Методическая разработка урока музыки в з классе
(учитель Дробышева М.В.)
Тема четверти: “Развитие музыки”.
Тема урока: “Виды развития музыки” (темповое, динамическое).
Цель: сформировать понятие о разнообразных видах развития музыки.
Задачи:
– воспитание положительной мотивации у учащихся к восприятию произведений искусства. Воспитание слушательской культуры;
– дать понятие о темпе и динамике в музыке, раскрыть значение форте и пиано. Прививать умение анализировать музыкальное произведение;
– развитие творческих способностей учащихся, развитие навыков чистого интонирования при пении и чувства ритма при игре на детских музыкальных инструментах. Расширение музыкального кругозора, развитие образного мышления учащихся.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: музыкальная беседа – рассуждение.
Профессиональные установки урока:
– Учитывать особенности музыкального и психологического восприятия детей младшего возраста при подборе соответствующего песенного и музыкального материала;
– Включить учащихся в различные виды музыкальной деятельности (коллективная форма – хоровое пение, слушание, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-ритмическая деятельность, фронтальная – музыкальная беседа – рассуждение, импровизация);
Вызвать стойкий интерес у ребят к творчеству норвежского композитора Э. Грига на основе слушание фрагмента (“В пещере горного короля”), а также исполнение музыкальных произведений (“Дружат дети всей земли”, “Почему медведь зимой спит”).
Стремиться к общению и сотрудничеству с учащимися в течение урока.
Использовать видеовоспроизводящую технику (мультимедиапроектор).
Оборудование: магнитофон, фонотека, иллюстрации к песни, музыкальные термины, портреты композиторов, детские музыкальные инструменты, синтезатор (ф-но) (мультимедиапроектор).
Музыкальный материал к уроку:
Детский марш. А. Серебренников – вход в класс
музыкальное приветствие, комплекс вокально-хоровых упражнений
Разные ребята. Д. Кабалевский – повторение попевки
“Почему медведь зимой спит”. Л. Книппер – разучивание песни
“В пещере горного короля”. Э. Григ – слушание фрагмента
“ Калинка”. Русская народная песня – игра на детских музыкальных инструментах.
“Дружат дети всей земли”. Д. Львов-Компанеец – исполнение песни.
“Марш” Т. Хренников – выход из класса.
Организационный момент
Вход в класс под “Марш” А. Серебренникова
Музыкальное приветствие.
Ход урока
1. Минутка нотной грамоты.
2.Комплекс вокально-хоровых упражнений
а). Как называется знак, который открывает нам музыку? (Скрипичный, музыкальный ключ)
б). Сколько всего нот в музыке? (7) назовите их по порядку.
в). Пропоём все звуки, показывая каждую ступень рукой.
г). Приём “эхо” (до-ре-до…….
д). Скороговорка (дикция) – Андрей воробей…
е). Работа над дыханием (бесшумный вдох, медленный выдох – растягиваем или несколько отрывистых коротких выдоха) – погреем руки.
Повторение
Попевка “ Разные ребята.
– Я наиграю, а вы вспомните на каких ребят похожа эта музыка (1-спокойные, 2 – непоседы)
Правильно. А теперь исполним: девочки – спокойные, а мальчики-непоседы.
– Музыка в этой попевки была одинаковая или разная?
– Что изменялось в музыке? (характер, ритм)
Изменение было ритмическое.
Любое изменение в музыке называется его развитием.
Это и есть тема нашего урока. (Слайд №1)
“Развитие музыки”
Сегодня на уроке мы познакомимся с разными видами развития музыки.
Новая тема. Вступительное слово учителя.
Чтобы понять, что такое развитие музыки и какие бывают виды развития музыки, надо внимательно слушать музыку и учителя. (Слайд №2)
Послушай, как щебечут птицы,
Послушай, как поёт волна,
Как дождь в окно твоё стучится -
Повсюду музыка слышна.
Именно эти строчки стихотворения говорят: хорошо было бы, если каждый из вас будет очень внимательным, очень чутким к музыке.
Музыка – искусство, которое раскрывается перед слушателем в движении, постепенно, шаг за шагом (звук за звуком). Поэтому нет музыки без развития, даже когда она стремится изобразить полный покой и неподвижность.
А посмотрите в жизни человека, в природе или просто вокруг нас происходят изменения? (да)
– в природе: прорастает зерно, растет, изменяется, и становиться растением (слайд №3)
– человек: малыш растет, развивается, крепнет, умнеет и т.д. (слайд №4)
Развитие – это, прежде всего изменение, (слайд №5) постоянно происходящее и наблюдаемое нами в жизни.
Если мы прочитаем (без музыки) любую сказку, то увидим, что в ней происходят различные события, действующие лица совершают разные поступки, меняется их настроение, они вступают друг с другом то в дружеские беседы, то в споры и т. д. Все это называется развитием.
Но если такое развитие есть в тексте сказки, то оно, должно быть и в музыке.
Музыка изменяется при помощи средств музыкальной выразительности.
- Какие средства музыкальной выразительности вам известны? (слайд №6)
Темп.
Динамика.
Тембр.
Ритм.
Мелодия.
Молодцы. Вы хорошо знаете все определения. Давайте сосредоточим внимание на этих средствах музыкальной выразительности, при помощи которых осуществляется развитие музыки.
Давайте сами составим план исполнения песни, используя средства музыкальной выразительности.
Три разных куплета – как бы три образа зимнего леса: спокойный, взволнованный и опять спокойный. В первом куплете нарисована картина спокойного леса; медведь тихо идет домой, в свою берлогу. Таким же спокойным должно быть и звучание музыки. Но в самом конце первого куплета – происшествие: медведь наступил лисе на хвост. В жизни лесных обитателей переполох, шум, гам. Так же должна прозвучать и музыка: быстро, взволнованно, шумно. В третьем куплете медведь залез– в берлогу, заснул, и в лесу стало спокойнее – музыка в этом куплете исполняется тише и спокойнее, чем в первом куплете.
Вот мы с вами сами составили план, по которому будем петь, меняя характер музыки. Такое изменение называется исполнительским развитием.
Разучивание песни. Вокально-хоровая работа по фразам (по куплетам).
План исполнительского развития: (слайд №11)
1 куплет – спокойный
2 куплет – взволнованный
3 куплет – спокойный.
Исполнение песни целиком в характере (стоя, можно с движениями).
- Молодцы. Вы постарались.
Да ребята, композитор сочинил для трех куплетов одинаковую музыку, но ваше исполнение внесло в нее развитие, движение, изменение характера. Вы пели то громче, то тише, то медленно, то ускоряя темп и т.д. Эта песня является ярким примером исполнительского развития музыки.
Продолжая тему урока, мы с вами проследим, как композитор делает развитие музыки в большом музыкальном произведении, на примере знакомства с творчеством Э. Грига.
Э. Григ – норвежский композитор. Портрет (слайд №12)
– Всмотритесь в лицо этого человека. Какие умные, добрые, светлые глаза, в уголках губ прячется улыбка. Поэтому и музыка Грига пронизана теплотой, душевностью, любовью к родному краю, к её суровой природе. Ведь Норвегия – это северная страна, где всегда холодно, много снега и мало светит солнце.
Композиторы часто обращались в своем творчестве к устному народному творчеству: сказкам, былинам. Сказки – истоки больших серьезных музыкальных произведений (“Садко”, “Спящая красавица” и др.).
Сюита “Пер Гюнт” – одно из таких сказочных произведений.
(Сюита – музыкальное произведение из нескольких разных картин, связанных одним сюжетом).
Послушайте сюжет музыкального произведения.
Пер Гюнт – это имя юноши, главного героя сюиты. Он уходит из родного дома, в дальнее путешествие, надеясь разбогатеть и найти свое счастье. Но счастье и любовь он нашел, только вернувшись на родину. В своих странствиях Пер, встречает разных героев, среди них восточная танцовщица Анитра, гномы и сказочные жители пещеры– тролли. Вот один случай из его путешествия. Герой – попадает в сказочную пещеру. Прилег отдохнуть. Как только он собрался заснуть, послышалось легкое движение, тихий шорох. Из щелей, разных дырочек и бугорков начали выглядывать тролли, их становилось все больше и больше, они окружали его со всех сторон и вот они уже стали строиться в колонны с воинственными криками, появился горный король.
– Определите по музыке, на добро или зло собрались тролли.
– Сели, как слушатели. Кто из вас услышит больше изменений, тот лучше угадает замысел композитора? (слайд №13 пещера)
Верил я, сходя впервые
В недра мрачные земные:
Духи тьмы там, в глубине,
Тайну тайн откроют мне.
Слушание фрагмента “В пещере горного короля”.
– Что вы себе представили под эту музыку?
– Что изменялось в музыке? (темп – великолепно передано движение от медленного шествия к быстрому, динамика – от тихого к громкому,
Познакомить с записью динамических оттенков – форте (громко) и пиано (тихо).
f и р – контрастные оттенки в музыкальной речи. (слайд №14)
p f , ---------– крещендо постепенное усиление звука.
Тембр – от тихого к возбужденному, характер – от злого к агрессивному, мелодия повторялась – прием повтора, но в разном виде.)
– Какое развитие музыки вам удалось определить?
(Динамическое – от тихого к громкому, композитор рисует троллей, их шествие: издалека – вблизи, темповое – быстрота исполнения менялась,
тембровое – из мягких звуки превратились в четкие, отрывистые, жесткие, резкие.)
Все это создало образ зла.
Повторное слушание фрагмента (можно с применением движений)
Развитие сделало музыку интересной, события меняются, и музыка об этом рассказывает нам.
На примере пьесы Э. Грига “В пещере горного короля” мы наглядно убедились, что, используя разнообразные приемы развития музыки, композитор создал яркую картину стремительной пляски сказочных существ. В основе произведения лежит одна неизменно повторяющаяся тема, но на протяжении всего звучания музыки мы с интересом наблюдаем за ее развитием: изменением характера от настороженного, затаенного до взволнованного, возбужденного; постепенным нарастанием динамики от еле слышимого пиано до громоподобного форте; ускорением темпа – от медленного до стремительного.
Таинственное шествие постепенно перерастает в дикую пляску гномов и троллей – обитателей сказочной пещеры.
Мы не смогли бы, например, дослушать до конца “В пещере горного короля”, если бы в этой музыке не было ярких, запоминающихся интонаций, если бы в ней ничего не развивалось, а все время повторялось одно и то же.
Мы узнаем и запоминаем музыку легко, если она построена на ярких, запоминающихся интонациях, нам интересно слушать музыку, она увлекает нас тогда, когда в ней есть увлекательное развитие.
Музыкальная разминка. (Танец маленьких утят) (в этой музыке тоже есть изменения, т.е. развитие.1– часть быстрая, легкая, весёлая
2 – часть плавная, медленная, спокойная
Продолжая практически осваивать изменения в музыке, я предлагаю поиграть на детских музыкальных инструментах. Но сначала угадать русскую народную песню по мелодии (наиграть фрагмент).
– Правильно! р.н.п. “Калинка”.
Слушаем и определяем изменения.
1 часть (припев) – быстрая, весёлая, танцевальная….
2 часть (куплет) – медленная, плавная, протяжная, более песенная….
Ребята обратили внимание на ударения, акценты в музыке. Прохлопаем их отдельно без музыки (добиваться одновременного исполнение на счёт).
Правила игры на инструментах:
– как правильно держать;
– как извлекать звук;
– когда играть, в какой момент…
Игра на детских шумовых инструментах под фонограмму (слайд №15)
Анализ исполнения. - Что получилось?
Молодцы. Почувствовали и передали изменения в музыке – контраст. Приём контраста является приёмом развития и изменения музыки
В заключение урока мы с вами исполним знакомую детскую песенку о дружбе (наиграть), в музыке, которой есть развитие. (“Дружат дети всей земли”)
Повторение слов по картинкам на доске (слайд №16)
Концертное исполнение в характере с жанровым изменение: припев –танцевальный, куплет – песенный.
Обобщение темы урока
Подводя итог урока, проверяя, как вы усвоили новую, сложную тему я задаю контрольные вопросы: (слайд №17)
– Что такое развитие? Скажите одним словом….(изменение)
– Чему мы сегодня научились? (Определять виды развития)
– Какие виды развития и в каких произведениях или песнях, пьесах вам запомнились? (Жанровое – “Дружат дети всей земли”, темповое, динамическое – “В пещере горного короля” Э. Грига, исполнительское – песня “Почему медведь зимой спит” Л. Книппера, р.н.п. “Калинка” – темповое.
– В произведениях, какого композитора было яркое развитие? (Грига.) Как оно называлось? (“В пещере горного короля”, динамическое, темповое)
Значит, в основе музыки лежат интонация и развитие (слайд № 18)
Нет музыки без развития
Домашняя работа: – Я предлагаю вам дома нарисовать любой рисунок к произведению, которое вам больше всего понравилось, для оформления выставки на следующем уроке.
Рефлексия на конец урока.
Поднимите руку высоко вверх, если ………
– На уроке было интересно, узнал много нового.
Рука внизу, если……..
– Остались вопросы.
Спасибо за активную работу на уроке. Выставление оценок. Музыкальное прощание.
Выход из класса под “Марш” Т. Хренникова.