Урок музыки в 4-ом классе: Музыка моего народа

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...




Методическая разработка урока музыки, класс 4. Преподаватель МБОУ СОШ № 39 г. Иркутска Верхозина Альбина Максимова.

Тема: Музыка моего народа. Русские народные музыкальные инструменты: гусли, балалайка, гармоника, ложки, рожок.


Цель: Воспитание высокой слушательской культуры, развитие творческих музыкальных способностей, интонационного слуха, музыкальной памяти.


Задачи: Работать над восприятием звучания инструментов, отличать тембры, научить навыкам игры на народных ударных музыкальных инструментах (ложки, трещетки).


Музыкальный материал:

1. «Коробейники» р.н.п. – балалайка

2. «Наигрыши» - гусли

3. «Саратовские припевки» (наигрыши) – гармоника

4. «Во саду ли, в огороде» р.н.п. – баян

5. «Во кузнице» - рожечные наигрыши

6. «Ах, вы, сени мои, сени» р.н.п. – ансамбль ложкарей


Изобразительный ряд:

Видеофрагмент изображения музыкальных инструментов.



Для инсценировки:

Девочки-рукодельницы, мальчики-мастера-музыканты,-

все в русских народных костюмах.


Ход урока:

(Вход под музыку «Коробейники»)


Учитель: Стояло прохладное туманное утор сентября 1654 года. Москва только проснулась. Ударили в колокола, сначала с «Ивана Великого», потом подал голос «Василий Блаженный». Звоны его мягче, но слышно было также далеко. С зеленых крестов слетала стая ворон и галок, закружившись черной тучей.

Процессия монахов двинулась вниз, к реке Москве. Чернецы сопровож-дали пять доверху нагруженных подвод.

Из под соломы виднелись то резной завиток, то отполированная деревянная трубочка, то край изящного кузовка. Все это немилосердно брякая и скрипя, с грохотом двигалось по направлению к деревянному мосту. Крестились встречные прохожие. Обоз, миновав мост и оказавшись в Замоскворечье, свернул налево. Путь его лежал к пустырям и болотам теперешнего Нагатина.

Наконец шествие остановилось. Монахи принялись разгружать подводы. На землю полетели домры и гусли, рожки и свирели, бубны и трещетки… Гора инструментов росла. Потом все это подожгли. Поднялся столб дыма и пламени. Куча занялась вся сразу. Сухая древесина горела с гулом. Не прошло и часу, как все то, из чего умелые руки могли извлечь множество звуков, - то печальных, то веселых, - превратилось в золу и тлеющие угли.

Средневековая христианская Русь не раз ополчалась н6а народных музыкантов. Крестьянам и городскому люду под угрозой штрафа запрещалось держать у себя народные инструменты, тем более на них играть. «Чтобы они (крестьяне) бесовые игры в сопели, и в гусли, и в гудки, и в домры не играли, и в домах у себя не держали. А кто, забыв страх Божий и смертный час, учинит играть и всякие инструменты у себя держать – править пени по пять рублев на человека» (из юридических актов XVII в.). Еще более строгие законы были направлены на борьбу со скоморохами. Эти музыканты были, как мы сегодня говорили профессионалами, они своей игрой, плясками и песнями зарабатывали на жизнь. Скоморохи ходили по деревням и городам и показывали представления с песнями и музыкой. Они высмеивали глупых и жадных купцов и спесивых бояр. Запрещение скоморохам играть и разрешение жителям «высылать» из селений начинающих играть «насильно» встречаются в восьми царских грамотах с 1470 по 1555 год.

Патриарх Никон решил разом освободить Москву от скверны. И вот теперь «бесовские инструменты» отбирали на улицах, в домах, кабаках, - словом везде, где на них могли играть, - и сжигали. Горели, совершенствовавшиеся веками, может быть уникальные музыкальные инструменты. Русская национальная музыка понесла чувствительный урон.

Правда, сам народ всегда любил своих музыкантов. Эта любовь спасла и инструменты, а традиции исполнения на них, от полного забвения. А потом нашлись энтузиасты, возродившие их для новой жизни.

С глубокой древности до наших дней жили рядом с человеком музыкальные инструменты. Как они появились? Человек прислушивался к протяжному пению натянутой тетивы лука, ударом дубинок по сухим стволам деревьев, свисту срезанной камышинки, к пению птиц, к шелесту листьев. История не сохранила имена народных умельцев, смастеривших первые музыкальные и инструменты – гусли, балалайки, жалейки, рожки, свирели и.т.д. Существуют инструменты, которые считают музыкальным символом какого-либо народа. У русских – это балалайка и гармонь. Их заливистые, серебристо – звонкие голоса не спутаешь ни с какими другими.

Сейчас мы прослушаем сообщения о музыкальных инструментах.


Ученик: Гусли. О гуслях можно рассказывать долго. Это древний многострунный щипковый инструмент, похожий на лиру, и на арфу, и на гитару. На них играл царю морскому еще былинный купец Садко. Гусли были уже хорошо известны в IX веке. Они представляют собой ящик – резонатор, на который натянуты струны. Эти ящики были разными по форме – крыловидными, прямоугольными. Гусли ставили на колени или на стол. Сейчас в оркестре народных инструментов применяются и клавишные гусли.

(исполняется «Наигрыши» (фрагмент))


Ученик: Балалайка – русский струнный щипковый инструмент. У нее три струны и треугольной формы корпус. Балалайка известна в России с начала XVIII века и постепенно заменила собой домру. Балалайка стала исключительно любимой в народе, особенно среди сельских жителей.


Ученик: В конце XIX века балалайка была усовершенствована, и русский виртуоз игры на балалайке Василий Васильевич Андреев создал из балалаек и домр настоящий оркестр. Теперь их называют оркестрами русских народных инструментов, куда входят не только струнные, но и духовые инструменты – всяческие пастушьи рожки и пищалки, ну и конечно, баяны.

(исполняется «Коробейники» р.н.п. (фрагмент))


Ученик: Гармоника. Она так популярна в России, особенно на селе, что кажется своей, родной, исконно русской. А сколько ей посвящено у нас стихов и песен – не сосчитать. И все-таки гармоника была изобретена не у нас, а в Берлине, в начале прошлого века, а уже оттуда быстро распространилась по всему миру.

30-40 годы XIX века в Тульской и Вятской губерниях уже вовсю выпускали гармоники (гармони). Но в каждой местности были свои мастера и умельцы, которые добавляли к этому универсальному инструменту что-то свое. Так появились ливенские, саратовские, череповецкие и вологодские гармони. Наиболее привлекательная особенность у гармоники являлась то, что на ней одновременно можно было исполнять мелодию и аккомпанемент. Гармоника все время совершенствовалась. Из нее вышли аккордеоны и баяны, обучение на которых входит у нас в систему профессионального музыкального образования.


Ученик: Он из рода гармоник. Относится к язычковым музыкальным инструментам. Чтобы он звучал нужно растягивать и сжимать меха. Струя воздуха проходит через узкие отверстия, неплотно прикрытые металлическими язычками, и те начинают вибрировать. В России баян родился в 1907 году. Назван он был по имени древнерусского певца – сказателя – Бояна.

(исполняется «Саратовские припевки» (наигрыши) (фрагмент))


Ученик: Рожок (пастуший рожок). Старинный русский духовой инструмент. Изготовлялся из дерева с раструбом и отверстиями в трубке. Рожки и сейчас вводятся в состав оркестра русских народных инструментов. Ближайшая «родственница « русского рожка – жалейка.

(исполняется «Во кузнице» - рожечные наигрыши (фрагмент))



Ученик: Ложки – это русский народный музыкальный инструмент. На нем и теперь играют в различных ансамблях на концертной эстраде. Для игры нужны две ложки. В этом смысле они похожи на испанские кастаньеты, только ударяются друг о друга выпуклыми частями, а не наоборот. Звук у них сухой, четкий, как щелчок. Есть большие мастера исполнения на ложках – их называют ложечниками или ложкарями.

(исполняется «Ах, вы, сени мои, сени» р.н.п. – ансамбль ложкарей (фрагмент))




Класс представляет практический показ игры на музыкальных

инструментах и участие в празднике


КАК У НАШИХ У ВОРОТ

сценарий

ОФОРМЛЕНИЕ: домик, изгородь, за ней подсолнух. На сцене: внутреннее убранство дома. 3 скамейки буквой П, покрыты скатертью. На скамейках сидят девочки - рукодельницы в русских народных костюмах и мальчики вместе с хозяйкой. Мальчики плетут корзины, девочки вышивают, хозяйка прядет


Рукод. 1 В первый раз вышивали - светел месяц со лунами, со чистыми звезда-ми.


2 . Во второй раз вышивали - красно солнце со луча-ми Красно солнце со лучами, с теплыми облаками


3. В третий раз вышивали - чисто поле со кустми

Чисто поле со кустами, со рыскучими зверями.


4. В четвертый раз вышивали - сине море со волнми

Сине море со волнами, со белыми кораблями

(вышивают и поют песню)

«Под окном черемуха...»

Слышится посвист соловья (береста) издалека.

Рукод. 1. Работа да руки - надежные в людях поруки.

2. От нечего делать и таракан на полати лезет.

3. Так работаем, что недосуг и носу утереть

4. Кто спину не гнет - тому ложка не в рот.


Подходят дети музыканты. В руках народные инструменты: ложки, трещетки, бубен, свистульки.


Рукод. 1 встает: Как у наших у ворот собирается народ

Все-то с ложками да с трещетками

Музыкант 1 Как у нашего соседа весела была беседа

Муз. 2 Гуси в гусли, утки в дудки.

Муз. 3 Чечетки в трещетки, чайки в балалайки

Муз. 4 Свиристели в свирели, кукушки в свистушки

Муз. 5 Скворцы в бубенцы. Играют, играют, всех потешают.

Песня «Ах вы, сени...»

Музыкант обращается к умельцу с корзиной: Федул, что губы надул?

Умелец: Кафтан прожег.

Велика дыра?

Один ворот остался.

Две девочки-бабушки. - Я сегодня ходила на болото и видала там кого-то

Зелененька, горбуненька, прыг в воду и - нема! Так то была лягушка!

Да какая тебе старушка! Старушка при платочке, при сарафанчике, а то зелененька, горбуненька, прыг в воду и нема!

Так то была жаба!

Да какая тебе баба, баба при ...

Так то был карась!

Да какой тебе вчерась, я ж нынче ходила!

Рукодельница выкрикивает муз-ту: Язык болтает- рукам мешает.

Муз-т: Делу время - потехе час!


Игра «Просо»


На план выходят двое, остальные отходят, садятся.

1. Что сегодня делал?

2. Рукавицы искал.

1. Нашел?

2. Нашел.

1. Где они были?

2. Да за поясом.

1. А ты куда шагаешь?

2. За семь верст.

1. Киселя хлебать?

2. Heт. Комара искать.

1. Это которого же комара?

2. Да того, который укусить меня за нос хочет.

1. Да он при тебе!

2. Где это при мне?

1. Да на носу у тебя!


Двое других: Плыли утром по реке два барана в челноке:

Черный с удочкой, белый с дудочкой.

Черный рыбу ел, белый песни пел.

Это кто тебе сказал?

Дедушка Данила.

Этого не может быть!

А быть может было.

Хозяюшка: Что-то у нас музыканты засиделись.

Муз-т: За дело не мог, за работу не мог, а попеть, поплясать- против нас не сыскать!

Рукод. Играть - не устать, не ушло бы дело!

Муз-т: Аи! Весело поется - весело прядется.


Частушки «Иркутяночка»

Все: Чепуха, чепуха! Чистая чепуха! Чики-чики, аха-ха. На самом деле чепуха!

Один со стороны: Что за народ здесь красивый собрался?

Все: Мы народные умельцы. Вышиваем и плетем и частушки по-ем

Еще умеем танцевать. Можем и вам показать.

танец

Все встают в хоровод, под музыку уходят, остается хозяйка:

Хозяйка: Конец - делу венец.

Итог урока: Домашнее задание: слушать народную музыку, уметь двигаться в хороводе, петь народные песни.