РАССМОТРЕНО и СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
РЕКОМЕНДОВАНО
к утверждению на заседании Заместитель директора приказом по МБОУСОШ
МО учителей МБОУСОШ с.Мокрое с.Мокрое от
гуманитарного цикла ______/ А.С. Гонышева / « » августа 2015г.
Протокол № _1_ от ФИО №
“ ” августа 2015 г. « » августа 2015г..
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы села Мокрое
Лебедянского муниципального района
Липецкой области
Иноземцевой Елены Николаевны
(ПЕРВАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ)
ПО МУЗЫКЕ
8 КЛАСС
2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Нормативными документами для составления данной рабочей программы являются:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ от 5 марта 2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов» с изменениями от 31.01.2012г. №69;
- учебный план МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;
- календарный учебный график МБОУ СОШ с. Мокрое на 2015-2016 учебный год;
- Положение о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ с. Мокрое, реализующего образовательные программы общего образования.
- Данная рабочая образовательная программа по музыке для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по искусству с опорой на примерные программы основного общего образования и допущенной Министерством образования Российской Федерации программы для общеобразовательных учреждений «Музыка. 5-8 классы», авторы В.В. Алеев, Т.И. Науменко (6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2012. - 90, [6] с.).
В соответствии учебным планом в 8 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 35 часов (из расчета 1 час в неделю).
Создание этой программы вызвано актуальностью интеграции школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современное информационное, социокультурное пространство. Содержание программы обеспечит понимание школьниками значения искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентации.
Изучение музыки направлено на достижение следующих целей:
- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;
- развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения;
- освоение музыки и знаний о музыке, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка; музыкальном фольклоре, классическом наследии и современном творчестве отечественных и зарубежных композиторов; о воздействии музыки на человека; о ее взаимосвязи с другими видами искусства и жизнью;
- овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: слушании музыки, пении (в том числе с ориентацией на нотную запись), инструментальном музицировании, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира; музыкального вкуса учащихся; потребности к самостоятельному общению с высокохудожественной музыкой и музыкальному самообразованию; эмоционально-ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Цель программы — развитие опыта эмоционально-ценностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество.
Задачи реализации данного курса:
— актуализация имеющегося у учащихся опыта общения с искусством;
— культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;
— формирование целостного представления о роли искусства в культурно-историческом процессе развития человечества;
— углубление художественно-познавательных интересов и развитие интеллектуальных и творческих способностей подростков;
— воспитание художественного вкуса;
— приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности;
— формирование умений и навыков художественного самообразования.
Общая характеристика предмета
Главная тема 8 класса - «Традиции и современность в музыке» - обращена к воплощению в музыке проблемы вечной связи времен. Музыкальное искусство рассматривается сквозь призму вековых традиций, продолжающих свою жизнь и поныне. Основными содержательными линиями при изучении курса «Музыка» являются: музыка как вид искусства; средства музыкальной выразительности; образ и драматургия в музыке; народное музыкальное творчество; особенности музыки различных эпох; отечественная музыкальная культура XIX в.; стилевое многообразие музыки XX столетия; взаимосвязь классической и современной музыки с другими искусствами как различными способами художественного познания мира. Основными видами учебной деятельности школьников являются: слушание музыки, пение, музыкально-пластическое движение, драматизация музыкальных произведений. Рабочая программа по музыке для 8 класса предполагает определенную специфику межпредметных связей, которые просматриваются через взаимодействия музыки: - с литературой (А. Н. Островский. «Снегурочка», «Былина о Садко»; А. С. Пушкин. «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения); - изобразительным искусством (жанровые разновидности — портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи - пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); запланирован интегрированный урок музыки и изобразительного искусства « Сказочно –мифологические темы в музыке» При работе по данной программе предполагается использование учебно-методического комплекта: учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеева для общеобразовательных учреждений «Музыка. 8 класс» (М.: Дрофа, 2015)
При реализации содержания программы основными видами практической деятельности на уроке являются:
- слушание музыки, которое предваряется вступительным словом учителя, обозначающим главную проблему урока и ее основные аспекты;
- хоровое и сольное пение.
Музыкальный материал программы составляют: произведения академических жанров – инструментальные пьесы, романсы, хоровая музыка, а также многочисленный песенный репертуар, состоящий из народных песен, вокальных обработок классических вокальных и инструментальных произведений, произведений хоровой музыки, популярных детских песен. Возрастает удельный вес музыкальных произведений крупных форм – опер, балетов, симфоний, инструментальных концертов, ораторий, способных во всей полноте и разнообразии выразить идею единства формы и содержания в музыке. Вместе с тем в программе критически осмысливаются образцы современной популярной музыки, произведения рок-культуры, музыка кино и мюзиклов, авторская песня. Межпредметные связи просматриваются через взаимодействия музыки с: - литературой (А.Н.Островский «Снегурочка», «Былина о Садко», А.С.Пушкин «Борис Годунов», «Повести Белкина. Метель», «Евгений Онегин» и другие произведения), - изобразительным искусством (жанровые разновидности – портрет, пейзаж; общие понятия для музыки и живописи – пространство, контраст, нюанс, музыкальная краска); - историей (Смутное время в России в начале XVII века, старообрядческий раскол XVII века, Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-45 гг.); - мировой художественной культурой (особенности художественных направлений «романтизм», «импрессионизм», «классицизм», «реализм»); русским языком (воспитание культуры речи через чтение и воспроизведение текста; формирование культуры анализа текста на примере приёма «описание»); - природоведением (времена года, различные состояния и явления природы), - географией (границы, столицы, города Руси и европейских государств).
Формы контроля: - самостоятельная работа, - устный опрос, - тест, - музыкальные викторины.
Содержание тем учебного курса
Музыка как вид искусства Музыка как часть духовного опыта человечества. Образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка( мелодия, ритм, тембр, лад и др.) Музыкальная картина современного мира. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Музыкальный фольклор. Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека. Единство содержания и формы в музыке. Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки. Музыка Средневековья в России и в Западной Европе. Музыка эпохи Возрождения. Своеобразие муз. культуры России во второй половине17-19в.в. Стилевое многообразие в музыке 20 столетия. Традиции русской классической музыкальной школы. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство. Музыка в семье искусств. Взаимосвязь музыки с другими искусствами. Истоки и традиции взаимосвязи. Связь музыки, изо и литературы.
Музыка как вид искусства. Интонационно-образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства как ее важнейшие закономерности, открывающие путь для его познания, установления связи с жизнью и с другими искусствами. Процессуальность музыки как ее важнейшая особенность. Интонация как носитель смысла в музыке. Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические, драматические, героические, эпические, комические, гротесковые и т.п.) и особенности их драматургического развития (точный или варьированный повтор, контраст, конфликт) в вокальной, вокально-инструментальной, камерно-инструментальной, симфонической и театральной музыке. Выразительные возможности различного склада письма (гомофонного, гармонического, гомофонно-гармонического, полифонического и др.) и композиционных особенностей музыкальных форм и жанров. Традиции и новаторство в музыкальном искусстве.
Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность.
Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Русская и зарубежная музыка от эпохи средневековья до наших дней
Образная природа и особенности русской духовной музыки в эпоху средневековья: знаменный распев как музыкально-звуковой символ Древней Руси. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Своеобразие западноевропейской профессиональной музыки эпохи Возрождения. Особенности западноевропейской музыки эпохи Барокко. Музыка И.С. Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека (знакомство с творчеством композитора на примере жанров прелюдии, фуги, мессы). Духовная и светская музыкальная культура России во второй половине XVII в. и XVIII в. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).
Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.); особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).
Отечественная музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы. Народные истоки русской профессиональной музыки. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование, создание музыки в народном стиле. Обращение композиторов к родному фольклору и к фольклору других народов.
Особенности проявления романтизма в русской музыке. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно-эпическая образность как характерные свойства русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы (М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов и др.).
Стилевое многообразие музыки ХХ столетия: развитие традиций русской классической музыкальной школы; импрессионизм, экспрессионизм, неофольклоризм, неоклассицизм и другие направления (И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д, Шостакович, Г.В. Свиридов, А.И. Хачатуряна, А.Г. Шнитке, Р.К. Щедрин; Б. Бриттен, К. Дебюсси, К. Орф, М. Равель, А. Шенберг и др.).
Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др.
Представления о музыкальной жизни России и других стран.
Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна и др.; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии и др.
Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского, с деятельностью всемирно известных театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.
Музыка в формировании духовной культуры личности.
Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств. Место и возможности музыки в синтетических видах искусства: музыка в театре, кино и др.
Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.
Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха); любви и ненависти (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»); войны и мира (Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) и др.
Особенности видения картины мира в национальных музыкальных культурах Запада и Востока и их соотнесение с национальными представлениями своего народа.
Учебно-тематическое планирование
- № раздела
№ урока
Содержание (тема урока)
Кол-во
часов
В том числе
Контрольные
работы
Тема учебного года: «Традиции и современность в музыке»
I
О традиции в музыке
3
1
Музыка «старая» и «новая»
1
2
Настоящая музыка не бывает «старой»
1
3
Живая сила традиции
1
II
Сказочно-мифологические темы в музыке
6
4
Искусство начинается с мифа
1
5
Мир сказочной мифологии: Н. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка»
1
6
Языческая Русь в «Весне священной» И. Стравинского
1
7
Поэма радости и света: К. Дебюсси
1
8
«Благословляю вас, леса...»
1
9
Заключительный урок
1
1
III
Мир человеческих чувств
10
Образы радости в музыке
1
11-12
«Мелодией одной звучат печаль и радость...»
13
«Слезы людские, о слезы людские...»
1
14
Бессмертные звуки «Лунной» сонаты
1
15
Тема любви в музыке. П. Чайковский. «Евгений Онегин»
1
16
«В крови горит огонь желанья...»
1
1
17
Трагедия любви в музыке
1
18
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
1
19
Мотивы пути-дороги в русском искусстве
1
IV
В поисках истины и красоты
5
20
Мир духовной музыки
1
21
Колокольный звон на Руси
1
22
Рождественская звезда
1
23
От Рождества до Крещения
1
24
«Светлый праздник». Православная музыка сегодня
1
V
О современности в музыке
10
25
Как мы понимаем современность
1
26
Вечные сюжеты
1
27
Философские образы XX века: «Турангалила-симфония» О. Мессиана
1
28-29
Новые области в музыке XX века
2
30
Лирические страницы советской музыки
1
31
Диалог времен в музыке А. Шнитке
1
32
«Любовь никогда не перестанет...»
1
33
Музыка всегда остается
1
34-35
Заключительные уроки по курсу «Традиции и современность в музыке»
2
1
Всего :
35
3
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения музыки ученик должен:
знать/понимать:
- специфику музыки как вида искусства;
- возможности музыкального искусства в отражении вечных проблем жизни;
- основные жанры народной и профессиональной музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития;
- основные формы музыки;
- характерные черты и образцы творчества крупнейших русских и зарубежных композиторов;
- виды оркестров, названия наиболее известных инструментов;
- имена выдающихся композиторов и музыкантов-исполнителей;
уметь:
- эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
- узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;
- выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов-классиков и современных композиторов (по выбору учащихся);
- исполнять в хоре вокальные произведения (с сопровождением и без сопровождения, одноголосные и простейшие двухголосные произведения, в том числе с ориентацией на нотную запись);
- сравнивать музыкальные произведения на основе полученных знаний об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях, образной сфере музыки и музыкальной драматургии;
- сравнивать интерпретацию одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
- различать звучание отдельных музыкальных инструментов, виды хора и оркестра;
- устанавливать взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей и сверстников, на внеклассных и внешкольных музыкальных занятиях, школьных праздниках;
- слушания музыкальных произведений разнообразных стилей, жанров и форм;
- размышления о музыке и ее анализа, выражения собственной позиции относительно прослушанной музыки;
- музыкального самообразования: знакомства с литературой о музыке, слушания музыки в свободное от уроков время (посещение концертов, музыкальных спектаклей, прослушивание музыкальных радио- и телепередач и др.); определения своего отношения к музыкальным явлениям действительности; выражения своих личных музыкальных впечатлений в форме устных выступлений и высказываний на музыкальных занятиях.
Список литературы и средства обучения.
Гришанович, Н. Музыка в школе [Текст]: методическое пособие для учителей / Н. Гришанович. - Минск: Юнипресс, 2006.
Затямина, Т. А. Современный урок музыки [Текст] / Т. А. Затямина. - М.: Глобус, 2008.
Музыка. 8 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Науменко Т. И., Алеева В. В. / авт.-сост. О. П. Власенко. - Волгоград : Учитель, 2009.
Дополнительная литература для учащихся:
Владимиров, В. Н. Музыкальная литература [Текст] / В. Н. Владимиров, А. И. Лагутин. - М.: Музыка, 1984.
Куберский, И. Ю. Энциклопедия для юных музыкантов [Текст] / И. Ю. Куберский, Е. В. Минина. - СПб.: ТОО «Диамант»: ООО «Золотой век», 1996.
Майкапар, А. Шедевры русской оперы [Текст] / А. Майкапар. - М. : Крон-Пресс, 1998.
Музыка. Большой энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г. В. Келдыш. - М.: НИ «Большая Российская энциклопедия», 1998.
Прохорова, И. А. Зарубежная музыкальная литература [Текст] / И. А. Прохорова. - М.: Музыка, 1972.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов:
Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: [link]
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата факт
Тема учебного года: «Традиции и современность в музыке»
1
Музыка как вид искусства Музыка как часть духовного опыта человечества. Образная, жанровая и стилевая основы музыкального искусства. Особенности музыкального языка( мелодия, ритм, тембр, лад и др.) Музыка «старая» и «новая»
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
07.09
2
Настоящая музыка не бывает «старой» Музыкальная картина современного мира. Музыкальный образ и музыкальная драматургия. Новый круг образов, отражающих чувства и настроения человека, его жизнь в многообразных проявлениях (на примере ознакомления с основными жанрами профессиональной музыки этого времени: кантом; партесным концертом; хоровым концертом).
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
14.09
3
Живая сила традиции. Взаимосвязь классической и современной музыки. Современное музыкальное искусство. Музыка в семье искусств. Взаимосвязь музыки с другими искусствами. Истоки и традиции взаимосвязи. Связь музыки, изо и литературы.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
21.09
Раздел II. Сказочно-мифологические темы в музыке (6 ч)
4
Искусство начинается с мифа. Особенности русской народной музыкальной культуры.
Общность и интонационное своеобразие музыкального фольклора народов России и других народов мира, их ярко выраженная национальная самобытность.
Урок изучения нового материала
Устный опрос.
Хоровое пение
28.09
5
Мир сказочной мифологии: Н. А. Римский-Корсаков. Опера «Снегурочка». Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, былины, лирические песни, частушки).
Комбинированный
Устный опрос.
Хоровое пение
05.10
6
Языческая Русь в «Весне
священной» И. Стравинского Музыкальный фольклор. Музыкальный образ и музыкальная драматургия как основные закономерности музыкального искусства. Народное музыкальное творчество. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа и способа самовыражения человека.
Урок изучения нового материала.
Урок-беседа.
Устный опрос. Хоровое пение
12.10
7
Поэма радости и света:
К. Дебюсси.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
19.10
8
«Благословляю вас, леса...» Образная природа и исторические особенности русской и западноевропейской музыки.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
26.10
9
Арттерапевтические возможности музыкального искусства в снятии эмоциональных стрессов, регулировании психического состояния, гармонизации эмоционально-интеллектуального развития личности.
Заключительный урок.
Урок контроля
Тест
02.11
Раздел III. Мир человеческих чувств (10 ч)
10
Образы радости в музыке Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Особенности драматургического развития в оперном искусстве западноевропейских композиторов XIX столетия (Ж. Бизе, Дж. Верди, Дж. Россини).
Комбинированный
Устный опрос.
16.11
11-12
«Мелодией одной звучат печаль и радость...» Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками (И. Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен; Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Лист, Ф. Шуберт, Э. Григ и др.);
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
23.11
30.11
13
«Слезы людские, о слезы
людские...».
Особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема и др.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
07.12
14
Бессмертные звуки «Лун
ной» сонаты. Музыкальные особенности трактовки драматической и лирической сфер музыки на примере образцов камерной инструментальной музыки (прелюдия, ноктюрн, соната и др.), симфонии, оперы, реквиема
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
14.12
15
Тема любви в музыке.
П. И. Чайковский. «Евгений Онегин». Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны и мира на примере ознакомления с исполнительским искусством наиболее признанных участников Международного конкурса исполнителей имени П.И. Чайковского.
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
21.12
16
«В крови горит огонь желанья...» Раскрытие панорамы современной музыкальной жизни страны на примере деятельности театров оперы и балета: Большого театра (Россия, Москва), Мариинского театра (Россия, Санкт-Петербург); Ла Скала (Италия, Милан), Гранд-опера (Франция, Париж), Ковент-Гарден (Англия, Лондон), Метрополитен-опера (США, Нью-Йорк); центров отечественной (в том числе региональной) музыкальной культуры и музыкального образования: Музеем музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского, Санкт-Петербургской государственной консерваторией имени Н.А. Римского-Корсакова и др.
Урок контроля
Тест
28.12
17
Трагедия любви в музыке. (в различных трактовках трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта»);
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
18.01
18
Подвиг во имя свободы. Л. Бетховен. Увертюра «Эгмонт»
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
25.01
19
Мотивы пути- дороги в русском искусстве. Знакомство с творчеством выдающихся российских и зарубежных исполнителей: Ф. Шаляпина, Э. Карузо, М. Каллас; С. Рихтера, Д. Ойстраха, Э. Горовица, И. Менухина; Е. Мравинского, А. Свешникова, Г. фон. Караяна .; исполнительских коллективов: Русского народного академического хора им. М.Е. Пятницкого; Национального академического оркестра народных инструментов России им. Н.П. Осипова; Заслуженного коллектива России Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
01.02
Раздел IV. В поисках истины и красоты (5 ч)
20
Мир духовной музыки. Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
08.02
21
Колокольный звон на Руси.
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
15.02
22
Рождественская звезда
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
22.02
23
От Рождества до Крещения
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
29.02
24
«Светлый праздник».
Православная музыка сегодня. Народное творчество как художественная самоценность.
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
07.03
Раздел V. О современности в музыке (10 ч)
25
Как мы понимаем
современность. Неоднозначность терминов «легкая» и «серьезная» музыка. Взаимопроникновения «легкой» и «серьезной» музыки, особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
14.03
26
Вечные сюжеты. Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: войны и мир(Д.Д. Шостакович, Г. Малер, Д.Б. Кабалевскиий); личности и общества (Л. ван Бетховен, А.И. Хачатурян, А.Г. Шнитке); внутренних противоречий в душе человека (М.П. Мусоргский, Р. Шуман, Ж. Бизе) .
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
21.03
27
Философские образы XX века:«Турангалила-симфония»
О. Мессиана. Своеобразие раскрытия вечных проблем бытия в творчестве композиторов различных эпох и стилевых направлений: жизни и смерти (реквиемы В.-А. Моцарта, Д. Верди, Б. Бриттена); вечности духа и кратковременности земной жизни (в творчестве И.С. Баха)
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
04.04
28-29
Новые области в музыке
XX века: джаз (Л. Армстронг, Д. Эллингтон, К. Бейси, Л. Утесов); спиричуэл, блюз. (Э. Фицджералд); симфоджаз (Дж. Гершвин); творчество отечественных композиторов-песенников (И.О. Дунаевский, А.В. Александров и др.); авторская песня; мюзикл, рок-опера; рок-н-ролл; британский бит, фолк-рок; хард-рок; арт-рок; реггей, хеви-металл и др.
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
11.04
18.04
30
Лирические
страницы советской музыки
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
25.04
31
Диалог времен в музыке А. Шнитке
Урок изучения нового материала
Устный опрос. Хоровое пение
02.05
32
«Любовь никогда не перестанет...»
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
09.05
33
Музыка всегда остается. Специфика музыки и ее место в ряду других видов искусства. Жизнь как главный источник всех связей между различными видами искусства. Мир, человек, природа, события истории и наша современность – главные темы искусства. Родство художественных образов разных искусств и взаимодополнение их выразительных средств
Комбинированный
Устный опрос. Хоровое пение
16.05
34-35
Традиции и современность в музыке (заключительный урок по курсу)
Урок контроля
Тест
23.05
30.05
15