Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Дополнительного образования
«Центр эстетического воспитания и образования детей».
Методическое сообщение на тему:
«Преемственность в музыкальном воспитании детей в школе искусств».
Составитель:
Фролова В.В.
преподаватель эстрадного вокала.
г. Кингисепп
2016 год
Актуальность:
Данная тема предопределена практикой работы с детьми дошкольного и школьного возраста учащимися школы искусств «Центра эстетического воспитания и образования детей». Мною в данной работе предпринята попытка объединить указанные направления исследования в единое, общее и комплексное целое, выявить общие закономерности и специфику работы преподавателя с разными возрастными группами детей. Работа является попыткой разработать единую программу музыкального воспитания детей, начиная с детского дошкольного учреждения, и заканчивая обучением в школе искусств.
Многие мои ученики, которые пришли заниматься на общеэстетическое отделение, сегодня успешно занимаются на эстрадном и музыкальном отделениях. Ребята не только имеют хорошую успеваемость, но так же достаточно большой опыт выступлений в районных и в региональных конкурсах. Выводы, содержащиеся в работе, основаны на реальных примерах.
Мне посчастливилось в своей профессиональной деятельности совместить деятельность преподавателя музыкальной подготовки общеэстетического отделения «Центра эстетического воспитания и образования детей» и преподавателя по классу эстрадного вокала и фортепиано. Это сочетание позволило сделать однозначный вывод: музыкальным воспитанием ребенка надо заниматься, как можно раньше и оно должно носить планомерный, последовательный, непрерывный характер. К сожалению, редко когда музыкальное образование в музыкальной школе, школе искусств базируется на полноценной подготовке, проведенной в детском саду. Среди моих учащихся до 80 % учеников начинают обучение с 5 лет, с общеэстетического отделения, а заканчивают обучение в возрасте 14–15 лет в школе искусств.
Предметом изучения в работе являются приемы, навыки музыкального воспитания дошкольников и учащихся школы искусств.
Рассматриваемая в данной работе методика реализуется в соответствии с дополнительной общеразвивающей программой «Музыкальная подготовка», рекомендованная для обучающихся 5-7 лет. Срок реализации 3 года.
Программа ориентирована для учащихся общего эстетического отделения «Центра эстетического воспитания и образования детей» и предусматривает музыкально-певческое развитие. Программа по музыкальной подготовке способствует развитию творческого потенциала ребенка и воспитанию нравственных качеств личности.
Процесс обучения строится на принципах мотивации ребенка к познанию и творчеству.
Цель: способствовать творческому развитию учащегося через приобщение к миру музыкального искусства.
Задачи :
Воспитывающие:
• Сформировывать творческое мышление и воображение, навыки организации работы на занятиях;
• Воспитывать устойчивый интерес к предмету деятельности;
• Воспитать трудолюбие, целеустремленность и упорство в достижении поставленных целей;
Обучающие:
• Научить основным элементам нотной грамоты, сформировать понятие метроритма;
• Научить ребенка слушать и слышать то, что он поет;
• Познакомить учащихся с разновидностью музыкальных жанров
Развивающие:
• Развивать познавательный интерес, творческую активность, внимание;
• Развивать ладовый слух, музыкальную память, чувство метроритма;
• Развивать образное и ассоциативное мышление в процессе создания музыкального образа;
Продолжительность занятия:
– для 5 лет 25 минут один раз в неделю;
- для 6-7 лет – 30 минут один раз в неделю.
Всего 34 академических часа в год.
Музыкальное воспитание дошкольников:
Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Однако только музыка имеет возможность воздействовать на ребенка на самых ранних этапах. Она является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания, обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Отсутствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. Подобно процессу владения речью, для которого необходима речевая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроение.
Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная среда, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и в жизни. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.
Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа о ней включает характеристику эмоционально-образного содержания, поэтому словарный запас детей обогащается образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке.
Умение представить и воспроизвести высоту звуков в мелодии также предполагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставление, запоминание, что также влияет не только на музыкальное, но и общее развитие ребенка.
Все музыкальные способности возникают и развиваются в музыкальной деятельности ребенка.
Однако хочется отметить, что музыкальные способности проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году обучении на общеэстетическом отделении (5 лет) проявляются три основные способности – ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это и свидетельствует о музыкальности. Именно в это время можно отбирать детей в вокальные ансамбли. На базе детей пятилетнего возраста несколько лет назад был отобран фольклорный ансамбль «Веснушки». Ребята по мимо занятий общеэстетического отделения посещали дополнительно занятия ансамбля. [pic]
Дети, которые с общеэстетического отделения и до окончания школы искусств прошли весь путь обучения, становятся эрудированными, воспитанными детьми, обладающими по сравнению со своими сверстниками значительно большим багажом не только знаний, но и морально-этических качеств.
В музыкальном воспитании ребенка выделяют следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они имеют свои разновидности.
Так, восприятие музыки может существовать как самостоятельный вид деятельности, а может предшествовать и сопутствовать остальным видам.
Исполнительство и творчество осуществляются в пении, музыкально-ритмических движениях и в игре на музыкальных инструментах.
Музыкально-образовательная деятельность включает в себя сведения общего характера в музыке как виде искусства, музыкальных жанрах, композиторах, музыкальных инструментах и т.д.
Каждый вид музыкальной деятельности, имея свои особенности, предполагает овладение детьми теми способами деятельности, без которых она не осуществима, и оказывает специфическое влияние на музыкальное развитие дошкольников. Поэтому так важно использовать все виды музыкальной деятельности.
В раннем детском возрасте, когда ребенок еще не способен осуществлять указанные виды музыкальной деятельности в полном объеме, его музыкальное образование прежде всего строится через восприятие музыки как таковой. Восприятие музыки детьми этого возраста отличается непроизвольным характером, эмоциональностью. Можно даже с некоторой долей условности сказать, что в этом этапе развития ребенка как личности восприятие музыки осуществляется через врожденные инстинкты, заложенные на генном уровне и приобретенные с песней матери навыки. Постепенно, с приобретением некоторого опыта, по мере овладения речью, ребенок учится воспринимать музыку более осмысленно, соотносить музыкальные звуки с явлениями из окружающей его жизни, определять характер произведения. Если же окружающая ребенка среда лишена музыки, связанного с нею эмоционального фона, может произойти формирование негативного отношения ребенка к музыке вообще, и уж точно – к серьезной музыке. Поэтому так важно в период жизни ребенка от 5 лет, когда он начинает посещать детские дошкольные учреждения, не упустить прекрасную возможность заложить в ребенке основу его дальнейшего развития как личности, что включает в себя составным элементом – развитие музыкальных способностей, любви к музыке, искусству в целом.
В восприятии произведений искусства участвуют как эмоции, так и мышление. При слушании музыки роль эмоционального компонента особенно велика. Если ребенок обладает развитым восприятием, то он постигает смысл музыкального произведения даже при одном прослушивании. При повторных прослушиваниях воспринятый музыкальный образ углубляется, произведение открывается новыми гранями.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки. Дети готовы с удовольствием слушать музыку, передаваемую через образы («Жаворонок» П.И. Чайковский, «Зайчик» Галыгин, «Баба-Яга» М.П. Мусоргский) поэтому так легко с такими детьми заниматься в дальнейшем. Они умеют внимательно следить за тем, что происходит в музыке, от самого начала до ее завершения, охватывают слухом звук за звуком. Если сначала дети слушают небольшие музыкальные произведения, то к семи годам они уже готовы к прослушиванию крупных музыкальных произведений. Но наиболее близко и доступно детям – это пение. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. А сколько дети получают удовольствия от пения? Так знакомые и любимые песни они могут исполнять множество раз и в любое время. Обучать ребенка пению лучше всего, используя свой собственный голос. Слушая песню, малыш начинает подпевать, старательно подражать интонациям голоса.
Детское исполнительство требует определенных тренировочных действий, повторения упражнений. Поэтому на занятиях музыкальной подготовки, очень важно хорошо и качественно выучивать музыкальный материал, работать сообща с родителями, часто выучивая песенки к праздникам на нашем отделении, мы вывешиваем тексты песен, записываем музыкальный материал для домашнего прослушивания, чтобы родители вместе с малышами смогли закрепить музыкальный материал дома.
Основываясь на проведенных наблюдениях, заметила, что обучение детей стало происходить эффективнее, стало возможным за два–три года (то есть до наступления школьного возраста), освоить основной курс сольфеджио.
На втором году обучения(6 лет) ребята осваивают нотную грамоту, в этом им помогают яркие музыкальные и зрительные образы:
- Нотка СОЛЬ-это СОЛЬдат Гаврила, который охранял волшебную СОЛЬ от злого дракона Синего хвоста.
- Нотка ЛЯ-это маленькая ЛЯсточка Алиса, которая свила себе гнездышко между 2 и 3 линеечкой и.т.д.
Каждая нотка выделена при игре ритмически, чтобы ребенок пускай не на слух, но смог определить ее по ритму (ритмослогу).
[pic]
Данный подход разработан из-за проблем с сольфеджио, часто неправильный подход к этому предмету вызывает проблемы у ребят, часто является тем камнем преткновения, из-за которого чаще всего бросают занятия музыкой.
Задачи 1 года обучения:
Воспитывающие:
сформировать навыки организации работы на занятиях;
познакомить с основными правилами поведения на занятиях и с самодисциплиной;
создать радостное настроение на занятиях.
Обучающие:
овладеть элементарной музыкальной терминологией;
научить петь по фразам;
научить различать музыкальные регистры;
сформировать понятие простых двухчастной и трехчастной форм;
овладеть понятиями некоторых жанров: марш, вальс, колыбельная.
Развивающие:
развить познавательный интерес;
сформировать стремление к творческому самовыражению;
сформировать способность слушать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
сформированы навыки организации работы на занятиях;
знают об основных правилах поведения на занятиях и о самодисциплине;
создано радостное настроение на занятиях.
Метапредметные:
развит познавательный интерес;
сформировано стремление к творческому самовыражению;
сформирована способность слушать музыку, погружаться в нее, чувствовать ее настроение.
Предметные:
владеют элементарной музыкальной терминологией;
умеют петь по фразам;
различают музыкальные регистры;
сформировано понятие простых двухчастной и трехчастной форм;
владеют понятиями некоторых жанров: марш, вальс, колыбельная.
Задачи 2 года обучения:
Воспитывающие:
сформировать творческое самовыражение;
развить ассоциативно-образное мышление;
развить эмоциональную отзывчивость;
развить инициативу, самостоятельность в выполнении задания.
Обучающие:
Овладеть нотной грамотой;
Овладеть навыками коллективного исполнения;
Овладеть простыми гармоническими оборотами;
Научить различать музыкальные лады.
Развивающие:
обеспечить наличие повышенного интереса к предмету Музыкальная подготовка;
воспитать умение работать в группе;
воспитать интерес к пению.
Ожидаемый результат:
Личностные:
Наличие повышенного интереса к предмету Музыкальная подготовка;
Воспитано умение работать в группе;
Воспитан интерес к пению.
Метапредметные:
Сформировано творческое самовыражение;
Развито ассоциативно-образное мышление;
Развита эмоциональная отзывчивость;
Развита инициатива, самостоятельность в выполнении задания.
Предметные:
Владеют нотной грамотой;
Владеют навыками коллективного исполнения;
Владею простыми гармоническими оборотами;
Различают музыкальные лады.
Задачи 3 года обучения:
Воспитывающие:
Воспитать интерес детей к предмету, пению;
Воспитать музыкальный вкус ребенка;
Расширить его музыкальный кругозор.
Обучающие:
Сформировать навыки элементарной импровизации;
Научить «читать» ритмические рисунки, партитуры;
Овладеть понятием интервал и различают интервалы по звучанию;
Научить исполнять произведения с аккомпанементом и с фонограммой;
Научить ориентироваться на инструменте фортепиано.
Развивающие:
Развить подвижность артикуляционного аппарата;
Активизировать мыслительную деятельность детей и познавательную активность;
Развить чувство ритма на подготовительном уровне;
Ожидаемый результат:
Личностные:
Воспитан интерес детей к предмету, пению;
Воспитан музыкальный вкус ребенка;
Расширен его музыкальный кругозор.
Метапредметные:
Развита подвижность артикуляционного аппарата;
Активизирована мыслительная деятельность детей и познавательная активность;
Развито чувство ритма на подготовительном уровне;
Предметные:
Сформированы навыки элементарной импровизации;
Умеют «читать» ритмические рисунки, партитуры;
Владеют понятием интервал и различают интервалы по звучанию;
Умеют исполнять произведения с аккомпанементом и с фонограммой;
Умеют ориентироваться на инструменте фортепиано.
Способы проверки и контроля уровня обучения и развития качеств личности:
Игра;
Наблюдение;
Урок-концерт;
Тематический урок;
Викторина;
Мониторинги.
Модель выпускника.
В результате обучения у выпускника должен быть сформирован следующий комплекс знаний, умений и навыков:
- владение элементарными знаниями в области теории музыки: нотации, звуковысотности (лады, простые интервалы, гармонические функции и обороты – Т, S, D), временной организации (основа метроритма);
- знание элементарной терминологии;
- умение по слуху определять звуковысотность нот и выкладывать их на нотном стане;
- умение воспроизводить по слуху простейшие мини-диктанты;
- умение читать с листа простейшие мелодии;
- анализировать на слух музыкальные произведения;
- умение петь в ансамбле, слушать не только себя, но и других.
- понимать дирижерский жест (вступления, снятия, некоторые динамические оттенки).
Обобщая сказанное, можно отметить следующее: данный педагогический подход даёт возможность дошкольникам реализовать свои музыкальные способности.
Главными и основанными результатами применяемых методов работы с дошкольниками являются:
выявление и развитие музыкальных способностей у детей в детском дошкольном учреждении;
развитие стремления личности к познанию и творчеству;
удовлетворение индивидуальных и образовательных потребностей детей;
приобщение к культурным ценностям;
адаптация к жизни в обществе;
увеличение занятости детей в свободное время;
поддержка и развитие талантов;
обеспечение тесной связи родителей и детей в учебном процессе.
Для достижения этих целей от педагога требуется решение следующих задач:
помочь родителям выявить музыкальные способности детей;
сформировать первичные музыкальные знания и организовать подготовку детей к поступлению в детскую музыкальную школу;
научить детей чувствовать, слушать, переживать музыку;
развить познавательный интерес у детей;
развить личность ребёнка, его активность, самостоятельность;
создать на занятиях комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности;
формировать у ребёнка специальные знания, умения;
привить аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту;
организовать индивидуальную работу с одарёнными детьми.
Избранный способ обучения дошкольников предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения на музыкальном или вокальном отделениях с различными музыкально-теоретическими предметами.
Хочется отметить еще одно важное обстоятельство. Типовые требования по приему детей в школу искусств предполагают проведение набора на основе конкурса, что в той или иной степени связано со стрессовыми ситуациями, переживаниями детей и их родителей и часто не позволяет детям проявить свои способности, показать их в полной мере. Дети, которые я на протяжении 3 лет обучались на общеэстетическом отделении, без труда сдают вступительные экзамены и “плавно” продолжают обучение в школе, что позволяет избежать указанных негативных моментов. Связь ученика и учителя уже установилась, ребенок знает основные требования, а учитель знает возможности ученика. При таком подходе появляется возможность быстрее пройти первоначальный и подчас весьма трудный этап взаимного привыкания, характерный для старой системы начального курса обучения в школе искусств. За время музыкальной подготовки детей, как правило, уже умеют показать весь спектр своих музыкальных способностей, включающих и элементарное музицирование.
Рассматриваемая в данной работе методика преемственности обучения детей предполагает работу педагога с детьми как в дошкольном учреждении, так и в детской музыкальной школе. Эта методика достаточно условно может быть охарактеризована как 5-тиуровневая система обучения:
I уровень – вводный период. В этот период путем ежедневного наблюдения среди детей общеэстетического отделения, имеющих склонности и способности к музыкальному образованию.
II уровень – проводится на 2 году обучения общеэстетического отделения и включает обучение детей азам музыкальной грамоты, и элементарному музицированию с целью подготовки их к поступлению в школу искусств. Многие ребята на этом этапе уже посещают подготовительные группы по игре на музыкальных инструментах или посещают ансамбль. На 3 году обучения ребята проходят гармонические функции и знакомятся с музыкальными интервалами.
III уровень – 1–4-е классы школы искусств. Становится ясно по развитию обучающегося, будет ли он продолжать дальнейшее обучение в системе среднего специального образования (музыкальном училище) или нет. Очень часто уже на втором году обучения формируются профильные классы ребят по предмету сольфеджио.
IV уровень – 5–7-е классы. Профессиональное обучение. (Участие в областных и районных конкурсах, концертах).
[link] .