Технологическая карта урока музыки в 5 классе по теме: Опера. Самый важный вокальный жанр

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1, г. Тверь









ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ

5 КЛАСС

ПО ТЕМЕ: «Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки»









Составитель: Пантелеева Виктория Владимировна,

учитель музыки высшей категории













2016 г.







ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА


«Опера. Самый значительный жанр вокальной музыки»

Раздел учебника «Музыка и другие виды искусства»

Предметная программа и её автор

«Музыка. 5 класс» авторов Т.И.Науменко, В.В.Алеев М.: Просвещение, 2013

Предметная линия учебников Т.И,Науменко, В.В.Алеева

Цель урока

сформировать познавательный интерес к самому значительному жанру вокальной музыки – опере, как синтетическому виду искусства.

Задачи урока:

обучающие:

  • закрепить знания учащихся об опере (увертюра, либретто); о русских композиторах, сочинявших оперу (М. Глинка, Н.А. Римский-Корсаков )

  • познакомить учащихся с составляющими оперы: арией, инструментальными эпизодами, речитативом, лейтмотивом;

  • расширить представления учащихся о творчестве русского композитора М.Глинки «Руслан и Людмила»

развивающие:

  • развивать у учащихся эмоциональную отзывчивость на красоту архитектурных зданий театров оперы и балета;

  • научить находить взаимодействия между музыкой и другими видами художественной деятельности (литературой, изобразительным искусством, архитектурой) на основе вновь приобретенных знаний;

  • способствовать развитию интереса к музыке в процессе творческого самовыражения, проявляющегося в размышлениях о музыке, собственном разнообразном творчестве, практике применения информационно-коммуникативных технологий.



воспитательные:

  • воспитывать чувство уважения к русской культуре; чувство коллективизма, ответственности за выполнение общего дела;

  • формировать музыкально-эстетическую культуру школьников на основе приобщения к шедеврам музыкального искусства.

Тип урока

Урок изучения нового материала

Необходимое оборудование

Доска, компьютер, мультимедийный проектор, экран, музыкальный центр



Планируемые результаты урока:

Предметные:

Эмоционально откликаться на музыку, определять образное содержание и характер музыки, высказываться о ее звучании; осознанно и выразительно исполнять музыку, знать названия произведений, имена композиторов, музыкальные термины; находить взаимосвязь между музыкой и другими видами искусства, постигать музыкальные и культурные традиции своего народа; расширять и обогащать опыт в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности, включая информационно-коммуникативные технологии.

Метапредметные УУД:

познавательные: анализировать собственную учебную деятельность; использовать различные источники информации, стремиться к самостоятельному общению с искусством, размышлять о воздействии музыки на человека.

регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль своей деятельности, коррекция – внесение необходимых дополнений в план и способ действия; оценка.

коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем, друг с другом в команде; постановка вопросов; умение выражать свои мысли.

Личностные УУД: развитие музыкально-эстетических чувств, художественного вкуса, заинтересованного отношения к музыке во всем многообразии ее стилей, форм и жанров.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые,

словесные, наглядные, практические, собственно-музыкальная деятельность (слушание музыки, вокально-хоровая







СТРУКТУРА И ХОД УРОКА


Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

1

Организационный момент

Создать благоприятный психологический настрой

на работу.


Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку

Даётся позитивный настрой. Организация внимания и внутренний настрой.

Готовность учащихся к началу работы на уроке, включаются в деловой ритм урока.


2.1









































































































2.2

























































































3.































4

.




Актуализация опорных знаний и целеполагание

























































































Целеполагание















































































Рефлексивно-оценочный этап























Домашнее задание










Обобщить и структурировать известный учащимся предметный материал, помочь увидеть связи между музыкой и литературой


















































В процессе работы дать представление, с какими видами искусства взаимодействует опера, как создаётся либретто на примере оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».






































Подвести итоги проделанной работы. Исполнить песню.







Обеспечивает мотивацию к принятию обучающимися цели занятий, актуализирует имеющиеся знания и навыки.

  1. Звучит фрагмент оперы «Руслан и Людмила»,

(презентация Power Point с эпиграфом)


«Сколько на свете сюжетов, столько должно быть и самостоятельных форм» -Н.А.Римский-Корсаков

.

- Ребята, как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке?




Как в литературе существует повесть, роман, драма, так и в музыке есть свои крупные жанры.

- Какие жанры музыки вы знаете?


- А как вы думаете, какой из этих жанров больше всего связан с литературой?

Действительно благодаря оперному жанру огромное количество великих литературных произведений зазвучало в музыке.

- Назовите, пожалуйста, оперы, которые написаны на литературные произведения?


- Так если опера вносит такой огромный вклад в другие виды искусства (давая им «Вторую жизнь»). Как можем назвать этот жанр вокальной музыки?

- И тема нашего урока: «Опера. Самый значительный жанр вокальный музыки»


Что же нам необходимо чтобы создать оперу, взяв музыку и литературу, сможем ли мы создать оперу? Чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам обратиться к тексту учебника § 15 стр. 92-93.





Как и когда же появился жанр оперы, нам поможет видеосюжет об опере


- Итак, что вы узнали об опере?






- Литературной основой оперы является – либретто – определяет главную тему, содержание и смысл всей оперы, (либреттист, приступая к переработке литературного произведения, выделяет то главное, что ляжет в основу оперного действия, так как в литературном произведении слово произносится, а в музыкальном - распевается).

Я предлагаю вновь обратиться к опере М. Глинки «Руслан и Людмила», как же композитор работал над либретто?

§15 стр. 95-97



Молодцы ребята, вы отлично справились с заданием!

Я предлагаю вашему вниманию: М. Глинка Увертюра из оперы «Руслан и Людмила». Фрагмент



Так что же такое опера? Как вы думаете исходя из сегодняшнего урока?






Итак, в заключение нашего урока я предлагаю вам, заполнить кластеры.



Учитель предлагает готовый вариант с ответами для окончательно проверки. (презентация)

Подводим итоги.





Я предлагаю закончить наш урок песней «Сказки гуляют по свету»

Учитель напоминает основные требования, которые необходимо соблюдать при пении.



Нарисовать афишу к опере, подобрать дополнительный материал к уроку

Настройка на работу.









Сегодня на уроке мы будем говорить об опере, о сюжетах оперы, об оперных формах.







Балет, кантата,

оратория, опера



Опера









«Руслан и Людмила». «Золотой петушок». «Сказка о царе Салтане» и т. д



Важным, значительным, великим…



Запись в тетради



Дети читаю текст учебника, и отвечают на вопрос: используя только музыку и литературу оперу не создать, для постановки оперы необходимо декоративное оформление (грим, костюмы и др.), хорошие певцы и артисты.


Просмотр видеофайла




Первое представление оперы состоялось в 1600 году в Италии, изначально этот жанр называли – «музыкальная повесть» или «сказание в музыке» и др.












Дети зачитывают фрагменты вступления к «Руслану и Людмиле», встречаются с новым термином «увертюра» и т.д.




Ученики слушают музыкальный фрагмент и дают устный анализ произведения (темп, динамика, регистр, лад, тембр, исполнитель, характер музыки).



Опера – это целый мир сюжетов, действий, персонажей, красочных декораций, умелой актёрской игры




Дети заполняют листы - кластеры индивидуально, а затем проверяют (сравнивают), дорабатывают в парах


Далее ученики высказывают свои мнения о том, как они сегодня справлялись с заданиями, что получилось, а что нет; что из данного материала было наиболее сложным, а что показалось простым и знакомым.



Исполнение песни в хорошем настроении, соблюдая певческую установку.