Проект урока музыки в 6 классе №Джаз - искусство 20 века

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Урок музыки

6 класс 3 четверть

по программе Г. П. Сергеевой, Е. Д. Критской

«Джаз – искусство 20 века»

Учитель – Бабичева Наталья Александровна

МБОУ «Лицей №112»

Художественно - педагогическая идея: «Джаз это жизнь»

Цель: - создать условия для восприятия джазовой музыки, как музыки рожденной в потоке глобальных жизненных перемен 20 века. Задачи: - создать условия для формирования первоначального представление о стиле «джаз». - познакомить с историей возникновения этого музыкального направления, с характерными особенностями данного стиля, выделяя средства музыкальной выразительности, характерные для джаза. – создать условия для развития коммуникативных навыков – умения работать в группе, в хоре.

Планируемые результаты:

- вхождение в мир духовных ценностей музыкальной культуры другого народа. - понимание социальной функции музыки. - личностное освоение содержания музыкальных образов. - усвоение терминов и понятий музыкального языка. - планирование собственных действий в процессе создания импровизаций и исполнения музыки. - решение учебных задач совместно с одноклассниками. – самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.

Этапы урока.

Цели и задачи.

Художественно – эстетическая деятельность ученика

Художественно – педагогическая деятельность учителя.

Планируемые результаты.

1

Художественное целеполагание.


Создать условия для художественного восприятия и интуитивного предчувствия.



Художественное восприятие, вслушивание и проникновение в интонационное пространство песни; предчувствие предстоящей деятельности.




«Молчаливое» исполнение учителем песни «Старый рояль» муз. М. Минкова, сл. Д. Иванова.

Учитель поет 1 куплет песни внутренним голосом (молча), играя на фортепиано аккомпанемент. Вступление на первом этапе отсутствует.

- Какую песню я для вас пою? Каков её характер? О чем она?

Чтобы помочь детям, учитель поет еще раз, но уже со вступлением. При помощи наводящих вопросов или без них делают предположение, что это музыка в джазовом стиле.

Исполнение песни учителем со словами, которые наполняют музыкальный образ, конкретизируют его, делают зримым и понятным.

Художественное восприятие и освоение содержания музыкальных образов через вслушивание и духовное проникновение в интонационное пространство песни, созданное «молчаливым» исполнением учителем.


2

Художественное освоение музыкального материала: параллельное разучивание и художественный анализ песни «Старый рояль»


Создать условия для художественного освоения музыкального образа и формированию навыков хорового пения.

Осознание особенностей джазовой музыки в процессе вокально – хоровой работы.




Чтобы выявить особенности этой музыки (острый ритм, смещенные акценты, жизнерадостность, танцевальность….), приступаем к разучиванию запева.


Вокально – хоровая работа.


- Какое начало преобладает в музыке этой части песни – мелодическое или ритмическое? (Ритмическое) А почему?







Художественное освоение содержания музыкальных образов в процессе вокально – хоровой работы и художественного анализа.





3

Знакомство с результатом работы по поиску и представление информации.


Содействовать доброжелательному приятию результатов работы другого человека.



Один из учеников выступает с заранее подготовленным мини – сообщением о истоках джазовой музыки, из которой становится понятно – почему ритмическое начало доминирует.



Содействует проявлению собственного понимания – что такое джаз, каковы истоки его зарождения. Личное мнение базируется на исторически – достоверной информации.

Самостоятельный поиск, извлечение и отбор информации.

Погружение в атмосферу исторического момента зарождения джаза.

Начало вхождения в мир духовных ценностей музыкальной культуры другого народа.


4

Первичное обобщение.


Создать условия для первичного обобщения, выраженного в слове.

Подводят первые итоги понимания – что такое джаз.

Отвечают на вопросы, используя полученные знания на уроке и за его пределами, делают умозаключения, сопоставляют факты и свои представления о этой музыке.


Создает условия для первичного обобщения.

Джаз это:

1- ритмическое многообразие –полиритмия

2 – жизнерадостность, жизнелюбие, удовольствие – джазмены это называют драйв

3 – свинг – способность ощущать ритмическое многообразие, свободное чувствование себя в этом …


Первичное обобщение.


Усвоение терминов и понятий музыкального языка.

5

Художественное освоение музыкального материала.


Создать условия для художественного освоения музыкального образа и формирования навыков хорового пения.

Продолжение осознания особенностей джазовой музыки в процессе вокально – хоровой работы.





Продолжают делать выводы, расширяя понимание того – что такое джаз.


Исполнение 1 куплета полностью.

Обращают внимание, что некоторые моменты в нашем исполнении звучат не так.

Высказывают предположения и дают объяснения.


Продолжаем разучивать припев песни. Обращаем внимание на преобладание мелодического начала.

- Как вы думаете – почему?

- В каких условиях зарождалась эта музыка?

- Могло ли негритянское население быть изолированным от культуры «белых»? Почему?

- Каков же напрашивается вывод?


Джаз – искусство, рожденное из сплава двух культур: культуры афроамериканцев и европейцев.



Исполнение 1 куплета полностью.

- Скажите, пожалуйста, а кто- либо из вас когда-нибудь слышал эту песню? Что вы заметили?


Учитель обращает внимание, что спето «немного не так» даже в сравнении с авторским нотным текстом.

-А такое возможно???



Художественное освоение содержания музыкальных образов в процессе вокально – хоровой работы и художественного анализа.

Работа с текстом музыкального произведения.



6

Выявление главной особенности джаза.


Создание условий для осознания главной особенности стиля джаз.

Вспоминают как проводили негры свободное время. Они пели и танцевали. А поскольку они не знали языка друг друга - общение было затруднено. Музыка стала общепонятным языком, языком общения. Она рождалась в процессе музицирования.


Учитель утверждает, что это возможно,

если это джаз! Потому, что главной особенностью джаза является импровизация.


Мелодии и ритмы рождались здесь же, в присутствии слушателей и участников. А это и есть импровизация. Импровизация – суть джаза.

Без импровизации джаз не мыслим. Импровизация это свобода. Свобода выражения себя.



Осознание главной особенности музыки в стиле джаз.


7

Сочинение – импровизация.


Содействовать творческому выражению через импровизацию.

Ритмические, вокальные или инструментальные импровизации. Это зависит от возможностей класса.

При хороших возможностях класса возможны параллельные импровизации:

1 гр.- ритмическая

2 гр. - инструментальная


Создает условия для художественного самовыражения через импровизацию.

Планирование собственных действий в процессе создания импровизаций и исполнения музыки. Решение учебных задач совместно с одноклассниками.


8

Погружение в тему с использованием ИКТ.


Создание условий для осознания различий спиричуэл, блюз и рэгтайма.

Работа с презентацией. Знакомство с музыкой, которая стала основой джаза: спиричуэл, блюз, рэгтайм. Слушают музыкальные примеры.


.



Предлагается работа с презентацией, посредством которой дети знакомятся с музыкой, ставшей основой джаза: спиричуэл, блюз, рэгтайм……

Помогает осознать духовные истоки песнопений, почувствовать различия.

Возможно использование видеофрагментов и фильма «История джаза» (1 серия – фрагменты)

Работа с ИКТ, которая помогает расширить музыкальные представления о джазе.


Усвоение терминов и понятий музыкального языка.


9

Художественное обобщение. 1 этап


Создание условий для поиска смыслов, через приобщение к мыслям выдающихся людей о джазе.


Высказывают свое мнение, аргументируя его. Возможна своя формулировка.





- Так что же такое джаз в вашем представлении?

- А в представлении других людей?


- Какое из этих высказываний о джазе вам ближе?

«Джазмен — это жонглер, который работает не с шариками, а с гармониями» (Бенни Грин)


«Джаз — это когда пять парней играют одновременно разные песни» (Стив Магро)


«Джаз — это выплеск энергии, которую накопила Америка» (Джордж Гершвин)


«Джаз — это мы сами в лучшие часы нашей жизни» (Сергей Довлатов)

«Джаз - это зонтик, под которым всегда найдется место» (автор мне неизвестен)


- Кто может сформулировать свое понимание – что такое джаз?


Поиск смыслов и приобщение себя к другим, посредством единения в чувствах и мыслях, слове, звуке…

10

Художественное обобщение. 2 этап


Создание условий для поиска смыслов в художественном произведении.

Предлагают варианты названий, давая обоснования


Поиск главной мысли и

художественное обобщение.




- Что нужно сделать, чтобы понять джаз?

- Послушайте стихотворение, которое я нашла на просторах интернета. Как бы вы его назвали?

Какого цвета ветер?
Я спрашиваю вас.
Идя слепым по жизни,
Нельзя
услышать джаз.


Тромбоны и кларнеты,
Рояль и контрабас...
Не слыша звук рассвета,
Нельзя
исполнить джаз.


Понять его природу
Несложно, но сначала
Ответьте на вопрос:
Какого цвета ветер?
И сразу всё понятно стало:


Весь этот блеск,
Весь этот ритм,
Вся эта боль,
Вся эта жизнь,
Весь этот джаз.

- Стихотворение называется «Импровизация на ходу».


Поиск смыслов и приобщение себя к другим, посредством единения в чувствах и мыслях, слове, звуке…

11

Художественное обобщение. 3 этап


Содействовать пониманию, что жизнь – бесконечность импровизаций. Жизнь это джаз. Джаз это жизнь.

Формулируют и высказывают обобщенное представление. Итог.



- И последний вопрос:

- Какая музыка больше всего похоже на нашу (вашу) жизни? Классическая, эстрадная, рок, джаз,…

-Почему? (Джаз. Суть джаза – импровизация, а прожить жизнь без импровизации невозможно)

По сути, даже сотворение мира – грандиозный акт творчества и бесконечной импровизации.


Осознание сокровенной сути джаза.

12

Домашнее задание.


Записать в тетрадь имена великих джазовых музыкантов.