культуры, искусства, личностей; стимулирует
общение, обмен знаниями между учащимися и педагогом, обеспечивает поиск способов
деятельности; побуждает детей к рефлексии, самооценке. Например, чтение и обсуждение рассказов В. Осеевой «Синие листья», сказки В. Катаева «Цветик-семицветик» раскрывает перед учащимися ценность дружбы в сравнении с ненавистью, враждой.
Данная форма организации содержания позволяет развивать мотивацию. Дети всегда стремятся осмыслить и упорядочить окружающий их мир, сталкиваясь с противоречиями, они стараются дать им объяснения.
Задача учителя – организовать общение так, чтобы раскрыть учащимся достоинства подобной ценности и ее значимость в жизни; стимулировать потребность учащихся в ее обретении.
Взаимопроникающая форма строится на основе одного вида деятельности, например игровой, в которую органично вплетаются другие: познавательные, слушание музыки, восприятие живописи и др. (рис. 4). Эта форма чаще всего реализуется в начальной школе. Известны такие виды уроков, как урок-спектакль, урок-сказка, урок-расследование и т.п.
[pic]
Рис. 4. Взаимопроникающая форма организации содержания
интегрированного урока (блока)
Например, в ходе урока-путешествия «В стране Геометрии» (3-й класс) дети включаются в самостоятельную игровую деятельность. Учитель строит общение с целью раскрытия «тайны царицы Геометрии и ее окружения». На основе этого разворачивается эстетическая деятельность, связанная с восприятием изобразительного искусства (иллюстрации, модели изб, теремов и других построек), творчество – выполнение аппликации «Царство Геометрии», театрализации – самовыражение в образах окружения царицы Геометрии и т.д. Учитель должен умело переключать детей с одного вида деятельности на другой (с сюжетно-ролевой игры – на дидактическую, затем – на строительно-конструктивную, театральную и т.д.). Объем содержания и степень проникновения другого вида деятельности в основную зависит от поставленных учителем задач и уровня развития учащихся данного класса.
Индивидуально-дифференцированная (творческая) форма – самая сложная форма организации интегрированного занятия. Ее подготовка и реализация требуют высокого профессионализма педагога (рис. 5): дети
самостоятельно избирают деятельность, организуют вокруг себя предметное пространство и общение.
[pic]
Рис. 5. Индивидуально-дифференцированная форма организации содержания интегрированного урока (блока)
Учителю важно научиться переводить ребенка из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.
Например, из рисунков можно создать композицию, придумать и поиграть в сказку, создать постройку, изучить и обсчитать ее математически и др. Интеграция содержания позволяет учащимся увидеть целостно изучаемый объект и творчески самореализоваться.
Интеграция предметов, на мой взгляд, зависит и от возраста детей.
Так в первом классе лучше интегрировать следующие предметы: чтение,
письмо, изобразительное искусство, труд. Только чтение и только письмо
очень утомляют ребёнка и развивают у него отрицательные эмоции". А задача
учителя первоклассников заключается именно в том, чтобы, с первых дней
учёбы в школе у ребенка ни в коем случае не угас интерес к учению, не
потухли огоньки в его глазах, чтобы ребёнок с радостью шёл на урок.
Чередование вышеперечисленных предметов поддерживает интерес ребёнка к
процессу познания и активизирует деятельность.
Во втором классе можно интегрировать чтение, русский язык,
и изобразительное искусство.
В третьем классе можно интегрировать чтение, русский
язык, окружающий мир и изобразительное искусство.
В четвёртом классе можно использовать все возможные варианты
интеграции предметов, даже включая те предметы, которые появляются сейчас в начальных классах по новым программам.
Хочется привести несколько примеров интеграции различных предметов.
На интегрированных занятиях музыки и изобразительного искусства предметом изучения чаще всего становятся произведения живописи и музыки. По ходу изложения материала учитель знакомит детей с биографией художника, с историей создания картины. Одновременно, обсуждая и анализируя произведение, внимание детей сосредотачивается на теме, изложением на холсте. В результате знакомства с живописью, дети учатся сопоставлять изображённое на картине с тем, что они наблюдали в действительности, а это в свою очередь способствует развитию логического мышления. "Произведения живописи на уроках русского языка, являясь источником ярких впечатлений, воздействуя на эмоции детей, детей память, вызывает интерес, неожиданность такого задания организует класс к предстоящей работе, а самое главное – подготавливает мышцы руки к процессу письма. Таких заданий можно придумать большое количество. Зависит только от фантазии учителя. Вырисовывая замысловатые узоры в тетради, ученики тем самым тренируют руку для того, чтобы красиво написать букву, слово, предложение. Такие минутки полезно включать на каждый урок письма.
Очень большую образовательную ценность несут в себе такие задания: к тексту, над которым работает в данный момент ученик, нарисовать иллюстрацию. Тем самым не акцентируя внимания детей, можно добиться осмысленного понимания текста. Дети проникают в его суть. Начинают замечать мелкие элементы, которые при обычном прочтении могли бы просто не запечатлеться в памяти ребёнка. Составляя свой, рисунок с текстом дети осваивают своеобразие художественной речи, в меру своих сил проникают в значение контекста, расширяют свое представление о переносном значении слов, о богатстве оттенков значений.
Очень интересным является интегрирование русского языка с трудовым обучением. Также, как и при интеграции с изобразительным искусством, здесь чаще используется интегрирование на отдельных фрагментах урока, и как правило, тоже в начале урока. Учителя часто используют лепку из пластилина, вырезание деталей из бумаги, изготовление плоских деталей из бумаги приёмом обрывания.
Приведу фрагмент интегрированного урока русского языка, ИЗО и труда.
Тема урока: Одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Приёмы обработки бумаги. Выполнение рисунка в цвете.
В начале урока учитель сообщает тему занятия "Одушевлённые и неодушевленные предметы". Говорит, что сегодня попробуем разобраться, какие существительные называются одушевлёнными, а какие неодушевлёнными. И ещё предстоит выполнить поделки из бумаги.
Изучение новой темы начинается с отгадывания загадки о собачке и стуле.
У.: - Правильно, молодцы, ребята. Мы с вами сегодня сделаем небольшую аппликацию. (Показывает образец изделия: собачка, сначала нарисованная простым карандашом, затем без помощи ножниц, приёмом общипывания принимающая нужную форму. Из другой бумаги коричневого цвета вырезается ножницами заранее нарисованный стул. На фон наклеены полученные детали: собачка сидит на стуле).
- Нравится? Хорошо. Тогда сначала давайте опишем наших героев: собачку, дадим ей имя; стул - назовём все его качественные характеристики.
(дети описывают подробно, всё что знают о данных объектах). Стул:
деревянный, жёсткий, коричневый, у него 4 ножки, на нём сидят.
Собачка: живая, красивая, у неё тоже четыре лапы, она бегает,
лает, с ней можно поиграть. Покрыта шерстью, у неё красивые глаза, уши.
- Хорошо. Ребята, у вас у всех доме есть стулья?
- Да.
- А собачек все видели?
- Да.
- Тогда сейчас нарисуйте на альбомных листах собачку и стул.
(Дети рисуют).
- Сейчас нам необходимо вырезать их. Посмотрите, какие края, ножки у стула?
- Ровные.
- Правильно. Чтобы получить ровные края у ваших стульчиков, гак
необходимо пользоваться ножницами при вырезании.
(Учитель знакомит с правилами вырезания из бумаги с помощью
ножниц).
Дети вырезают стульчик.
- А теперь посмотрите на собачку. Можно вырезать её ножницами? Почему? (Дети говорят, что она покрыта шерстью, лохматая, а не гладкая).
- Верно. А придать ей форму нам поможет приём отщипывания. (Показывает этот приём), давайте потрудимся и сделаем наших собачек
пушистыми, красивыми. (Дети работают).
- А сейчас, еще раз давайте посмотрим на наши работы. Назовите отличия стула и собачки.
Дети говорят всевозможные варианты. Учитель же добивается, чтобы в ответах прозвучало, что собачка - живое существо, а стул - неживое. После этого даётся понятие "одушевлённый" и "неодушевлённый" предмет. Дети приводят свои примеры. Затем выполняется упражнение на закрепление.
Учитель диктует слова, дети разделяют их на два столбика: одушевлённые и
неодушевлённые.( Упражнение проверяется).
- Хорошо, теперь вы знаете, какие предметы называются одушевлёнными, а какие неодушевленными. Давайте закончим нашу аппликацию.
Посмотрите, чего не хватает до ее завершения?
- Нужно раскрасить.
- Какие цвета будете использовать при раскрашивании стула?
Собачки? (дети объясняют свои выбор. Закрашивают).
- Ну, вот, сейчас осталось только наклеить.
(Составляется аппликация. На фон наклеиваются детали).
- Молодцы, ребята! Какие красивые работы у вас получились. Сейчас каждый составьте рассказ по своей аппликации. Самый интересный рассказ мы повесим в нашем классном уголке.
Дети составляют рассказы, затем, их зачитывают. Подводятся итоги этой работы и всего урока. Учитель обобщает, что научились, и что нового узнали на интегрированном уроке русского языка, изобразительного искусства и трудового обучения. Выставляются оценки.
На этом урок заканчивается.
Урок проходит интересно, живо, без шума. Дети работают увлеченно.
При работе с ножницами и приёмом «отщипывания» развивается моторика мышц рук.
При рисовании предметов работает воображение, фантазия. При составлении и чтении рассказа у ребят разыгрывается устная и письменная речь. И самое главное на этом уроке дети узнали, какие предметы мы можем отнести к одушевленным, а какие к неодушевлённым.
С психолого-педагогической точки зрения интегрированный урок способствует активизации познавательной деятельности школьников, стимулирует их познавательную активность, является условием успешного усвоения учебного материала.
Но важно отметить тот факт, что злоупотребление интеграцией может привести к нежелательным результатам. Такие уроки нельзя проводить часто, так как они теряют новизну и интерес. Да и не все темы и разделы учебной программы можно я нужно интегрировать. Именно к таким выводам я пришла , работая по данной теме.
Говорят, что заставить учиться нельзя, учёбой надо увлечь. Я совершенно с этим согласна. Проведение интегрированных уроков способствует именно этому.
При подготовке и проведении таких уроков, учитывая психологические особенности учащихся, стараюсь оптимально отбирать методы, средства и формы обучения. Применяю педагогические технологии, предполагающие построение учебного процесса на игровой, развивающей, опережающей основе. Использую в педагогической практике различные формы организации
познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную работу.
Результативность (устойчивые положительные результаты деятельности) опыта.
Качество обучения всегда определяется по результатам. Этому способствует благоприятный психологический климат на уроке, это достигается интеграцией предметного преподавания. Интеграция обеспечивает эмоциональную сопричастность к собственной деятельности и деятельности других, рефлексию и самоконтроль, увеличивает объем самостоятельной работы учащихся, возможность решения творческих задач, т. е. обучение становится эффективным.
Как и любого учителя меня также интересует результативность поисково-творческой деятельности. Уровень обученности и качества знаний
представлены следующими данными:
Класс
Предмет
Успеваемость%
Качество знаний %
2010-2011
3
Русский язык
100
78
2010-2011
3
Математика
100
78
2010-2011
3
Чтение
100
85
2011-2012
4
Русский язык
100
79
2011-2012
4
Математика
100
79
2011-2012
4
Чтение
100
87
Результатом нашей работы стало небольшое исследование.
Темой исследования стало Интеграция предметов «Музыка» и «Изобразительное искусство» на занятиях дополнительного курса «В мире искусства»
Цель: Выявить эффективность и целесообразность использования интегрированных уроков изобразительного искусства и музыки
Предметом исследования:
Гипотеза исследования: следующее утверждение: интеллектуальное развитие младших школьников будет протекать успешно в том случае, если предметное преподавание осуществлять с учетом принципов интеграции.
Есть очень важное умение, которое не являясь общелогическим, но без его тщательной отработки сформировать в ученике интеллектуальное умения невозможно.
Полученные результаты позволяют сделать выводы:
1. У большинства учащихся сформировано творчество, инициативность, способность мыслить по-новому, учащиеся принимают самостоятельно нестандартные решения.
2.На интегрированных занятиях у детей формируются целостное представление мира об искусстве.
Диаграмма
[pic]
Диагностика познавательного развития учеников
Диаграмма
[pic]
Количество учащихся с высоким уровнем познавательной активности выросло на 4% , со средним – на 2%, с низким уровнем стало на 5% меньше.
Интеллект по Д. Векслеру - «способность успешно мериться силами, жизненными обстоятельствами, используя накопленный опыт и знания». То есть интеллект рассматривается как способность человека адаптироваться к окружающей среде.
Диаграмма
[pic]
На основании проведённого исследования, можно сделать некоторые выводы:
уроки, построенные на принципах интеграции, создают условия психологической комфортности при обучении;
интеграция предметного преподавания обеспечивает углубленное и прочное усвоение учащимися целостного восприятия мира;
становится возможной подлинная дифференциация и индивидуализация обучения;
формируется у учащихся способность к саморегуляции деятельности, ее самооценке, развивает навыки сотрудничества и делового общения.
Таким образом, было обнаружено, что интеграция предметного преподавания оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие школьников и позволяет делать скачок в умственном развитии.
В заключении хочется отметить, что творческая работа с детьми дала возможность представить перспективу нашего развития. Повысилась заинтересованность в результатах нашей деятельности, вырос собственный творческий потенциал.
Библиография
Данилюк Д. Я. Учебный предмет как интегрированная система. // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 24-28.
Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в связи в современной школе- М.: Педагогика. - 1981. - 195 с.
Максимов Г. К. К дискуссии об интеграции школьных предметов. // Педагогика. - 1996. - И 5. - С. 114-115.
Максимова Б.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. - М.: Просвещение. - 1988. - 191 с.
Темы интегрированных занятий 5- 6 классе.
[pic] [pic] [pic] [pic]
Конспекты интегрированных уроков.
Конспект интегрированного урока
изобразительного искусства и художественного труда
3 класс
Тема: "Выражение намерений человека через конструкцию, декор, украшение".
Задачи:
Научить использовать средства художественного выражения (конструкцию, декор, украшение), передавать при помощи них различные чувства, замыслы, желания.
Формирование художественно-творческой активности личности, прилагать максимум творческих усилий для выполнения коллективной работы.
Воспитывать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное, доброе и злое в жизни и искусстве.
Оборудование урока:
Материалы: белая бумага, ножницы, гуашь, кисти, клей, полотнище обоев или белой бумаги.
Зрительный ряд: иллюстрации с изображением предметов , форм, эмоционально имеющих "добрый" и "злой" характер; произведения декоративного искусства; наглядное пособие "Композиции разных цветов", Н. Рерих "Заморские гости", работы мастеров Палеха.
Музыкальный ряд: Н. Римский-Корсаков "Океан - море синее" или другая, с ярко выраженным эмоциональным настроением.
Задание:
Конструирование из бумаги силуэтов кораблей и парусов и украшение гуашевыми красками двух флотов, вышедших в море с разными намерениями.
Индивидуальная работа с коллективным завершением панно.
Ход урока.
1. Проверка организации рабочих мест.
2. Вступительная беседа.
- Ребята, все мы с вами живем в мире, где каждому приходится сталкиваться с добром и злом. И вы, наверное, давно поняли, что добро очень и очень отличается от зла.
На прошедших уроках мы с вами познакомились с тремя мастерами: Мастером Изображения, Мастером Постройки и Мастером Украшения. Сегодня три брата вместе придут к нам на урок, чтобы помочь разобраться какое же лицо у добра и как выглядит зло. (Представление мастеров)
Мастер Изображения
Ребята, я изображения Мастер,
Когда в руках держу фломастер
Или волшебный карандаш,
Изобразить могу всех вас,
Леса, поля, и горы,
Чудесные просторы, звенящую листву,
Далёкую звезду.
Весь мир, в котором мы живем, -
Реальностью зовём.
Мастер Украшения.
Я - Мастер украшения
И вам хочу сказать,
Что все творения
Всегда готов отдать.
Для этого вам нужно
Понять, кто я таков.
Ещё понять, что дружно
Живу средь мастеров
Когда мы вместе – можем
Украсить всё вокруг,
Понять мы вам поможем,
Что красота – наш друг!
Мастер Постройки
Я Мастер постройки,
Серьёзный художник
Природа мой самый
Надёжный помощник.
Если вы будете очень внимательны
Природа откроет вам мир увлекательный
Где всё совершенно: скорлупка ореха,
Ракущка, улитка, яйцо, паутина,
Она конструирует мудро, красиво,
А мне помогает фантазии сила.
3.Сообщение темы урока и его основных задач.
- На сегодняшнем уроке мы с вами отправимся в сказку – будем строить, и украшать два флота: добрый и злой. Вы должны будете понять как при помощи конструкции форм кораблей, парусов и их украшений можно выразить намерения человека. Мы сделаем с вами панно, где и разместим два наших флота.
4.Объяснение учителя.
Звенят колокольчики.… Будет сказка…
В одном царстве-государстве правил царь, который был большим любителем морских путешествий. Однажды, когда он возвращался домой, на его корабль напали пираты. Царь был доставлен с захваченной добычей на остров пиратов, где его заключили в тюрьму.
Долго ждали царя дома, а потом поняли, что с ним приключилась беда. Частенько пираты нападали на мирные суда. Опечалились люди – царь был добрый и справедливый. Прошло время, подрос сын царя. Печальную историю поведала ему мать. Царевич дал клятву – освободить отца. Со всего царства съехались самые смелые и добрые люди, снарядили флот и отправились к острову.
- Ребята, как вы думаете, с какими намерениями отправился флот?
- Правильно. Раз намерения были добрые и благородные, то и форма кораблей должна соответствовать им. Не так ли? Могут ли эти корабли выглядеть так? (Демонстрация форм кораблей, обратить внимание на носовую часть.)
- А какие варианты можете предложить вы, чтобы всем было ясно, что это добрый флот?
… Долго плыли корабли по морю, и вот, наконец, вдали чёрной точкой показался остров. Проплыв ещё немного они увидели, что к ним приближается пиратская флотилия. Вы, вероятно, знаете кто такие пираты и какие у них намерения?
- Как вы думаете, ребята, пиратские корабли будут отличаться от тех, которые мы видели?
- Какими бы вы их изобразили, чтобы они смотрелись устрашающими и грозными? (Демонстрация форм кораблей)
- Я понимаю, что вам всем очень хочется услышать продолжение сказки, но это будет немного позже. Главное, чтобы вы разобрались в добрых и злых намерениях и знали, почему не могут быть одинаковыми корабли двух флотов.
5.Задание учащимся.
- Ребята, сейчас вы будете конструировать из бумаги силуэты кораблей для двух флотов. После того, как вы их немного попозже украсите, они попадут на большое панно "Два флота"; где и произойдёт столкновение добра и зла. Помогать нам в этом будут наши мастера, они сейчас объяснят, как лучше изобразить и построить наши корабли.
- Мастер Изображения, Мастер Постройки, идите на помощь! (Роли Мастеров исполняют учащиеся 4 класса)
6.Индивидуальная работа учащихся. (Звучит музыка.)
7.Продолжение объяснения учителя.
- Итак, ребята, у каждого из вас два силуэта корабля, но они не раскрашены. Давайте дослушаем продолжение сказки и потом завершим нашу работу.
… Когда корабли приблизились, друг к другу стало возможным разглядеть, как они выглядят. Я не буду говорить вам как были украшены паруса кораблей сына царя и пиратов. Вы сами способны описать их, если вспомните, каковы были их намерения…
- Вы совершенно правы, Мастер Украшения принёс вам урок прямоугольники разных цветов. Давайте посмотрим, какие цвета ближе по настроению разным флотам. (Демонстрация пособия "Композиция цвета")
Только ли при помощи цвета можно настроение и намерения каждого флота? - Конечно же, нет. Корабли и их паруса можно украсить специальным декором- изображением солнца, птиц, цветов, страшных животных.
8. Задание учащимся.
-Ребята, сейчас вы гуашевыми красками украсите корабли и паруса двух флотов, вышедших в море с разными намерениями.
9. Практическая работа учащихся(индивидуально).
Шевякова Ольга Анатольевна, учитель начальных классов,
МОУ «Вейделевская средняя общеобразовательная школа
Вейделевского района Белгородской области»
10. Коллективная работа учащихся по созданию панно.
- Ребята, сейчас каждый из вас выберет лучший корабль, из вами сделанных, и мы отправим их в плавание (море на листе ватмана): добрый флот плывёт на встречу злому.
Флот пиратов был уничтожен. Царь-отец вернулся домой, в своё царство. Но, а нашем панно останутся два флота, чтобы напоминать нам о том, что в мире происходят постоянные столкновения между добром и злом. Я думаю, и надеюсь, что вы со мною согласны, творить нужно как можно больше добрых дел, чтобы не позволить злу одержать верх.
11. Коллективное обсуждение работ учащихся. Подведение итогов уроков.
12.Задание на дом.
Посмотреть на предметы декоративно-прикладного искусства и подумать какой образ в них заключён (добрый или злой), на что они похожи и что выражают.