Музыкальная подборка к уроку Музыка Американских негров

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...














Вход под музыку Пола Уинтера «Песня Земле»



«Америка ,Америка

Ты света изобилия

Америка, Америка

Чудесная страна»



Учитель:«Мне часто снится сон, что я на большом корабле переплываю океан и попадаю в свободную ,необычайно красивую страну, где мне кажется что все люди счастливы.

Давайте попробуем угадать по музыке ,в какую страну мы отправляемся сегодня.

Звучит музыка: Клодд Дебюсси «Маленький

негритёнок»

Задание: Охарактеризуйте музыку . Определить главную особенность музыки - ритм. Придумайте рассказ по услышанной музыке с учетом

ритмических и особенностей произведения .

О каком мальчике идет речь в музыкальном произведении?

Ученики: Самое главная особенность музыки американских негров -РИТМ. Все они делали в ритме :танцевали ,ходили, говорили ,пели, работали.

А в произведении изображён маленький весёлый негритёнок ,который шагает пританцовывая ,вприпрыжку, ритмично и радостно ,даже комично. Белый мальчик так ходить не умеет.

Учитель: «Без соли негритянских ритмов ,без живой ,кровоточащей души африканской музыки не возник бы джаз. Замечено, что негры как никто ,одарены особым ритмическим инстинктом ,жаждой петь и танцевать, которая у них сродни обычной жажде петь и танцевать ,которая у них сродни обычной человеческой жажде –воздуху или воды…»



Вопрос: А вы знаете как негры попали в Америку и какую роль сыграли в развитии современного музыкального искусства?

Учитель: «Невольничьи корабли пересекли Атлантику, везли в своих смрачных трюмах настоящих гениев музыкального искусства, сокровища африканской полиритмии. Зов-ответ ,зов-ответ -доносилось из тюремных трюмных люков.

-Вся жизнь –это ритм:-говорили негры

Интересно было наблюдать как работают негры. Обычно самый сильный начинал запевать ,ударяя лопатой или киркой, а остальные подхватывали импровизируя и исполняя свою песню.

«Свистал бич ,гулко шлёпалась кирка хлопка ,тяжко вонзалась лопата ,стучал молот ,вызванивали шаг кандалы…»

Не желая смириться ,негры, хранили в памяти ритмы Африки, вслушивались в песни и музыку ,звучавшую вокруг и сами пробовали петь чужие песни. Но чтобы не пели негры, их музыка рвалась, словно останавливалась- она словно говорила в ритме.

Вопрос:Для чего нужна песня на плантации?

Ученик:Так с помощью песни негры общались ,ведь разговаривать во время работы им было запрещено

Учитель: Дюк Эллингтон рассказывал: «Страшась молчания чёрных рабов, рабовладельцы заставляли их петь ,желая не дать им возможность разговаривать ,а значит сговариваться о планах мести»

«Пусть поют, -снисходили к пению черных белые надсмотрщики и плантаторы ,-Ведь у рабов нет ничего ,кроме лачуг ,ладоней, пустых ящиков, банок ,досок и палок.»

Первые негритянские песнопения –это трудовые песни.

Вопрос: Прослушайте трудовую песню и раскройте основные музыкальные особенности такой музыки.

Звучит музыка в исполнении ансамбля Боба

Макферрин «Трудовая песня»);

-Определить колличество голосов и их отличие(4 голоса );

-Способ исполнения(сочинение)музыки(импровизация);

-Вид исполнения(ансамблевая )

-Элементы имитации, подражания (подражание музыкальным инструментам)

Учитель :Вы знаете где возник джаз.? В негритянской церкви.

Обращая чернокожих невольников свою веру, плантаторы приучали рабов петь молитвы, надеясь навсегда привить покорность и смирение.

Но негры влили в библейские молитвы горячую африканскую кровь, свои легенды и конечно заразительный ритм. И в церковном пении вдруг забился и задрожал нерв древних ритуальных плясок.

Так возникли спиричуэлсы -негритянские религиозные песнопения ,полные духовной мощи энергии, ритмов.

«Кто первый поднял свой взор от рабских оков?

Кто первый всю немощь ,всю немоту одолел?

Кто первый , подобно пророкам давних веков,

Внезапную силу в себе ощутив ,запел»

Негритянский поэт Джеимс Джонс



Спиричуэл – церковная, хоровая музыка.

Послушаем и затем исполним известное хоровое произведение в стиле спиричуэлс. Звучит музыка: Молитва

«Кто-то ко мне стучится ,

Кто –то ко мне стучится в дверь

Эй брат мой разве неслышно

Кто-то ко мне стучится в дверь…

Ждет за дверью вас справедливость

Кто-то ко мне стучится в дверь..»

Вопрос: Охарактеризуйте музыку . Расскажите о чём говорится в произведении ,раскройте смысл религиозного песнопения

Разучивание песни хором:

Учитель: Негры воспринимали христианство, как обещание будущего лучшего мира, где кончатся их страдания. Будучи безграмотными ,они даже плохо знали текст священного писания и свободно приспосабливали его к своим представлениям ,то есть переделывали музыку и текст на свой лад

Солист (священник )дерзко задавал вопрос ,хор ему отвечал, прихожане оглушая церковь хлопками, притопываниями в такт . Резкая остроритмичная музыка вызывала чувство экстаза, единения и подъёма сил»

Спиричуэлсы бывают как грустные ,так и яростно веслые ,даже карнавальные .Например, молитва под названием «Восставшие кости». Нынче спиричуэлсы -украшение репертуара всех выдающихся негритянских певцов и джазовых музыкантов.

Спиричуэлсы открыли Америке и миру величие и щедрость души негритянского народа.

Спиричуэлсы были верным предвестьем новой музыки-джаза.

Что бы понять язык негров их внутренний мир, нужно узнать их музыку.

Вопрос: Можно ли с помощью песни общаться друг с другом? .

Ученик: Это одни из немногих народов для которых песня ,музыка стала средством общении я, в основе которой лежит ударный ритм и импровизация.

Учитель: « Спиричуэлс несомненно африканского происхождения. Афро-Американцы часто устраивали состязания крикунов (шотс холлерс-песни - выкрики).Негры гордились своим музыкальным криком. Человек 10 одновременно громко и ритмично выкрикивая пели свою негритянскую молитву, каждый из поющих вступал отдельно от остальных и со своей темой песни ,при всём при этом голоса поющих сливались в единое целое ,хотя невозможно было разобрать ни слова в этом чётком ритме. Эффект такого исполнения поражал своей первобытной мощью. В одном из таких состязаний участвовал белый композитор Джорж Гершвин.

.Джорж Гершвин- американский композитор ,первым обратил внимание на музыку, культуру и самобытность афро -американцев. Что -бы создать свою известную оперу «Порги и Бесс» на основе негритянских песнопений Джорж отправился в негритянское гетто .Три месяца он записывал истории песни ,мелодии ,сказки негритянского народа.

«Однажды я вечером подошёл к заброшенной хижине, служвшей местом религиозных песнопений ,только собрались войти как Джорж схватил меня за руку. Песня которую я часто слышал, но необращал внимание ,буквально поразила. Молодая негритянка укачивала малыша и пела ему задушевную песню-блюз ,пела о своих печалях и невзгодах. Позже эта песня под названием «Колыбельная Клары»или «Колыбельная в стиле блюз стала самым попылярным произведением Джоржа Гершвина , вошедшая в оперу «Порги и Бесс»

Звучит песня: Джорж Гершвин “Samataim»

Вопрос:О чем говорилось в песне?Можно ли угадать по музыке?

В чём особенность блюза, чем она отличается от других стилей созданных неграми в Америке.

Ученик:-сольное звучание

-Импровизация

-Минорное звучание

-Особый блюзовый лад

-Мелодичная –ритмичность

-Неторопливый темп

Исполнение песни «Колыбельная в стиле блюз»на русском языке.

Учитель: Блюз –это печальная песня одинокого негра. В блюзах вся история негритянского народа ,все унижения, нужды, страдания и испытания .Корни блюзов -в рабстве.

«Блэк- энд -блю»-черный и печальный .Слово скупое как слеза, песня исторгаемая их самого сердца ,это исповедь души. В каждой фразе исполнители брали особую ноту ,которая вызывала особое переживание и ощущение глубокой тоски

Негртянский поэт Лингстон Хьюз замечал: «Блюзы на меня всегда производили впечатление беспредельно грустной музыки…В блюзах горечь не смегчена слезами, а ,наоборот ,ожесточена смехом ,противоречивым смехом»

Обманутая любовь, разлука , страдания и дорога-всё это блюз

Лучшими исполнителями блюза были- Бесси Смитт, Луи Армстронг, Элла Фицжеральд, Арета Френклин и др.

Блюзовая музыка постоянно видоизменяется ,она легла в основу многих современных стилей и направлений.

Блюзы стали главным искусом всех джазовых музыкантов ,оттачивавших свое мастерство в импровизациях .В начале века сложилась своеобразная музыкальная форма блюза ,при этом певец может смеяться разговаривать и пританцовывать .Песня напоминала разговорную речь.

Вопрос: Можно ли негритянский блюз и спиричуэлс назвать развлекательным стилем музыки?

Вопрос: Какие черты зарождающегося джаза проявились в блюзах и спиричуэлсах?

Ученик: Музыке свойственны свобода импровизаций .Каждый участник может проявлять свою фантазию и мастерство, с неизменностью основного ритма ,точно как и в джазе.

Учитель: Что бы понять язык негров ,их внутренний мир ,нужно узнать их музыку. Это одни из немногих народов для которых песня ,музыка стала средством общения, основе которой лежит ударный ритм и импровизация.

«Америка-юность в ритме этом живёт

В ритме этом родится

В ритме этом поёт»

Звучит музыка: Группа «Time six»

Вопрос: С какими стилями афро- американских негров вы познакомились на уроке?

Ученики: Трудовая песня, Спиричуэлс, Блюз ,Джаз.

Вопрос: Какие ещё стили созданные американскими неграми вы знаете?

Ученики: Рэп, рок, рок-энд-ролл

Тест на тему «Музыка Американских негров»

Подобрать к каждому жанру свой стиль и вид музыкального исполнения .

Танец

Инструментальная пьеса

опера

Сольное

Хоровое

Ансамблевое

оркестровое

Блюз

Ритм-энд-блюз

Спиричуэлс

Трудовая песня

Джаз

Подберите к каждому знакомому стилю своё средство выразительности и определите способ исполнения



Трудовая песня

Блюз

Джаз

Ритм

Танцевальность

Мелодизм

Лад минор

Лад мажор

Быстрый темп

Медленный темп

Громко

Тихо

Духовые музыкальные инструменты

Импровизация

Имитация

Вариация

Полифония

Полиритмия



Урок музыки в 4 классе .Тема урока: «Музыка Американских негров»

Автор урока: учитель музыки Кочурова Ольга Александровна

Форма урока: урок –путешествие.

Цель урока: Расширение представлений и раскрытие специфических особенностей музыки американских негров.

Задача обучающая:

1)Научить разбираться в жанровом многообразии и стилевых особенностях музыки Американских –негров

3)Иметь представление о средствах музыкальной выразительности

4)Сформировать общее представление о музыке Американских негров

5) Научить определять способы изложения и видовые особенности музыки.

7)Обучить исполнительским навыкам учащихся.

Задача развивающая:

1) Развить творческое мышление ,уметь строить гипотезы и догадки

2)Развить ритмический и интонационный слух

3)Развить индивидуальные творческие способности на основе изученного материала

3)Обогатить эмоционально чувственный опыт учащихся

4)Научить работать на уроке в групповой и коллективной форме.

Задача воспитательная:

1)Воспитать любовь и уважение к музыкальной культуре Америки

2)Расширить представление об истории, быте и специфических особенностях музыки Американских негров

3)Получить возможность почувствовать глубокое единство и общность музыкальных культур разных народов, рас и национальностей

4)Развить художественный кругозор учащихся.

5)Вызвать личностное отношение учащихся к произведениям

6)Создать условия для осмысление жизненных истоков произведений музыки через собственное творчество

Методы:

Эмоциональной драматургии

Моделирование художественно-творческого процесса

Словесный, наглядный ,практический