Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа» мкр. Юбилейного г. Королева Московской области
СЦЕНАРИЙ
музыкально-поэтического вечера
о П. И. Чайковском (25.04. 1840- 25(26).10. 1893 г.)
«Трудно представить нашу жизнь без музыки и еще труднее без Чайковского»
(сценарист и ведущая Федоренко Л.Е.)
2015г.
(Звучит « Сентиментальный ВАЛЬС» П.И.Чайковского)
Снег идет…Он так робко ложится на площадь,
Словно первую гамму играет на ощупь.
Снег идет… Пьедестал осыпает гранитный
В тихом темпе, в стеснительном медленном ритме.
Но Чайковский к беззвучью его, словно к звуку,
Протянул вдохновенно изящную руку.
И над улицей в гуле машинного бега
Дирижирует белой симфонией снега.
Повелительной палочки тайные взмахи –
И мелькают снежинки, как нотные знаки,
И трепещут, сверкая серебряной пылью,
Лебединого озера легкие крылья…
Снег идет, словно силы свои проверяя,
Словно тихую песню на слух подбирая…
Снег струится,- и памятник, строгий, певучий,
Утопает в снегу, словно в море созвучий,
И Чайковского облик – не бронза и камень,
А медалью серебряной в площадь вчеканен.
(Ахмат Созаев)
Сентиментальный вальс – одно из тех произведений, благодаря которым возникло выражение «популярная классическая музыка». Типично салонная пьеса, неприхотливая, но трогательная, во вкусе любительского музицирования. Вальс вошел в сборник «Шесть пьес для фортепиано», написанный Чайковским в 1882 году по заказу издателя Юргенсона, и вышел с посвящением Эмме Жентон. Во всей обширной документальной биографии композитора лишь несколько строчек скупо рассказывают, что Эмма Жентон была гувернанткой в семье Кондратьевых, близких друзей Петра Ильича. Зимой 1881-1882 годов Чайковский встретился с Кондратьевыми в Италии. В длительных прогулках в окрестностях Рима, на старинную виллу Боргезе, к голубому гроту в Сорренто принимала участие и Э. Жентон. Нет никаких оснований предполагать, что отношение Чайковского к Жентон выходило за рамки обычного знакомства. Но когда через полгода вышли из печати «Шесть пьес», то ей «достался» вальс поэтичный мечтательный. Так, может быть. Она и была такой, и вальс – ее «портрет», а посвящение – знак деликатного, дружеского участия? А может быть, композитором просто овладело меланхолическое чувство при воспоминании о вечно юной, поэтичной Италии? Этого мы, конечно, уже не узнаем. Но как бы там ни было, одну из самых лирических страниц Чайковский навсегда соединил со скромным именем безвестной гувернантки.
Биография П.И.Чайковского – это, прежде всего, история его произведений, история творчества, в котором он видел цель, смысл, радость жизни.
Слава, цветы, аплодисменты, восторженные отклики в газетах, десятки предложений приехать на гастроли в десятки городов России, Европы и Америки – все это было гораздо позднее. А сначала – годы упорных занятий и первые серьезные опыты.
Способности к музыке проявились у Петра Ильича рано: в пять лет он начал играть на фортепиано, а через три года читал ноты и записывал свои музыкальные впечатления. Мальчик, который слышал ее всюду, всегда и во всем, придумал для себя самое страшное наказание – не подходить к музыкальному инструменту.
Юного Чайковского в семье называли «маленьким Пушкиным». Он сочинял стихи, и родные думали, что он будет поэтом. Никто не подозревал, что в нем таится будущий крупный музыкальный деятель. Вера в свое призвание была так сильна, что однажды, несмотря на свою врожденную скромность, он сказал брату: «С Глинкой мне может быть не сравниться, но увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной».
Ты помнишь, как забившись в музыкальной, забыв училище и мир,
Мечтали мы о славе идеальной, искусство было наш кумир.
Написал спустя много лет поэт Алексей Апухтин – друг Петра Ильича с детства и выдающийся русский поэт, который вместе с Чайковским учился в Петербургском училище правоведения.
И уже позже, когда путь Петра Ильича в жизни был определен, Апухтин написал:
Мечты твои сбылись. Презрев тропой избитой,
Ты новый путь себе настойчиво пробил, ты с бою славу взял…-
Горжусь, что угадал я искру божествав в тебе, тогда горевшую едва,
Горящую теперь таким могучим светом!
Чайковский был первым русским композитором, получившим профессиональное музыкальное образование в первой русской консерватории.
«Я до страсти люблю русский элемент во всех его проявлениях. Одним словом, я русский в полнейшем смысле этого слова… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи».
«Русская народная песня есть драгоценный образец народного творчества; ее самобытный, своеобразный склад, ее изумительно красивые, мелодические обороты требуют глубочайшей музыкальной эрудиции, чтобы суметь приладить русскую природу к установившимся гармоническим законам, не искажая ее смысла и духа».
Ярчайший пример любовного отношения П. И. Чайковского к русскому быту – опера «Евгений Онегин». «Лирическими сценами» назвал ее автор, что определяет особую музыкальную настроенность произведения, в котором преобладает лирическое чувство – хор девушек из оперы «Евгений Онегин» (1878). «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренне и просто выражать музыкой те чувства, настроения и образы, на которые наводит текст. В этом отношении я реалист и коренной русский человек», - писал П. Чайковский.
(звучит «Вальс» из оперы «Евгений Онегин».)
Из 16 песен для детей опус 54 15 сочинялись Чайковским (в сентябре он, наконец, поехал к любимой сестре Александре Ильиничне в ее украинское имение Каменку, где всегда отдыхал душой) именно здесь между 16 октября и 3 ноября 1883 года. 25 октября он сообщал Н. Ф. фон Мекк, своей меценатке, с которой велась регулярная переписка: «Я пишу теперь сборник детских песен, о коем уже давно помышлял. Работа эта очень увлекает меня, и, кажется, что песенки эти выходят удачно». В сборник композитор включил написанную ранее (в начале января 1881 года) «Детскую песенку» («Мой Лизочек») на стихи Константина Сергеевича Аксакова (1817—1860), сына известного русского писателя, автора сказки «Аленький цветочек», «Семейной хроники», «Детских годов Багрова-внука» и др. Как и его младший брат Иван, Константин Аксаков был писателем и публицистом.
«Колыбельная песнь в бурю» из цикла 16 песен для детей. Как говорил сам Чайковский, этот цикл предназначен для того, чтобы дети слушали его, а не исполняли. Для песен он использовал стихи А.Н. Плещеева, И. З. Сурикова, С. Т. Аксакова.
«Колыбельная песнь в бурю» написана на отрывок из стихотворения Плещеева «В бурю».
Особый стиль письма отличает творчество великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Его колыбельные не похожи ни на какие другие.
Мироощущения композитора, его взгляды на жизнь и искусство отразились и в таком камерном жанре, как колыбельная»
Обе колыбельные звучат не совсем привычно для колыбельных – немного тревожно и грустно. «Мелодия одной из них (на стихи А. Плещеева) похожа на романс, мелодия другой (на стихи А. Майкова) – на народную песню. Размер три четверти в первой колыбельной позволяет говорить о некоторой вальсовости, чрезвычайно любимой Чайковским. В обеих колыбельных передана сложная гамма чувств – встревоженность и желание успокоить ребенка. Эта встревоженность усиливается изображением в музыке таинственного ночного пейзажа».
Стихи Алексея Николаевича Плещеева (1825—1893), поэта и писателя, литературного и театрального критика, известного как переводами (из Г. Гейне) и лирикой, так и гражданственными стихами, некоторые из которых стали революционными песнями.
«Колыбельная в бурю» с мелодией, будто скованной, развивающейся в крайне ограниченном диапазоне, и бесконечным движением аккомпанемента. Заключительная «Детская песенка» («Мой Лизочек») отличается изяществом, гибкой мелодией, скупостью аккомпанемента.
Алексей Плещеев « В бурю» (1872)
Комнату лампада кротко озаряла; Мать, над колыбелью наклонясь, стояла.
А в саду сердито выла буря злая, Над окном деревья темные качая.
И колючей веткой ель в стекло стучала, Как стучит порою путник запоздалый.
Дождь шумел; раскаты слышалися грома; И гремел, казалось, он над крышей дома.
На малютку сына нежно мать глядела; Колыбель качая, тихо песню пела:
"Ах! уймись ты, буря! Не шумите, ели! Мой малютка дремлет сладко в колыбели.
Ты, гроза господня, не буди ребенка; Пронеситесь, тучи черные, сторонкой!
Бурь еще немало впереди, быть может, И не раз забота сон его встревожит".
Спи, дитя, спокойно... Вот гроза стихает; Матери молитва сон твой охраняет.
Завтра, как проснешься и откроешь глазки, Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки!
Веселый и печальный, лукавый и застенчивый, нежный и ласковый с детьми. «Одной из отличительных черт было его чрезвычайное обаяние. Когда его ждали, то хозяева, гости, прислуга находились в состоянии праздника… Он любил семейную жизнь, детей…».
Так Петр Ильич ответил на неуклюжие стихотворения девочек:
Девицы Сашенька и Леночка хотели меня в стихах веселых осмеять,
И что же – тужились, старалися, потели, а родили всего стишонков пять.
Не то, что я. Мой мощный гордый гений едва присел на стул, и уж как раз
Готов поток чудесных песнопений, и в них сразить он мог обеих вас.
Пусть в нем щека уродливо надута, пусть он теперь подобье Сатаны,
А все ж в него Елена и Сашута без памяти ужасно влюблены.
К какой бы теме, сюжету, явлению ни прикасался своим творческим воображением Чайковский, он всегда схватывал главное, основное в намеченном замысле и выявлял это зерно по-своему – просто, правдиво, жизненно.
«Балет – та же симфония»…Из письма к Надежде Филаретовне фон Мекк: «Мне кажется, что музыка балета «Спящая красавица» будет одним из лучших моих произведений. Сюжет так поэтичен, так благодарен для музыки, что я сочинением его был очень увлечен и писал с той теплотой и охотой, которые всегда обуславливают достоинство произведения».
Слушаем «Вальс» из балета «Спящая красавица» (1889).
Балет «Щелкунчик» (1892)
Танец в балетах Чайковского стал средством разнообразных музыкальных характеристик как отдельных героев, так и окружающей их среды. Различного типа характерные танцы рисуют образы других, второстепенных персонажей балета, создают яркую картину окружающего быта («Марш» из 1 действия).
Щелкунчик стал символом новогоднего праздника не только потому, что сама история происходит в Рождество, но и потому, что в ней много волшебства, чудесных превращений и таинственных приключений.
Впервые балет «Щелкунчик» был показан в Санкт-Петербурге в декабре 1892 года, на сцене Мариинского театра. Роли Клары и Фрица исполняли дети, учащиеся Петербургского Императорского театрального училища, которое оба закончили лишь через несколько лет в 1899 году.
Постановка этой волшебной сказки, рассказанной на Рождество, стала традиционной в предновогодние дни. Этот спектакль нравится всем без исключения, и его посещают с удовольствием и дети, и взрослые.
Удивительно изящен и тонок «Танец Феи Драже».
Либретто к балету создано Мариусом Петипа по мотивам сказки Эрнста Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» (1816 год; в основу либретто легло переложение сказки, сделанное в 1844 году Александром Дюма-отцом), однако Театральная энциклопедия ошибочно называет автором переложения Дюма-сына
По замыслу либреттиста, игрушечные пастушки «танцуют, играя на дудочках, сделанных из камыша». Замечательной находкой композитора является главная тема танца: пасторальная мелодия трех флейт. Ее красота неотделима от природы инструмента: будто сама душа флейты вселилась в эту музыку, легкую и подвижную, как ветерок в «звонких скважинах пустого тростника» («Танец пастушков» из балета «Щелкунчик»).
«Я всегда стремился как можно правдивее, искренне выразить музыкой то, что имелось в тексте…Я всегда старался выбирать сюжеты, в которых действуют настоящие живые люди, чувствующие так же, как я».
«Опера, и именно опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях – всего народа…Мне нужно, чтобы не было царей, цариц, народных бунтов, битв, маршей, словом всего, что составляет атрибут «большой оперы»…Мне нужны люди, а не куклы» (Чайковский). Клавир оперы «Пиковая дама» был написан за 44 дня. Писалась она во Флоренции, куда композитор выехал, чтобы ничто не отвлекало его. Оттуда он переписывался с братом Модестом, который сочинял либретто, оставаясь в Петербурге. Премьера состоялась в Петербурге, а через несколько лет прозвучала в Праге, Загребе, Вене, Милане и вскоре обошла все оперные сцены мира.
«Романс Полины» из оп. «Пиковая дама»,
По желанию директора петербургского театра Всеволожского действие «Пиковой дамы» перенесено в другую эпоху – в XVIII век. Поэтому и в музыке есть отдельные номера в стиле того времени (например, пастораль 3-й картины оперы). «Дуэт пастушков» из оп. «Пиковая дама».
В опере и балете Чайковский использовал вальс и по своему прямому назначению — его танцуют, и как одно из средств музыкально-сценической драматургии.
«Красота в музыке состоит не в нагромождении эффектов и гармонических курьезов, а в простоте и естественности». (Слушаем «Ната-вальс»)
Вальс – один из любимейших жанров Чайковского. Среди большого количества вальсов у композитора встречаются вальсы концертного плана, например, «Ната-вальс», ор. 51, вальсы лирические с преобладанием вокального начала (близкие к романсу), такие, как «Сентиментальный вальс», ор. 51, вальсы салонного стиля («Вальс-безделушка», ор. 72, «Вальс-шутка», без опуса). Многие произведения Чайковского, хотя и не названы вальсом, по сути, являются таковыми. Вальсообразный характер придает им особое очарование (например, «Подснежник» из «Времен года»).
Трактовка этого танца напрямую связана у Чайковского с традицией, идущей от М. Глинки и, прежде всего, от «Вальса-фантазии» (см. в нашей коллекции). В Вальсе из «Детского альбома» можно ощутить элементы разных типов вальса – и лирического, и бального, и характерного танца.
Чайковским было написано множество фортепианных произведений. Это три концерта, фантазия, соната, свыше 100 фортепианных сочинений.
В фортепианных произведениях Чайковский выражает свои лирические настроения, даёт музыкальные зарисовки природы, бытовых народных сцен. Наиболее известны его «Детский альбом», цикл пьес «Времена года», пьесы «Ната-вальс», «Сентиментальный вальс», «Романс».
Вальсы я могу сочинять сколько угодно, — сказал Петр Ильич Чайковский в разговоре со своим другом критиком Г. А. Ларошем. Действительно, композитор обращался к жанру вальса очень охотно, используя его в самых различных «музыкальных ситуациях». Вальсы встречаются в операх и балетах, симфониях и сюитах Чайковского, среди его фортепианных и скрипичных пьес, романсов и песен. Перелистаем некоторые страницы вальсовой музыки великого композитора.
Летние месяцы Чайковский нередко проводил в селе Каменке, на Украине, у своей сестры А. И. Давыдовой. Здесь он много работал, но и охотно предавался забавам и развлечениям в кругу родных. Непременной участницей этих развлечений была жившая в семье Давыдовых дальняя родственница Наталья Андреевна Плесская, внучка декабриста И. В. Поджио. Это была веселая, жизнерадостная девушка, очень умная, прекрасная рассказчица, добрая, отзывчивая душа. Чайковский симпатизировал Наталье Плесской, переписывался с ней, а летом 1878 года, находясь в Каменке, сочинил легкий, изящный, поэтичный «Натали-вальс», ей посвященный. Композитор охотно посвящал свои произведения друзьям и знакомым, но чаще всего, это был обычный акт вежливости и дружеского внимания, не больше; искать в музыке пьесы образ того, кому она посвящена, не имеет, как правило, смысла. Иное дело «Натали-вальс»: Чайковский вынес имя девушки в название пьесы, чем выделил это посвящение из ряда других. Кроме того, зная по воспоминаниям современников, каков был облик Н. А. Плесской, зная чувства симпатии, какие Чайковский к ней испытывал, нельзя не видеть в «Натали-вальсе» музыкального портрета этой девушки. Впоследствии Чайковский несколько переработал вальс, придав музыке черты большей пышности и концертного блеска, и опубликовал его под названием «Ната-вальс». В том же сборнике, что и «Ната-вальс», был напечатан также «Сентиментальный вальс», сочиненный в 1882 году и посвященный Э. Жентон — милой женщине, гувернантке в семье друга Чайковского Г. П. Кондратьева
Все в тающей дымке – холмы, перелески…
Здесь краски неярки и звуки не резки.
Здесь медленны реки, туманны озера
И все ускользает от беглого взора.
Здесь мало увидеть, здесь надо всмотреться,
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце.
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в сердце созвучья нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили бездонные воды
Всю прелесть застенчивой русской природы. (Рыленков)
В 1876 году Чайковским был написан фортепианный цикл «Времена года» по заказу издателя музыкального журнала «Нувеллист» Н. М. Бернарда, который публиковал ежемесячно по одной пьесе в течение этого года. Эпиграфы из стихотворений русских поэтов, по-видимому, выбраны издателем. Музыка 12 пьес цикла и сама похожа на красивые стихи – она поэтична. Композитор посвятил эти пьесы застенчивой русской природе, ее разным состояниям, которые сменяют друг друга. А еще музыка Чайковского о том, какой отклик вызывают картины природы и сельской жизни в душе человека.
Музыка цикла состоит из лирических и жанровых пьес, на создание которых Чайковского вдохновила русская природа, русские обычаи. По словам композитора, он испытывал «святой восторг» при общении с природой. «…Я еще не встречал человека, - пиал Чайковский, - более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи» (из письма к Н. Ф. фон Мекк от 8/20 февраля 1878 г.).
«Жить можно только в России, и только живя вне ее, постигаешь всю силу своей любви к нашей милой, несмотря на ее недостатки, родине» (из письма Чайковского к Надежде Ф. фон Мекк).
Каждая пьеса содержит настроение или сюжет, связанный с одним из месяцев года в России (за исключением «Баркаролы», где само название и характер звучания наводят на мысль о южном пейзаже). В этой пьесе мы слышим иные, по сравнению с весенними пьесами, краски – более сочные, теплые. Плавное раскачивание аккомпанемента рисует лодку на волнах. А мелодия передает эффект возникающей издали песни.
Выйдем на берег, там волны ноги нам будут лобзать;
Звезды с таинственной грустью будут над нами сиять.
(А. Н. Плещеев «Песня»)
Говорят, что настоящая русская весна начинается в апреле. Наступает та пора, когда под лучами солнца из-под земли начинает пробиваться молодая травка и первые весенние цветы – подснежники.
Пьеса №4 сборника называется «Апрель. Подснежник».
Голубенький чистый подснежник-цветок.
А подле сквозистый последний снежок…
Последние слезы о горе былом,
И первые грезы о счастье ином…
(Майков)
Вот и выпал первый снег. Можно сесть в сани и прокатиться на тройке быстрых коней. Кони мчатся, и сидящему в санях ездоку открывается во всей красе необъятный русский простор, ширь заснеженных лесов и полей. Звучит раздольная песня. Это эпиграф к пьесе №11 «Ноябрь. На тройке».
Не гляди же с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу поскорей навсегда заглуши.
(Некрасов)
Пьеса №12 «Декабрь. Святки»
Раз в морозный вечерок девушки гадали:
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
(В. А. Жуковский из баллады «Светлана»)
С помощью жанровой основы - ритма вальса Чайковский передает образ пьесы: уют дворянской усадьбы, доброе, радостное настроение рождественских праздников. Композитор «так глубоко, так чутко, умно переосмыслял ритмоформулу романтического вальса, что мог превращать этот танец в симфонические поэмы, - малой протяженности, но тонкого смысла. Он не только психологизировал вальс, он сочетал присущую вальсу волнообразность мелодии с русской распевностью, с русской широтой и плавностью дыхания» (Асафьев Б.В.)
МУЗЫКА (П.И.Чайковскому)
И плывут и растут эти чудные звуки, захватила меня их волна…
Поднялась, подняла, и неведомой муки, и блаженства полна…
И божественный лик, на мгновенье, неуловимой сверкнув красотой,
Всплыл, как живое виденье над этой воздушной, кристальной волной,
И отразился, и покачнулся, не то улыбнулся, не то прослезился…
(Я.Полонский)
Умолкли музыки божественные звуки, пленив меня на миг своим небесным сном.
Вослед моей мечте я простираю руки,-пусть льется песня вновь серебряным дождем:
Как выжженная степь ждет ливня и прохлады, я страстно звуков жду, исполненных отрады!
О гений музыки! Растет тоски волна! Пошли созвучий мне живое сочетанье:
Я свежий кубок твой не осушил до дна...И вот они звенят…Я с ними вновь сливаюсь..,
Я счастлив…Я дрожу… Я плачу…Задыхаюсь…
Шелли (перевод А.Бальмонта)
«Чайковский и музыка – это два нераздельных понятия, и до тех пор, пока на нашей планете будут звучать гениальные аккорды, люди будут преклоняться перед его гением. Боюсь, что у меня не хватит слов, чтобы по достоинству оценить его влияние. Он для нас - все» (Стоковский).
Сейчас мы с Вами совершим сказочное путешествие в уютную маленькую страну. Побываем в крошечном городке Хаапсалу на западном побережье Эстонии. Не смог устоять перед его обаянием и П. И. Чайковский. Молодой Петр Ильич проводил лето 1868 года в этом городке, называемом на немецкий манер Гапсалем вместе с братьями, а также с семьей А. И. Давыдовой. Тишина и покой старинного городка словно обещали открыть какую-то тайну. Однажды, гуляя среди развалин живописного старинного замка, Чайковский встретил старую эстонку, которая рассказала ему легенду о Белой Даме. Эту легенду композитор положил на музыку, которая получилась живая и очень светлая. Потому что он сам был влюблен в красивую и очень музыкальную девушку, Веру Давыдову, которая тоже отдыхала в Гапсале. Чайковский написал три пьесы, назвав их «Воспоминание о Гапсале» и посвятил их этой девушке, а пьесы назвал «Развалины замка», «Скерцо» (переделанная из его ф-ной пьесы Аllegro f-moll, которую сочинил во время занятий в петербургской консерватории) и «Песня без слов» (эта музыка стала наиболее популярной из цикла и известной во всем мире в связи с ее переложением для скрипки и фортепиано австрийским скрипачом и композитором Ф. Крейслером). Это музыка о любви и о рыцарстве, невольно вспоминаются строки Владимира Высоцкого:
…Но многих захлебнувшихся любовью,
Не докричишься, сколько ни зови…
Им счет ведут молва и пустословье,
Но этот счет замешан на крови.
Во все времена были и будут Ромео и Джульетты, рассказывающие нам свою историю Любви. «Воспоминание о Гапсале» - это тоже своя история Ромео и Джульетты, поэтому пожелтевшие страницы цикла продолжают так волновать нас. Благодарные жители Хаапсалу на берегу залива поставили памятник Петру Ильичу – «Скамью Чайковского» из красивого белого камня (скульптор – Р. М. Хаавамяги-Эспенберг). Спинка скамьи украшена бронзовым портретом композитора и строчкой эстонской народной песни «Дорогая Мари», которую композитор прославил на весь мир: полюбившаяся эстонская песенка звучит в его самой знаменитой Шестой симфонии.
П. И. Чайковский давно стал всенародным композитором. И это неудивительно: в его творчестве мысль сочетается с задушевностью, высокое художественное мастерство с проникновенными, чуткими мелодиями, касающимися многообразнейших оттенков человеческой психики.
Имя Чайковского стало эпохой в мировом развитии музыки, ценнейшим русским вкладом в нее, одним из проявлений неистощимой художественной одаренности великого народа и его человечнейшей культуры.
Музыка Чайковского дышит жизнью, она волновала и волнует людей сердечностью, сочувствием людскому горю. Она воспринимается всеми в стране как родное, драгоценное состояние, ибо в ней родник сердечного тепла и глубочайшего сочувствия людям. Его музыка в народном сердце.
Его мечта осуществилась: он действительно стал во всем творческом размахе народнейшим композитором. Его произведения поют, играют, слушают, изучают, любят самые чуткие, внимательные и признательные слушатели.
ПРОГРАММА ВЕЧЕРА, ПОСВЯЩЕННОГО ТВОРЧЕСТВУ
П. И. ЧАЙКОВСКОМУ
(17 марта 2015 г. ДМШ г. Юбилейный, ведущая Федоренко Л. Е.)
«Сентиментальный вальс», исп. Мартынов Михаил (ф-но) и Кузнецова Т. Л. (скрипка), преп. Филимендикова О. Е.
Хор девушек «Девицы красавицы» из оп. «Евгений Онегин», исп. Кошелева Лиза и Каримова Альбина, преп. Зименкова В. В.
«Вальс» из оперы «Евгений Онегин», исп. Зудилина Мария и Орешкина Дарья, преп. Майченко Л.В.
«Мой Лизочек» романс в исп. Шебеко Настя, преп. Краснова Л. Е., концертм. Чернышева Л. Н,(Крапивная Л.В.).
«Колыбельная в бурю», исп. Кошелева Лиза, преп. Зименкова В. В
«Романс Полины» из оп. «Пиковая дама», исп. ансамбль Юрковская Лиза и преп. Филимендикова О. Е.
«Дуэт Прилепы и Миловзора» (дуэт пастушков) из оп. «Пиковая дама», исп. Белова Наташа, преп. Филимендикова О. Е.
«Дуэт Прилепы и Миловзора» (дуэт пастушков) из оп. «Пиковая дама», исп. Шебеко Настя и Горбунова Валерия, концертм. Чернышева Л.Н., преп. Краснова Л.А.
«Вальс» из балета «Спящая красавица», исп. Кошелева Лиза и Каримова Альбина, преп. Зименкова В. В.
«Вальс» из балета «Щелкунчик», исп. Савельева Валерия и Майченко Л.В.
«Марш» из балета «Щелкунчик», исп. Кошелева Лиза, преп. Зименкова В. В.
«Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», исп. Власова Настя и Барматова Александра, преп. Шелудько Т.Н.
«Танец пастушков» из балета «Щелкунчик», исп. ансамбль скрипачей, преп. Князятова Е. П., концертм. Соснина Л. Г.
«Ната - вальс», исп. Тятюшкина Лилия, преп. Майченко Л.В.
«Июнь. Баркарола» из сб. ф-ных пьес «Времена года», исп. Зайцева Мария, преп. Филимендикова О.Е.
«Апрель. Подснежник» из сб. ф-ных пьес «Времена года», исп. Савельева Валерия, преп. Майченко Л.В.
«Ноябрь. На тройке» из сб. ф-ных пьес «Времена года», исп. преп. Майченко Л.В.
«Декабрь. Святки» из сб. ф-ных пьес «Времена года», исп. Доценко Настя, преп. Майченко Л.В.
«Песня без слов» или «Скерцо» из ф-ного цикла «Воспоминание о Гапсале», исп. преподаватели Крапивная Л. В. и Цырикова С. В.