Роль пения в музыкальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста.
Исследованием природы детского голоса занимались такие видные педагоги и музыканты, как А.Д. Войнова, Н.М Метлов, Н.А. Ветлугина, Д. Огородников и др. Все их мнения сходятся в том, что умение петь, чисто интонируя, служит доказательством хорошего слуха и является главным признаком музыкальности. Что играет главную роль в пении? По утверждению А. М. Леонтьева умение воспринимать музыку не является врожденным, а является жизненным приобретением. Б. М. Теплов также считает, что отсутствие чистоты интонирования в дошкольном возрасте еще не указывает на неспособность пению, так как способность чисто интонировать может быть развита, как и другие музыкальные способности. Е. А. Алмазов – врач фониатр доказал, что главную роль в пении играет гортань совместно с дыханием, а слух является главным регулятором и корректором певческого поведения гортани. Поэтому развитие музыкального слуха должно идти впереди развития голоса. Психологическая наука в лице Л. В. Выготского, Б. М. Теплова утверждает, что пение является одним из основных компонентов, от которого прямо зависит раннее и успешное музыкальное развитие ребенка.
Музыкальным слухом и музыкальной памятью природа одарила всех по - разному. Одному достаточно раз услышать мелодию и он повторит ее. Это, как считает А. Войнова и И.Павлов, смогут сделать только одаренные дети. Другой ребенок споет мелодию после многократного прослушивания. Третья группа детей и при условии неоднократного прослушивания мелодии не может чисто ее воспроизвести. Проблема не точно интонирующих детей «гудошников», является одной из труднейших при обучении пению. Н. Ветлугина, Д. Огородников, Н. Куликова, С. Брандель и др. проводили исследования в этой области.
Очень часто можно наблюдать такое явление: ребенок слышит искаженное пение, а сам чисто спеть не может, «гудит». Руководствуясь данными науки можно считать, что причинами неточного интонирования являются:
Нарушение координации между слухом и голосом.
Неразвитое чувство ритма.
Неразвитое дыхание.
Малоподвижный артикуляционный аппарат.
Несоответствие песни диапазону детского голоса.
Низкий разговорный голос.
Отсутствие устойчивого внимания, застенчивость ребенка.
Частые болезни. Отсутствие на занятиях.
Работу по развитию слуха и навыка чистого интонирования можно проводить на фронтальных занятиях, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход, вне занятий, индивидуально, через рекомендации родителям. Необходимо найти контакт с ребенком, вызвать интерес, преодолеть застенчивость, пробудить в ребенке уверенность в собственных силах.
Могут использоваться следующие приемы:
Вслушаться, найти звук (попевка «Начинает этот звук» и др.).
Прямые указания: Ищи звук! Изменяй голос так, чтобы он сливался с услышанным звуком!
Прикрыть ладошкой (затем ребенок делает это сам) одно, другое ухо.
Различные звукоподражания: кукушка, пение на слоге, поезд и др.
Расширить диапазон звучания, начиная с примарной зоны. Путем опевания звука, путем раскачивания на гласные, пение по схемам с подключением двигательного анализатора.
Во многом от природы даются основные характеристики голоса, определяющие его индивидуальность. Вместе с тем существуют большие возможности развития и улучшения качества звучания голоса. Так дети старшего дошкольного возраста способны различить чистое и фальшивое пение. Голоса бывают разные: высокие, низкие, глухие, звонкие. Но научиться петь красиво могут все. Для этого нужно быть очень внимательными, искать звук, вслушиваться в звук, изменять голос. Ребенок старшего дошкольного возраста уже владеет определенной информацией о свойствах звука, различает темповые, ритмические изменения мелодии. Ребенок познает язык музыкальной речи и начинает им пользоваться в своей исполнительской деятельности.
Важно довести до сознания ребенка то, как нужно петь. Поэтому, нужно слушать вокальную музыку только в качественном исполнении. На занятиях и тематических беседах – концертах дети получают представление о народной песне, романсе, серенаде, песнях написанных специально для детей. Красота мелодии и голоса завораживающе действует на маленького слушателя. У ребенка возникает желание научиться петь так же красиво и выразительно.
Начинаем пение с распевания специальных упражнений, направленных на формирование вокально-хоровых навыков. Распевания не должны быть трудными. Их не надо часто менять. Каждый ребенок выполняет посильное задание.
Самым длительно формирующимся вокальным навыком является дыхание. Но часто заострять на нем внимание не следует, так как певческое дыхание вырабатывается в процессе пения. Для выработки свободного дыхания и задержки дыхания можно использовать следующие упражнения: «Вдохнуть аромат цветов», «Гармошка», «Шарик» и другие. Для задержки дыхания используется чтение стихов, скороговорок на одном выдохе.
Одной из причин, препятствующих выразительному пению, является не четкая, не ясная дикция. На занятиях можно использовать упражнения, направленные на активизацию работы артикуляционного аппарата:
- для развития подвижности мягкого неба и языка («секрет во рту», «свари яйцо»)
-для подвижности языка («погладь щечку», «прикуси язычок», «погладь щечку»)
-для освобождения нижней челюсти попевки на «бай», «дай».
-проговариваем скороговорки, потешки медленно, хорошо шевеля губами и языком; шепотом, говорком, с ускорением, в темпе песни, с усилением и ослаблением динамики.
Для чистого выразительного исполнения песни необходимо многократное его повторение. Музыкальное развитие – сложный процесс, в котором участвуют многие компоненты. Между ними устанавливаются различные взаимосвязи. Поэтому очень важно использовать рекомендации специалистов по развитию детского голоса и слуха: А. Войновой, К. Орфа, Н. Ветлугиной; рекомендации специалистов по восприятию музыки О. Радыновой, Д. Кабалевского; по развитию музыкально – ритмических движений А. Бурениной.
Целенаправленная работа по обучению детей пению способствует повышению уровня их музыкального и общего развития. Это позволяет не только углубить знания детей о музыке, но и воспитывать эстетическое отношение, интерес и любовь к песне.
Литература:
Метлов Н.А. Музыка – детям. – М.: Просвещение,1985.
Радынова О. П., Катинене А. И., Паландишвили М.Л. – М.: Просвещение: Владос,1994.
Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. – М.: Просвещение,1983.
Ред. Радыновой О.П. Музыкальное воспитание дошкольников // пособие для студентов пед институтов, учащихся пед. уч-ищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, Владос,1994.
Ритмическая мозаика. (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). Буренина А.И.- 2-е изд., исправленное и дополненное – СПб: ЛОИРО 2000.