Урок музыки на тему От оперы к оперетте 8 класс.

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Схема конспекта урока


Аттестуемый педагог: Беловолова Ольга Васильевна

Предмет: Музыка Класс 8

Тема урока: « От оперы к оперетте» Раздел: «Взаимопроникновение «лёгкой» и « серьёзной» музыки» Урок №14


Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1.

Организационный момент, включающий:

  • постановку цели, которая должна быть достигнута учащимися на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной)

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог)


Организационный момент, включающий:


Цель, которая должна быть достигнута учащимися:


Подготовка к продуктивной работе на уроке.


Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе урока:


Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.


Задачи:

Создать положительный и эмоциональный настрой для продуктивной работы на уроке.


Методы: Словесные





Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:
  • определение целей, которые учитель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися);

  • определение целей и задач, которых учитель хочет достичь на данном этапе урока;

  • описание методов, способствующих решению поставленных целей и задач;

  • описание критериев достижения целей и задач данного этапа урока;

  • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей;

  • описание методов организации совместной деятельности учащихся с учетом особенностей класса, с которым работает педагог;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе опроса;

  • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса.










Цель: Повторить с учащимися пройденные темы ( джаз, бардовская песня), касающиеся частично новой темы.

Цель учителя на данном этапе урока: Помочь ученикам найти общие черты в этих направлениях музыки.

Задачи: 1. Ответить на вопросы: а) Назовите пожалуйста направление в музыке, основа которого является импровизация?( Ответы детей: Джаз)

б) Страна, родина джаза?(Америка)

в) Как называлась молитва афроамериканцев?(Спиричуэл)

г)Король американского джаза, трубач-виртуоз?(Луи Армстронг.)

д)Пианист – самоучка, композитор, сочинявший в стиле джаз?(Джордж Гершвин)

е) Один из направлений джаза ,танцевального, ритмичного характера?(Регтайм)

ж) Какую певицу считали «первой леди» джаза?(Элла Фитцджеральд)

з) Кого называли бардами?( Авторов слов, музыки и исполнителей своих песен)

и)Родина бардовской песни? (Советский союз.)

к) Известный бард, автор песен «Она была в Париже», «Скалолазка моя», «Песенка о слухах» ( В.Высоцкий)

2.Проанализировать и найти общие черты джаза и бардовской песни.( Народность, простота)

Минутка здоровья: Музыкально-ритмическая разминка в стиле джаз.


3.

Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися (на основе содержания данного пункта эксперт выносит суждение об уровне владения педагогом предметным материалом);

  • описание форм и методов изложения (представления) нового учебного материала;

  • описание основных форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся с учетом особенностей класса, в котором работает педагог;

  • описание критериев определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу;

  • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала;

Цель, которую учитель ставит перед учениками: Напомнить историю возникновения жанра оперы; дать определение жанра «оперетта», определить характерные особенности жанра.

Цель, которую хочет достичь учитель: Создать условия для ознакомления с жанром оперетты, историей создания.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться слушать и анализировать музыкальные произведения, наблюдать в музыкальных произведениях примеряя содружества нескольких видов искусства. Метапредметные:

-познавательные: внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, для получения необходимой информации пользуются справочной литературой, анализируют и делают выводы, строят рассуждения;

-коммуникативные: осваивают диалоговую форму общения;

-регулятивные: организовывают свою деятельность, принимают её цели и задачи, выбирают средства реализации этих целей и применяют их на практике.

Личностные: оценить результаты деятельности.

Форма урока: Объяснение новой темы.

Тип урока : Комбинированный

Формы и методы деятельности: Словесные, показательные, диалоговые, наглядные, беседа, обобщение.

Технологии: Развивающие, интерактивные, здоровьесберегающие.

План изучения новой темы:

1.Напомнить историю возникновения жанра оперы как прародителя жанра оперетты. Выяснить что между ними общего ,а в чём различие.

2.История возникновения оперетты.

3.Характерные особенности оперетты.

4. Известные зарубежные композиторы и их не менее известные оперетты.

5.Советская оперетта. Основоположники советской оперетты и их известные оперетты.













Вступительное слово учителя:

1.Учитель: Ребята, тема нашего сегодняшнего урока звучит так «От оперы к оперетте», поэтому чтобы выяснить что же такое оперетта давайте с вами вспомним что же такое опера? (Ответы детей: Это музыкальный спектакль , в котором все актёры поют и действие на сцене, сюжет раскрывается через пение, вокальные номера героев – арии, дуэты, хоры и т.д.)

Хорошо. Скажите пожалуйста, а как называется сюжет к опере или к балету, название которого в переводе с итальянского означает « маленькая книжечка»? ( Ответы детей: Либретто.)

Да, либретто пишет либреттист к таким жанрам как балет, опера, а так же оперетта. Так вот слово оперетта дословно можно перевести как «маленькая опера». Еще в средние века в Европе странствующие артисты исполняли весёлые куплеты и острые песенки, высмеивающие вельмож-аристократов и церковнослужителей. Их выступления сопровождались танцами и акробатическими номерами. Так зарождался жанр оперетты.

Позже он развивается в итальянской «комедии масок». А в 17 веке появляются комическая опера и водевиль.

Водевилями называли увлекательные представления с музыкой и шутками. Главные их герои - простые люди - всегда побеждали глупых и порочных аристократов.

Главной в водевиле была песня, которую легко запоминали и подхватывали зрители.

2.Оперетта, или музыкальная комедия, родилась во Франции, на бульварах Парижа. Да, именно в Париже родилась оперетта — весёлый спектакль с музыкой, песенками, зажигательными танцами и остроумными диалогами. «Отцом» французской оперетты, да и оперетты вообще, стал Жак Оффенбах (1819-1880).

Здесь в 1855 году композитор и дирижёр Жак Оффенбах открыл свой собственный театр «Буфф-Паризьен».

Первые оперетты Оффенбаха «Двое слепых», «Прекрасная Елена», «Орфей в аду» оказались очень современными, хотя и были написаны на мифические и сказочные сюжеты.



3.Действующие лица в опереттах были хорошо знакомы зрителям. Они узнавали в героях своих современников.

Франция в это время переживала трудности. Ею правил Наполеон //, племянник Наполеона Бонапарта. Он окружил себя бездарными министрами и генералами.

Содержание оперетт часто было пародийным. А музыка всегда весёлой. В ней звучали песенки, марши, танцы. В оперетте в отличие от оперы не только пели, но и говорили.

Ж. Оффенбах написал свыше 100 оперетт, положив начало истории этого жанра. И история была продолжена. И продолжена какими именами!

4.Иоганн Штраус, которого ещё называли «королём вальсов».

Величие и блеск венской классической оперетты начинаются с Иоганна Штрауса, чей феноменальный дар к созданию проникновенных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях.

Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором бессмертных вальсов. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты — «Летучую мышь» (1874). Кстати в основу сюжета этой оперетты легла абсолютно правдивая история о том ,как муж ,придя на карнавал, на котором все участники присутствуют в масках и карнавальных костюмах, не узнал свою жену в костюме летучей мыши да ещё и изменил своей жене … со своей женой. Конечно в конце сюжета все во всём разобрались и закончилось всё хорошо. А сейчас мы с вами послушаем музыкальные фрагменты из этой оперетты (Звучит «Выходная ария графа Орловского», «Ария Летучей мыши» , « Сцена свидания»)

Оперетта была закончена в 42 дня и вскоре стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в «доброй старой Вене». И ещё одна известная оперетта И.Штрауса «Цыганский барон».

Начало 20 века ознаменовало себя в жанре оперетты такими известными именами как Франц Легар и его оперетта «Весёлая вдова» и конечно же венгерский композитор Имре Кальман, создавший свои не менее знаменитые и по сей день оперетты « Принцесса цирка»( Действие оперетты происходит за кулисами цирка. Публику волнует таинственный Мистер Икс, который всегда выступает в черной маске. Его настоящего имени никто не знает. Теодора – молодая вдова банкира, не пропускает ни одного представления в цирке с участием артиста, прославившегося своей смелостью и талантом, и желает с ним познакомиться. В Теодору влюблён потомок знатного рода – барон, но Теодора уже в девятнадцатый раз отказывает ему в притязаниях на ее руку и сердце. Барон взбешён и кипит жаждой мщения. В антракте представления, за кулисами происходит встреча Мистера Икс и самолюбивой Теодоры, но она только добавляет загадок: артист отвечает, что они давно знают друг друга...

«Мистер Икс» – самая сердечная и самая интеллигентная оперетта всемирно известного композитора Имре Кальмана. Любое обращение к такому замечательному композитору и музыкальному драматургу, как Кальман - всегда Праздник для исполнителей и зрителей) и «Сильва» (или её второе название «Королева чардаша»).Надо сказать что в основе музыкальной драматургии оперетты обычно лежат куплетная песня и танец. Как правило, кульминацию каждой сцены составляет популярный в данное время и в данной стране танец – канкан и галоп у Ж.Оффенбаха, вальс, полька и мазурка у И.Штрауса –сына, чардаш, венгерский народный танец у Имре Кальмана. И я пару слов хочу сказать об оперетте «Сильва». Сюжет этой оперы повествует нам о большой любви простой певицы кабаре Сильвы Вареску и богатого аристократа Эдвина, которые преодолели многие испытания ,непонимания родителей Эдвина ,которые прочили своему сыну другое будущее и другую невесту, но в конце сюжета выяснилось что мама Эдвина когда-то сама пела и выступала на сцене того же самого кабаре «Орфеум» что и Сильва. Ну, а завершается всё, как и положено в оперетте — ко всеобщей радости: после ряда недоразумений влюбленные опять вместе.

( Звучит фрагмент из оперетты «Сильва» «Красотки, красотки, красотки кабаре» и дуэт Сильвы и Эдвина «Помнишь ли ты», «Канкан» Ж.Оффенбаха, «Ария Мистера Икс»)

5. Начало отечественной оперетте положено в середине 20-х годов композиторами И. О. Дунаевским. Позднее в этом жанре работали композиторы Б.А. Александров, В.П. Соловьев-Седой, О. Б. Фельцман, Т.Н. Хренников и другие. Они упрочили связь оперетты с массовой советской песней. Для работ этих композиторов характерны лирико-романтическая направленность, стремление к актуальной современной тематике, развитие героических, патриотических сюжетов. Когда в 1920-е годы, благодаря НЭПу, в России снова появились состоятельные люди, жаждавшие развлечений, жанр оперетты стал востребованным. Основой спектаклей по-прежнему была не русская, но классическая оперетта – чаще всего, французская, зато к ее постановкам обращались известные российские режиссеры. В.И. Немирович-Данченко в Музыкальной студии МХТ. Чрезвычайная популярность жанра отразилась на театральной политике страны: начали один за другим открываться государственные театры оперетты.



Первым из них стал Хабаровский театр в 1926 г. (он носил название Театра комической оперы), затем – Московский театр оперетты (1927г.), Ленинградский театр музыкальной комедии (1929г.), а также театры в Свердловске, Воронеже, Иванове, Харькове, Киеве, Ростове-на-Дону и других городах.

Можно сказать, революцию жанра – жанра оперетты – совершил Исаак Осипович Дунаевский (недаром с древнееврейского языка Исаак, Исаакий переводится как радость Господня). Его первые оперетты «И нашим и вашим» (1924 г.), «Карьера премьера» (1925г.) были близки водевилю, следующая же, «Женихи» (1927г.), ознаменовала поворот к новой, советской опереточной стилистике. Она обладала ярко выраженной сатирической и пародийной направленностью, высмеивая традиционных для того времени отрицательных персонажей – нэпманов и обывателей. Новаторским приёмом стало использование Дунаевским в оперетте массовой песни, часто пафосной и даже агитационной, которая впоследствии и стала одним из важнейших выразительных средств музыкальной драматургии советской оперетты. На этих принципах построены самые известные оперетты Дунаевского – «Золотая долина» (1937г.), «Вольный ветер» (1947г.), «Белая акация» (1955г.). Композиторский талант Дунаевского сделал его музыку всенародной любимой, и, пожалуй, апофеозом его творческого метода стала песня «Широка страна моя родная», впервые прозвучавшей в 1936 в экранизированной музыкальной комедии «Цирк» – по сути своей оперетте.

Эмоциональность, юмор, зрелищность в сочетании с социальным оптимизмом (подчас, увы, неоправданным) сделала отечественную оперетту одним из самых популярных жанров театрального искусства в Советском Союзе. Серьезным событием в истории жанра стало появление в 1937 оперетты «Свадьба в Малиновке» Б.А. Александрова. Эта оперетта широко шла на сцене вплоть до начала 1990-х гг., а в её киноверсии блистал своим талантом непревзойдённый актёр Одесского театра оперетты М.Г. Водяной.

Во время Великой Отечественной войны в репертуаре советских театров оперетты появлялись произведения на патриотическую тему: «Девушка из Барселоны», «Раскинулось море широко», «Табачный капитан» и др. Ленинградский театр музыкальной комедии работал в осажденном городе на протяжении всей блокады, своим искусством помогая ленинградцам выжить. После войны среди авторов оперетты появляются новые имена композиторов: Ю.С. Милютин («Девичий переполох», «Трембита», «Поцелуй Чаниты»), В.П. Соловьев-Седой («Самое заветное»), Т.Н. Хренников («Сто чертей и одна девушка»), Д.Б. Кабалевский («Весна поет»), К.Я. Листов («Севастопольский вальс»). Продолжают активно работать и признанные мастера жанра: И.О. Дунаевский, Г.В. Свиридов («Огоньки»). Оперетте отдал дань и великий Д.Д. Шостакович – «Москва, Черемушки» (1959).

Примерно с середины 1960-х чётко очерченные рамки жанра оперетты начали постепенно размываться. Обогащая палитру своих выразительных средств, театры, наряду с классической опереттой стали обращаться и к музыкальным произведениям других жанров – рок-опере, мюзиклу. Такой процесс интеграции жанров свойственен не только России – он характеризует развитие театрально-музыкального искусства во всем мире.

Несмотря на это, в памяти навсегда остались имена многих выдающихся актёров советской оперетты, среди которых, в первую очередь, Ярон, Канделаки, Виноградова и, конечно, неповторимая Татьяна Шмыга, которая и сейчас всё ещё радует своих почитателей неизбывным талантом.




4.

Закрепление учебного материала, предполагающее:

  • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока);

  • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока;

  • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог.

  • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала;

  • Описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал.

Цель, которую учитель ставит перед учениками: Обобщить знания об опере и оперетте.

Цель, которую хочет достичь учитель:

Создать условия для обобщения знаний об оперетте.

Задачи: ответить на поставленные вопросы, работа с терминами.

Методы : беседа, работа в тетрадях.

Вопросы:

а) Как появилась оперетта?

б) Что общего между оперой и опереттой?

в) Какие различия между этими двумя жанрами?



Итак, подведём итог и дадим определение оперетты:

Оперетта - музыкально-театральное представление лёгкого жанра, характерными особенностями которого являются развлекательность и присутствие разговорной речи.



Задание для учащихся: Разгадать кроссворд на темы ,изучаемые на предыдущих уроках (джаз, бардовская песня) и закрепление новой темы «Оперетта».

Выставление оценок. Рефлексия.






















5.

Задание на дом, включающее:

  • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания);

  • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом;

  • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания.

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему «Мюзикл. История возникновения. Характерные черты.»

Цель учащихся: Проявить интерес и самостоятельность в поиске информации о жанре мюзикл о его характерных особенностях и истории возникновения.

Цель учителя: Стимулирование учащихся к развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.


















МКОУ Лебяжьеполянская СОШ







Открытый урок по музыке в 8 классе.

Тема: « От оперы к оперетте»

Раздел: « Взаимопроникновение «лёгкой» и « серьёзной» музыки»







Подготовила и провела:

Учитель музыки Беловолова О.В.











2014 год