УРОК № 4
Тема. Есть ли сюжет в музыке?
Цели:
образовательные: познакомить учащихся с понятием «программная музыка», на примере произведений А. Бородина, Л. ван Бетховена, героическими образами музыке с симфонической музыкой в творчестве композиторов.
развивающие: развивать умения учащихся программное содержание по музыке произведения, давать характеристику музыкальному образу программного произведения, узнавать на слух музыкальные инструменты, развивать умение сравнивать характеры музыкальных и изобразительных произведений и находить общие способы выразительности.
воспитательные: воспитывать интерес к героическим образам программных произведений русской и зарубежной музыки, к норвежской народной песне.
Тип урока: комбинированный, урок углубления в тему.
Оборудование: оборудование для качественного воспроизведения звука (колонки), музыкальный инструмент, ДВД-проектор, иллюстрации к музыкальным произведениям, портреты композиторов.
Ключевые термины: «программная музыка», «программная симфоническая музыка», героические образы в музыке.
Произведения, изучаемые на уроке:
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» (I ч., экспозиция)
Л. ван Бетховен. Симфония № 3 «Героическая» (I ч., экспозиция)
Норвежская народная песня «Волшебный смычок».
ХОД УРОКА.
Ученики входят в класс под музыку Л. ван Бетховена. Организационный момент.
Музыкальное приветствие « Пора начать урок»
[pic] Разрешаю тихо сесть.
Тсссс, секреты мира здесь.
Прозвенел уже … (звонок)
Начинается … (урок) –
Интересная наука
О чудесном мире звуков
К нотам тянется рука
Ведь урок наш - … музыка!
1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ: фронтальный опрос- профессиональная музыка и ее разновидности; творчество В. Барвинского, классический квартет, инструментальная музыка, камерная музыка.
[pic] 2. БЕСЕДА ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОГРАММНОЙ МУЗЫКИ .
Учитель. Иногда композиторы дают название своим инструментальным произведениям для того, чтобы как можно полнее донести до слушателя собственные мысли, чувства, переживания. Такую музыку называют программной или сюжетной.
Программная музыка – ряд инструментальной музыке, а так же музыкальные произведения, имеющие текстовую (иногда поэтическую) программу и раскрывающие воплощенное в нем содержание. Программой может являться заголовок, который подсказывает слушателям, о чем рассказывается в произведении (например, «Болезнь куклы» П. Чайковского). Более детальные программы составляются согласно сюжету литературного произведения (симфоническая сюита « Шехеразада» Н. Римского – Корсакова по одноименной сказке О. Сенковского).
Программная музыка известна из давних времен, но наивысшего развития достигла в эпоху романтизма.
Программная музыка – это инструментальная музыка созданная по определенному сюжету, который отображен в специальной программе или названии произведения.
Эта музыка связанна с историческими событиями, какой – нибудь сказкой или отдельным литературным произведением.
[pic] 3. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.
А. Бородин. Симфония № 2 «Богатырская» (I ч., экспозиция)
Л. ван Бетховен симфония № 3 «Героическая» (I ч., экспозиция)
[pic] 4. АНАЛИЗ ПРОСЛУШАННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Какой характер музыке каждого из произведений? Чем они похожи между собой?
Как вы думаете, соответствует ли названия произведений музыке, которая звучит?
Являются ли эти композиторские творения примерами программной музыки?
[pic] 5. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.
Учитель: попробуйте подобрать произведения, которые мы слушали, к предложенным картинам.
[pic] [pic]
В. Васнецов. «Богатыри» И. Пинзель. Скульптурная группа «Святой
Юрий на вздыбленном коне».
Раскрывают ли эти произведения изобразительного искусства сюжеты программной музыки, которую мы прослушали?
[pic] 6. УЧЕНИКИ РАССКАЗЫВАЮТ О КОМПОЗИТОРАХ.
[pic] 7. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПЕРЕМЕНКА «Эй, лежебоки, ну – ка, вставайте».
[pic] 8. РАСПЕВКА. Упражнение на легкость движения с приемами легато и стаккато. Результат может быть достигнут только при правильном (свободном) пении закрытым ртом и естественной, лишенной всякого напряжения артикуляции гласного у.
«Дятел» муз. Н. Леви
[pic] [pic]
[pic] [pic]
[pic]
9. ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ. Норвежская народная песня «Волшебный смычок».
Учитель: спойте песню сначала a capella, а затем под фонограмму.
[pic] 13. ВЫПОЛНЕНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ.
Конкурс на лучшие ритмическое остинато. Ритмическое сопровождение победителя конкурса будет исполнено всем классом во время последующего исполнения фрагмента песни.
14. ИНСЦЕНИРОВКА ПЕСНИ (ИСПОЛНЕНИЯ ПО РОЛЯМ).
[pic]
Большой интерес вызовет у школьников исполнение песни под фонограмму скрипичного сопровождения. Такое исполнение может вызвать определенную трудность, так как требует ансамбля двух партий – вокальной и инструментальной.
Методический прием, помогающий лучше услышать сочетания мелодий и сопровождения: «продирижыровать» аккомпанирующей партией, подчеркивая движением руки сильную долю в каждом такте и отражая тем самым метрическую пульсацию. Одновременно с этим следует обязательно пропивать про себя мелодию. Такое исполнение послужит подготовительным этапом для исполнения песни под фонограмму (в роли дирижера выступит один из учеников).
[pic] 15. ОБОБЩЕНИЕ ВЫУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Какую музыку называют программной?
Что может служить программой для инструментального произведения?
Какие произведения звучали на уроке?
Расскажите, как подействовала музыка этих произведений на ваше настроение.
[pic] 16. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Нарисуй героя одного из известных тебе программных произведений.
[pic] 17. ВЫХОД ИЗ КЛАССА ПОД МУЗЫКУ А. ВИВАЛЬДИ.