МКОУ Криничанская СОШ Россошанского муниципального района Воронежской области
Музыкально – ритмические
движения на уроках музыки.
Подготовила учитель музыки
Тютерева И. А.
2016-2017 уч. год.
Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием им-провизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкаль-ные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в музыкаль-но-ритмической деятельности.
Из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь отдельные элементы. Однако наряду с другими видами деятельности музыкально - ритмические движения обеспечивают разносто-роннее музыкальное развитие учащихся: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что
они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.
В основе музыкально – ритмической деятельности лежит моторно-пла-стическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи: движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это дос-тигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать дви-жения с музыкой, ее характером, настроением.
Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязан-ных направления: первое - обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний; второе - дает правильные двигатель-ные навыки: ходьбы, шага, поскоков, движения рук, хлопков, построения и перестроения, движения с предметами, элементов танца; третье – обеспе-чивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д. Различные музыкальные произве-дения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определен-ные настроения, под влиянием которых и движение приобретают соответ-ствующий характер. Например, торжественное звучание праздничного марша радует, бодрит. Это выражается в подтянутой осанке, точных, подчеркнутых движениях рук и ног. Спокойный, плавный характер пляски, напротив поз-воляет сделать осанку свободнее, движения неторопливыми, более мягкими, округлыми. Выполняя движение под музыку, дети мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ в новых, необычных связях, комбинируя элемен-ты танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнако-мые движения. В игре, например, нужно передать образ хитрой лисы и трус-ливого зайца. Дети, используя характерные движения, передают не только облик и характер персонажей, но и их отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Приемы использования движений на уроке
Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить ребят к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную), реагировать на условные музыкальные сигналы. Например, сигналом к построению могут быть звуки трубы, возвещающие о начале действия в опере Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Сигналом к тому, чтобы ритмично бегать по классу, может стать сопровож-дение к музыке на треугольнике, а переход от бега на шаг подскажет удар барабана (подчеркивающий заключительный такт музыки, под которую ре-бята бегали).
После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный - бодро, под игрушечный - легко, шагом на носках, под военный - высоким шагом и т. д.
Для двигательных упражнений и входа в класс учитель использует не только марши, но и другие произведения «моторного» характера. Если в их числе будут пьесы, различные по настроению, то, разумеется, выразительное исполнение движений под музыку углубит представления об особенностях ее содержания.
Одним из простейших элементов движений являются хлопки и притопы. С их помощью учащиеся могут закрепить представления, например, о длитель-ностях, ритме мелодии. Так, сопровождая хлопками исполнение педагогом - «Экосеза» Ф. Шуберта, а затем «Камаринской» П. Чайковского, ребята по-чувствуют, что длительности во второй пьесе более короткие, чем в первой, и что восьмые длительности удобны для бега, а четверти - для шага. Сопоста-вив характеры этих танцев с особенностями их ритмического рисунка, шко-льники еще раз убедятся во взаимосвязи характера музыки со средствами его воплощения, что в свою очередь будет способствовать осознанию жанровых особенностей танца.
С помощью хлопков и притопов удобно передавать ритмический рисунок музыки. Убедимся в этом на примере движений под мелодию песни « Все захлопали в ладоши». Дети стоят в кругу, лицом к центру. На слова: 1.«Все захлопали в ладоши дружно веселее.
(хлопки в ладоши в нужном ритме)
Ножки, ножки застучали громче и сильнее
(притопы в нужном ритме)
2. По коленочкам ударим тише, тише, тише.
(хлопаем по коленям затихая)
Ручки, ручки поднимаем выше, выше, выше.
3. Покружились, покружились
На земь опустились
Покружились, покружились
И остановились».
На примере этой песни вводятся динамические понятия (пиано, форте). Дальше, разучивая второй и третий куплет, вводятся понятия темпа (быстрый и медленный).
Освоению ритмического рисунка в движении следует придавать большое значение. Необходимо чаще обращать внимание учащихся на остановки, изменения в равномерном движении, пунктирный ритм маршевой музыки. Это делается с помощью игр, например « Охотники и зайцы» Здесь каждая группа движется под свою музыку: первая – под музыку «охотников», ко-торые идут в ритме маршевой музыки; вторая - под музыку «зайцев». Участие в таких играх способствует активизации ритмического чувства, умения вслушиваться в звучание музыки.
С помощью движений можно формировать ряд музыкальных представле-ний, например о двух-, трехдольном метре. Так, стоя, ребята поднимаются на носках и опускаются под звуки музыки в размере две четверти, а в размере три четверти на «раз» опускаются, на «три» поднимаются. Дети исполняют эти движения под хорошо знакомую им музыку (польку и вальс). Они могут быть использованы для «музыкальной зарядки» или в игре «Узнай свой та-нец». Каждая группа исполняет движения в ритме своего танца. Учитель отмечает ту группу, которая наиболее ритмично и в характере выполняла движения.
В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, раз-витии художественного вкуса детей.
С помощью ритмических движений закрепляются и представления о музыкальной форме, принципах музыкального развития. Делать это можно, изменяя, направление и характер движения, сопоставляя акустическую кра-ску хлопков. Наиболее сложный способ связан с перегруппировками, чере-дованием действия. Например, для музыкальных движений под мелодию русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет» учащиеся де-лятся на две группы. На первый куплет под музыку запева первая группа должна успеть построить круг (вторая в это время стоит на месте и поет), под музыку припева первая бежит по кругу в одну сторону, а при его повто-рении - в другую. Под звуки запева второго куплета входит в середину круга вторая группа, а первая раздвигается от центра. На припев вторая группа бе-жит в одну сторону и на повторение - в другую (первая группа стоит и поет) и т.д. Чтобы соединить в общее движение всех вместе, можно еще раз пов-торить один куплет - все два круга слегка расширяются на первый мотив за-пева, сжимаются на второй, а в припеве бегут в разных направлениях.
Чтобы расширение и сжатие круга дети могли исполнять красиво, их надо учить внимательно слушать музыку. Расширять круг они учатся вначале держась
за руки, а потом без рук.
Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных дви-жений не только развивают музыкально-слуховые представления. Они спо-собствуют активизации творческих способностей, формированию художест-венного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответ-ствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для ин-сценировок используются песни, прoграммная музыка, подсказывающие со-держание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем на-ходят характерные движения. Во время исполнения педагог помогает детям достичь их выразительности, показывает, как лучше выполнить новое, ранee неизвестное движение
Подбирая музыкальный материал, педагог определяет, в каких произве-дениях можно использовать готовую композицию и, какие предложить для импровизации. Развивая творческие способности детей, важно поддерживать их инициативу, стремление сочинить свой танец, который бы передавал ха-рактер произведения, его особенности. В результате постоянного применения на уроках музыкально – ритмических движений у детей повышается общий тонус, улучшается кровообращение и обмен веществ, учащается и углубля-ется дыхание. Кроме того, музыкальные движения положительно влияют на нервно – психическую деятельность. Дети становятся более уравновешенны-ми, спокойными, веселыми, бодрыми.
Главная задача учителя – создать эмоциональный настрой у детей во вре-мя урока. Отсюда вытекают требования к педагогической деятельности учи-теля музыки: художественное исполнение музыки, выразительный показ дви-жений при соблюдении принципа целостности действенного показа (музыка – движение); умение чувствовать общее эмоциональное содержание музыки и передавать его в движении; стремление к развитию у детей непроизволь-ных эмоционально-двигательных реакций на музыку разного характера, ак-тивного творческого поиска в передаче музыкальных образов.
Последовательная, систематическая работа, а в частности, музыкально-ритмическая деятельность, развивает воображение детей, их творческую ак-тивность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмо-ционально-динамическому осмыслении движений. Это осознанное отноше-ние к восприятию музыки наполняет ребенка радостью. Музыка открывает для ребенка богатый мир добра, красоты, научит творческой преобразова-тельной деятельности.
Литература.
Музыка и движение. С. И. Бекина, Т.П.Ломова, Е.Н.Соковнина . Москва. «Просвещение» 1984г. С. 4-8
Методика музыкального воспитания в детском саду. Н.А.Ветлугина. 3-е издание, исправленное и дополненное. Москва. «Просвещение» 1989г. С. 115-118.
Музыка детям. Н. А. Метлов. Москва. «Просвещение». 1985г. С.60-72.