Методическая разработка Первые шаги концертмейстера в классе хореографии

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...



Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 303 с углубленным изучением немецкого языка

и предметов художественно-эстетического цикла

имени Фридриха Шиллера

Фрунзенского района Санкт-Петербурга








Методическая разработка



«Первые шаги концертмейстера

в классе хореографии»













подготовила Верховская Татьяна Борисовна,

концертмейстер












Санкт- Петербург

2016


Пояснительная записка

Эта работа адресована начинающим концертмейстерам начальных групп хореографических объединений отделений дополнительного образования школ и учреждений дополнительного образования. Она поможет концертмейсте­рам, впервые попавшим в танцевальный класс, почувствовать профессиональную уверенность в себе и расширит их музыкантский кругозор.

В методической разработке представлены методические рекомендации из опыта работы автора по взаимодействию с педагогом и детьми, по подбору практических материалов к занятиям.


Данная методическая разработка используется в школах с углубленным изучением предметов художественного-эстетического цикла для детей в возрасте 7-10 лет.


Введение



Одной из важных задач концертмейстерской деятельности на хореографических занятиях является формирование и развитие музыкальных способностей детей, которые помогают им постичь искусство танца. А, также, овладение нитями общения концертмейстера как с педагогом, так и с хореографическим коллективом и с его солистами. Концертмейстер-пианист должен обладать очень чутким вниманием к танцорам, к их намерениям, чувствовать и исполнять музыку в едином с ними «эмоциональном ключе». Ведь он общается с ними не только в репетиционном классе, разрабатывая вместе художественную концепцию танца, вникая во все мелочи и нюансы «технологии» ансамблевого исполнительства, но и нередко выступает с детьми на концертной эстраде.

В процессе исполнения главная функция концертмейстера заключается в создании гармоничной основы танца усилением роли фортепианной фактуры, богатством её звучания (в этом смысле концертмейстер - опора танцоров).

В процессе становления исполнительского замысла работа начинается с ознакомления с нотным текстом композитора. Нередко концертмейстеру приходится делать переложения для фортепиано музыкального материала с магнитофонных записей и дисков, его обработку и аранжировку. Для этого следует тщательно проанализировать сочинение, и лишь глубокий анализ поможет создать исполнительскую трактовку и развить представление о художественном содержании даже хорошо знакомого материала.

Концертмейстер должен быть хорошо знаком со стилем, эпохой того или иного танца, знать хореографическую терминологию. Стиль исполнения также диктуется характерными особенностями творчества композитора, эмоциональной насыщенностью произведения; в народном танце - культурой танцевальной основы, особенностями ритма и мелодики танца той или иной страны.

Задача концертмейстера, как и педагога, состоит в том, чтобы ввести учеников в самое существо танца. В хореографические группы дополнительного образования школ и учреждений дополнительного образования могут поступить заниматься все дети без отбора, т.е. те, у которых зачастую отсутствуют необходимые профессиональные физические данные, такие как выворотность ног, танцевальный шаг, гибкость тела, прыжок, координация движений, а также необходимые музыкальные способности, главным из которых является чувство ритма. Нередко у детей существуют анатомо- физиологические, психологические и психические проблемы. К тому же, многие из них не склонны к занятиям танцевальным искусством и это ставит перед их педагогом и концертмейстером очень сложную задачу: «влюбить» детей в танец, заставить их понять, насколько прекрасно чувствовать красоту движения своего тела в слиянии с музыкой, его гибкость, силу, для того, чтобы передать свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в эти движения и жесты своё настроение и состояние души. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько правильно, выразительно и художественно пианист-концертмейстер исполняет музыку, насколько ему удаётся донести до детей её содержание. Ясная фразировка, тщательное выполнение указанных в нотах оттенков, яркие динамические контрасты, помогают детям услышать музыку и отразить её в движениях. С первых аккордов пианист задаёт нужный темп и характер хореографического произведения и, погружаясь в музыку танца, должен заворожить ею ребят, увлечь их за собой, воздействуя на фантазию танцоров, эмоциональность, возбуждая их вдохновение.

Концертмейстер - «правая рука» педагога. В хореографическом искусстве концертмейстер помогает педагогу контролировать и исполнять общий ход изучения танца и танцевальных упражнений на занятии. На самостоятельных занятиях концертмейстер должен напоминать детям об указаниях педагога, также прорабатывая танец от начала до конца; делить его на части, искать в них хореографические краски, темп, соотношение единства целого и деталей и проверять выполнение индивидуальных заданий, полученных учащимися ранее.

В конце хочется добавить, что педагог (по словам режиссёра Г. Кнебеля), так же как и мать, отдающая своим детям лучшее, чем она владеет, вкладывает свою душу в учеников. Сказанное можно в полной мере отнести и к творчески работающим пианистам-концертмейстерам.


Методические советы и практические рекомендации

начинающим концертмейстерам


Музыкальное воспитание детей в классе хореографии - это процесс развития музыкальности не только как способности понять язык музыки, но и глубоко пережить, почувствовать и передать его особенности в движении и пластике тела. Только при таком глубоком восприятии музыка раскрывает свою художественно-­этическую ценность.

Движение под музыку - один из самых эффективных методов развития музыкальности, основанный на естественной двигательной реакции на музыку, свойственной любому ребёнку.

Музыка в классе хореографии помогает совершенствовать движения детей в упражнениях и танцах.

Музыкальный материал, его содержание и форма должны определяться характером движений того или иного упражнения и танца.

Музыкальное сопровождение должно быть доступным по своему содержанию для восприятия детьми. В группах I-II гг. обучения оно должно состоять из квадратных, обычно восьмитактных построений повторного содержания в форме простого периода с незатейливой и хорошо запоминающейся мелодией. Лучше всего, если это будет музыка из любимых ребятами мультфильмов и песенок. Она может быть использована для упражнений со скакалкой, партерного экзерсиса и экзерсиса у палки.

Теперь нужно перейти к более подробному разбору работы концертмейстера на занятии.

С самого начала работы дети должны приобретать музыкально - двигательные навыки, поэтому необходимо постоянно напоминать им о том, чтобы они, внимательно слушая музыку во время движения, начинали или заканчивали движения вместе с музыкальной фразой, сменяя одно движение другим. Детям важно понять, что все эти «команды» даёт музыка, с первых занятий у них должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны получать радость от движений под музыку; движение усиливает их эмоциональный отклик на музыку.

Каждое занятие в хореографических группах начинается с поклона - приветствия танцорами на середине зала педагога и концертмейстера. Перед приветствием, как и перед любым другим танцевальным движением, исполняется preparation (фр.- приготовление, подготовка), т.е. приготовление к движению. Именно preparation организует детей, мобилизует их внимание, активизирует их, настраивая на предстоящее движение. Он делается на 2 ярких и чётких вступительных аккорда четвертями (D - Т). Так как на приветствие я играю вальс величавого характера, торжественность которому придаёт мажорный лад, пунктирный ритм, движение аккордами в широком расположении вверх, то и дети, внимательно слушая музыку, уже с первого занятия стараются двигаться под неё в том же характере, темпе, придавая движению нужную выразительность («Медленный вальс» Б. Дэвиса). Этот вальс был выбран мною не случайно. Его спокойный характер помогает избежать некоординации и неритмичности движений, которые зависят иногда от чрезмерной нервозности детей, некоторые из которых страдают неуровновешенностью.

К обязательным упражнениям на середине зала относится упражнение sauté (от фр. sauter - скакать), которое даётся для разогрева мышечного аппарата во всех возрастных группах. Это прыжок с 2-х ног на две. Необходимо выполнять его с вытянутыми коленями и ступнями, как бы выталкивая себя вверх. Это упражнение даётся детям для развития силы ног, но на 1-м году обучения у них ещё слабые мышцы и прыжки не высокие, поэтому, чтобы стимулировать выполнение их, музыкальное сопровождение должно подсказывать им характер движения и его эмоциональность. Оно должно быть в упругом ритме, оживлённом бодром темпе, отрывистое по звукоизвлечению (на staccato) с хорошо знакомой мелодией жизнерадостного характера и обязательно с затактом после preparation, что помогает почувствовать им приближение сильной доли, которую я выделяю акцентом в начале разучивания, т.к. на сильную долю ноги детей должны оказаться на полу. Поэтому я выбрала для этого упражнения песни В. Шаинского из мультфильмов «Кузнечик» и «Антошка» - очень известных и любимых детьми. В этих песенках скачкообразная мелодия движется ровными восьмыми, ритмически совпадая с движениями танцоров, что помогает им двигаться чётко под музыку, а также формирует чувство ритма. Мелодия оказывается здесь основой музыкально-двигательного образа. Также здесь необходим счёт педагога, который подсказывает, что на «и» учащиеся должны подпрыгнуть вверх, на «раз» опустится на пол. Тот же принцип отбора музыкального материала существует для всех упражнений, связанных с прыжками, например, «мячиков», «перескоков», «подскоков», «поджатых».

Задача «Трамплинного» прыжка - выработка высокого, лёгкого, полётного прыжка с «зависанием» в воздухе (или на палке). Это «зависание» помогает выполнить музыкальный аккомпанемент («Норвежский танец» Э. Грига). Упражнение построено таким образом, что делаются три прыжка - каждый последующий выше предыдущего, последний 3-й- самый высокий - при самом-самом большом отскоке учащийся должен перепрыгнуть через дважды прокрученную скакалку или запрыгнуть на палку.

Я играю эту пьесу следующим образом:

1-й такт:

на счёт «раз» - 1-ый прыжок невысокий, поэтому 1-ю долю играю не так ярко, хотя и упруго;

на счёт «два» - 2-ой прыжок-более высокий, чем 1-й, поэтому 2-ю долю играю ярче, более упруго.

2-й такт:

на счёт «три» - 3-й прыжок-самый высокий, уже с заскоком на палку - 1-ю долю играю очень ярко и акцентированно, слегка растягивая её, чтобы помочь учащимся сделать этот прыжок более длинным по времени и высоким, чтобы заско­чить на палку,

на счёт «четыре» дети сидят на палке - 2-ю долю играю, тем самым фиксируя прыжок.

Это упражнение выполняется 8 раз, а музыкальное произведение написанное в мажорной светлой тональности, игривого, бодрого характера, состоит из 16 тактов (периода) повторного строения с хорошо запоминающейся мелодией в довольно умеренном темпе, скачкообразного характера, с подвижным динамическим развитием. Оно всегда с большим удовольствием воспринимается учащимися и побуждает их к движению.

Девочки выполняют ещё один прыжок - amboite' (от фр.- идти следом). Для аккомпанирования я использую следующий музыкальный отрывок («Бодрый шаг и бег» Ф. Надененко). Эти прыжки исполняются с одной ноги на другую, поднимая чуть согнутые в коленях ноги вперёд или назад.

Исходное положение - учащиеся встают в V позицию, правая нога впереди, делают demi-plie на левой ноге, правая нога согнута впереди на высоте 450, затем затакт, счёт «и» - вытянуть правую ногу, прыжок вверх;

1-й такт:

1-я доля, счёт «раз» - упасть на правую ногу на demi-plie, переведя в воздухе вперёд согнутую левую ногу;

счёт «и» - прыжок наверх, в воздухе правая нога переводится согнутой вперёд;

2-я доля, счёт «два» - приземление на demi-plie на левую ногу, согнутая правая должна быть впереди и т.д.

Необходимо, чтобы ноги во время прыжка и перемены их заходили одна за другую. Это упражнение требует довольно сложного физического напряжения и выносливости. Оно достаточно тяжеловесное, но нужно стремиться выполнять его легко и непринуждённо, поэтому я выбрала именно этот музыкальный отрывок, так как по характеру эта музыка лёгкая, изящная, в мажоре, в размере польки- 2/4.

В мелодии преобладают широкие интервальные скачки, иллюстрирующие детям эмоциональное состояние и характер движения. Ритмический рисунок мелодии (акцентированные восьмые на marcato, между которыми существуют паузы восьмыми) совпадает с ритмическим рисунком движения ног учащихся, тем самым помогая им достигнуть хорошего исполнения. Учащиеся усваивают также прыжок changement.

Это упражнение вырабатывает мягкость, эластичность прыжка, устраняя всякую его жёсткость. Его характеру полностью соответствует музыка следующего музыкального отрывка («Музыкальный момент» Ф. Шуберта). Эта музыка очень лирична, мягка, поэтична, грациозна и женственна, лёгкость и воздушность ей придаёт светлая грусть, которая передаётся лёгкими форшлагами, преобладание штриха staccato в партии левой руки, смена мажорного и минорного лада. Темп умеренно скорый, 24 такта по 2/4. Выполняются changements по V позиции.

Исходное положение: стать в V позицию, правая нога впереди, demi-plie оттолкнуться от пола, прыгнуть вверх, захватив вытянутые пальцы, выгнув подъём и вытянув колени (я искусственно из форшлага на предстоящей 1-ой доле делаю затакт четвертью);

1-ый такт:

1-я доля, счёт «раз» - опуститься на пол, подменив ногу, левая нога будет впереди, заканчивая движение demi-plie по V.

В этом упражнении ритмический рисунок музыкального произведения является также ведущим образно - выразительным средством и обязательно должен отразиться в движении. Так, развитие чувства музыкального ритма и ритмичности движения не должно отделяться или обособляться от воспитания целостного восприятия музыки.

Теперь поговорим об упражнениях партерного экзерсиса.

Они даются для развития эластичности связок, гибкости суставов и укрепления мышечного аппарата, исполняются на полу под музыку.

В начале занятия партерным экзерсисом исполняется упражнение «Черепашка» для улучшения гибкости шеи, эластичности плечевого пояса и подвижности плечевых суставов; улучшения подвижности суставов позвоночника; на увеличение подвижности голеностопного сустава, эластичности мышц голени и стопы.

Упражнение построено в виде игры. Поэтому и музыку я выбрала по характеру шутливую и игривую, с элементами джазовой гармонии и ритма. Это весёлая и незатейливая песенка из очень любимого детьми мультфильма («Песенка Львёнка и Черепахи» Г. Гладкова).

Темп умеренный. 24 такта по 4/4.

Исходное положение. Учащиеся сидят на полу на ковриках, ноги вытянуты, руки опущены вниз. Это «Черепашки».

1 - й такт:

1-я доля, счёт «раз» - «Черепашки» высматривают «Львёнка». Вытягивается вверх спина, шея, лопатки опущены вниз. 2-я, 3-я, 4-я д., счёт «два», «три», «четыре» - фиксируется это положение;

2 - й такт:

1-я доля, счёт «пять» - «Черепашки прячутся от Львёнка». Втягивается шея в плечи, колени вытянуты, подъём ног поднят наверх. 2-я, 3-я, 4-я д., счёт «шесть», «семь», «восемь» - фиксируется это положение.

Повторить 4 раза.

9 – й такт:

1 -я доля, счёт «раз» - то же движение, что и в 1 -ом такте, но с поворотом головы в сторону. 2-я, 3-я, 4-я д., счёт «два», «три», «четыре» - фиксируется это положение;

10 - й такт:

1-я доля, счёт «пять» - «Черепашки спрятались», то же движение, что и во 2-ом такте, но с поворотом головы в сторону. 2-я доля, счёт «шесть», «семь», «восемь» - фиксируется это положение.

Повторить 4 раза.


17 - й такт:

1-я, 2-я доли, счёт «раз», «два» - наклон головы вправо, опускается подъём ног. 3-я, 4-я доли, счёт «три», «четыре» - возвращение в исходное положение,

18 - й такт:

1-я, 2-я доли, счёт «раз» - наклон головы влево, опускается подъём ног,

3-я, 4-я доли, счёт «три», «четыре» - возвращение в исходное положение.

Повторить 4 раза.

Отвечать на музыку движением учащимся мешает физическая заторможенность- множество разнообразных зажимов, неправильных привычек, образующихся в результате долгого сидения в классе («непослушные мышцы»). Это упражнение помогает детям управлять своими движениями, развивает у них мышечное чувство- умение различать напряжённое и ненапряжённое состояние мышц, воспитывать ощущение своей позы и направления движения.

Затем мы исполняем упражнение на укрепление мышц брюшного пресса

«Уголок».

Я играю отрывок из пьесы А. Зацепина «В парке» (медленный фокстрот) жизнерадостного характера в умеренном темпе, пунктирном ритме, задор которого помогает «расшевелить» учащихся, не позволить им вяло исполнять это упражнение. К тому же, перед исполнением этой музыки существует затакт, который помогает детям мобилизовать своё внимание.

  1. тактов по 4/4.

1 - й такт:

1-я доля, счёт «раз» - поднять одновременно корпус и вытянутые ноги (образовать «угол»). Руки для равновесия поднять и раскрыть в стороны. 2-я, 3-я, 4-я д., счёт «два», «три», «четыре» - положение зафиксировать.

2 – й такт:

1-я, 2-я, 3-я, 4-я д. - счёт «раз», «два», «три», «четыре» - вернуться в исходное положение.

Далее следуют упражнения на гибкость позвоночника. Вот одно из них.

Я исполняю современную музыку композитора Ю. Чичкова («Наивную песенку).

16 тактов по 4/4. Исходное положение: учащиеся лежат на полу на животе, затакт, счёт «и»- разведённые ноги согнуть, руками взяться за стопы;

1 – й такт:

счёт «раз», «два», «три», «четыре»- попытаться выпрямить ноги, приподнимая верхнюю часть туловища;

2 – й такт:

счёт «пять», «шесть», «семь», «восемь»-вернуться в исходное положение.

Повторить упражнение нужно 16 раз.


Характер этого музыкального отрывка энергичный, радостный, что помогает не утерять к нему эмоционального интереса учеников, но в то же время нужно учитывать, что это упражнение выполняется не быстро, сосредоточенно, чтобы не порвать мышцы резкими движениями, а только чуть-чуть потягивать их, поэтому концертмейстер должен замедлить темп игры, тем самым придав ей лиричность, а также за счёт связного звукоизвлечения (legato).

Упражнение «Кошечка» я сопровождаю также игрой предыдущего примера. Исходное положение: упор на коленях. Играю затакт - 3 восьмые;

1 – й такт (на счёт «раз», «два», «три», «четыре») - спину прогнуть, голову поднять до предела вверх;

2 – й такт (на счёт «пять», «шесть», «семь», «восемь») - спину выгнуть, голову опустить вниз.

Упражнение «Лягушка» выполняется учащимися на растяжку паховых связок. Это упражнение улучшает подвижность тазобедренных суставов, эластичность мышц бедра, развивает выворотность и танцевальный шаг.

Для этого упражнения я использую «Бетену» Джоплина.

Исходное положение: играю 2 аккорда (D - Т) - учащиеся садятся на пол, ноги сгибают в коленях, бёдра отводят назад в стороны, стопы соединяют подошвенной частью;

1 - й, 2 - й, 3 - й такты на счёт «раз», «два», «три»- опираясь руками на колени, опускают их как можно ниже к полу;

1 – й такт, на счёт «четыре» - возвращаются в исходное положение. Это упражнение исполняется 8 раз. Детям очень нравится исполнять его под джазовый вальс, ритм которого создаёт необычный колорит «ретро». Его мягкость, плавность помогают хорошенько потянуться’ а танцевальность подчёркивает лёгкость и грацию исполнения.

Далее мы переходим к экзерсису у станка.

Прежде всего, учащиеся проходят упражнение demi- plie, находясь у палки. Demi- plie (фр.- полуприседание) – его необходимо делать, не поднимая пятки от пола. Преподаватели следят за этим особо строго, так как удерживание пяток на полу прекрасно развивает сухожилия и связки голеностопного сустава.

В 1 - ом классе ученики выполняют это упражнение по VI -ой позиции, т.е. стопы вместе, на двух ногах. Я выбрала для музыкального сопровождения детскую песенку из мультфильма «Если добрый ты» Б. Савельева с незатейливой и быстро запоминающейся мелодией.

Музыкальный размер 2/4,16 тактов.

1 – й такт на счёт «раз», «два» - учащиеся приседают плавно и равномерно, держась за палку.

2 – й такт на счёт «три», «четыре» - возвращение в исходное положение также плавное и равномерное, колени выпрямляются, тело вытягивается вверх.

Гибкая мелодическая линия, её движение ровными восьмыми, выразительная фразировка, лирический характер, удобный темп (я его несколько замедляю), волнообразная фортепианная фактура, все эти нюансы в музыке помогают учащимся выполнять упражнение плавно, не торопясь, следя за мышцами ног и спины.

Далее, учащиеся выполняют demi- plie по l-ой и V-ой позициям, т.е. выворотно. Здесь задачи усложняются, т.к. очень важно усиленно открывать колени, соблюдать полную выворотность всей ноги, причём особенно надо следить за верхней частью от бедра до колена. Здесь я исполняю «Прощание с фортепиано» Л. Бетховена. Эта музыка более серьёзна для восприятия, она больше по форме (24 такта). Её развёрнутость и созерцательная красота, величавость характера помогают ученикам правильно выполнить это упражнение.

Со 2-го класса учащиеся начинают выполнять battements (фр. - биение, удары), В танцевальной терминологии обозначают отведение и приведение ноги.

Battements- основа всего танца. Это группа движений классического танца, часть ежедневного экзерсиса, вырабатывающая выворотность, силу, резкость и эластичность мышц, подвижность суставов. Учащиеся выполняют battements tendus (от фр.-tendre - тянуть) для того, чтобы «разогреть ноги», как обычно говорят. Для сопровождения этого упражнения я выбрала «Праздничный танец» Л. Делиба.16 тактов по 2/4.

Исходное положение:

Учащиеся стоят лицом к палке, держась за неё руками, ноги в l-ой позиции.

1 – й такт:

1-я доля, счёт «раз» - вытянутая правая нога с выворотной пяткой скользит вперёд, не отрывая носка от пола;

2 – ая доля, счёт «два» - возвращение ноги на место;

2 – ой такт:

1 - я доля, счёт «три» - то же движение, что и на счёт «раз»;

2 - я доля, счёт «четыре» - то же движение, что на счёт «два»;

3 – й такт:

1 - я доля, счёт «раз» - то же движение в сторону;

2 – я доля, счёт «два» - возвращение ноги на место;

4 – й такт:

  1. я доля, счёт «три»- то же движение, что на счёт «раз»;

2 – я доля, счёт «четыре» - то же движение, что на счёт «два»;

5 – й такт:

1 - я доля, счёт «раз» - правая нога скользит назад, поддерживая колено и

верх ноги;

2 - я доля, счёт «два» - возвращение ноги на место;

6 – й такт:

1 - я доля, счёт «три» - то же движение, что на счёт «раз»;

2 – я доля, счёт «четыре» - то же движение, что на счёт «два»;

7 – й такт - то же движение делается в сторону;

8 – й такт - то же движение делается вперёд;

с 9 – го по 16 такт - battement tendu делают левой ногой.

Упражнению предшествует затакт в музыке. Я специально замедляю эти две восьмые, делая их четвертями. В этот момент ученики напрягают мышцы ноги и колено и готовят выворотность всей ноги от паха.

Большая энергичность и упругость, торжественность этой музыки даёт учащимся правильно осуществить движение, когда носок скользящей ноги следует не пассивно, а подчёркивает сильную долю такта. В 3-ем классе это упражнение делается со II-ой и с V-ой позиций.

Изучается battement tendu jete. Как и battement tendu, сначала изучается с l - ой позиции. Французское обозначение этого battement- jete (брошенный) - передаёт его характер. Это упражнение имеет огромное воспитательное значение, его необходимо выполнять очень точно. Решающую роль играет исключительная выворотность действующей ноги. Надо ощущать свою ногу как натянутую струну. Она должна быть окрепшей, чтобы владеть ею можно было свободно, без напряжения.


Я играю следующий музыкальный отрывок («Battement tendu и battement tendu jete» Н. Ревской).

32 такта по 2/4.

Исходное положение- I-я позиция.

Вступление: preparation, учащиеся стоят лицом к палке, руки на палке.

1 – такт:

на счёт «раз»- скользнув по полу, правая нога выбрасывается вперёд в воздух на 450 с акцентом ; на счёт «два»- остановка ноги впереди в воздухе;

2 – й такт:

на счёт «три»- нога опускается большим пальцем в крайнюю точку;

на счёт «четыре»- нога возвращается в l-ю позицию.

3, 4 - й такты - повторить те же самые движения.

5 – 8 - й такты - повторяются все предыдущие движения, но правая нога выбрасывается в сторону;

9 – 12 - й такты - те же движения, но нога выбрасывается назад;

13 – 16 - й такты - те же движения, но нога выбрасывается в сторону и возвращается в l-ю позицию.

Затем с 17 - го по 32 - й такты повторяется всё то же самое, но левой ногой.

Умеренный темп, мажорный лад, ритмические фигуры в музыке точно передают характер и настроение этого упражнения и позволяют выполнить его очень упруго и энергично, выворотно.

Упражнение releve учащиеся начинают выполнять с 1-го класса. Это французское название движения происходит от глагола se relever (подняться), термин, обозначающий подъём на полупальцы или на пальцы на 2-х или 1-ой ноге. Это движение часто встречается как preparation к следующему.

Для аккомпанирования этого движения очень хорошо подходит («Танец Феи Драже» П.И. Чайковского). Музыкальный размер 2/4,16 тактов.

Исходное положение:

Учащиеся стоят в VI - ой позиции, лицом к палке, придерживаясь руками за палку. Preparation-2 аккорда (D-Т).

1 - й такт:

счёт «раз»- подъём на полупальцах вверх;

счёт «два»,- фиксируем это положение.

2 - ой такт: счёт «три», «четыре»,

3 – й такт: счёт «пять», «шесть»,

4 – й такт: счёт «семь», «восемь» ;

5 – й такт, счёт «раз»-опускаемся на полную стопу в исходную VI-ю позицию; с 5-го- 8-й такт- фиксируем это положение.

Повторяем ещё раз эти движения.

Это упражнение делается на 4 счёта в I-ой и во II-ой позициях; в 3-ем- на 2 счёта в VI-ой, I-ой,II-ой и V-ой позициях. Дети учатся правильно держать спину, голову, укрепляется стопа, а музыкальное сопровождение помогает встать на полупальцы, вытягивать колени, т. к. ритм мелодии (ровные четверти) и её рисунок (скачкообразные движения вверх и вниз) совпадают с характером движений, а её энергия также очень важна для исполнения этого упражнения.

Далее мы снова переходим к упражнениям на середине зала. Здесь я хотела бы остановиться на движении port de bras (exporter- носить, bras- руки).

«Port de bras» лежит в основе великой науки рук в классическом танце» - говорила А.Я.Ваганова. Правильное нахождение своего места для рук завершает художественный облик танцовщика и даёт полную гармонию танцу.

Port de bras- это наиболее трудная часть танца, которая требует большой работы и заботы. Нужно, чтобы позиции рук в port de bras казались непринуждёнными. Как только приступают к изучению port de bras, исполнению сразу же придаётся более артистичный, отделанный характер. При port de bras кисть вводится в движение и даёт ему всю окраску. Тут же начинается обучение владению головой и её правильному управлению, т.к. от головы зависит всякий опенок движений. В port de bras голова всё время принимает участие.

Приведём его изучение на примере I-го port de bras.

Исполнение этого упражнения сопровождает «Вальс»С.Майкапара (32 такта по 3/4).

Исходное положение:

Учащиеся стоят на середине зала в V-ой позиции croisee, правая нога впереди.

Руки находятся в подготовительном положении, т.е. свободно опущены вдоль тела, образуя овальную форму, и слегка закруглены в локтевом суставе.

Preparation - я играю 2 аккорда (D-T).

Затакт- из подготовительного положения руки идут на l-ю позицию.

1 – й такт:

счёт «раз»- руки приходят на l-ю позицию, голова склоняется налево, взгляд устремляется на кисти;

2 – й, 3 - й, 4 - й такты:

счёт «два», «три», «четыре» - это положение рук и головы фиксируется; затакт 5-го такта - руки переводятся в III-ю позицию;

5 – й такт:

счёт «раз» - руки приходят в III-ю позицию, голова прямо;

6 – й, 7 - й, 8 - й такты:

счёт «два», «три», «четыре» -это положение рук и головы фиксируется; затакт 9-го такта -руки раскрываются, спокойно опускаются до II-ой позиции;

9 - й такт:

счёт «раз»-руки приходят во II-ю позицию, голова поворачивается и отклоняется направо, взгляд движется за кистями рук;

10 – й ,11 - й,12 - й такты:

счёт «два», «три», «четыре» - это положение рук и головы фиксируется;

затакт 13-го такта, 13 – й, 14 - й, 15 - й такты:

счёт «раз», «два», «три»-руки опускаются в исходную точку- подготовительное положение. Взгляд следует за кистями рук;

16 - й такт - руки приходят в подготовительное положение.

С 16-го- 32-й такт упражнение повторяется.

Умение управлять руками сразу обнаруживает хорошую школу. Особенно трудно приходится тем, кому природа не дала красивых рук. Добиваться свободы рук, мягкости движений, гибкости очертаний их линий помогает учащимся именно вальс- величавый, плавный и ласковый. Он исполняется грациозно, воздушно, его мелодия очень лирична, что полностью соответствует характеру исполняемых движений port de bras учащимися.

Далее мы приступаем к разучиванию основных танцевальных элементов, учащиеся осваивают па прямого и бокового галопов, которые пригодятся для исполнения в различных танцах (например, в польке) и т.д.

Я хочу привести пример разучивания прямого галопа. Педагог по хореографии предлагает ученикам поиграть во всадников, которые стремительно продвигаются из одной части зала в другую. Для аккомпанирования этому движению я выбрала пьесу Р. Шумана «Смелый наездник». Музыкальный размер 6/8, 24 такта.

Исходное положение:

Учащиеся стоят в III-ей позиции, правая нога впереди, корпус прямой, голова поднята высоко. Правая рука, согнутая в локте, «держит повод», левая- на поясе.

Preparation- я играю 2 аккорд -Т).

Затакт- счёт «и»- правая нога быстро и резко поднимается вперёд с согнутым

коленом;

  1. - я восьмая такта, счёт «раз»- она сильно ударяет носком об пол;

2 - я восьмая такта - левая нога прыжком приставляется к правой в III-ю позицию, как бы выталкивая её вперёд для следующего шага. Одновременно правая нога повторяет затактовое движение вверх;

3 – я восьмая такта - правая нога снова ударяет об пол носком и т. д.

Когда всадники скачут в противоположную часть зала, на свои первоначальные места, то исполняют движения с другой ноги и соответственно меняют исходное положение ног и корпуса. Корпус и голова всё время держатся прямо, сохраняя позу исходного положения (всадник должен прямо и крепко сидеть на коне).

Музыка «Смелого наездника» - очень волевая, стремительная, острая, в 3-х дольном ритме, скором темпе, отрывистая (штрих staccato), помогает учащимся чётко приставлять ногу к ноге и сохранять позу всадника, выше поднимать колено и более энергично и пружинно ударять носком (копытом) об пол, что позволит выше и острее подскакивать на каждом шагу и точнее выразить характер музыкально-двигательного образа.

Кроме па галопа, во многих бальных и народных танцах также исполняется па польки. Полька - это один из самых популярных танцев, включаемых в репертуар детских коллективов. Шаг польки- сочетание лёгкого пружинящего бега и подскока. Главную трудность для учащихся представляет ритм польки и смена ноги на каждом шаге. Исполняя шаг польки, можно вначале предложить им подчёркивать «раз» каждого такта хлопком в ладоши- это помогает не сбиваться с ритма (избавляет от частой ошибки, когда подскок делается не на четвёртой, а на первой восьмой такта). Для разучивания па польки я предлагаю ученикам музыку И. Штрауса с одноименным названием (размер 2/4,16 тактов).

Исходное положение:

1 - й аккорд- учащиеся стоят в III-ей позиции, правая нога впереди, высокие полупальцы, руки на поясе;

2 - й аккорд- небольшое plie;

затакт, счёт «и»- подскок на левой ноге, правая нога отводится вверх;

1 – ая восьмая, счёт «раз»- приземление на правую ногу вперёд, голова поворачивается вправо;

  1. ая восьмая, счёт «и» - подбивка левой ногой правой ноги, подскок на правой

ноге;

3 – я восьмая, счёт «два»- приземление на правую ногу вперёд;

4 – ая восьмая, счёт «и» - подскок на правой ноге, левая нога отводится вверх;

5 – ая восьмая, счёт «три»- приземление на левую ногу, голова поворачивается влево;

6 - ая восьмая, счёт «и» - подбивка правой ногой левой ноги, подскок на левой ноге;

7 – ая восьмая, счёт «четыре»-приземление на левую ногу вперёд и т.д.

Характер шага польки зависит от характера музыки и танца. В данном случае, он лёгкий, изящный, как сама музыка И.Штрауса, звучащая живо и весело, танцуется на носках. Отчётливый полечный ритм этого произведения помогает учащимся почувствовать ритм и характер танца и научиться передавать его в движении.

Для развития танцевальной памяти на наших уроках используются сочетания танцевальных элементов, например:

2 полечки, 4 подскока, 4 полечки, 4 подскока, 4 поджатых

Теперь мы перешли к завершающему разделу моей работы - «Народно – характерный танец».

Я хочу предложить вашему вниманию разучивание русского танцевального этюда, который поставила хореограф нашего ДДЮТ Скрипина И.В.

Движения русских плясок по своему характеру и форме органически связаны с русской народной музыкой. Разучивание их раскрывает содержание родных мелодий, делает его понятным и близким, знакомит с прекрасными образцами народной музыки, песни, пляски.

Готовясь к постановке этого этюда, мы с преподавателем сошлись на мнении, что в основе его лежит музыка русского танца «Сударушка» в обработке Л. Минеевой.

Музыкальный размер - 2/4, 56 тактов.

Исходное положение:

Девочки стоят в шахматном порядке по залу, в III-ей свободной позиции, руки согнуты в локтях, на талии.

Вступление: 15 и 16 такты;

1 - я доля 16 - го такта - ученики поднимаются па полупальцы;

1 - 8 такты - выполняются припадания по III-ей свободной позиции с подъёмом на полупальцы;

9 – 12 такты - верёвочка с двойным ударом;

13 – 15 такты- переменный боковой шаг на каблук;

16 - й такт- soutenu;


1 – ый куплет:

  1. - 2 такты - переменный шаг;

3 - 4 такты - припадания по точкам через правое плечо;

5 - 6 такты - переменный шаг назад;

7 - 8 такты - припадания по точкам через левое плечо;

9 -12 такты - тройной перескок на каблук;

13-14 такты - 2 вращения( русский бег);

  1. - 16 такты- дробный сложный ключ.

2 – ой куплет:

1-8 такты - ковырялочка без подскока с притопом, с переходом в верёвочку с

двойным ударом;

9 - 12 такты- дробь с подскоком двойная в повороте по III-ей, V-ой, VII-ой, I-ой точкам;

  1. й такт- шаги с переступанием;

  2. й такт- тройной притоп;

15 - й такт- вращения( русский бег 2 круга);

16 - й такт- притоп.

3 - й куплет:

1 - й такт- большой бросок правой ноги с опусканием на каблук, притоп;

2 - й такт- верёвочка с двойным ударом, тройной притоп;

3 - й такт- большой бросок левой ноги с опусканием на каблук, притоп;

4 - й такт- верёвочка с двойным ударом, тройной притоп;

5 и 6 такты- переменный шаг с продвижением по кругу на низких полупальцах;

7 и 8 такты- дробный сложный ключ.

Эти движения должны разучиваться в непосредственной связи с музыкой танца «Сударушка» как средство для передачи её характера, как воплощение музыкально - двигательного образа.

Главное, чтобы ученики почувствовали и передавали общий характер русского лирического, его достоинство, сдержанность, скромность и величавость- ту манеру и осанку (выходку), с которой исполняются все его ходы и движения.

Успех этой работы с детьми во многом зависит, насколько чутко концертмейстер прислушивается к указаниям хореографа и исполняет музыку правильно, выразительно и художественно и насколько ему удаётся донести до детей её содержание.


В заключении этой методической разработки можно сделать следующий вывод.

Сложность всех вышеупомянутых задач, значительные трудности для молодого, начинающего концертмейстера, возникающие в работе с хореографическим коллективом, говорят о том, что в современной ситуации недостаточно простейших навыков и некоторого опыта аккомпаниаторской работы. Необходима серьёзная и длительная профессиональная подготовка, постепенное накопление необходимых качеств для этой деятельности, то есть обучение концертмейстерскому искусству.

Список использованной литературы:

  1. Ваганова А.Я. Основы классического танца. - СПб.: «Лань», 2010

  2. Костровицкая B.C. 100 уроков классического танца. - Л.: «Искусство», 1981

  3. Базарова Н.П. Азбука классического танца. - СПб.: «Лань», 2006

  4. Блок Л.Д. Классический танец: История и современность. - М.: «Искусство», 1987

  5. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: «Искусство», 1954

  6. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. - М.: «Просвещение», 1972

  7. Климов А. Основы русского народного танца. - М.: «Издательство МГИК», 1994

  8. Кубанцева Е.И. Концертмейстерский класс. - М.: «Академия», 2002.




Список использованных нотных текстов


1. Донченко Р.П., сост. Классический танец / Сб. Академия танца вып.1. Изд. «Композитор». - СПб., 2002 – 2003

2. Донченко Р.П., сост. Народно-характерный танец. Сб. Академия танца. Вып. 2. Изд. «Композитор». СПб., 2002

3. Минеева Л.И.,сост. Музыка для ритмики. – Изд. «Композитор». СПб.,1997, 1998

4. Новицкая Г. Урок танца. Сб. Изд. «Композитор». - СПб., 2003

5. Бекина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. – авторы-сост. Музыка и движение. Сб. - М.: «Просвещение», 1983

6. Раевская Е.П.,сост. Музыкально – двигательные упражнения в детском саду. – М.: «Просвещение»,1991

7. Ревская Н.Е. Классический танец. Изд. «Композитор». - СПб., 2004

8. Бойцова Г., сост. В мире танца. Вып. 3: Польки, галопы. – М., «Музыка», 2015

9. Ворновицкая Н., сост. Музыка для уроков классического танца. Сб. – М. «Советский композитор», 1989

10. Матвеева Н.М., сост. Улыбка. Сб. – М., «Советский композитор», 1986

11. Шуман Р., Альбом для юношества. – М., «Музыка», 1987




















-17-