Самоанализ работы учителя музыки
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь».
В.О. Ключевский
В Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении МБОУ КР ОО «Шаховская средняя общеобразовательная школа» работаю с сентября 2002года. Стаж педагогической работы – 36лет лет, стаж работы в данной школе – 13 лет. Образование – среднее специальное, в 1978 году окончила Ташкентское педагогическое училище по специальности - воспитатель. Имею высшую квалификационную категорию с 2010 года.
За время работы в школе накопила достаточный опыт и навыки работы с детьми. К своей работе стараюсь подойти творчески и с любовью. Профессия учителя музыки мне нравится тем, что учитель имеет возможность импровизировать, творить, быть артистом и исполнителем. И конечно, считаю школу самым надёжным и интересным местом для занятий музыкой с детьми.
Целью своей педагогической деятельности считаю: формирование музыкальной культуры школьников, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры.
Моя педагогическая концепция основана на развивающем обучении, способствующем формированию в учащихся музыкальной культуры, хорошего музыкального вкуса как части всей их духовной культуры и гармонично развитой личности.
Для достижения поставленной цели ставлю перед собой следующие задачи:
- развитие у детей чувства прекрасного, формирование высоких эстетических чувств через музыку;
- развитие творческой личности на уроках музыки и внеурочных мероприятиях.
Уроки музыки - это уроки творчества. Каждый из них должен способствовать развитию личности школьника, выявления его индивидуального Я, проявлению способностей, активизации мышления и воображения.
Творческая деятельность учителя музыки зависит от ряда обстоятельств, от условий, в которых он работает, от уровня общего развития класса и музыкальной подготовки школьников, от собственных личностных качеств.
Уроки музыки по программе В.В. Алеев, открыли много возможностей для творчества учителя. Работа учителя музыки характеризуется многоплановостью деятельности: интересно и увлеченно рассказывать детям о музыке, ее формах и жанрах; на высоком профессиональном уровне вести занятия по разучиванию и исполнению песен; давать теоретические знания в доступной форме, вести различные виды внеклассной работы. Следует подчеркнуть, что многоплановость и многопрофильность работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают и активное слушание музыки, хоровое и индивидуальное пение, ознакомление с основными музыкальными понятиями и музыкальное творчество в различных проявлениях (беседы, рассказы, сочинение по прослушанному произведению, музыкально - ритмические движения, метод «свободного дирижирования и т.п.) Чтобы все это осуществить на практике, учитель должен овладеть множеством знаний и умений, любить и понимать детей, хорошо знать класс, состоящий из школьников с разными склонностями, интересами и способностями.
Когда речь идет о творческом отношении к программе, то имеется в виду, прежде всего возможность учителя расширять музыкальный материал, используемый на уроке. В то же время основной стержень программы должен оставаться незыблемым. Это относится как к принципу «тематизма», так и к трем ведущим методам музыкального обучения (обобщения, забегания вперед и возвращение назад, эмоциональной драматургии). Творчество учителя музыки проявляется в решении задач, возникающих в работе с учащимися. Он должен обобщать, анализировать ситуацию и находить средства достижения цели, критически оценивать полученные данные и формулировать новую задачу. В ходе решения этих задач учитель использует различные методы. Но особое значение приобретают методы стимулирования мотивации учебно- познавательной деятельности школьников. Эти методы, сохраняя за собой обучающую функцию, способствуют проявлению активного познавательного интереса.
Чтобы творческие проявления учащихся носили активный характер, я подбираю дополнительный музыкальный материал для развития конкретных творческих навыков; с целью формирования мышления привлекаю материал из других видов искусств; импровизирую в неожиданных ситуациях; использую разнообразные формы работы, которые пробуждают активность, заинтересованность (словесно-иллюстративная, поисковая).
Иногда я снимаю на видео исполнение песен учащимися на концертах, внеурочных мероприятиях. Это позволяет прослушать и проанализировать вместе с учащимся его выступление. В процессе слушания дети сами находят свои ошибки, недостатки в исполнении. Таким образом, делают самоанализ исполненной песни.
Игра на музыкальных инструментах на школьных уроках музыки пока занимает очень скромное место. Причина - в отсутствии в школах качественных, дешевых и эстетически привлекательных детских музыкальных инструментов.
Как и у любого учителя-предметника у меня были, есть и будут определенные проблемы, на которые нужно искать и находить ответы, принимать какие-то решения и реализовать их на практике. Во-первых, это не очень серьезное отношение к урокам музыки некоторых учащихся средних и старших классов, вследствие чего – неважная дисциплина на уроках. Многие считают, что урок музыки – это «второстепенный» урок, не требующий выполнения определенных заданий, умственного напряжения, выполнения домашнего задания. Чтобы справиться с этой проблемой, приходится внимательно пересматривать поурочное планирование на каждый урок, искать то самое главное, интересное, что заинтересует данный классный коллектив, учитывая их интересы, потребности, психологические особенности. Иногда приходится перестраивать план урока в точности до наоборот, и начитать его, например, с интересных фактов из жизни композитора, ставить себя на его место, находить компромиссы, выходы из отдельных ситуаций. Стараюсь связать свой рассказ с современными событиями, созвучными теме урока, предлагаю привести примеры из своей жизни, из жизни близких людей, из своего жизненного опыта.
Очень важно, чтобы ребят окружала на уроке яркая, эмоционально-привлекательная и понятная музыка, чтобы любое произведение, которое прозвучит на уроке, было бы значимым для ребят, оставляло след в детской душе. Однако не менее важно, чтобы уже первоклассники не только знакомились с доступными для них произведениями, но и могли активно, самостоятельно размышлять о них. И здесь учитель должен создавать атмосферу доверия, доброжелательности, чтобы у ребят возникло желание высказаться о своих чувствах. С некоторыми учениками бывает трудно наладить контакт, привлечь их к общему разговору на уроке. Самолюбие, проявляющееся в подростковом возрасте, сковывает таких ребят. Им требуется особое внимание учителя. Я стараюсь в таких случаях проявить терпение и такт, поощрять любую попытку высказаться о музыке. Или задаю на дом письменное задание, где ученик выражает свои мысли.
Одной из важнейших сторон творческой деятельности учителя считаю искусство управления познавательной активностью учащихся на уроке музыки. Умение естественно и ненавязчиво подвести к теме урока, способствовать ее усвоению, пробудить активность ребят - все это требует от учителя определенного педагогического искусства. Учитель должен владеть словом, искусством общения с детьми, и искусством направленного музыкального воздействия. Во время беседы учитель должен задавать наводящие вопросы в целях достижения цели урока.
В начальных классах постоянно использую на уроках игровые моменты, устраиваю театрализацию музыкальных произведений, применяю различные жесты при исполнении музыки. Занимаясь с детьми, я пришла к выводу, что все методы и утонченности педагогики остаются без результата, пока в детях не вызван интерес к знанию и не пробуждена самостоятельность. С этой целью главное внимание обращаю на изучение внутреннего мира ребенка: не ломая детской души, стараюсь разбудить в ней дремлющую любознательность, развить любовь к наблюдению, представив им полный простор к самодеятельности и условия к проявлению творческой работы. Другая задача, которую я ставлю перед собой, - открыть перед детской душой путь к дальнейшему самосовершенствованию, заронить в ребенке зерно прекрасного - любовь к правде и красоте. Самая главная суть моих уроков - дать понять детям, что жизнь - единая почва, из которой «вырастают» произведения литературы, музыки, изобразительного искусства, кино, театра. Они не иллюстрируют друг друга, а, каждая по-своему, отображают сходные явления жизни: исторические события, картины природы, характер и внутреннее состояние человека. И что музыка затрагивает вечные темы жизни: добро и зло; справедливость и беззаконие; война и мир; любовь и ненависть; борьба и страдания; долг и совесть; жизнь и смерть.
С появлением в школе новых информационных технологий, применяю на уроках видеосюжеты, мультимедиа.
Часто тексты песен учащиеся раздаю в распечатанном виде индивидуально каждому. Работа с тестами, музыкальные кроссворды и головоломки, рубрика «Это интересно» (казусы и нелепости из жизни композиторов и исполнителей) на каждом уроке музыки сделала деятельность ребят разнообразной и интересной.
В 5- ом классе, когда мы говорим о взаимосвязи музыки и литературы, я даю задания ребятам сочинить и проиллюстрировать дома сказку, где бы «звучала» музыка. Дети с удовольствием выполняют это задание, и сказки у них получаются интересные.
Благодаря Интернету и другим информационным технологиям пополнила багаж наглядности к урокам. Результаты не заставили себя ждать. Поют на уроках все без исключения. Стараюсь никогда не унижать ребенка намеками на то, что у него слуха нет, да и голос не тот. Как правило, такие дети часто бывают очень активны в рассуждениях по произведению, анализе музыкального произведения, могут добросовестно приготовить доклад и выступить с ним по просьбе учителя. Весь этот комплекс изменений и дополнений решил проблему «уходов с урока», если в расписании музыка стоит последним уроком, пренебрежительного отношения к музыке, как к предмету (все равно двойку не поставят), реплик в сторону учителя «Нужна нам Ваша музыка!» Иногда ребята просят: «Давайте просто попоем». Конечно же, я иду им навстречу. Ведь пение – это положительное эмоциональное состояние человека, благотворно влияющее на психологическое состояние учащегося. В начальных классах стали чаще рисовать, выполнять определенные ритмические движения в течение урока. В итоге – у ребят стало богаче воображение, стал выше на уровень ритмический слух. Вообще, с начальными классами, как правило, особых проблем и не было. Это настолько чистый и пластичный «материал», из которого можно «вылепить» удивительные вещи.
Образовательные потребности детей по предмету «Музыка» определяются в соответствии с их возрастом, изменениями в жизни общества, происходящими вокруг нас.
Не секрет, что многое в методике воспитания школьников уже разработано, описано и внедрено. Но многое из разработанного потеряло свою актуальность сегодня. Изменилась социальная обстановка, поменялись воспитательные приоритеты, увеличилась возможность использовать искусство в целом и музыкальное искусство, в частности, для становления в человеке личностных начал. Сегодня появилась необходимость переплавить известные методические принципы и подходы к вопросам музыкального развития школьников, выявить их актуальные аспекты для использования в современной общеобразовательной школе. Поэтому, думаю, нужно начинать с человеческой природы музыкального искусства, позволяющим ему служить прекрасным воспитательным средством. Немаловажным фактором считаю анализ ситуаций на уроках, что активизирует детей, открывает их души, находит эмоциональный отклик, помогает свести все школьное музыкальное образование к важнейшей цели – формированию у учащихся потребности в музыкальном образовании и воспитании. Неплохие результаты дают беседы с учащимися о желаемых изменениях в школьном музыкальном образовании. Невозможно приобщить школьника к музыке, если тебе самому она не доставляет наслаждения. Трудно добиться от других четкого выполнения музыкальных заданий и упражнений, если предварительно не показать жизненность и нужность того, чему ты их учишь. Все это делается в ходе межличностного общения. Овладев в совершенстве механизмом образовательного процесса, можно направлять музыкальную деятельность в нужное русло, учитывая индивидуальные возможности каждого ребенка.
Всё необходимое для урока готовлю заранее: фонограммы, тексты песен, наглядный материал. Обязательно оставляю минутку для шутки. На уроке поиск причин для веселья и эмоциональной разрядки – своеобразное проявление творчества. И музыкальные занятия обязательно должны предоставлять эту возможность и детям, и учителю. Продумываю методы и приемы эффективного использования учебного материала на уроке.
Для активизации мыслительного процесса учащихся на уроке, применяю метод «проблемная ситуация». Ведь мыслить человек начинает только тогда, когда у него появляется потребность что-то понять. Мышление всегда начинается с проблемы или вопроса, с удивления, недоумения или противоречия. Этой проблемной ситуацией определяется на уроках музыки и вовлечение личности школьника в мыслительный процесс. Следующим этапом урока может стать дискуссия о нужности, важности, разнообразии тех или иных музыкальных произведений. Разноречивые чувства, мысли непрерывно сменяют друг друга, противоборствуют, взаимодействуют. В итоге разворачивается ситуация, где нужно отстоять свою точку зрения, доказать на примере из личного опыта, или использовать подобный пример из другого произведения. Следующий прием – это анализ наблюдаемых музыкальных явлений. В этом случае под руководством учителя они сами добывают себе новые знания, а не получают их готовыми.
Результатом применения различных методов и приемов, думаю, можно считать раскрепощение учащихся на уроках музыки, доброжелательное отношение к предмету и учителю, желание идти на урок, чтобы узнать еще что-нибудь интересное. Результатом своей работы в начальных классах считаю доброжелательное отношение ко мне даже во внеурочное время: на переменах, после уроков, при встрече на улице. Вопросы просты и добродушны: «А у нас будет завтра музыка? Хотим попеть…», «Почему у нас так редко бывает урок музыки? Был бы каждый день!»
В течение учебного года часто возникает необходимость исполнения всем классом какой-либо песни на внеклассном мероприятии. Например, «День учителя». Это требует дополнительных занятий с данным детским коллективом. Ребята всегда с удовольствием готовятся к предстоящему празднику, вместе решают, какую из ранее разученных песен им лучше исполнить.
Считаю, что особых проблем в работе со всеми классными коллективами у меня не возникает. Редко приходится сталкиваться с отказом от предложения принять участие в празднике, исполнить хорошую песню. Ребята без проблем приходят на репетиции во внеурочное время. Результатом этого сотрудничества можно считать интересные, ценные с воспитательной точки зрения, имеющие большую культурную ценность внеклассные общешкольные мероприятия.
Познавательный интерес учащихся к уроку музыки не всегда бывает на высоком уровне. Здесь можно выделить ряд причин, тормозящих этот процесс. Это, в первую очередь социальная запущенность некоторых детей, а в последнее время наблюдается их рост. Если ребенок дома редко соприкасается с прекрасным, не слушает музыку, воспитывается у родителей не «поющих», и не считающих важным элементом воспитания ребенка в положительных эмоциях, получаемых от общения с прекрасным, ему трудно понять, для чего это нужно, и он начинает сопротивляться. Другой причиной может стать низкая самооценка своих возможностей по отношению к сверстникам, замкнутость характера. Такие ребята требуют индивидуального общения с учителем. В свою очередь я, как учитель, постепенно, шаг за шагом внушаю ребенку, что он очень талантлив. Предлагаю поучаствовать в каком-либо внеклассном мероприятии, даю индивидуальные задания, учитывая его интересы и наклонности, постепенно подхожу к основной цели: возникновению интереса к предмету. Поэтому, я считаю, что уровень познавательного интереса индивидуален для каждого учащегося и стараюсь повышать его в процессе своей трудовой деятельности.
С особо одаренными детьми много работаю индивидуально. Много лет в школе существует кружок «Весёлые нотки» и « Улыбка».Ребята с хорошими вокальными данными обязательно посещают его. На занятиях кружка они повышают не только уровень исполнительского мастерства, но и учатся таким наукам, как сценическое мастерство, сценический костюм, повышают уровень актерского таланта. Ведь песня – это законченная история, которую нужно обыграть так, чтобы не осталось равнодушных. Ребята это понимают, спокойно воспринимают взаимную критику и замечания педагога. Прислушиваются к советам не только педагога, но и более опытных солистов. Многие учащиеся кружка принимают активное участие в общешкольных и общегородских мероприятиях. Ежегодно мои ученики становятся победителями и призерами муниципальных конкурсов: «Патриотическая песня». В этом году все три школы, в которых я работаю заняли призовые места и были награждены дипломами победителей.
Оценка деятельности учащихся на уроке имеет несколько критериев: умение слушать музыкальное произведение, исполнение песни в соответствии с требованиями к данному возрасту; устные ответы детей на заданные вопросы; рассуждения, участие в дискуссиях; выполнение индивидуальных заданий учащимися; выполнение домашнего задания; творческие работы (доклады, сообщения).
При выполнении учащимися этих критериев, ставлю высокую отметку. Но иногда приходится нарушать правила и ставить оценку пять ребенку, не способному к чистой интонации по причине природных данных, или «музыкальной запущенности», потому как этот ребенок знает больше других учебный материал, активно участвует во всех видах деятельности на уроке и т.д. Оценку вслух не сообщаю. Отмечаю только тех, кто сегодня был молодцом, кто добился высоких результатов. Остальным предлагаю просто подать дневники для выставления отметок. Считаю, что каждый учащийся за каждый урок музыки должен быть оценен, так как, невозможно побывав на уроке, не принять участие ни в одном виде деятельности. Все учащиеся об этом знают, что и подталкивает их к большей активности. Обычно учащиеся согласны с выставленной оценкой. Но если возникают недовольства, стараюсь объяснить причину спокойно, вежливо, доступно. Успокоить, предложить несложное задание на дом, выполнение которого поможет исправить положение и повысить уровень подготовленности учащегося.
Психологическая атмосфера в классе – это один из важнейших факторов, влияющих на усвоение материала, сохранение познавательного интереса и желания общаться со сверстниками и учителем на уроке. Из опыта работы знаю, что прежде всего, чтобы добиться доброй, доверительной обстановки в классе, нужно уважать каждого ребенка как личность. Не сравнивать его достоинства и недостатки с другими учащимися, не ставить в неловкое положение. Нужно постараться внушить каждому, что он – талантлив, умен, и если захочет, справится с любыми проблемами сам. А если потребуется помощь, то я и одноклассники, ему поможем. Если у ребенка не получается чисто спеть, и он получает критику со стороны сверстников, нужно найти такие качества его личности, такие достижения, которые сделают его на ступень выше, а неудача отойдет на задний план. Можно привести примеры из жизни музыкантов и композиторов, о развитии их таланта.
Результатами моей работы с детьми родители осведомляются различными способами. Многие посещают общешкольные мероприятия, где видят своих чад исполнителями. Нередко родители слышат песни в исполнении своих детей на внеклассных мероприятиях календарных праздников. Учащиеся, занявшие призовые места в музыкальных конкурсах, награждаются грамотами и дипломами. За участие в общешкольных мероприятиях ребята тоже получают грамоты. Иногда родители благодарят, под впечатлением выступления своего ребенка на концерте
Взаимоотношения с коллегами у меня хорошие. А как иначе? В процессе обучения и воспитания детей в школе нам часто приходится вместе решать проблемы, помогать друг другу. Оказываю помощь в проведении общешкольных мероприятий. Традиционными стали концерты: на ступеньках школы, посвященные новому учебному году; празднование Дня учителя; Международного Женского Дня. Обеспечиваю музыкальным материалом к урокам коллег по работе. Считаю своим долгом помочь любому, кто ко мне обратиться, не ссылаясь на нехватку времени, как это обычно бывает. Коллеги отвечают мне взаимностью.
6