Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
лицей №21 г.Иваново
учитель музыки Тарасова Надежда Николаевна.
Урок музыки в 7 классе.
Тема урока: Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко.
Повторение.
О чём мы говорили? (О балете)
Что вспомнили? Что нужно для создания балета?
Какие балеты и оперы вспомнили?
(УЧЕБНИК стр.30-35 (Критская.)
Работа над новым материалом.
Тема нашего сегодняшнего урока Балет «Ярославна» Б.И.Тищенко. Запишите. Слайд №1.
Сегодня мы познакомимся с балетом «Ярославна» и композитором Борисом Ивановичем Тищенко.
Но, первоначально балет назывался «Затмение». Подразумевалось, конечно, не реальное затмение, ставшее недобрым предзнаменованием перед походом Игоря, но омрачение умов в стране, истерзанной усобицами правителей. Поход Игоря стал лишь первым звеном в цепи бед, которые обрушились на Древнюю Русь.
Прочитаем текст на стр.30 (всё) -31 (1 абзац) учебника. Ответим на этот и другие вопросы.
Чтение.
Слайд №2.
Потому что судьба Ярославны, жены Игоря, отразила нечто большее, чем судьба одной русской женщины. Ярославна - живой символ Русской земли, которая незримо присутствует с князем на чужбине, укрепляя в нём решимость любой ценой вырваться из плена.
Образ Ярославны, главной героини балета, выступающей в окружении женского хора, подчёркивает лирическую направленность образного строя спектакля.
Композитор прочувствовал лирическую стихию литературы до монгольской Руси, «лиризм гражданственный, высокий, сочетавшийся с патриотическим пафосом, с эпическими темами, с размышлениями об исторических судьбах Русской земли».
Балет проникнут болью и гордостью за русский народ, мужественно боровшийся с врагами.
Музыкальная интерпретация образов «Слова о полку Игореве» в балете по сравнению с музыкальным воплощением тех же образов в эпической опере А. П. Бородина отличается предельно
зримой характеристичностью, суровостью, трагичностью звучания.
Запишем: Балет «Ярославна» написан на сюжет «Слово о полку Игореве». Состоит из 3-ёх действий.
Борис Иванович Тищенко родился в Ленинграде 23 марта 1939, умер 10 декабря 2010 года.
В своём творчестве он по-новому освещал образы древнерусской истории и русского фольклора. И в этом мы сегодня убедимся.
Вот что он говорил о своем детище:
«Самой важной моей работой в Ленинградском Малом театре стал балет «Ярославна», который занимает в моей жизни особое место. Он стал кульминацией моего творчества. Сегодня, спустя почти тридцать лет после его премьеры, зная всё, что происходило в мировом балете за эти годы, по оригинальности я не могу поставить рядом с «Ярославной» ни один спектакль!»
Воплощение темы князя Игоря в опере Бородина ему не нравилось, но сюжет не выходил из головы и волновал композитора постоянно.
Как раз в это самое время артист балета Кировского театра Юрий Хохлов — очень симпатичный, скромный человек — принёс ему свое либретто балета «Князь Игорь» в трёх актах. К сожалению, балетное либретто Хохлова пересказывало оперное — и героем его также оставался князь Игорь: именно такая интерпретация в Тищенко вызывала протест. «Ничего себе герой! Всех обманул, погубил войско, показал неспособность противостоять татарам и вверг свою родину в двухсотлетнее татаро-монгольское иго! Ну, никак я не мог такого принять!» - говорил композитор.
Мало-помалу в воображении композитора возник образ автора-летописца «Слова» — участника исторических событий.
Сейчас мы послушаем Вступление к балету. Слайд №3.
Звучит Вступление.
Как развивается мелодия, какую картинку она рисует.
Можно ли сравнить инструментальный напев со звучанием человеческого голоса?
(Музыка звучит скорбно, как плач. Как будто песня человека…)
Слайд №4.
Тема вступления создает образ страдания, скорби, народного горя. Она повторяется в балете несколько раз. Эта же музыка характеризует и его главную героиню - Ярославну.
Одинокий и поначалу слабый голос, похожий на пастушью свирель, приветствующую утро, рождается из тишины. В симфоническом оркестре этот голос поручено вести флейте-пикколо. Мелодия флейты похожа на народную песню с её плавным, неторопливым разворачиванием.
Флейта поёт тихо, очень медленно, сосредоточенно. Она словно прислушивается, не раздадутся ли иные звуки. Это придает её пению известное сходство со звучанием человеческого голоса: инструментальный напев как бы очеловечен.
Интонации чрезвычайно выразительны. Есть в них и печаль, и надежда, и долгое ожидание, и терпеливый поиск пути. Они по-речевому выразительны, но при этом и изобразительны. Уже в самом начале слышится дуновение ветра или шорох колеблющегося ковыля, а затем - пение птиц.
Протяжное пение малой флейты содействует возникновению атмосферы глубокой старины, вызывая
представление об одном из «предков» нынешних духовых инструментов - звучащем тростнике. Затем вступает второй голос, за ним - третий. Их свободное течение рождает красивые и необычные звучности.
Запишите: Вступление – образ скорби, страдания. Атмосфера старины.
После вступления звучит мужской хор «Стон Русской земли». Слайд №5.
Звучит хор «Стон русской земли».
(Сурово, сдержанно, строго и трагически. Образы страдания…)
Слайд №6.
Это эпическое повествование, за которым встает образ древнего летописца, именно хор комментирует происходящее на сцене, именно хор подчёркивает эмоциональное состояние героев.
В партитуру балета введены хоры - низкий мужской и высокий женский, которые поют подлинный текст «Слова о полку Игореве ». Хоровые эпизоды то комментируют происходящее, то служат одной из красок оркестра, а иногда звучат в кульминационные моменты как концентрированное выражение эмоций. Интонационная природа хора «Стон Русской земли» основана на речитации, в которой соединены переменность размера, свойственная русскому причету или духовному стиху, с двухголосием, в котором оба голоса поют свои мелодии в разных ладах. Оркестровая ткань также поддерживает хоральный молитвенный характер хора.
Запишите: «Стон русской земли» - образ страдания.
Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Первая битва с половцами». Слайд №7.
(Половцы представлены мелодиями, полными либо томной неги, либо дикой ярости.)
Звучит «Первая битва с половцами». Запишите название.
(То столкновение, то отдаление, сигнальные рожки, резкие удары столкновения…)
Характерной особенностью сцены является отсутствие отчётливо выраженных мелодий. Она словно соткана из обрывков интонаций, мелодий, напевов. Контраст их сопоставлений придает звучанию особую напряженность и драматизм, который усиливается к концу сцены.
Рассмотрите фотографии на стр.32-33 (на слайде). здесь видим танцоров, изображающих половцев, то статичных, то в несколько вычурных позах. Приглядевшись, можно увидеть и то, что головы и лица половцев закрыты шлемами.
Давайте прочитаем об этой сцене в учебнике на стр.32. Чтение.
Звучит «Стрелы».
Слайд №9.
Сейчас звучала сцена, которая называется «Стрелы». Запишите название. (доп.щелчок).
Оркестровые эпизоды «Вежи (шатры) половецкие и «Стрелы» носят ярко изобразительный характер. Именно они создают характерный и выразительный колорит грозных предзнаменований и смутной опасности. Это эмоциональное состояние усиливается заунывным остинатным (многократным повторением) мотивом скрипок – бесконечным тягучим фоном, на котором возникают отдельные «всплески», отзвуки, передающие как бы ночные шорохи.
Следующая сцена, которую мы послушаем, называется «Плач Ярославны». Слайд №10.
Звучит «Плач Ярославны». Запишите название.
(Жалоба, скорбь, тоска – такие чувства выражает музыка. Духовые деревянные.)
Слайд №11.
В сцене сочетаются и интонации похоронных плачей, и попевки свадебных причетов, и звуковые обороты знаменного распева и русских лирических песен.
Заунывность музыки «Плача» словно бесконечно длит то эмоциональное состояние, в котором пребывает главная героиня балета.
В музыке «Плача Ярославны» выражено мировосприятие и мироощущение русского народа: плач поётся, и поётся не для смерти, а для жизни. В финале балета оплакивание умерших переосмысливается и смыкается со славлением. Плач как прославление вполне соответствует поэтике самого «Слова о полку Игореве».
(Из оперы Бородина «Плач Ярославны», «Мертвое поле» из кантаты «Александр Невский» С.Прокофьева.)
Финальная сцена балет называется «Молитва». Слайд №12.
Звучит «Молитва».
(Исполняет хор, музыка звучит сдержанно, скорбно…)
Слайд №13.
Сдержанный мотив с повторением одних и тех же слов («Господи Боже, помилуй мя!») звучит скорбно, имеет трагическую окраску. Но, несмотря на мрачный и суровый колорит, молитвенное звучание хора подводит слушателей к пониманию основной идеи произведения
- стремление русского народа к единению, к борьбе за веру, к победе над врагами.
Слайд №14.
Рассмотрите на стр.34-35 образы Ярославны, созданные балериной и художниками - В.Фаворским
(книжная иллюстрация) и И.Глазуновым (живопись).
Сравните эти изображения. (Образы все похожи друг на друга, женщина, грустный и скорбный взгляд, молится, переживает…)
Итог урока:
О каком произведении мы говорили? (Балет «Ярославна».)
Кто написал этот балет? (Современный композитор Б.И.Тищенко.)
Какие сцены из балета мы послушали?