Специфика работы с детским голосом в условиях дополнительного музыкального образования

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия № 15











РЕФЕРАТ

на тему:

«Специфика работы с детским голосом в условиях дополнительного музыкального образования»






Выполнила: учитель музыки гимназии № 15

Богданова Вероника Николаевна






Кострома 2016

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

Глава 1. Теоретические основы развития детского голоса. . . . . 5

1.1 Детский голос и особенности его развития. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.2. Учёт возрастных особенностей в развитии детского голоса. . . . . . . . . 7

1.3. Основы охраны детского голоса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11


Глава 2. Практическое осмысление специфики работы по развитию детского голоса. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19


2.1. Основы методики обучения пению. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19

2.2. Правила певческой установки. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 21

2.3. Специфика вокальной работы при коллективном пении. . . . . . . . . .30


Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .45













Введение

Проблемы вокально-педагогической работы со школьниками в системе дополнительного музыкального образования на современном этапе развития музыкального образования являются весьма актуальными. В последние десятилетия произошла переориентация с форм коллективной вокально-хоровой деятельности на сольное пение. Потребность в творческом самовыражении в форме сольного пения потребовала от учреждений дополнительного музыкального образования расширения сферы вокально-педагогической деятельности в сторону сольного пения, индивидуальных занятий вокалом с детьми разных возрастов. В результате на базе детских музыкальных школ и детских школ искусств, стали открываться вокальные отделения, в учебные планы учащихся стал включаться предмет «Вокал» в качестве предмета по выбору, общего курса, дополнительной образовательной услуги и т.п.

В настоящее время можно утверждать, что желающих заниматься именно вокалом, сольным пением как основной формой музыкально-творческой деятельности, приходит в музыкальные школы с каждым учебным годом все больше и больше. Расширяются и возрастные рамки учащихся, изъявляющих желание заниматься вокалом (от 4 – 5-ти до 18-ти лет). Вокалом занимаются и одаренные, и менее одаренные, и откровенно малоспособные дети, а мы должны учить и развивать всех без исключения, ибо музыка – могучее орудие воспитания общей культуры личности.

Однако вокально-педагогическую деятельность во многом осложняет отсутствие программ для музыкальной школы по предметам «Вокал», «Сольное пение», единых установленных и утвержденных учебных планов, репертуарных планов, учебных требований. Поэтому работа многих педагогов-вокалистов выглядит бессистемной, неорганизованной, стихийной. Иногда основная цель таких занятий – лишь подготовка вокально-одаренного учащегося к очередному конкурсному или концертному выступлению, желание «блеснуть» за счет природного таланта ребенка. Как таковой, систематической работы над вокальным развитием такого учащегося фактически не ведется, не говоря уже о менее способных детях, которые ограничиваются разучиванием одной – двух песен в год «для себя», и которые, зачастую, имеют весьма невысокий художественный уровень. Во многих школах занятия вокалом ведутся на «любительском» уровне. Зачастую учащиеся разучивают песни «с голоса», или работают с помощью «караоке», поют песни только из репертуара популярных эстрадных исполнителей, подчас неудобные для детского голоса, не уделяется должного внимания развитию вокально-певческих навыков и т.п.

Все это, безусловно, отрицательно сказывается на воспитании как вокальной, так и общей музыкальной культуры школьников.

В настоящее время, таким образом, назрела острая необходимость упорядочить работу в классе вокала. Одним из эффективных организующих моментов в этом плане может стать определенный вокальный репертуар, способствующий всестороннему развитию способностей ребенка.

Проблемы отбора, критериев, работы с вокальным репертуаром достаточно разработаны в отечественной вокальной педагогике, однако большинство данных исследований освещает, прежде всего, вопросы работы, связанные с взрослыми певцами, студентами. Автоматическое перенесение их на работу с детьми недопустимо, так как он должен отвечать не только определенным педагогическим и художественным критериям, но и возрастным особенностям и вокальным возможностям учащегося-вокалиста.









Глава 1. Теоретические основы развития детского голоса

1.1 Детский голос и особенности его развития

В практике хоровой работы педагогами обычно мало обращается внимания на индивидуальное развитие певческого голоса. Увлекаясь работой над качеством хорового звучания, руководитель подчас не считает возможным затрачивать время на занятия с отдельными учащимися. Работая в хоре, руководитель несёт большую ответственность за воспитание певчески-правильного, здорового голоса своих певцов. Даже самый заурядный голос можно и надо развивать.

Первое, что требуется от учителя – это знание особенностей развития голоса учащихся, потому что требования, которые он предъявляет детям, должны всегда соответствовать их возрастным возможностям. И второе – руководителю самому необходимо обладать хорошим музыкальным слухом, правильно говорить и петь. Это вовсе не значит, что ему надо иметь прекрасный голос, однако учитель должен уметь пользоваться им, потому что дети в процессе обучения непременно будут ему подражать.

Одним из главных условий успешного певческого воспитания является развитие слухового внимания учащихся. Выполнение этого условия позволит планомерно и последовательно развивать музыкально – вокальный слух школьников. Для воспитания слуха совсем не безразлично, в какой обстановке проходят занятия. Научить ребёнка слышать и слушать то, о чём рассказывает учитель, что он поёт и играет, можно только в тишине. Тишину на занятиях (рабочую дисциплину) нужно создавать с первых же уроков, а для этого необходимо суметь заинтересовать детей. Именно интерес к занятиям вызывает у учащихся отклик на музыку, создаёт эмоциональную настроенность, при которой обостряется их слуховое внимание, воспитывается сознательное творческое «слышание», то есть умение представить себе и воспроизвести правильный звук. Всё это имеет большое значение для воспитания голоса, всех его положительных свойств, а также художественных задатков учащихся. Слух для учителя и ученика является главным «контролёром» при обучении пению.

Для контроля над звуком учителю нужны ясные представления того, как проходит работа органов, участвующих в голосообразовании, какой звук получается при правильной их работе. Обладая такими представлениями, учитель сможет верно, оценивать звучание хора, сознательно и вполне объективно исправлять недостатки в пении учащихся.

Если же учитель добивается определённого звука, руководствуясь только собственным вкусом, субъективными ощущениями, и совсем не заботится о соблюдении певческих норм, певческого режима, он может нанести голосу учащихся непоправимый вред. Часто, например, учителя занимаются воспитанием вокальных навыков раздельно. Это неверно. Какую бы задачу на данном уроке учитель себе не ставил (укрепить дыхание, усовершенствовать дикцию в разучиваемой песне, добиться большей звонкости звука и т. д.), воспитание «вокальной речи» должно неизменно совершаться в едином комплексе. Так, работая над дикцией, надо в то же время следить и за правильностью дыхания, и за качеством звука. Как известно, орган слуха, голосовые органы (гортань, глотка, мягкое нёбо, ротовая и носовая полости, где звук окрашивается) и органы дыхания (лёгкие, диафрагма, межрёберная мускулатура, мышцы трахеи и бронхов) – всё это один сложный певческий механизм. Между звеньями единого механизма существует тесная взаимосвязь, которую нельзя нарушать.

Взаимосвязь между органами, участвующими в голосообразовании, ясно видна на примере гортани, где зарождается звук. У гортани несколько функций: кроме голосообразовательной функции, она выполняет ещё защитную (оберегает лёгкие от повреждений) и дыхательную функцию.

Гортань связана и с работой мягкого нёба: от степени его подвижности зависит качество смыкания голосовых связок при пении, а значит, и качество звука. Вся сложная деятельность певческого механизма строго согласована и подчинена центральной нервной системе (головному мозгу). Именно там происходит контроль и регуляция этой деятельности при непосредственном участии органа слуха.

Между центральной нервной системой и работающими органами существует постоянная связь. Это очень важный закон так называемой «обратной связи», на котором основано воспитание певческих навыков.

От звука, спетого учащимися, остаётся след в его центральной нервной системе (памяти). Если ученик спел слишком напряжённо, громко или слишком вяло, неразборчиво произнося слова, а его ошибки не были исправлены, то при дальнейшем пении звук сформируется с теми же ошибками, то есть согласованная работа органов, нарушится. Это приведёт к воспитанию неправильных навыков, а значит и к порче голоса.

В процессе систематических, правильно организованных занятий, когда учитываются особенности деятельности голосового механизма, у плохо интонирующих детей появляется нужная координация слуха и голоса, в результате чего ребёнок начинает интонировать точнее.

Таким образом, педагогу необходимо знать детский голос, особенности строения голосового аппарата, особенности развития голоса, так как требования, которые руководитель предъявляет детям, должны соответствовать их особенностям развития.


1.2. Учёт возрастных особенностей в развитии детского голоса

За школьный период голос учащегося проходит несколько стадий развития. Эти стадии связаны с формированием пола, физическим и нервно-психическим ростом ребёнка.

Различают 4 основные стадии развития голоса.

У младших школьников (до 10 – 11 лет) голос имеет чисто детское звучание. Рост ребёнка этого возраста идёт плавно, и в его голосе нет ещё существенных изменений. Звук голоса нежный, лёгкий, про него говорят: «головное звучание», «высокое звучание», или «высокое резонирование». Эти определения очень образны, они характеризуют естественное возрастное звучание.

Голосовой аппарат детей младшего возраста очень хрупок. Его механизм ещё прост по своей структуре; звук, зарождающийся в гортани, образуется при краевом колебании голосовых связок. Они смыкаются неполностью, между ними в момент образования звука остаётся небольшая щель во всю их длину – это закономерно, естественно. Нервно – мышечное развитие гортани позволяет пока осуществлять только такое смыкание. Голос 7-8 – летнего ребёнка нежный, очень небольшой по силе и высоко звучащий, потому что окрашивается в верхнем резонаторе. Чрезмерное его напряжение может привести к стойкой хрипоте, и неполное смыкание связок станет тогда уже ощущаться болезненно. При нормальном воспитании голос развивается плавно как у мальчиков, так и у девочек. В их голосовом аппарате нет ещё существенной разницы.

По мере роста ребёнка механизм голосового аппарата изменяется. В гортани развивается очень важная мышца – голосовая. Её строение постепенно усложняется, и к 12-13 годам она начинает управлять всей работой голосовых связок, которые приобретают упругость. Колебание связок перестаёт быть только краевым, оно распространяется на голосовую складку и голос делается сильнее и компактнее («собраннее», «полнее»).

Усложнение в механизме голосообразования более заметно у мальчиков. Иногда врач – фониатор устанавливает у них эти перемены уже в 10 -11 лет. Обычно так бывает у естественно развивающихся альтов, свободно, звонко поющих.

Если занятия пением в школе хорошо организованы и певческое воспитание учащихся с 1 класса идёт правильно, то к 9 – 10 годам голоса детей начинают звучать особенно хорошо. Этот период называют «расцветом» голоса. У мальчиков голос приобретает особую звонкость, «серебристость»; в голосах девочек уже может наблюдаться индивидуальная тембровая окраска.

Для возраста 11 – 13 лет характерно появление признаков, указывающих на происходящие изменения в организме. Физический рост учащихся и, в частности, рост их голосового аппарата перестаёт быть плавным. Развитие идёт неравномерно. Некоторые школьники внешне делаются непропорциональными, движения становятся угловатыми, появляется излишняя нервозность. Внешняя непропорциональность указывает и на неравномерность внутреннего развития. Голос теряет яркость, как бы тускнеет, немного сипит. Можно заметить перемену и в его объёме: некоторые учащиеся, певшие свободно на всём диапазоне, начинают избегать верхних звуков или поют их с напряжением, крикливо.

Изменения в голосе появляются и у мальчиков, и у девочек, но у мальчиков развитие идёт более интенсивно и неравномерно. При ещё чисто детском строении голосового аппарата можно рассмотреть покраснение голосовых связок, набухание, слизь, которая вызывает потребность откашляться и придаёт голосу иногда сипловатый оттенок.

Эти признаки наступающей мутации, связанной с ростом и формированием не только гортани, но и всего организма, появляются в разное время, индивидуально, и поэтому заметить их трудно. Важно знать об их существовании и тщательно следить за развитием подростка, чтобы не пропустить этих изменений в голосе и правильно строить занятия.

У девочек в предмутационный период перед наступлением менструации наблюдаются частые головокружения, головные боли, случаются иногда и обморочные состояния, появляются вялость, раздражительность, бывает затруднено дыхание. Все эти изменения, происходящие в результате серьёзных перестроек организма и его нервной системы, могут отрицательно повлиять на певческий голос, который требует теперь особенного внимания и специального режима.

Нередко можно встретить и более раннее появление предмутационных изменений, предвестников наступления мутации, связанной с ранним половым развитием. Случаи раннего формирования в связи с ускорением роста современных детей – явление частое. При обучении пению нужно всегда иметь это в виду и внимательно следить за индивидуальным развитием каждого учащегося.

Мутационный период наступает в 13 -14 лет и длится до 16 – 17 лет (иногда дольше). У мальчиков рост гортани идёт быстро, голосовые связки становятся длиннее, голос заметно изменяется: понижаясь, переходит в малую октаву. Рост гортани часто идёт настолько неравномерно и даже болезненно, что иногда приходится временно прекращать занятия. Резкая форма мутации может встретиться и у девочек, но это бывает реже.

Если же мутация у мальчика проходит спокойно, то пение можно и не прекращать. Регулярные занятия и соблюдение певческого режима облегчают прохождение мутации.

Мутирующие школьники нуждаются в постоянной проверке голоса. Голосовая нагрузка при пении должна постепенно изменяться в зависимости от возрастного состояния подростка.

Девочки, у которых уже появилась менструация, должны каждый раз прекращать пение в первые её 3 – 4 дня. Этот режим надо строго выполнять.

К 16 годам (иногда раньше) у мальчиков в тембре появляется оттенок будущего взрослого голоса, который ещё может измениться, он неустойчив, иногда даже «двойной» - ученик то поёт «новым голосом», то переходит снова на прежний. У девушек в этот период уже формируется будущий голос, некоторые из них поют свободно, но бывает, что в голосе снова появляется «матовость», как и в начале мутации. Это вторая её фаза – продолжение роста голосового аппарата.

В 17 – 18 лет у молодых певцов нет ещё взрослого голоса. Сила его только начинает приближаться к силе взрослого голоса. Наступает послемутационный период, когда гортань юноши и девушки почти сформировалась, рост её, как будто бы, закончен, но всё же наблюдаются остаточные явления мутации (покраснение, слизь), продолжает ещё развиваться дыхательный аппарат.

Этот период тоже довольно длительный, и окончательное формирование голоса происходит лишь к 20 годам (иногда и позже). Между тем, появившиеся голосовые возможности увлекают молодых людей, они портят свои неокрепшие голоса, злоупотребляя их силой и диапазоном. Ведь голос можно считать сформировавшимся лишь тогда, когда сформировался весь организм.

Таким образом, необходимо учитывать возрастные особенности ребёнка, следить за изменениями в голосе и, в зависимости от особенностей и возникающих проблем, строить план своих занятий, дабы не навредить ещё не окрепшему голосу.

1.3. Основы охраны детского голоса

Детский голосовой аппарат сильно отличается от голосового аппарата взрослого человека. Он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, изменяется, и чрезмерное напряжение может помешать его нормальному росту. Детский голосовой аппарат должен развиваться в полном соответствии с развитием всего организма ребенка. Поэтому заниматься с детьми пением надо осторожно, помогая развитию голосового аппарата и общему развитию детей, а значит и материал для обучения (упражнения, песни) надо подбирать для них по возрасту. Детские песни напечатаны в сборниках, специально составленных для школьников (или выпущенных для них отдельными изданиями).

На уроках пения надо добиваться у детей нормального полного смыкания связок, применяя твердую или мягкую атаку.

Звук, образовавшийся в гортани в момент атаки, очень слаб. Он усиливается и получает разную окраску, когда попадает в расширенные пространства (полости) глотки, рта, носа, находящиеся выше голосовых связок, а также полости трахеи и бронхов, находящиеся ниже голосовых связок. Эти полости (расширенные пространства) называются «резонаторами».

Полости глотки, рта, носа - это верхний резонатор («головной»). Полости трахеи и бронхов - это нижний резонатор («грудной»). У детей младшего возраста грудной резонатор слабо развит (мал по объему) и преобладает верхний резонатор, головной, голос у них звонкий, прозрачный. С возрастом у детей постепенно развивается грудной резонатор и окраска (тембр), голоса делается богаче. По мере того как ребенок растет, развивается и весь его голосовой аппарат, растет и изменяется его гортань, его голосовые связки, его резонаторы. Если нарушить эту замечательную хрупкую систему преждевременной непосильной нагрузкой в пении, детский голосовой аппарат придет в негодность и голос уже с детства будет испорчен.

Вот почему надо бережно относиться к детскому голосу, охранять его, правильно воспитывать.

Как надо охранять детский голос

Чтобы воспитать детский голос правильно, нужно, прежде всего, не допускать у детей крика. Некоторые из них слишком резко и много кричат дома, на переменах в школе, на улице. В результате такие дети обычно начинают сипеть, кашлять, а иногда и теряют на время голос, потому что от напряжения у них воспаляется гортань, а часто и самые голосовые связки, которые перестают нормально смыкаться. Резкий, напряженный крик портит голосовой аппарат. С охрипшими, больными голосами эти дети приходят в школу на урок пения. Привыкнув кричать, они и петь начинают крикливо, грубо, хриплыми голосами, что приносит им только вред. Но иногда сам учитель требует от детей на уроках пения в школе резкого звука, большой силы, которой у них еще не может быть. В результате постоянного напряжения во время пения можно также повредить голосовой аппарат и потерять естественное звучание голоса (а иногда и вообще возможность петь). Резкое, напряженное, крикливое пение точно так же портит голоса учащихся, как и крик в быту. Кроме того, такое пение некрасиво, нехудожественно, приносит вред самим учащимся и является дурным примером для товарищей, которые их слушают.

Утомляет голос также и продолжительное пение. Поэтому надо чередовать пение с проверкой учащихся, когда учитель вызывает каждого из них отдельно с целью выяснить, какие есть ошибки, кто поет совсем правильно, а кто отстает и нуждается в помощи. Чтобы принести пользу, хорошо воспитать детский голос, очень важно разучивать с детьми песни, доступные данному возрасту.

Следует также дать детям ряд советов, например, как беречь горло от простуды, потому что с больным горлом петь нельзя. Дети часто пьют холодную воду, или едят мороженое в разгоряченном состоянии (или зимой сосут ледяные сосульки). Этого делать нельзя, так как при резкой перемене температуры (при быстром охлаждении глотки) легко простудить горло. Нужно быть осторожными зимой: не петь и не дышать глубоко на морозе (и стараться всегда дышать через нос). В этом случае можно простудить и голосовой аппарат, и органы дыхания и надолго потерять возможность петь. При купании нужно сначала остыть, а потом уже войти в воду. Перед пением не надо много бегать, возбуждаться; это нарушает дыхание, а в пении оно должно быть спокойно. Выполнение всех этих советов очень важно для охраны детского голоса; в школе можно нормально вести занятия только со здоровыми голосами. Охранять и укреплять детские голоса просто необходимо.

Определение детского голоса

Детский голос в разных возрастах различен по своему звучанию. У детей дошкольного возраста весь голос звучит обычно мягко и слабо, потому что дыхательные мускулы и мускулы гортани еще не развиты. Существует мнение, что в этом возрасте у детей преобладает «головное» звучание. Но даже в этом возрасте, в особенности у мальчиков - будущих альтов - в нижней части голоса, на нотах до 1, ре 1, ми 1 слышится уже более полное звучание, которое называют «грудным». Оба эти названия старинные, и произошли они оттого, что слушателям казалось, что один голос звучит «в голове», а другой - «в груди».

И в самом деле, если внимательно прослушать звучание голоса у взрослого юноши в нижней и средней его части, которое развивается из этих «грудных» детских звуков, то мы даже ощутим дрожание грудной кости. А если прослушать верхнюю часть голоса у взрослой девушки, в особенности на букве и, то получится впечатление, что голос звучит «в голове».

По этим признакам звучания голоса вокальная педагогика различает в женских голосах три особых части или «регистра»: снизу диапазона 1 - грудной регистр, наверху - головной, а в середине - средний или смешанный. Выявление голосовых регистров у детей происходит не раньше 10-12летнего возраста.

Определение детского голоса трудней, чем голоса взрослых. У детей раннего школьного возраста диапазон голоса очень мал и заключает в себе в начале обучения не более пяти, шести звуков в первой октаве.

Поэтому в начале обучения пению не надо определять тип голоса ребенка, но желательно все же прослушать детей индивидуально, ознакомиться со слухом, музыкальной памятью и вообще с музыкальными способностями, узнать условия домашнего быта, главным образом, со стороны музыкального окружения, наследственности, слушания музыки, игры на каком-либо инструменте.

Детский голос изменяется с годами; поэтому учитель должен как можно чаще прослушивать своих учеников и тщательно отмечать все изменения в их голосах, чтобы впоследствии, когда в 9-10летнем возрасте голоса их можно будет разделить на более высокие и более низкие, произвести это разделение возможно более точно.

Однако и в раннем школьном возрасте уже бывают заметны различия в голосах детей; учитель услышит при разучивании песни с первых же шагов, что одним ребятам легче петь более высоко, другим - более низко. Поэтому при одноголосном пении учитель должен выбирать среднюю высоту, в которой удобно петь всем детям.

Для этого нужно перекладывать песню (транспонировать) из одной тональности в другую, вверх или вниз от той, в которой песня была спета в первый раз, смотря по тому, была ли она высока или низка ребенку.

В середине или конце второго года обучения в школе можно начать определение детских голосов. К 10 - 12летнему возрасту характер детского голоса выявляется яснее: у будущих альтов голос чаще расширяется к низу диапазона, а у высоких голосов - обычно кверху. Верхние звуки вместо слабого детского звучания начинают звучать прочнее и устойчивее, а нижние звуки приобретают больше полноты и звучности.

Прослушав в течение одного - двух лет несколько раз каждого ребенка, учитель будет к концу второго года уже хорошо знаком с голосами своего класса, и знать их диапазоны и характер звучания (тембр). Это поможет ему в дальнейшем при определении голоса.

Если учитель уже транспонировал песни для различных ребят в течение предыдущего времени, то все же нужно еще раз прослушать учеников и определить, в какой тональности всего удобнее петь, а голос звучит естественней и ярче.

В вокальной методике такой прием называется определением удобной для голоса тесситуры. Когда тесситура установлена, гораздо легче отыскать среди звуков мелодии данной песни самый лучший тон в голосе ребенка, звучащий свободнее и естественнее других. Если этот тон находится на нотах до 2, до-диез 2, си 1, си-бемоль 1 и выше, то правильнее заключить, что у ребенка высокий голос. Если же находится ниже указанных нот, например, ля-бемоль 1, ля 1, то этот голос надо считать низким. У мальчиков - альтов тон может находиться на фа 1, фа-диез 1. Для альтов характерно еще и полное звучание нижних нот: си-бемоль, си, до 1, ре бемоль 1, ре 1.

Таких естественных тонов может быть несколько, тогда говорят о целой области естественных или «примарных» тонов. Область указанных тонов в течение школьного обучения может перемещаться вверх и вниз,- этим учитель не должен смущаться.

При многократном тщательном прослушивании детских голосов в разном возрасте учитель не может не заметить, что у детей 9-10летнего возраста обнаруживается различие в звучании голоса в нижней и верхней части диапазона. Если это различие звучания уже появилось, то определение голоса значительно облегчается. Прослушивая внимательно переходные звуки, учитель может по ним определить голос еще точнее, чем по диапазону и другим признакам.

Для того чтобы успешно вести занятия, учитель пения должен научиться различать по слуху звучание разных регистров голоса, в особенности, если ему приходится иметь дело с детьми 11 - 12 лет; должен уметь отличать правильное звучание от слишком, открытого, «белого» звучания, которое очень часто встречается у детей, поющих в школе, а также горловое звучание от нормального и т. п.

Способность отличать по слуху правильное звучание голоса от неправильного, слышать недостатки звучания голоса (горловой, зажатый, глухой, резкий) и умение их исправлять - обязательны для учителя пения.

Учитель, должен обладать, кроме обычного музыкального слуха, способного различать чистоту интонации, еще гак называемым вокальным слухом, т. е. слышать неправильности звучания.

Часто при прослушивании дети поют не своими голосами: мальчики обыкновенно стараются петь «погуще» и злоупотребляют грудным звучанием, поэтому их голоса легко принять за альты, хотя у них дискант. Девочки, подражая взрослым певицам, тоже напевают себе нижние ноты, которые звучат напряженно и имеют горловой тембр, в верхней части диапазона они поют визгливым голосом, изображая колоратурное сопрано.

Поэтому к определению детского голоса следует относиться очень осторожно и надо научиться отличать искусственно напетые звуки от естественного звучания, свойственного детям. Надо уметь услышать примарные, лучше всего звучащие звуки в голосе учащихся.

Учитель пения должен крайне тщательно относиться к распределению детей по партиям; в случае сомнения в определении лучше отложить его до более ясного выявления голоса.

Ошибка в определении голоса ведет к тому, что дети с высокими голосами попадают в альты и наоборот. Некоторые учителя позволяют себе сознательно поручать второй, более трудный голос музыкальным детям, с хорошим слухом и голосом, не считаясь с типом последнего. Торопиться с окончательным определением голоса не надо. Лучше всего его определять уже после этапа начального обучения пению.

Таким образом, определение голоса у детей можно вести по следующим признакам: по диапазону, по тембру, по способности выдерживать тесситуру, по примарному тону, по регистровым переходным нотам. Если все эти признаки указывают на определенный тип голоса, то определение голоса следует считать правильным.

Вывод:

В первой главе я рассмотрела детский голос и особенности его развития, выявила важность индивидуального развития певческого голоса в ансамблевом коллективе, важность развития слухового внимания учащихся. Выявила особенности изменения голоса и проблем, связанных с этим изменением на разных возрастных этапах. Рассмотрела необходимость охраны детского голоса, и описала, как надо охранять и беречь детский голос, не допуская крикливого пения у детей. Определила, что даже на ранних этапах можно определить детский голос.

Важным фактором и условием успеха в обучении вокалу является учет возрастных и индивидуальных особенностей вокального развития учащихся. Детский голос очень хрупок, поэтому педагогу необходимо знать и учитывать в работе возрастные особенности детей.
























Глава 2. Практическое осмысление специфики работы по развитию детского голоса

2.1 Основы методики обучения пению

Занятия пением в условиях дополнительного музыкального образования надо строить по определенному плану. Учитель обязан хорошо готовиться к занятиям и уметь заинтересовать детей.

Беседа с учащимися (различные пояснения на уроке, примеры, разбор песни и т. д.) должна быть живая, и весь урок построен на художественном материале, на песне с ее реальными образами. Песня воспитывает детей. В результате проведенной работы дети должны хорошо понять содержание песни, почувствовать и передать ее очень выразительно.

В группе поющих может быть несколько школьников, поющих неправильно и фальшиво. Однако это не значит, что им нельзя заниматься пением. Они поют фальшиво или «гудят» на одном звуке потому, что их музыкальный слух и голос еще не развиты: они не различают высоту звука, не умеют еще внимательно слушать (и слышать) свой голос и голоса своих товарищей. Их нужно этому научить.

Чтобы занятия в хоре шли успешно, и не было сильно отстающих детей, следует чаще прослушивать тех из них, которые поют неправильно, постепенно развивая их внимание и слух.

Дети хорошо подражают, поэтому очень важно, чтобы сам учитель пел правильно. Хору полезно также слушать лучших учеников, которые поют чисто, легко. Их голоса являются примером, образцом, к которому нужно стремиться отстающим детям.

Часто дети (в особенности первых-вторых классов), от природы имеющие хороший слух, все-таки поют фальшиво. Это происходит потому, что учащиеся не могут повторить звуки, которые от них требует учитель, из-за их трудности. Голосовой аппарат ребенка еще недостаточно развит, и растет он неравномерно, иногда одна часть развивается быстрее другой.

Нужно найти в голосе ученика такие звуки, которые ему легко петь (он их исполняет чисто, звонко, естественно), и на них строить упражнения. То же относится к «гудошникам»; им следует давать упражнения на звуках, которые они «гудят» и которые им иногда удается повторить. Обычно вначале это бывает секунда, например, фа 1 - соль 1 или ре 1 - до 1 и др. Заниматься с «гудошниками» следует и дополнительно, уделяя им минут 10-15, кроме урока в группе. Постепенно развивая свой слух, они вольются в общую массу детей. Чтобы научить детей правильно петь, выразительно передавать содержание песни, надо привить им певческие навыки, певческие умения, добиться естественной, свободной работы голосового аппарата.

К элементарным певческим навыкам относятся:

1) умение владеть дыханием (бесшумный вдох, не поднимая плеч, и экономный выдох);

2) умение владеть артикуляцией (т. е. правильная работа органов произношения: нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки);

3) умение протяжно, правильно петь гласные при четких согласных;

4)уметь петь чисто (т. е. точно по высоте, точно «интонировать»).

Все певческие навыки тесно связаны между собой, как и все части сложного певческого механизма. Только в результате одновременной согласованной работы всех его частей явится правильный художественный звук и будет возможно выразительное пение. Например: заметив, что ученики неправильно берут дыхание, учитель должен заняться исправлением замеченной ошибки. Но, выделив главную задачу на уроке, исправление дыхания, учителю надо установить причину неправильности его и проследить за тем, достаточно ли ученики внимательны, активны, правильно ли они стоят (или сидят) на уроке, правильно ли они открывают рот, формируют гласные при пении слов и т. п. Это необходимо потому, что все мышцы связаны между собой, и неправильная работа одной из них нарушает нормальную работу другой, нарушает работу всего певческого механизма, его согласованность, комплексность.

Таким образом, можно еще раз подчеркнуть, что все певческие навыки прививаются одновременно.

2.2. Правила певческой установки

Для того чтобы привить детям певческие навыки, необходимо создать известные условия. Важным условием является певческая установка, т. е. правильное положение корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения:

1. Положение корпуса. (Как нужно стоять или сидеть на уроке.)

Стоять нужно прямо, бодро. Нельзя горбиться. Плечи надо слегка отвести назад, тогда грудная клетка освободится (выпрямится). Ноги не надо сгибать, руки опустить свободно. (Если хор поет сидя, положение корпуса сохраняется то же: нельзя прислоняться к спинке стула, класть ногу на ногу, руки надо положить на колени.)

Правильное положение корпуса, когда грудная клетка выпрямлена, способствует развитию певческого дыхания, позволяет научиться экономно, расходовать воздух (развиваются дыхательные мышцы).

2.Положение головы.

Голову нужно держать прямо; нельзя сильно поднимать или опускать ее, напрягать и вытягивать шею. Естественное положение головы и шеи дает возможность голосовому аппарату работать правильно (мышцы гортани свободны).

3.Как нужно открывать рот во время пения.

Рот нельзя открывать сильно в ширину, открывать его нужно вертикально.

Неправильное положение головы при пении: голова слишком опущена и шея напряжена, что мешает правильному звукообразованию, правильной работе голосового аппарата.

Неправильное открывание рта во время пения: рот раскрыт слишком широко. В результате получается «белый» (крикливый) звук. Правильное открывание рта при пении: рот раскрыт вертикально (уже), удлиненная форма. В результате получается «округленный», полный, художественный звук. Если рот открыт слишком широко, звук получается крикливый («белый», «плоский»).

Вертикальное открывание рта способствует «округлению» звука, его собранности, красоте. Но при этом не надо чрезмерно выпячивать губы, например, при произношении о и у, что заглушает звук голоса.

При пении продолжительной гласной в упражнении или в песне форму рта нужно сохранять до конца звучания. При изменении формы рта во время пения звук голоса делается пестрым по окраске и неточным по интонации, гласная искажается.

Нижняя челюсть должна быть совершенно освобождена; ее нельзя напрягать («сковывать»), но нельзя допускать и слишком больших ее движений, мешающих произношению; губы должны быть подвижны, упруги (не вялые), иначе произношение в пении не будет четким и выразительным.

Во время урока учителю необходимо следить за выполнением правил певческой установки, постоянно напоминая учащимся о значении этих правил, показывая правильную установку на личном примере и на лучших учениках класса.

Певческое дыхание

Зарождение звука зависит от дыхания. От него зависит и сила и продолжительность звучания, энергия. Без него не будет речи, не будет песни. Чтобы научиться петь, надо овладеть своим дыханием, уметь им пользоваться, потому что певческое дыхание отличается от обычного, жизненного. Необходимо, чтобы дети с первых уроков усвоили, что самое важное в пении заключается не в том, чтобы набрать большое количество воздуха, а в том, чтобы расходовать его медленно, сдержанно и постепенно (экономно). Вдох должен быть спокойный, бесшумный. Такой вдох получается при правильной певческой установке, когда плечи отведены слегка назад (их нельзя подымать), а грудь выпрямлена. При этом нижние ребра расширяются, т. е. действуют межреберные мышцы («вдыхательное» положение грудной клетки - дыхание берется в нижнюю ее часть) и очень активно работает основная вдыхательная мышца - диафрагма. Поэтому и дыхание называется «нижне-реберно-диафрагматическим». Во время пения «вдыхательное» положение грудной клетки сохраняется, ее нельзя опускать.

В пении и вдох, и выдох зависят от содержания песни. Если песня протяжная, надо научиться расходовать воздух очень экономно, чтобы его хватило на всю фразу. Если песня быстрая и в ней нет остановок (пауз), надо, кроме того, успеть вздохнуть между фразами, взять немного воздуха.

Нельзя делать вдох посреди слова (например: «Как пошли наши по дружки»). Это нарушает смысл фразы. Или, наоборот, нельзя тянуть звук там, где поставлена пауза.

Учитывая небольшую емкость детских легких, учитель пения должен продумать распределение дыхания в упражнениях и песнях. Протяжные, напевные песни при обдуманном их подборе (имея в виду постепенное развитие и укрепление, дыхании) и умелой расстановке в них дыхании являются прекрасным его «воспитателем».

В песенках-упражнениях школьников 1 и 2 классов, всегда найдутся короткие мелодические фразы, легко исполняемые на одно дыхание. Например: «Ай, да рябинушка». Народная песня с двумя мелодическими фразами, требующими крепкого, экономно расходуемого дыхания.

В этой народной песне в конце каждой фразы нужно быстро и незаметно брать дыхание, но с тем, чтобы не терять певучести конечных звуков фразы. Брать дыхание надо немного и притом быстро, незаметно.

Выработке навыков быстрого вдоха помогает пение быстрых песен, например: «Веселые гуси», «Веселые путешественники», «Любитель-рыболов», «Лен зеленый», «Пойду ль я, выйду ль я», «У меня ль во садочке», «Тик-так» 3. Левиной, «В лодке» М. Раухвергера, «Кадэ Руссель» (французская народная песня), «Весенняя» Моцарта.

Одновременно с дыханием развивается и артикуляция. Артикуляцией называется работа органов произношения: нижней челюсти, губ, языка, мягкого неба, глотки.

Результатом овладения артикуляцией является ясная «дикция», т. е. четкое произношение, при котором пение становится выразительным и песня доходчивой, понятной.

Артикуляционный аппарат у детей часто бывает вялый; у них малоподвижная, напряженная нижняя челюсть (особенно у мальчиков), вялые губы и малоподвижный язык. Дети порою плохо и неправильно открывают рот. Все эти недостатки сказываются и в речи и в пении. Рот - основной резонатор; это орган, формирующий гласные и согласные и сильно влияющий на окраску звука (тембр). Освободить от напряжения нижнюю челюсть (избегая в то же время слишком больших ее движений), научить правильно открывать рот, активно работать при произношении губами, держать язык во рту свободно - вот основные задачи при обучении детей певческой дикции (произношению в пении).

Пение гласных с губными согласными б, п, м на одном звуке активизирует работу губ (помогает энергичнее произносить эти гласные):

Би, ба, бо, бу.

Милая мама.

Пение гласных с губно – язычной в полезно и для губ, и для языка:

Вова, Вася, Вова.

Пение слогов с «сенсорными» (звонкими) согласными – м, н, л, р, г, б, в:

Летели гуси, гуляли гуси.

Гуси вы гуси, серые гуси.

Полезно «распевать» русские скороговорки и отдельно труднопроизносимые сочетания, например:

1. Барашеньки крутороженьки, по горам ходят, по лесам бродят, в скрипочку играют, всех приглашают.

2. Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

К особенностям произношения в пении относятся:

1) напевность гласных

2) умение их округлять

3) чистое звучание неударных гласных

4) быстрое и четкое выговаривание согласных на высоте последующих за ними гласных

5) перенесение согласных с конца слога на начало следующего слова («не-во-льно», «а-тче-во» и др.).

В результате согласованной работы над дыханием и артикуляцией, при хорошем внимании, звук формируется правильно, и дети с самого начала привыкают различать высоту звука, петь чисто. За чистотой интонации надо очень следить, развивая постепенно «вокальный» (певческий) слух детей, т. е. уменье слышать себя, а также слышать и своих соседей в хоре, сливая точно свой голос с их голосами. В классе хор должен петь стройно, чтобы не выделялись отдельные голоса; начинать и заканчивать песню надо вместе, вдох делать одновременно.

Содержание песни очень разнообразно. Одни песни плавные, протяжные, медленные; другие быстрые, стремительные. В одних песнях слышится веселье, бодрость, уверенность, героизм. А могут быть песни грустные или нежные, тихие (например, колыбельные).

В зависимости от содержания песни звук должен быть разный: то мягкий, то твердый, энергичный; то светлый, звонкий, а то, темный - глубокий. Менять силу и окраску звука помогают резонаторы; надо уметь ими пользоваться.

Полость глотки, ротовая полость могут менять свою форму - увеличиваться и уменьшаться в своем объеме, потому что стенки их очень подвижны, от этого может меняться и характер звука. Так, например, при исполнении песен с широкой, напевной мелодией, глотка расширяется (так же, как это происходит, когда человек легко позевывает), резонатор увеличивается в своем объеме, и звук приобретает широту, полноту.

Так же и ротовая полость. При уменьшении в объеме она может затемнить звук. При увеличении - она соответствующим образом влияет на силу звука, он делается больше, ярче. При этом надо всегда помнить, что слишком раскрывать рот в ширину нельзя, чтобы не получить звук резкий, как говорят «белый», нехудожественный. Для того чтобы спеть всю песню художественно, выразительно, правильным звуком, очень важно уметь начинать песню правильным звуком, т. е. уметь применять твердую или мягкую атаку.

Применение твердой атаки

Твердая атака применяется в песнях, содержание которых требует энергичного звука, активной подачи дыхания. Например, при исполнении песни героической, бодрой, боевой или маршевой (как песня «Москва - Пекин», муз. В. Мурадели; «Стой, кто идет?!» В. Соловьева-Седого).

В подобных песнях твердое начало сохраняется до конца, они поются четко, в слове ясно выделяются ударения.

Твердая атака способствует укреплению голоса. При общей вялости следует развивать активность, воспитывать бодрость, укреплять голосовой аппарат, давая упражнения и песни с применением твердой атаки. Упражнения лучше давать с добавлением согласной.

Не следует злоупотреблять твердой атакой, увлекаться слишком большой силой звука,- это ведет к напряженному (форсированному) пению, при котором голосовые связки пересмыкаются, и происходит трение их краев. В результате такого постоянного трения на связках появляются «узелки» (мозоли), которые трудно вылечить

Применение мягкой атаки

При мягкой атаке звук получается мягкий, звонкий, без акцента.

Таким звуком исполняются (с начала до конца) колыбельные песни, плавные, лирические. Например: русская народная песня «Во поле береза стояла», «Наш край» муз. Дм. Кабалевского, «Колыбельная» Аренского, «Слети к нам, тихий вечер» - школьная песня.

Если нужно отучить поющего от крикливого, громкого, слишком напряженного звука, следует давать ему упражнения и песни с применением мягкой атаки. (Без ударения, ясное произношение при очень мягком начале.)

Например:

Плавно, напевно

Баю, баюшки, баю...

Из всего сказанного мы видим, что певческий механизм очень сложен. Совершенно необходимо, чтобы все его составные части работали и развивались одновременно и правильно (органы дыхания, голосовой аппарат с его гортанью, органами произношения и резонаторами).

Этого можно достичь, заботясь об охране детского голоса, прививая детям одновременно все певческие навыки и умения, с первого же урока воспитывая внимание и волю учащихся, развивая у них интерес и любовь к музыке.

Заботясь о правильном воспитании и охране детского голоса с раннего возраста, учитель сможет поднять нашу хоровую культуру на большую высоту, а также воспитать среди школьников будущих певцов-специалистов.

РАСПЕВАНИЕ (Вокальная подготовка к уроку пения)

Распевание - один из способов подготовки детей к овладению навыками правильного голосообразования. Оно заключается в пении в начале урока упражнений, отдельных мелодических фраз и отрывков из разучиваемой песни. Перед распеванием необходимо сосредоточить, «собрать» слуховое внимание класса. Пение учителем отдельных звуков, звучание камертона, прослушивание классом коротенькой песенки, законченной музыкальной фразы привлекают внимание учеников, организуют их, развивают музыкальный слух и память.

Пение упражнений на гласные (отдельно, в слогах, словах, фразах).

Одним из первых «распеваний» является пение слова «Ау!», с которым ученик впервые встречается в I классе при обучении грамоте по букварю.

На лучшие примеры правильного пения гласных отдельными учениками надо обращать внимание всего класса. При чрезмерно открытом в ширину рте гласная а приобретает неприятное «белое» звучание, которое стойко держится и в речи и в пении школьника. Систематическая работа над «округлением» гласной а путем личного показа, показа учеников с правильным звучанием этой основной гласной русского языка - обязательны для учителя пения. Для хорошего произнесения гласной а нужна свободная нижняя челюсть.

Для освобождения у поющих детей напряженной скованной челюсти, кроме пения гласной, надо петь упражнения на слог «дай», «май», «бай», которые не только помогают освобождению челюсти от напряжения, но и способствуют расширению глотки. Упражнения на распевание необходимо начинать с середины певческою диапазона, в области примерных тонов.

Гений русской музыки М. И. Глинка писал: «По моей методе надо сперва усовершенствовать натуральные ноты (т. е. без всякого усилия берущиеся), ибо усовершенствовав их, мало-помалу потом можно обработать и довести до возможного совершенства и остальные звуки».

Постепенно расширяя и укрепляя диапазон детского голоса, необходимо с чрезвычайной осторожностью расширять и усложнять и упражнения на распевание.

Во 2 классе можно петь упражнения на гласные в пределах октавы. Например, по Т5/3, t5/3 поднимаясь по полутонам.

При пении гласной е (э) немного расширяется овал рта, средняя часть языка поднимается немного вверх.

При пении гласной и гортань несколько поднимается, по сравнению с ее спокойным положением, язык своей средней частью приближается к нёбу (кончик языка касается нижних зубов), челюсти сближаются, углы губ оттягиваются, и овал их становится более горизонтальным. Пение на гласную и способствует выработке в детском голосе высокого звучания («высокой позиции») и звонкости. Однако пением на эту гласную не следует злоупотреблять, чтобы не получить звук слишком резкий, бессодержательный. Гласную и следует петь поочерёдно с а или я. Например: ау, а-о-у, гу-гу-гу, а-э-и-о-у.

При пении гласной о губы несколько выпячиваются, и рот приобретает удлиненную, округлую форму. Его нужно открывать больше. Гласная у сближает губы более чем о. Губы немного вытягиваются вперед. Пение гласных а, у округляет, «прикрывает» звучание высоких, головных нот. Сильно вытягивать губы на гласных о и у нельзя, так как это заглушает звук.

В 3 и 4 классах для укрепления тонов среднего регистра (середина голоса) полезно петь:

Для выработки яркости и звонкости детского голоса полезно петь:

[pic]



Для развития широкого распевного звука петь отрывок из русской песни:


[pic]

Упражнения надо петь: «...прямо попадая на ноту» (т. е. петь без «подъездов»), «держать ноты в равной силе, стараться уровнять все ноты», «петь не громко и не тихо, но вольно», «обращать внимание на верность (интонации), а потом и на непринужденность голоса» - эти указания гениального русского композитора М. И. Глинки должны лечь в основу пения, стать основой подготовки учеников к уроку пения.



2.3. Специфика вокальной работы при коллективном пении

Основные требования, которые в процессе работы нужно предъявлять коллективу, аналогичны требованиям, предъявляемым певцу – солисту. Техника звукообразования одинакова как для солиста, так и для певца поющего в ансамбле. Но ансамблевое пение имеет свою специфику. Оно заключается в том, что перед певцом встаёт проблема приобретения навыков пения в ансамбле: умения слышать себя и своего соседа, петь по дирижёрскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием партии по высоте, динамике, тембру и т.д. Руководитель должен привести всех участников ансамбля к единой манере звукообразования, подаче звука, способам артикуляции. Певец ни в коем случае не должен стремиться выделиться из общего звучания, каким бы красивым голосом он не обладал, необходимо уметь подчинить силу звучания своего голоса задачам общехорового звучания. Звуки у всех участников ансамбля должны быть сформированы не только правильно, но и однотипно, в интересах хорошего унисона, иначе получается так называемая «пестрота» звучания. Чтобы добиться хорошего унисона, каждый певец должен в какой-то мере поступиться своей индивидуальной манерой формирования гласных и суметь усвоить те приёмы, которым обучает хормейстер.

Даже если певцы будут стараться чётко артикулировать, но по-разному, то есть каждый по-своему будет открывать рот, держать гортань, двигать языком, общая дикция ансамбля всё-таки останется неудовлетворительной. С первых дней работы, главная задача руководителя – подключать слуховой контроль учеников над звучанием своего голоса и ансамбля в целом. В работе с детским коллективом этого добиться особенно трудно, так как у детей очень низкое качество слухового внимания.

Активизации слухового внимания в начале работы помогает поставленная перед учеником задача сравнить и найти лучшие по качеству звучания из двух вариантов, пропетых учителем, отдельными учениками по очереди или различными группами ансамбля, и определить причины плохого звучания. В работе с детскими хорами и ансамблями хорошо вводить различные игровые моменты в виде соревнований. Но при анализе неудачного пения отдельных учащихся важно соблюдать педагогический такт и доброжелательное отношение ко всем.

Другой метод активизации слухового внимания – поощрение малейших удач учеников, особенно в начале обучения. Это создаёт у них положительный эмоциональный настрой, повышает работоспособность.

Эффективным приёмом активизации слуха является приём мысленного пропевания звука, музыкальной фразы или отрывка, когда он звучит в записи, в исполнении на инструменте или в пении самого учителя. Вслушиваясь в голос учителя, ученики мысленно подпевают ему. Беззвучная артикуляция активизирует голосообразующие органы, и правильное звучание как бы моделируется в сознании учеников. Последующее за этим пропевание вслух обычно звучит качественно лучше, чем до мысленного пропевания.

Вырабатывая у певцов критерий оценки качества звучания голоса, руководитель формирует и закрепляет в сознании учеников определённый звуковой эталон, который лежит в основе всей дальнейшей вокальной работы с ансамблем.

Певец поёт то, что он слышит и так, как слышит. Поэтому развитие слуха – первостепенная задача педагога.

Вокальный слух у детей. Пути его развития.

В певческой практике часто употребляется термин «вокальный слух», который является более широким понятием, чем музыкальный слух. «Вокальный слух» связан не только со способностью различать в голосах малейшие оттенки, нюансы, краски, но и с возможностью определить, «движениями каких мышечных групп вызывается то или иное изменение в звуковой окраске». Сущность вокального слуха – в умении осознать принцип звукообразования.

Развитие вокального слуха у детей начинается с самого рождения в связи с освоением речи. Вот почему не обученные пению дети с четырёхлетнего возраста, не говоря уже о младших школьниках, довольно чётко различают на слух что такое лёгкий или более густой по тембру звук голоса, есть ли в голосе вибрато, какое оно по качеству, близкая или далёкая вокальная позиция, звонкий или не звонкий голос, напряжённый он или свободный, округлый или плоский получился звук. Руководителю остаётся только дать толкование этим слуховым ощущениям детей.

Вокальный слух для ученика – это необходимое условие научиться петь, а для педагога – возможность научить.

Структуру развития вокального слуха можно представить:

  1. прежде всего, слуховое внимание (слуховая активность)

  2. сравнения и сопоставления, различных образцов

  3. попытки воспроизведения

  4. анализ полученного звучания с эстетической точки зрения

  5. внутреннее пение с опорой на внешнее звучание эталона заданного учителем (моделирование вокальных движений в сознании)

  6. новые попытки воспроизведения (повторные действия)

  7. совершенствование навыка – достижение искомого качества звучания в собственном исполнении.

Некоторые методы работы над певческим дыханием в детском хоровом коллективе.

Певческое дыхание во многом отличается от обычного жизненного дыхания. Выдох значительно удлиняется, а вдох укорачивается. Дыхательный процесс из автоматического, не регулируемого сознанием, превращается в сознательный, волевой. В певческой практике различают 4 основных типа дыхания:

  1. ключичный или верхнегрудный – активно работают мышцы плечевого пояса, поднимаются плечи. Для пения неприемлемо.

  2. грудной тип – внешние дыхательные движения сводятся к активным движениям грудной клетки. Диафрагма мало подвижна. Живот при вдохе втянут.

  3. брюшной или диафрагматический – осуществляется при активной работе диафрагмы и мышц живота.

  4. смешанный тип – грудобрюшное дыхание осуществляется при активной работе мышц как грудной, так и брюшной полости и диафрагмы.


В вокальной практике наиболее целесообразным считается нижнерёберно - диафрагматическое дыхание (смешанный тип) – поднимаются и расширяются нижние рёбра, а верхняя часть грудной клетки почти неподвижна, диафрагма и мышцы брюшной полости активны.

Вдох – «нюхать аромат цветка».

Певческий вдох следует брать достаточно активно, глубоко, через нос. Нижние рёбра в это время слегка раздвигаются в стороны. Перед началом пения нужно сделать мгновенную задержку дыхания – это необходимо для точности интонирования. Скорость вдоха и продолжительность задержки дыхания зависят от темпа, исполняемого произведения: чем подвижнее темп, тем вдох берётся быстрее. Во время вдоха необходимо стремиться сохранить положение вдоха, то есть зафиксировать нижние рёбра в раздвинутом состоянии. Стремление певца к сохранению этого положения во время пения будет способствовать появлению у него ощущения опоры звука.

В условиях ансамблевого пения задача руководителя состоит в том, чтобы научить певцов одинаковым приёмам дыхания. Нужно убрать внешние признаки дыхательных движений – поднятие плеч и верхней части груди. После вдоха дышать в спину через нос. На первом этапе работы нужно использовать дыхательные упражнения вне пения. Рекомендуется несколько упражнений в определённой последовательности.

Во время вдоха нельзя втягивать в себя воздух специально. Начинать следует с выдоха. Выдерживая последующую за этим паузу надо добиваться момента, когда естественно захочется вдохнуть. Только в этом случае осуществляется вдох правильно – достаточно глубоко и оптимально по объёму.

Упражнение 1.

Короткий вдох по руке дирижёра и длинный замедленный выдох со счётом 1, 2, 3, 4, 5,… С каждым разом при повторении вдох увеличивается за счёт увеличения ряда цифр и постепенного замедления темпа.

Упражнение 2.

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер с фиксацией на этом внимания поющих, которые контролируют свои движения, положив ладони рук на нижние рёбра. Выдох длинный со счётом.

Упражнение 3.

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, медленный выдох со счётом. При этом певцы стремятся сохранить нижние рёбра в положении вдоха, то есть раздвинутыми.

Упражнение 4.

Короткий вдох при раздвижении нижних рёбер, задержка дыхания, по руке дирижёра с мягкой атакой спеть один звук в пределах примарной зоны и тянуть его ровным и умеренным по силе голосом. Сначала звук продолжается 2 – 3 секунды, затем постепенно удлиняется. Нижние рёбра в положении вдоха.

Этим упражнениям обычно отводится 2 – 3 минуты. Их можно использовать как дыхательную гимнастику для отдыха в процессе репетиции или в начале занятия.

Иногда используется метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шёпотом с чёткой артикуляцией. Этот метод не только укрепляет дыхательные мышцы, способствует появлению ощущения опоры, но и тренирует артикуляционный аппарат.

Регулятором продолжительности вдоха является длина музыкальной фразы. На начальном этапе работы важно выбирать произведения с учётом степени развития навыка экономного распределения дыхания при пении. Для начала следует брать песни с короткими музыкальными фразами. Если музыкальная фраза оказалась для певцов слишком длинна, то в процессе разучивания допустимо немного ускорять темп, а затем постепенно его замедлить до нужного.

Цепное дыхание.

Одним из преимуществ хорового пения перед сольным является возможность исполнения любых по длине музыкальных фраз и даже целых музыкальных произведений на непрерывном дыхании. Певцы берут дыхание не одновременно, а последовательно, как бы по цепочке.

Основные правила при выработке навыка цепного дыхания:

  1. не делать вдох одновременно с рядом сидящим соседом

  2. не делать вдох на стыке музыкальных фраз, а лишь по возможности внутри длинных нот

  3. дыхание брать незаметно и быстро

  4. вливаться в общее звучание ансамбля без толчка, с мягкой атакой интонационно точно (без подъезда) и в соответствии с нюансом.

Для выработки навыка цепного дыхания нужно научиться менять дыхание внутри длинных нот быстро и незаметно. Упражнение построенное на нисходящем или восходящем гаммаобразном звукоряде, с большими длительностями без пауз и цезур (например: спеть гамму целыми длительностями с ферматой на каждой ноте). Эта гамма исполняется несколько раз в различных тональностях в пределах рабочего диапазона с названием звуков или на слоги: лю, на, ма и т. п. Для самых маленьких, только начинающих заниматься в ансамбле или хоре, руководитель должен указать места, где можно возобновлять дыхание.

Певческая артикуляция.

Артикуляция – работа артикуляционных органов, направляемая на образование звуков речи. Артикуляция при пении во многом отличается от обычной речи. Она в целом значительно активнее речевой. При речевом произношении энергичнее и быстрее работают внешние органы артикуляционного аппарата (губы, нижняя челюсть), а при певческом – энергичнее работают артикуляционные органы (язык, глотка, мягкое нёбо), причём работа артикуляционных органов при пении происходит замедленно за счёт растягивания гласных.

Согласные в пении формируются так же, как и в речи, но произносятся более активно и чётко. Гласные же округляются, приближаются к гласному о, в певческих гласных увеличивается звонкость.

Основная задача в работе над певческой артикуляцией – выравнивание звучания гласных по тембру, что называется их нейтрализацией. В целях достижения хорошей дикции необходимо привить всем певцам единую манеру артикуляции.

Постоянно, слегка расширенный нижний отдел глотки и умеренно приподнятое мягкое нёбо создают наилучшие акустические условия для округления гласных. Полость ротолоточного канала превращается в рупор, что во много раз увеличивает исходную силу голоса. Его выходным отверстием (устным) является рот. Чем больше устье рупора, тем лучше звук излучается в пространство. Поэтому рот в пении открывается больше, чем когда человек просто говорит.

В отношении способа открытия рта существуют различные вокальные школы. Одни рекомендуют все гласные петь на улыбке, другие – широко откидывать нижнюю челюсть вниз, придавая рту форму вытянутого гласного о. Но я, работая в школе искусств на музыкальном отделении при гимназии № 15, учу детей петь гласные на улыбке. Положение губ на улыбке при умеренном открытии рта создаёт такие акустические условия, которые способствуют настрою голосовых складок на краевое смыкание, и возникает звук лёгкий по тембру, близкий к фальцетному.

Лучшие качества голоса проявляются при пении в близкой вокальной позиции. Это субъективное ощущение певца акустической точки звука у внутреннего основания передних зубов, где певческий звук собирается как в фокусе, что сопровождается резонированием маски.

Резонирование должно сохраняться на всех гласных независимо от высоты тона, даже при грудном звуке это ощущение необходимо сознательно контролировать и сохранять. Если оно исчезло, значит, потеряна близкая вокальная позиция.

Приём пения с закрытым ртом имеет значение не только как художественно – выразительный штрих, но и как довольно эффективное средство для выравнивания звучания детского хора и его настройки. Лучшим приёмом является пение с закрытым ртом, при котором слышится согласный м. Этот приём помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах. При переходе к пению с открытым ртом это ощущение необходимо сохранять. Техника пения с закрытым ртом следующая: рот закрыт, зубы слегка разомкнуты (это способствует появлению ощущения резонирования полости рта и глотки). Для ощущения резонирования полости носа при пении с закрытым ртом зубы следует сомкнуть.

Установив позицию пения с закрытым ртом, её следует сохранить и при пении с открытым ртом. При этом звук, включающийся на слог ма, должен как бы продолжать позицию и линию пения с закрытым ртом.

Музыкальные игры:

На первом году обучения с учениками необходимо проводить на занятиях различные музыкальные игры, цель которых, развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

1. «Музыкальная команда» из 6-8 ребят вызываются на середины класса перед группой поющих. У руководителя мяч, который он поочерёдно бросает каждому из участников команды и одновременно поёт небольшую попевку (например: в размере 2/4 и ритме: четверть (соль) и 2 восьмые (ми) попевку на слова «Солнышко, солнышко»).

Ребёнок, которому брошен мяч, должен поймать его и тут же бросить руководителю, повторив попевку. Игра продолжается со следующим ребёнком. Правильно или неправильно отвечают участники команды, это решает «комиссия» из остальных хористов. С каждым новым проведением игра усложняется. Теперь уже поются короткие мелодии без слов, но с названием нот (например: в размере 2/4 восьмыми длительностями пропеть трезвучие вверх и вниз). После того как один ребёнок повторил попевку, другому предлагается пропеть её. Игра достигает своей кульминации, когда вместо педагога роль ведущего поочерёдно выполняют наиболее способные дети и сами придумывают попевки как с текстом, так и с названием нот.

2. А вот другая музыкальная игра – в дирижёра и «живые ноты». Ансамбль делится сначала на 3, а затем 4 и даже 5 групп (нот). Каждый поёт точно один звук. Если из хора составлены 3 группы, то первая поёт - до, другая – ре, третья – ми. Дирижёр (один из ребят) руководит нотами: даёт рукой знак первой группе – звучит до, покажет второй – звучит ре, третьей – ми. От дирижёра зависит – в какой очерёдности называть «ноты». Дирижёры часто меняются с тем, чтобы каждый учащийся побывал в этой роли. Меняются и группы детей, поющие те или иные звуки. Это упражнение проводится без поддержки инструмента, развивает умение петь в унисон в каждой группе хора. На основе этой игры можно попробовать с детьми два, а затем и три одновременно звучащих звука. Делается это так: сначала каждая группа поочерёдно поёт свой звук, затем руководитель просит задержать её.

Прежде чем перейти к пению в тональностях с ключевыми знаками, необходимо на знакомых песнях и упражнениях объяснить понятия «тон» и «полутон» и научить детей распознавать их на слух. Для этого используют секвенционные повторения упражнения (например: в размере 2/4 восьмыми длительностями пропеть до, ре, до, ре, затем четвертями спеть до, до# и снова восьмыми - до#, ре#, до#, ре#, затем до# и ре спеть четвертями и так далее). Проводится игра - упражнение. Руководитель играет на фортепиано то тон, то полутон, дети поднимают то одну руку, то другую.

3. Группа детей ходит под звуки. Если звучит тон – делают большой шаг, полутон – маленький.

Диезы «по руке» фиксируются поднятием кисти правой руки вверх, бемоль – опускание кисти правой руки вниз (с пальцем). Тон вниз – ладонь повёрнута книзу, сделать замах и широкое движение руки сверху вниз. Тон вверх – ладонь кверху, широкое движение ладонью кверху, сделать замах и широкое движение руки снизу вверх. Полутона показывают указательным пальцем, остальные пальцы сжаты в кулак: небольшое движение вверх – полутон вверх, вниз – полутон вниз.

На данном этапе «по руке» можно петь двухголосные упражнения с поочерёдным развитием каждого голоса (например: в размере 4/4 2 голоса держат до целый такт, затем поют две половинные ноты до в следующем такте, а в это время 1 голоса поют четвертями: соль, фа, ми, ре и в следующем такте вместе со вторыми голосами поют две половинные ноты до. Затем 1 голоса держат ноту соль целый такт и повторяют эту же ноту половинными длительностями в следующем такте, а 2 голоса поют четвертями: до, ре, ми, фа и соль повторяют вместе с 1 голосами половинными длительностями.).

Одно из первых двухголосных упражнений – пение параллельных квинт (в одноголосном варианте оно уже знакомо детям). Например: в размере 2/4 вторые голоса восьмыми длительностями поют до, ре, до, ре, затем четвертями поют до, до# и снова восьмыми - до#, ре#, до#, ре#, затем до# и ре четвертями и так далее по полутонам; а первые голоса восьмыми длительностями поют соль, ля, соль, ля, затем четвертями поют соль, соль# и снова восьмыми - соль#, ля#, соль#, ля#, затем соль# и ля четвертями и так далее по полутонам. Это же упражнение исполняется параллельными квартами и октавами.

Двухголосные упражнения строятся и на основе разного рода встречных движений голосов: первые голоса поют гамму до мажор сверху вниз, а вторые голоса поют гамму до мажор снизу вверх. О миноре дети узнают, когда по слуху исполняют песни в минорных тональностях. Руководитель обращает внимание детей на различие между мажорными и минорными песнями. Детям предлагается спеть как – будто в мажорном трезвучии ступени: 1-4-6-1-3, а затем 3-2-7-6. от знакомого мажора дети «ушли» в незнакомую ещё тональность ля минора. Руководитель спрашивает, какая ступень, по их мнению, стала самой устойчивой. Дети, научившиеся к тому времени отличать устойчивые и неустойчивые ступени – отвечают – «ля».

С самого начала обучения руководитель должен обращать внимание учащихся на гармоническую окраску аккордов, звучащих в фортепианном сопровождении. На этом этапе аккордам даются лишь приблизительные характеристики. Например: звучание спокойное – тоническое трезвучие, или звучит неспокойно, тянется к другому аккорду (Д 6/5). Постепенно фокусируется внимание детей и на отличие мажорного от минорного трезвучия. Основная задача – не столько научить, сколько вызвать интерес к различным, непохожим друг на друга гармоническим окраскам аккордов.

Упражнение – игра: по руке руководителя хор пропевает отрывок из разученной двухголосной песни – сначала по отдельным голосам, потом вместе. Затем этот же отрывок руководитель проигрывает на фортепиано, предлагая детям проследить за мелодическими линиями каждого голоса. Далее игра должна сочетаться с пением хора. Задача в том, чтобы в нужный момент по руке руководителя включиться и продолжить мелодические голоса, до этого звучащие на фортепиано. Вступление хора и игра на фортепиано чередуются произвольно по желанию руководителя. Такие упражнения хорошо активизируют внимание детей, дети не только привыкают петь свой голос, но и пытаются отличать его, когда они прослушивают отрывок песни в двухголосном варианте. Чередование пения с прослушиванием даёт ощутимый результат в развитии гармонического слуха. После успешного проведения подобных упражнений можно поставить перед детьми другую задачу.

На фортепиано берётся интервал, знакомый учащимся по предыдущему упражнению. Нужно отыскать свой голос. Альты поют нижний звук в определённом ритме, сопрано – вслед – свой звук в том же ритме. Для начала берутся широкие интервалы (б6, м6, б7, ч8, м7), которые раскладываются подобным образом.

В дальнейшем для подобного пропевания используются и менее широкие интервалы: ч5 и ч4, б3, м3, б2.

Таким образом, работая с детским голосом в условиях дополнительного музыкального образования музыкальные игры должны соответствовать возрасту учащихся и усложняться в процессе работы по мере усвоения начальных игр.

Вывод:

Во второй главе я рассмотрела основы методики обучения пению, выявила, что руководитель, прежде всего, обязан хорошо готовиться к занятиям и уметь заинтересовать детей, повести за собой. Объяснила необходимость развития певческих навыков. Рассмотрела правила певческой установки – положения корпуса, головы, правильное открывание рта во время пения. Выявила важность взятия правильного певческого дыхания, рассмотрела некоторые упражнения для развития дыхания и артикуляции. Рассказала о возможностях применения твердой и мягкой атаки в песнях. Подчеркнула важность распевания в работе с детским голосом, как один из способов подготовки детей к овладению навыками правильного голосообразования. Привела примеры начальных упражнений (распевок).

Рассмотрела также специфику вокальной работы при коллективном пении. Выявила, что основные требования, которые в процессе работы нужно предъявлять коллективу, аналогичны требованиям, предъявляемым певцу – солисту, рассмотрела подробно эти требования и методы работы с ними. Подчеркнула важность в работе с детским голосом игровых моментов в виде соревнований, проведение музыкальных игр, поощрение малейших удач учеников, особенно в начале обучения.








Заключение

В ходе теоретического осмысления специфики работы с детским голосом в условиях дополнительного музыкального образования мною были рассмотрены теоретические основы развития детского голоса с учётом возрастных особенностей учащихся в вокальной педагогике.

В ходе работы я определила важность индивидуального развития певческого голоса в ансамблевом коллективе. Определила, что важным фактором и условием успеха в обучении вокалу является учет возрастных и индивидуальных особенностей вокального развития учащихся.

В ходе практического осмысления специфики работы по развитию детского голоса в системе дополнительного музыкального образования я обратилась к основам методики обучения пению, правилам певческой установки и рассмотрению специфики вокальной работы при коллективном пении.

Таким образом, специфика вокальной работы с детским голосом при коллективном пении заключается в следующем:

  1. в выработке вокальных навыков:

  • певческой установки

  • чистого интонирования

  • ансамбля (согласованности исполнения)

  • дикции

  • звуковедения

  • дыхания


2. в необходимости научить детей использовать приём мысленного пропевания звука, музыкальной фразы или отрывка, когда он звучит в записи, в исполнении на инструменте или в пении самого учителя (беззвучная артикуляция).

3. в необходимости научить детей использовать сравнение и нахождение, лучших по качеству звучания из двух вариантов музыкальных фраз, пропетых учителем, отдельными учениками по очереди или различными группами ансамбля, и определить причины плохого звучания.

4. в необходимости развивать слух каждого ребёнка, так как вокальный слух для ученика – это необходимое условие научиться петь

5. в необходимости развивать навык экономного распределения дыхания при пении

6. в выработке навыка цепного дыхания

7. в необходимости привить всем певцам единую манеру артикуляции для достижения хорошей дикции

Основные требования, которые в процессе работы нужно предъявлять коллективу, аналогичны требованиям, предъявляемым певцу – солисту:

  1. умение слышать себя и своего соседа, петь по дирижёрскому жесту, сливаться своим голосом с общим звучанием партии по высоте, динамике, тембру и т.д.

  2. привести всех участников ансамбля к единой манере звукообразования, подаче звука, способам артикуляции

  3. подключать слуховой контроль над звучанием своего голоса и ансамбля в целом

  4. использовать одинаковые приёмы дыхания

В вокальной работе с детским голосом необходимо:

1. использование игровых моментов в виде соревнований. Но при анализе неудачного пения отдельных учащихся важно соблюдать педагогический такт и доброжелательное отношение ко всем.

2. поощрение малейших удач учеников, особенно в начале обучения. Это создаёт у них положительный эмоциональный настрой, повышает работоспособность.

3. использовать дыхательные упражнения.

4. использовать метод произнесения слов песни в ритме мелодии активным шёпотом с чёткой артикуляцией, позволяющий укреплять дыхательные мышцы и способствующий появлению ощущения опоры и тренирующий артикуляционный аппарат.

5. использовать приём пения с закрытым ртом как довольно эффективное средство для выравнивания звучания детского хора и его настройки. Этот приём помогает ощутить резонирование звука в верхних резонаторах.

6. пользоваться на занятиях музыкальными играми, цель которых – развитие музыкального слуха и музыкальной памяти детей.

Таким образом, цель и задачи работы выполнены.





















Список литературы

  1. Добровольская Н. Н., Орлова Н. Д. Что надо знать учителю о детском голосе. – М.: Музыка,1972. – 30с.

  2. О детском голосе / Под. ред. Н. Д. Орловой. – М.: Просвещение, 1966. – 53 с.

  3. Детский голос. Экспериментальные исследования / Под. ред. В. Н. Шацкой. – М.: Педагогика, 1970. – 232с., с илл.

  4. Орлова Н. Д. Развитие голоса девочек. – М., 1963. – 103с.

  5. Орлова Н. Д. О детском певческом голосе и условиях нормального его развития // Музыкальное воспитание в школе. – М., 1966. – Вып.5.

  6.  Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. – М., 2003.

  7. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. пед. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2001. – 368с.

  8. Из опыта хоровой работы с детьми / Под. ред. Д. Л. Локшина. – М., 1953. – 75с.

  9. Стулова Г. П. Дидактические основы обучения пению. — М., 1988.

  10. Стулова Г. П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992. – 270с.

  11. Тудоровский А. А. Вопросы детского музыкального образования // Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе. Сост. А. А. Тудоровский. – М., Л., 1965.

  12. Петрова И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 7. Сб. статей. Сост. В. И. Руденко.– М.,1986.

  13. Крюкова В.В. Детская музыкальная школа в системе дополнительного образования Российской федерации // Музыкальная педагогика. – Ростов н/Д., 2002.

  14. Багадуров В.А. Вокальное воспитание детей. – М., 1953.