« Использование игровой технологии для развития творческих способностей субъектов образовательного процесса на уроках музыки в условиях инновационного развития школы.»
В Казахстане развитие образования характеризуется обновлением его содержания.
Наиболее часто использую следующие игровые упражнения на укрепление дыхательных мышц.
1.«Волна» (имитировать шум волны) Вдох. Выдох – со звуком «Ш» (тихая волна, сильная, шторм, прибой)
2. «Стены, потолок». Вам надо раздвинуть воображаемые стены и поднять воображаемый потолок. «С» - Вдох – руки к плечам. Выдох – «поднять потолок» со звуком «С».
«К» - Вдох. Выдох – «надавить на пол».
3. «Проколотый шар». Сделайте быстрый вдох, а руками зажмите воображаемый шарик. Вы начинаете давить на него, а он издаёт звук «с-с-с», начинает сдуваться, при этом сопротивляясь. Выдох плавный, энергичный, не ослабляющийся к концу.
Игры на дыхание и расширение диапазона.
«Звукоподражатель».
Имитация голосом различных звуков природы и жизни. Каждый ребёнок должен придумать, вспомнить и с имитировать какой-либо звук. Остальные должны его угадать.
Например: свист ветра «с-с-с», шум трактора «тр-тр-тр», вой волка «у-у-у», звук комара «з-з-з», шум леса «ш-ш-ш», гудок паровоза «ту-у-у», кошка сердится «ф-ф-ф», пчела «вззз» и т.д.
«Самолёт». (на одном звуке) Белокрылый мощный «Ту»Набирает высоту.
(выше) Он летит всё выше, выше
Превратились в точки крыши
(ещё выше) Вот уже он выше туч…
А теперь меж облаками вдруг ударил солнца луч!
Голубой простор над нами.
Выше, выше мчится «Ту» Покоряя высоту…
При ежедневных тренировках организм ребёнка приспосабливается и уже не задумывается как правильно дышать. Эти упражнения очень полезны, как для формирования привычки правильного дыхания, так и для разогревания голосового аппарата.
Не менее интересны ритмодекламации. Ритмодекламация – это четкое произнесение текста или стихов в заданном ритме. Основная цель ритмодекламации – это, прежде всего развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения. Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук воспроизводится осмысленно, с искренним отношением исполнителя к звучащей речи.
Ритмодекламация может идти на фоне ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки, притопы и т.п.), шумовых инструментов. Звучания мелодии, может сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи.
Использование ритмодекламации способствует формированию естественного звучания голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом или музыкальном материале.
Следующий игровой метод, применяемый мною на уроках -Инструментальное музицирование.
Это творческий процесс восприятия музыки через игру на шумовых инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, её жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением.
Благодаря внедрению в процесс обучения игр, игровых методов и приемов, улучшаются слушательские возможности воспитанников.
Таким образом, игровая деятельность является эффективным средством развития музыкального восприятия детей и в рамках целенаправленного педагогического процесса способствует пониманию музыкального произведения.
Думаю, что обучение в условиях обновления образования, учитывая интересы, способности и потребности учащихся, позволяет создать условия для обучения на уроках музыки, развивать творческие способности учащихся, предоставляет возможность воспитывать творчески развитую личность.
Развивая музыкально — творческие способности у учащихся, учитель музыки полноправно участвует в процессе становления творческой личности.
Таким образом, роль учителя музыки в развитии современного творчески мыслящего человека велика и должна по достоинству оцениваться с позиции полезности в эпоху использования новых технологий и творческого решения проблем, связанных с их использованием.
Список использованной литературы:
1.Т.Сайтимова «Модернизация общего среднего образования в Казахстане»
2.К.Исмагулова «Об организации процесса обучения в начальной школе» 2014. Алматы.
3.Дьяченко О.М. Развиваем воображение: 5-7 лет. – М.: КАРАПУЗ изд. дом ООО, 2000.
4. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. – СПб.,2003.
5.Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. - М.: Академия, 2002.
6.Развитие творческой активности школьников / Под ред. А.Н.Матюшкина. –
[link]