Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Многопрофильная школа № 17
имени маршала инженерных войск А.И.Прошлякова» города Рязани
УТВЕРЖДАЮ СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МБОУ СОШ № 17 НСМ протокол № ____ на заседании МО
___________И.В.Голикова от _________________ протокол № ________
«___»___________20____г. Председатель _______ от _________________
______________Ф.И.О. руководитель МО____
______________Ф.И.О.
Календарно-тематическое планирование
по музыке для 5 классов
на 2016/2017 учебный год
Составлено учителем
Тиханович Татьяной Константиновной
Календарно-тематическое планирование по музыке 5 класс.
п/п
Тема урока
(тип урока)
Элементы содержания
Характеристика деятельности учащихся
Планируемые результаты
Форма
контроля
Дата
проведения
предметные
личностные
метапредметные
план.
факт.
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
1 раздел: «Музыка и литература» I триместр
1.
Что роднит музыку с литературой.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Связь музыки и литературы. Общность жанров в музыке и литературе.
М.Глинка, сл. Н.Кукольника «Жаворонок»,
Г.Струве, сл. Н.Соловьевой «Моя Россия»;
П.Чайковский. Симфония №4;
Слушание музыки (расширение представлений о взаимосвязи музыки и других видов искусств).
Разучивание песни,
Познакомятся с понятиями: вокальная и инструментальная музыка.
Научатся выявлять связи музыки и литературы.
Проявлять любознательность и интерес к изучению музыки.
. Р: самостоятельно различать настроения, чувства, характер образов выраженных в музыке.
П: уметь сравнивать музыкальные и речевые интонации.
К: уметь выявлять сходство и различие выразительных средств в музыке и поэзии.
Устный опрос
2.
Вокальная музыка.
Комбинированный урок.
Песня – самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества. Песня – душа народа. Роль песни в жизни человека.
Творчество А.В.Александрова.
Интонационно-образный анализ прослушанной музыки.
Понимать, как произведения музыкального и литературного искусства помогают бережно относиться к природе и к Родине.
Развивать любовь и уважение к Родине, через музыкальные и художественные произведения.
. Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.
П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.
К: самостоятельно различать , что речь может быть музыкальной, а слово может стать музыкой.
Устный опрос
3
Русские народные песни
Комбинированный урок
Народное музыкальное творчество. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).
Средства музыкальной выразительности – способы передачи эмоциональных переживаний. Музыкальная форма
Русские народные песни:
«А мы просо сеяли»,
«Бояре, а мы…»,
Рассуждать о многообразии музыкального фольклора России. Исполнение знакомых народных песен
Понимание учащимися красоты русской народной песни.
Различать жанры РНП и выявлять их характер.
Уважительное отношение к истории и культуре своего народа.
Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
П.: поиск и выделение необходимой информации;
К.: уметь участвовать в хоровом пении.
Устный опрос
4
Вокальная музыка.
Комбинированный урок
Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.
Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.
«Горные вершины». А. Варламов, слова М. Лермонтова.
«Горные вершины». А. Рубинштейн, слова
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыки.
Хоровое пение.
Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.
.
Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
П.: поиск и выделение необходимой информации;
К.: уметь участвовать в хоровом пении.
Устный опрос
5
Вокальная музыка.
Комбинированный урок
Вокальные произведения на стихи С.А.Есенина.
Кантата Г.Свиридов «Памяти Сергея Есенина»
Слушание музыки.
Хоровое пение.
Знакомство с вокальными произведениями на стихи С.А.Есенина.
Бережное отношение к творческому наследию нашего земляка.
Р.: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя;
П.: поиск и выделение необходимой информации;
К.: уметь участвовать в хоровом пении.
Устный опрос
6/7
Фольклор в музыке русских композиторов.
Урок обобщения и систематизации знаний.
. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.
Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.
«Кикимора». Сказание для симфонического оркестра (фрагменты) А. Лядов.
Симфоническая сюита.
«Шехеразада». Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Римский-Корсаков
Слушание музыки.
Интонационно-образный анализ музыки.
Хоровое пение.
Различать симф. сюиту от других жанров музыки.
Уметь тонко воспринимать муз. произведения на основе русских народных сказаний.
Четко понимать, что программная музыка основана на интерпретации
Р: самостоятельно определять, как тембр музыкального произведения влияет на муз. образ.
П: знать на основе каких муз. средств выразительности
(контраст , повтор, вариационность) создан образ.
К: отличать симфоническую миниатюру от других образов.
Устный опрос
8
Вторая жизнь песни.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Народные истоки русской профессиональной музыке. Связи между композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. «Концерт № 1» для фортепиано с оркестром (фрагмент финала). П. Чайковский.
«Веснянка» украинская народная песня.
Исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.
Уметь различать основу каждой интерпретации.
Развивать навыки определения основной мелодии в интерпретациях.
Р: самостоятельно понимать, что любая интерпретация основана на народной музыке.
П: различать жанры народных песен в «цитатах» композитора.
К: на основе РНП придумать собственную интерпретацию
Устный опрос
9
Жанры вокальной и инструментальной музыки.
Итог триместра
Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.
Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада,
«Вокализ». С. Рахманинов.
«Романс».из муз. иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.
«Баркарола» (Июнь) П. Чайковский.
Сравнивать музыкальные произведения, анализировать их особенности
Уметь различать жанры вокальной и инструментальной музыки.
Расширять свой музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять выразительные средства в музыке.
П: иметь четкое представление о том, что все муз. произведения звучат, как выразительная речь человека.
К: исполнение романса.
Устный опрос
IIтриместр
10/
11
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Комбинированный урок.
Значимость музыки в творчестве писателей и поэтов.
Крылов «Квартет» басня,
А.П.Бородин Квартет №2фрагмент.
К.Паустовский «Старый повар».
В.А.Моцарт Концерт для ф-но с оркестром №23.
Роль музыки в творчестве писателей и поэтов. Понятие – квартет.
Размышлять о прочитанном произведении
Размышлять о роли музыки в жизни человека.
Расширять свой музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: размышлять о смысле жизни
.
Устный опрос
12\
13
Писатели и поэты о музыке и музыкантах.
Комбинированный урок.
Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта.
«Откуда приятный и нежный тот звон» из оперы «Волшебная флейта». «Маленькая ночная серенада» (рондо).
Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда.«Этюд №12» Ф.Шопен
«Прелюдия№7» Ф.Шопен
«Прелюдия№20» ФШопен
«Вальс №7» Ф.Шопен
Слушать и размышлять о знакомом музыкальном произведении,
высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощении
Знать композитора-классика В.А.Моцарта, его произведения.
Знать композиторов – романтиков:
Ф.Шопена, жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.
Узнавать на слух знакомые музыкальные произведения.
Расширять свой музыкальный кругозор
Р: самостоятельно определять тембры звучания музыкальных инструментов.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: размышлять о смысле жизни
Устный опрос
14
15
Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Развитие жанра – опера. Обращение композиторов к родному фольклору.
Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре.
«Садко». Опера-былина (фрагменты).
Н. Римский-Корсаков.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности, размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки
Понимать основные особенности оперы.
Расширять свой музыкальный кругозор
Р: самостоятельно определять инструментальные темы из опер
П: знать муз. термины.
К: выполнение творческого задания.
Устный опрос
16/
17
Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.
Синтез искусств в балетном жанре. Сказочные сюжеты балетного спектакля.
«Щелкунчик». (фрагменты).
П. Чайковский.
«Спящая красавица». Балет (фрагменты). П. Чайковский.
имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику.
участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании); наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.
Знать имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра, его специфику
Расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять музыкальные темы героев из балета
П: знать музыкальные термины.
К: творческое задание.
Устный опрос
18
Музыка в театре, кино, на телевидении.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.
Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (вокализации основных тем, пластическом интонировании)
Понимать значимость музыки в театре, кино и ТВ.
Посещать театры и кино.
Р: самостоятельно определять формы музыки.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: знать функции музыкального искусства: иллюстрировать действие,
Устный опрос
19
Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Знакомство с жанром мюзикл.
Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.
«Кошки». Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.
«Песенка о прекрасных вещах». Из мюзикла «Звуки музыки». Р. Роджерса, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезск
особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.
творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в пении, музыкально-ритмическом движении, поэтическом слове, изобразительной деятельности.
Определять разные характеры главных мелодик мюзикла.
Расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять музыкальные линии гл. героев мюзикла.
П: знать главные отличия мюзикла от оперы.
К: творческое задание.
Устный опрос
20
Мир композитора.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся
Литература обогащает искусство музыки. Нерасторжимая связь музыки со словом проявляется во всех видах вокальной музыки, фольклоре, операх, балетах, в инструментальной музыке, где использованы мелодии песен. Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.
Передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме,проявлять творческую инициативу.
Определять музыкальные жанры, связанные с литературой.
Знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Уметьаргументировать собственное отношение к различным музыкальным явлениям.
Р: самостоятельно находить художественно-поэтическую и музыкальную мысль в произведении.
П: научиться внимательно и чутко относится к словам песни, к тексту, чтобы лучше понять музыкальный образ.
К: Проявлять творческую инициативу, участвуя в музыкально-эстетической жизни класса, школы
Устный опрос
2 раздел «Музык и изобразительное искусство» III триместр
21
Что роднит музыку с изобразительным искусством.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.
«Песня о картинах». Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.
«Концерт №3 для фортепиано с оркестром» (1-я часть). С. Рах-ов.
Вслушиваться в музыку, мысленно представлять живописный образ, а всматриваясь в произведения изобразительно-
го искусства, слышать музыку,
Понимать возможные связи музыки и изобразительного искусства.
. Расширять культурно-информационное представление о музыке.
Р: самостоятельно уметь вслушиваться в музыку, представляя себе зрительные образы.
П: выявлять сходство и различия музыкальных образов и средств их выразительности.
К: оценивать разнообразные явления муз. культуры.
Устный опрос
22/
23
Звать через прошлое к настоящему.
Урок закрепления нового материала.
Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития.
Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность.
Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:
«Песня об Александре Невском»
хор «Вставайте, люди русские»
«Ледовое побоище»
«Мертвое поле»
«Въезд Александра во Псков»
Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения
Пропевать темы из вокальных и инструментальных произведений, получивших мировое признание; проявлять творческую инициативу
Уметь различать муз. способы раскрытия темы защиты Родины.
Эмоционально сопереживать подвигам защитников Родины.
Р: самостоятельно определять , сколько частей имеет кантата.
П: сравнивать зримость муз. образов и муз. напевность живописных картин.
К: осмысливать связь исторических событий с муз. образами.
Устный опрос
24
Музыкальная живопись сказок и былин.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.
А.П.Бородин Симфония №2.
Сопоставлять зримые образы музыкальных сочинений, общность отражения жизни в русской музыке и живописи.
Понимать выразительные возможности музыки и ее изобразительности.
Расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: выполнение творческого задания
Устный опрос
25
Портрет в музыке и изобразительном искусстве.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.
Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н.Паганини в музыке и изобразительном искусстве.
«Каприс № 24». Для скрипки соло. Н. Паганини (классические и современные интерпретации).
Сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, через сравнение различных интерпретаций музыкальных произведений, эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки;
Уметь сравнивать образный строй произведений музыкального искусства и живописного полотна
Расширять музыкальный кругозор.
Р: самостоятельно определять музыкальные линии произведений.
П: отвечать на вопросы учителя.
К: выполнение творческого задания
Устный опрос
26
Образы борьбы и победы в искусстве.
Комбинированный урок.
Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов симфонии.
Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.
Размышлять о музыке, давать личностную оценку знакомому произведению
Отличать муз. интонации произведения и главные темы.
Размышлять о грандиозном внутреннем мире Бетховена.
Р: самостоятельно отличать звучание муз инструментов.
П: различат краски –тембры инструментов симф. оркестра, определяющие мотив судьбы.
К: выдуматься, что роднит муз. произведение Бетховена и скульптора и художника Микеланджело.
Устный опрос
27
Полифония в музыке и живописи.
Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).
Полифония. Фуга.
И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1 (до мажор),
Аве Мария.
М.К. Чюрленис. Фуга.
Приобщать к эмоциональному восприятию музыки при прослушивании произведений.
Знать понятие – полифония, фуга. Органная музыка.
размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки;
28
Музыка на мольберте.
Комбинированный урок
Знакомство с творчеством художника-мариниста И.К. Айвазовского.
«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков
Сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, размышлять о знакомом музыкальном произведении, высказывать суждение об основной идее, о средствах и формах ее воплощения, проявлять творческую инициативу.
Знать средства музыкальной выразительности.
Живописность симфонической поэмы и поэтичность живописной картины.
Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО
Р: самостоятельно уметь отличать перекличку и связь живописи, музыки и ИЗО
П: осознанно слушать фрагменты картин
К: видеть зрительность муз. зарисовок и слышать музыку живописных картин
Устный опрос
29
Импрессионизм в музыке и живописи.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.
Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия.
Дебюсси «Лунный свет»
Передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении, рисунке.
Знать особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси.
Эмоционально воспринимать музыкальные произведения, произведения литературы и ИЗО
Р: самостоятельно выделять ярко выраженные мелодии музыки Дебюсси.
П: знать характеризующие термины импрессионизма.
К: выполнение творческого задания.
. Устный опрос
30
О подвигах, о доблести и славе...
Комбинированный урок.
Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов драматические, героические.
Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений.
Реквием.
«Реквием» Д. Кабалевский:
«Помните»
«Наши дети»
«Реквием» стихи Р. Рождественского.
Участвовать в коллективной исполнительской деятельности.
Понимать о
взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов; продолжать знакомство с жанром реквиема.
Уметьвыявлять общее и особенное между прослушанным произведением и произведениями других видов искусства
Быть достойным памяти павших.
Р: самостоятельно анализировать композиции гравюр.
П: вспомнить произведения, воспевающие защитников Отечества.
К: выполнение творческого задания.
Устный опрос
31/
32
Небесное и земное в звуках и красках.
Комбинированный урок.
Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.
Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.
«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский
«Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов
«Ave Maria», И.-С. Бах – Ш. Гуно
«Ave Maria» Ф. Шуберт
Слушать и эмоционально образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения
Понимать интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.
Сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности
Гордиться древнерусским и зарубежным искусством.
Р: самостоятельно выявлять художественный смысл музыкального произведения и сопоставлять его с образами других видов искусства.
П: выявлять нравственно-эстетическое направление в музыкальном произведении.
К:иметь убеждение в том, что песенное начало объединяет все духовные песнопения.
Устный опрос
33
Исследовательский проект
Защита творческих проектов
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Воспитывать целеустремленность, стремление преодолевать трудности в разных жизненных ситуациях
Воспитывать навыки публичных выступлений и отстаивания своего мнения.
П: углубление понимания музыкального искусства и его глубокое проникновение в жизнь человека.
К.формирование мыслительной деятельности, (сравнение, сопоставление) расширение словарного запаса
Устный опрос
34.
Мир композитора. С веком наравне.
Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.
Слушание и исполнение произведений по желанию детей.
Обобщение музыкальных и художественных впечатлений, знаний, опыта школьников, опыт исполнительства.
Владеть навыками музицирования: исполнение песен, напевание запомнившихся мелодий знакомых
музыкальных сочинений.
Распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии изученных произведений разных жанров.
Пониматьо взаимодействии изобразительного искусства и музыки, знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений.
Уметь передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме
Развивать и воспитывать в себе эстетическое отношение к жизни.
Р: самостоятельно определять выразительность и изобразительность музыки Мусоргского.
П: знать приемы развития музыки.
К: уметь находить в других музыкальных произведениях картинки-образы
Устный тест