Рабочая программа по музыке 6 класс Усачева Школяр

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Тематическое планирование

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Музыка в жизни, жизнь в музыке 6 ч

1

Путь от рождения к смерти

1

2

Лента памяти.Эдвард Григ

1

3

Мысли и чувства человека становятся музыкой

1

4

Как можно услышать музыку.

1

5

От примы до октавы

1

6

Лента памяти. П. Чайковский

1

Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней 14 ч

7

П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление

1

8

Штрихи к портрету. Письмо Татьяны

1

9

Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

1

10

Лента памяти. Л. Бетховен

1

11

Сонатная форма

1

12

Лента памяти. Моцарт

1

13

В.Моцарт «Дон Жуан»

1

14

В.Моцарт. «Реквием».

1

15

Лента Памяти. К. М. фон Вебер

1

16

К. М. фон Вебер. Оберон

1

17

Лента памяти Ф.Шуберт

1

18

Ф.Шуберт. Баллады

1

19

Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь»

1

20

«Горные вершины спят во тьме ночной…»

1

Законы художественного творчества 15 ч

21

«Волшебный рог мальчика» Г. Малера

1

22

Жизнь и творчество.

1

23

«Опять Шопен не ищет выгод»

1

24

Этюд

1

25

Прелюдия

1

26

Вальс

1

27

Лента памяти. Дм. Шостакович

1

28

История ХХ века в симфониях

1

29

История ХХ века в киномузыке

1

30-31

Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский

2

32

Заключительный урок

1

33

Законы художественного творчества

1

34

Исполнение песен

1

35

Резерв

1





Планируемые результаты

В результате изучения музыки в 6 классе обучающиеся научатся:

  1. Понимать, что искусство способно передавать атмосферу исторических событий, эмоции и чувства людей и тем самым преобразовывать жизнь и духовный мир целых поколений.

  2. Знать наиболее яркие классические произведения отечественных и зарубежных композиторов.

  3. Знать важные вехи жизненного и творческого пути выдающихся композиторов, музыкантов-исполнителей.

  4. Определять специфические черты русской народной музыки, основные ее жанры, звучание народных инструментов, ансамбля,оркестра.

  5. Пропевать (петь) главные темы (интонации) изучаемых музыкальных произведений, по характерным признакам определять их авторов и названия.

  6. Приводить примеры воздействия музыки на окружающую действительность, отдельных людей, самих школьников.

  7. Сопоставлять музыкальные образы произведений, различать способы их драматического развития.

В результате изучения музыки обучающиеся получат возможность научиться:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения художественного и жизненного опыта в процессе приобщения к разным видам искусства, для развития эстетического восприятия музыки и эстетического отношения к явлениям окружающей действительности, для организации досуга, наполненного художественными событиями, для исполнения и театрализации народных обрядовых песен, игр, праздников, для игры и импровизации на музыкальных инструментах, для разработки музыкальных проектов.







\



Планируемые результаты

Личностными результатами изучения музыки являются:

-становление музыкальной культуры как неотъемлемой части всей духовной культуры личности;

- наличие эмоционально-ценностного отношения к искусству и жизни;

- формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать музыкальное искусство во всем многообразии его стилей, форм и жанров;

- потребность общения с музыкальным искусством своего народа и других народов мира;

- формирование навыков самостоятельной работы при выполнении учебных и творческих задач;

- овладение художественными умениями и навыками в разных видах музыкально-творческой деятельности.

Метапредметными результатами изучения музыки являются:

- анализ собственных умений и навыков освоения музыкального искусства;

- проявление творческой инициативы и самостоятельности в организации творческой жизни класса, самодеятельных объединений, фестивалей, конкурсов;

- наличие собственной позиции и аргументированной оценки различных событий и явлений музыкальной жизни России и других стран мира;

- убежденность в преобразующем воздействии музыки и других искусств на человека и на жизнь в целом;

- умение работать с разными источниками информации, применять информационно-коммуникативные технологии в собственной художественно-творческой деятельности.

Предметными результатами изучения музыки являются:

- понимание роли и значения музыки в жизни подростка, школьной среды и окружающей жизни;

- наличие эстетического восприятия произведений музыкального искусства и явлений действительности;

-общие представления о закономерностях и интонационно-образной природе музыки, выразительности музыкального языка, о единстве содержания и формы;

- знания о музыкальных и культурных традициях своего народа и народов других стран;

- сформированность опыта творческой деятельности, практических умений и навыков в исполнении музыки разных форм и жанров;

- использование музыкальной терминологии для обозначения содержания, средств выразительности и их свойств в произведениях искусства;

- понимание значения деятельности композитора, исполнителя, слушателя, знание творческих биографий, конкретных произведений.






Содержание предмета «Музыка» 6 класс

Раздел 1. Музыка в жизни, жизнь в музыке ( 6 часов)

Содержание музыкального искусства как «хранилище» духовного опыта целых поколений. Общая характеристика духовной и светской музыкальной культуры второй половины XVII - XVIII веков. Влияние западноевропейской музыки на развитие русского музыкального искусства. Становление и утверждение светской музыки в русской музыкальной культуре XVII века. Основные жанры профессиональной музыки: кант; партесный концерт; хоровой концерт. Характерные особенности музыкального языка, его интонационно-образная природа.

Специфические черты развития музыки в единстве содержания и формы музыкального «высказывания». Знакомство с музыкой Д.С. Бортнянского. Музыкальная культура XIX века: формирование русской классической школы.

Роль фольклора как основы профессионального музыкального творчества.

Роль музыки в жизни человека и общества.

Примеры преобразующего воздействия музыкального искусства на отдельного человека и целые поколения людей. Обращение композиторов к национальному фольклору и к фольклору других народов.


Раздел 2. Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней (14 часов)

Особенности проявления романтизма в русской музыке. Музыкальные произведения в единстве умения слышать музыку и размышлять о ней. Драматизм, героика, психологизм, картинность, народно- эпическая образность как характерные особенности русской классической школы. Развитие жанров светской музыки: камерная инструментальная (прелюдия, ноктюрн и др.) и вокальная музыка (романс); концерт; симфония; опера, балет. Духовная музыка русских композиторов: хоровой концерт; всенощная, литургия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы и их претворение в творчестве М.И.Глин-ки, М.П.Мусоргского, А.П.Бородина, Н.А.Римского-Корсакова, П.И.Чайковского. Зависимость собственного восприятия музыки от степени проникновения в композиторский замысел, исполнительскую трактовку. Развитие традиций русской классической музыкальной школы в творчестве В.Моцарта, С.В.Рахманинова.

Зарубежная музыка от эпохи средневековья до рубежа XIX - ХХ веков.

Средневековая духовная музыка западноевропейской традиции: григорианский хорал. Западноевропейская музыка эпохи Возрождения: вилланелла, мадригал, мотет (О.Лассо, Д.Палестрина). Связь профессиональной композиторской музыки с народным музыкальным творчеством и ее своеобразие. Собственный эмоциональный отклик и переживание музыки. Западноевропейская музыка эпохи Барокко. Знакомство с творчеством И.-С.Баха на примере жанров прелюдии, фуги, мессы. Механизм воздействия искусства на человека.


Раздел 3. Законы художественного творчества (14 часов)

Музыкальные сочинения с точки зрения ассоциативно- смыслового содержания хоровой деятельности. Классицизм и романтизм в западноевропейской музыке. Общая характеристика венской классической школы (И.Гайдн, В.-А. Моцарт, Л. ван Бетховен). Отличительные черты творчества композиторов-романтиков (Ф.Шопен, Ф.Лист, Р.Шуман, Ф.Шуберт, Э. Григ). Сущность взаимосвязи музыкальной и духовной культуры. Основные жанры светской музыки: камерная инструментальная музыка (прелюдия, ноктюрн и др.), соната, симфония и другие. Содержании музыки в движении от художественной идеи к средствам её раскрытия.

Знакомство с оперным жанром в музыке западноевропейских композиторов XIX века на примере творчества Ж.Бизе, Дж.Верди, Дж.Россини. Логика развития художественной идеи с опорой на законы художественного творчества.

Примеры из творческих биографий композиторов, в произведениях которых запечатлены черты эпохи. Исполнение музыки, передающей её художественный смысл, воплощение своей собственной трактовки.

Сочинение отдельных интонаций, выражающих эмоциональные оценки конкретных фактов окружающего мира. Сочинение законченных интонационных конструкций для выражения диалектической сущности жизненных явлений и процессов (конфликт оценок)


Резерв – 1 час






















Поурочное планирование

п/п

Название раздела, темы

Кол

часов

Дата

по плану

фактически

Музыка в жизни, жизнь в музыке 6 ч

1

Путь от рождения к смерти

1



2

Лента памяти.Эдвард Григ

1



3

Мысли и чувства человека становятся музыкой

1



4

Как можно услышать музыку.

1



5

От примы до октавы

1



6

Лента памяти. П. Чайковский

1



Восприятие музыки как умение слышать музыку и размышлять о ней 14 ч

7

П. Чайковский. Опера Евгений Онегин. Вступление

1



8

Штрихи к портрету. Письмо Татьяны

1



9

Штрихи к портрету. Онегин и Ленский.

1



10

Лента памяти. Л. Бетховен

1



11

Сонатная форма

1



12

Лента памяти. Моцарт

1



13

В.Моцарт «Дон Жуан»

1



14

В.Моцарт. «Реквием».

1



15

Лента Памяти. К. М. фон Вебер

1



16

К. М. фон Вебер. Оберон

1



17

Лента памяти Ф.Шуберт

1



18

Ф.Шуберт. Баллады

1



19

Ф.Шуберт. Песни из цикла «Зимний путь»

1



20

«Горные вершины спят во тьме ночной…»

1



Законы художественного творчества 15 ч

21

«Волшебный рог мальчика» Г. Малера

1



22

Жизнь и творчество.

1



23

«Опять Шопен не ищет выгод»

1



24

Этюд

1



25

Прелюдия

1



26

Вальс

1



27

Лента памяти. Дм. Шостакович

1



28

История ХХ века в симфониях

1



29

История ХХ века в киномузыке

1



30-31

Композиторы отечественного кинематографа. И.Дунаевский

2



32

Заключительный урок

1



33

Законы художественного творчества

1



34

Исполнение песен

1



35

Резерв

1