Открытый урок по теме И. -С. Бах. Прелюдия

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МБОУ «Гимназия № 15»

Города Костромы

«Музыка»

Модель и развёрнутый сценарий

урока по теме

«Иоганн Себастьян Бах. Прелюдия C dur I том ХТК.

Форма произведения. Развитие музыкального построения»


в рамках темы методического объединения учителей музыки

«Методика художественно – образного преподавания – главный ориентир в раскрытии творческих способностей учащихся»

7 класс 2 четверть

Урок с учащейся 7 класса Еделашвили Софико.

















Автор: Кадыкова Галина Константиновна,

учитель по классу инструмента (фортепиано),

2012-2013 учебный год


Цели урока:

Раскрытие посредством музыки И.С Баха внутренних чувств и переживаний ученика, основанных на личностном его опыте.

Опираясь на музыку И. С. Баха и Ш. Гуно, показать и проанализировать музыкальный язык произведения (мелодия, гармония, ритм, звук) и на основе этого анализа создать предпосылки для глубоко прочувственного исполнения произведения.

Развивать умение слышать и интонировать полифоническое произведение.

На основе наложения темы Ш. Гуно на музыку Прелюдии Баха раскрыть строение произведения, его форму и развитие.

Воспитывать нравственное чувство посредством приобщения к высокому искусству – музыке, развивать духовную сферу ученика, мир его мыслей и чувств.

Воспитание музыкальной культуры и духовности на основе знакомства с музыкальным творчеством И.С. Баха.



Задачи урока:


1. На основе прелюдии И. С. Баха C dur I том ХТК создать модель образа музыкального развития произведения, найти к и прочувствовать кульминацию построения, его зачин (вступление), основную часть (имитация) и завершение (кода).

2. Развивать способность выучивать произведение наизусть, опираясь на гармонический анализ строения произведения.

3. Обучать пианистическим приемам исполнения, закреплять умение владения педализацией.

4. Создавать предпосылки для развития умения самостоятельно провести анализ данной редакции музыкального произведения (Бруно Муджелини).

5. Развивать умение слухового контроля при исполнении с ощущением качества звучания фортепиано.

6. Воспитывать эмоционально чуткую личность, способную к сопереживанию и сочувствию.

7. Развитие творческих способностей учащегося, умения анализировать проблему и находить ее решение индивидуально – личностным путём.



Художественно – педагогическая идея урока:


«Творенье может пережить века,

Творец уйдет, природой побеждённый,

Однако образ им запечатленный,

Веками будет согревать сердца»

Микеланджело Буонаротти


Методы, используемые на уроке:

1 Метод художественно – педагогической драматургии (закон театра)

2. Закон сотрудничества учителя и ученика

3. Проблемное обучение.

4. Создание на уроке ситуации успеха учащегося.


Музыкальный материал:


1. И. Бах Фуга Прелюдия C- dur («Хорошо темперированный клавир»,

I том)

2 И. Бах - Ш Гуно «Ave Maria»


Другие материалы и пособия, использованные на уроке:


1. Мультимедийная презентация «Творческий портрет Баха»* (см. Приложение 1);

2. Портрет И.С. Баха;

3. Нотный материал : Мелодия Ш. Гуно «Ave Maria»


Приложение 1:

[pic]



Приложение 2:


[pic]

Приложение 3:

[pic]

Приложение 4:


Святослав Рихтер Прелюдия C- dur («Хорошо темперированный клавир»,

I том)



Развернутый сценарий урока.

Вводная часть

Звучанье Баха

Снова первозданно,

Его дыханье

Рвется в вышину.

И мы у этой пленницы органа –

У музыки,

У музыки в плену.


То гром грозы,

То оклик океана,

То вздох дождя,

То колокола стон,

То звук слезы,

Сорвавшейся нежданно,

А то ручья

Веселый перезвон…


Учитель напоминает кратко биографию композитора, просматривая с учащимся мультимедийную презентацию о жизни И. С. Баха (см. приложение 1)

На этом этапе идет подготовка к восприятию музыки.

Подобнее останавливается на произведениях для фортепиано : ХТК (хорошо темперированный клавир). Выясняет с учащимся, какие еще произведения для фортепиано он исполнял (Маленькая прелюдия До минор из «Нотной тетради Анны Магдалины Бах»)

Учитель предлагает учащемуся вспомнить и раскрыть содержание слова «прелюдия»

Учитель ставит проблему : Для чего нужно было в то время создание такого масштабного собрания фортепианных пьес? Что такое темперированный»?

В чем особенности фортепиано того времени?

Совместно с учащимся выясняет, что раньше инструмент был другой : беспедальный клавир что музыканты того времени не всегда успешно владели всеми тональностями, так как строй инструмента был несовершенным. И с этой целью гениальный Бах создает данный цикл, в котором собраны по 2 пьесы на каждую тональность звукоряда – 2 мажорные и 2 минорные пары – прелюдия и фуга.

Учитель представляет первую прелюдию, открывающую ХТК.

Вопрос на слушание: «На какие части, если бы ты был композитором разделил это музыкальное произведение?»

Учитель сам исполняет ее, или ставит запись «Прелюдии» в исполнении Святослава Рихтера.

Обсуждение и разрешение главной идеи урока : строение музыкального произведения.


Основная часть.

Учитель с учащимся оценивает красоту и смелость музыки. Бах был новатором для своего времени. Именно Бах был одним из первых немецких композиторов, в творчестве которого нашла выражение новая эпоха, характеризующаяся интересом к человеку, к человеческой личности. Это прежде всего видно в его темах – ярких, выразительных, насыщенных трепетными интонациями, в сложных альтерированных гармониях, в причудливых ритмических очертаниях.

Учитель совместно с учащимся проводит анализ ритмического и гармонического построения прелюдии. Он предлагает учащемуся сыграть произведение, используя намеченные совместно границы разделов формы.

Опираясь на редакцию Бруно Муджелини, ученик анализирует динамику произведения, находит кульминацию. Учащийся в соответствии с данной редакцией логически выстраивает интерпретацию прелюдии.

Закрепление материала.

Педагог предлагает материал для чтения с листа. Он дает учащемуся тему Шарля Гуно и тот читает ее с листа. Далее совместно с учащимся преподаватель совмещает тему, прочитанную с листа и нотный текст прелюдии. (Они исполняют это наложение дуэтом на одном инструменте).

Педагог рассказывает о том, как появилась эта мелодия, кто ее автор и подводит учащегося к раскрытию образного содержания произведения.

«Ave Maria» Баха – Гуно звучит в вокальном исполнении.

В процессе краткой беседы учитель выясняет, совпадают ли основные разделы формы прелюдии, выявленные в процессе работы с такими разделами в строении «Ave Maria» Баха – Гуно .

Предлагается учащемуся попробовать сыграть мелодию под аккомпанемент современной обработки произведения, с выявлением динамической нюансировки и закрепления умения прочувствовать и передать образную сферу музыки. (Приложение 3)


Подведение итогов

Учитель предлагает с опорой на внутреннее чувство и проведенный совместно анализ исполнить свою интерпретацию прелюдии. Учащийся проговаривает образное содержание, и особенности музыкального построения.

В заключении урока учитель выясняет совместно с учеником успешность исполнения, возможность улучшения приемов звукообразования и поощряет успешность работы ученика на уроке. Намечается линия работы над домашним заданием , выставляется и обосновывается оценка за урок.