Кобыз и скрипка - родственные инструменты

Автор публикации:

Дата публикации:

Краткое описание: ...


Разработка урока музыки в 5 классе "Кобыз и скрипка - родственные инструменты"


Учитель музыки

Филатова Галина Евгеньевна


Цель  урока:

Способствовать формированию представления у учащихся о выразительных и изобразительных возможностях музыкальных инструментов.

Задачи  урока:

1) познакомить учащихся с историей происхождения родственных музыкальных инструментов.

2) развивать у учащихся умение различать родственные музыкальные инструменты по внешнему виду и по звучанию.

3)  Воспитывать интерес и уважение к культуре казахского народа и своей страны.

Тип  урока: Введение в тему.

Вид:  Урок- музыкально-познавательный.

Методы: Словесный, наглядный, исследовательский, иллюстрационный.

Приемы  работы: «Визуализация».

Основные виды деятельности на уроке: Слушание, пение и словесная импровизация.

Основные понятия темы: кобыз и скрипка.


                                                               ХОД  УРОКА


Операционно-мотивоционный этап: Приветствие.

Дети заходят в класс под звуки кобыза или скрипки. Приветствие «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, учитель!


Операционно-деятельностный этап: Новая тема: Введение в тему урока. 


Просмотреть видео «Струнные смычковые инструменты».

   В жизни каждого народа музыка издревле занимала важное место. Оно сопровождала степняков везде: в младенчестве- это колыбельная песня, в детстве -это игры и забавы детей, в повседневной жизни- это мелодии пастухов и степных певцов, народные напевы и домашнее музицирование и, наконец, игра профессиональных музыкантов. Именно в музыке нашла наиболее полное отражение душа казахского народа. Благодаря музыкальным инструментам, изготовленным из дерева и тростника, из глины и металла, из шкур и костей животных, оживают звуки древности.

      Что вы услышали при входе в класс? На каком инструменте звучала музыка?

Рассказ об истории создания скрипки и кобыза. 


Кобыз. Одним из древнейших на земле струнных смычковых инструментов является кобыз. История этого священного инструмента тесно связана с религиозно-магическими ритуалами шаманов-баксы. Игрой на кобызе они вызывали аруахов (духи предков) с помощью которых они определяли судьбу человека или рода, лечили заболевших людей. Кобыз также использовали творцы народного эпоса жырау. В своем творчестве они воспевали подвиги батыров и ханов, вызывая духов, просили их благословения для успешного завершения походов.


Евгений Брусиловский: Внутри кобыза, на задней стенке, они прикрепляли зеркальце, а головку украшали пучком совиных перьев. В темноте юрты зеркальце отсвечивало от огня тагана красноватым цветом, кобыз пел свою древнюю, подвывающую песню, баксы истошным голосом кричал свои заклинания: "Нак! Нак!", и перья совы от его крика начинали шевелиться и трепетать. Такое действо подавляло психику простого, наивного степняка и диктовало ему волю высших сил, которой он должен был слепо подчиняться. В руках же простых музыкантов кобыз пел грустную песню казахского народа, кочующего по огромной степи в поисках Страны счастья — Жер уюк. Вообще, кобыз по характеру его звучания был как бы пессимистическим инструментом.

Легенда о создании кобыза

     Легенда о создании кобыза. Звуковые возможности кобыза очень богаты. Когда-то он был двух и трехструнный. Сегодня благодаря усовершенствованию возникло несколько разновидностей четырехструнных кобызов: бас-кобыз, прима-кобыз, контробас-кобыз. Именно эти инструменты вы сможете увидеть на нашей выставке. История кобыза очень загадочна и интересна. Согласно преданию первый кобыз был сделан в 6-7 в. Первошаманом Коркытом, к которому во сне явился старец в белой одежде и предвестил его скорую смерть, сказав, что век его недолог, всего 40 лет. В поисках бессмертия отправился Коркыт по белу свету, сев на своего верблюда Желмая. Однако куда он не поехал, везде встречал людей, копающих могилу для Коркыта. Вернулся он тогда в родные края и сделал первый на земле кобыз: из дерева он изготовил ковшеобразный корпус, обтянул его шкурой принесенной в жертву верблюдицы, а из гривы лошади сделал струны и смычок. Расстелил ковер Коркыт на водах реки, и, сидя на нем стал играть день и ночь. Легенда повествует о том, что вся природа замирала, когда пел кобыз Коркыта: река замедляла свой ход, замолкали звери и птицы, и даже смерть, завороженная мелодиями Коркыта, стояла, не смея приблизиться к нему. Лишь только смолк кобыз в руках Коркыта, смерть в образе змеи забрала его. Нынче мазар Коркыта находится вблизи станции Жалагаш Кзыл-ординской области. В 80-годы 20 века он был восстановлен по проекту архитектора Бека Ибраева. Мазар оригинален не только тем, что по архитектуре похож на кобыз, но и тем, что даже при слабом ветре издает звуки этого священного инструмента.


     Происхождение скрипки.

Прослеживая историю инструментов можно сказать, что это был длительный и сложный процесс, неотделимый от хода исторического развития народа, его быта, культуры, искусства. Например, скрипка произошла от старинных виол, подобно скрипке, этот инструмент держали у плеча. Точная дата рождения непосредственно самой скрипки неизвестна, но приблизительно можно судить о времени ее возникновения – это конец 15 – начало 16 века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что и лютни, и виолы. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Бреши и работал там до конца своих дней.