Конспект урока – «Мы песней вспомним о войне»
Художественно-педагогическая идея урока:
показать учащимся, как значимы и важны в наше время песни о войне. В этих песнях запечатлены трагические и счастливые страницы героических лет, в них храбрость, мужество, оптимизм и великая человечность солдат!
Музыкальный ряд:
«Священная война» - музыка А. Александрова
«Катюша» - музыка М. Блантера
« Он не вернулся из боя» - слова и музыка В. Высоцкого
«Семь журавлей» - слова и музыка Л. Цаллаговой
«Бухенвальд кий набат» - В. Мурадели
«Летите, голуби!» - музыка И.Дунаевского
Зрительный ряд:
Ход урока:
«Кто сказал, что надо бросить
Песню на войне?
После боя сердце просит
Музыку вдвойне…»
В. Лебедев-Кумач
«Песни говорят сами за себя. Они живут долго и счастливо. Их с любовью пели в суровые дни войны, знают и поют сегодня. А истории их судеб, написанные искренне, эмоционально, помогают глубже проникнуться атмосферой военных лет…»
Т. Хренников.
Учитель:
9 мая 2015 года наша страна и весь мир будут отмечать 70-летие Великой Победы. Пройдут праздники, концерты, тематические вечера, встречи с ветеранами. И конечно, на каждой такой встрече будут звучать песни военных лет. Их знают все, они живы и любимы людьми самых разных возрастов. Ведь творчество композиторов-песенников в военные годы – одна из самых замечательных страниц нашей музыки. Песни тогда рождались в боях, с ними шли на подвиг, они вселяли силы и уверенность в победе над врагом.
Многие из песен военных лет имеют славные биографии. Давайте перелистаем страницы истории!
Во время Великой Отечественной войны песня — самый распространенный жанр советской музыки. Военная пора во всей полноте и силе проявила ее мобильность, непосредственную близость к повседневной жизни общества. Песня становится духовным оружием фронта и тыла. Она зовет в бой, воодушевляет памятью о мирных днях и вселяет в человеческие сердца уверенность в победе. Главная тема песенного творчества этих лет — защита Родины.
«Священная война»
стихи В. И. Лебедева-Кумача
музыка А. В. Александрова
Презентация к песне
Песня "Священная война", ставшая своеобразным гимном Великой Отечественной войны, была написана сразу же после её начала поэтом Василием Иванович Лебедевым-Кумачом, и, тогда ещё в виде стихов, была продекламирована по радио 24 июня 1941 года знаменитым в ту пору актёром Малого театра Александром Остужевым. В тот же день стихи со знаменитой первой строчкой "Вставай, страна огромная!" были опубликованы в газетах "Известия" и "Красная звезда", и с тех пор стали звучать по радио регулярно.
Ежедневно звучащее по радио стихотворение с таким ярким и востребованным содержанием привлекло внимание ряда композиторов, и спустя 3 дня, 27 июня была подписана в печать и вскоре явилась на свет 10-тысячным тиражом небольшая книжка с песней на эти стихи. Музыка к "Священной войне" была написана композитором Матвеем Исааковичем Блантером, автором музыки к другой знаковой песне военных лет "Катюше". А ещё через 3 дня увидел свет ещё один вариант песни, на этот раз на музыку руководителя Краснознаменного ансамбля песни и пляски, профессора Александра Васильевича Александрова тиражом в 5 тысяч экземпляров, и именно этот вариант стал музыкальным гимном Великой Отечественной войны, символом того сурового, героического и незабываемого времени.
Однако массовое распространение песни "Священная война" началось лишь после 15 октября 1941 года, когда во всю набирала силу Московская битва. До этого советские идеологи противились широкому внедрение песни в солдатские массы, мотивируя это тем, что строки о тяжёлом смертном бое звучат слишком трагично и не соответствуют стратегии о быстрой победе "малой кровью". «Священная война» стала ежедневно звучать по всесоюзному радио — каждое утро после боя кремлёвских курантов.
Широкая мелодичная распевность композиции наряду с грозной поступью марша вдохновляла и поднимала боевой и моральный дух бойцов Красной Армии, особенно в суровых оборонительных боях, и даже была названа "бессмертной" Маршалом Победы Георгием Константиновичем Жуковым, который обычно был чрезвычайно скуп на похвалы.
«Катюша» - музыка М. Блантера,
слова М. Исаковского
Презентация к песне «Катюша»
Песня «Катюша» была написана в 1938 году. Время было мирное, война шла в Испании, в том же году Красная армия вела тяжелые бои с японскими самураями у озера Хасан.
Премьера песни состоялась в Колонном зале Дома союзов в исполнении Валентины Батищевой. Исполняла она песню на бис трижды!
Когда началась война, песня стала в боевой строй. Ласковым именем солдаты называли грозное оружие. Складывались все новые и новые варианты песни, о Катюше – партизанке, Катюше – бойце (С автоматом девушка простая…), Катюше – медицинской сестре (Раны Катя крепко перевяжет…). В Италии Катюша была гимном партизан, в Болгарии она не раз применялась в качестве партизанского пароля. Песню «Катюша» и сейчас знают во всем мире.
Разучивание песни «Катюша»
Очень правдиво тема войны отобразилась в творчестве В. Высоцкого. Песня «Он не вернулся из боя» была написана в 1969 г. Для кинофильма «Сыновья уходят в бой». Фильм рассказывает о борьбе партизан с оккупантами на территории Белоруссии во время второй мировой войны. Владимир Высоцкий в фильме не снимался, но исполнил несколько своих песен, написанных специально для этого фильма, в том числе и песню «Он не вернулся из боя». Это замечательный образец военной лирики, текст которой поэт Р. Рождественский считал лучшим военным стихотворением Высоцкого. Идею подкинул Туров, когда сидя у костра, сказал Высоцкому, что хорошо бы написать песню о потере боевого друга. Высоцкий подошёл к этой довольно избитой теме с весьма оригинальной стороны. Он показал, как война сплачивает совершенно непохожих людей, которые в обыденной жизни вряд ли бы стали даже друзьями.
Он молчал невпопад и не в такт подпевал,
Он всегда говорил про другое,
Он мне спать не давал он с восходом вставал,
А вчера не вернулся из боя.
То, что пусто теперь – не про то разговор,
Вдруг заметил я – нас было двое.
Для меня будто ветром задуло костер,
Когда он не вернулся из боя.
Песня «Он не вернулся из боя»
Слайды к песне
Великая победа дается лишь ценой великих потерь. Мы можем победить лишь сплотившись. В сорок первом это понимали все. В семье Газдановых было семеро братьев и каждый, услышав о мобилизации, не задумываясь, ушел на фронт, и не один из них не вернулся домой. Последняя похоронка пришла уже из Берлина. Прошли годы, но подвиг и самоотверженность никогда не будут забыты.
Презентация к песне «Семь журавлей»
Мила Доева - дочь одного из братьев – Дзарахмата. Он ушел на фронт в 41-ом. Лихого наездника сразу приняли в кавалерийский полк. «Война идет жестокая, но если бы вы знали, какие люди воюют рядом со мной!» - писал Дзарахмат. Потомки Дзарахмата часто собираются все вместе – еще раз просмотреть фотографии. В этой семье хранят все, что осталось от семерых братьев – письма, наградные листы, вырезки из газет.
Жанна Кудзиева, внучка Дзарахмата Газданова, рассказывает: "Во всем Советском Союзе было 9 братьев Ивановых и 7 братьев Газдановых, которые ушли на войну и не вернулись. Когда младший из братьев Газдановых уходил на войну, ему было 17 лет. Он даже дорогу до города не знал, у него даже обуви не было.
6 внуков и тринадцать правнуков Дзарахмата Газданова. Он единственный из братьев, кто успел жениться, перед тем как уйти на фронт. Мила Дзарахматовна говорит, что так и не смогла выяснить – узнал ли ее отец о рождении дочери.
Газдановы получали похоронки одну за другой. Хаджисмел и Магомед погибли под Севастополем, Дзарахмат – в Новороссийске, Созрико – в Киеве, Махарбек под Москвой, Хасанбек – в Белоруссии, Шамиль был смертельно ранен в канун Дня Победы – у стен Берлина.
Семь раз приходили старейшины Дзуарикау к этому двору с печальной вестью. По осетинским обычаям вся село надело траур, когда пришло извещение о гибели младшего из братьев. Последнюю похоронку отцу семерых сыновей так и успели отдать. Увидев, что старейшины направляются к дому Газдановых, он умер, держа маленькую внучку Милу на руках".
Не вынесла смерти детей и мать. Она умерла, когда пришла третья похоронка. Сельчане рассказывают, как Тассо Газданова каждое утро выходила на дорогу, по которой уходили ее сыновья. Она ждала писем, которые так редко доходили до маленького осетинского села в предгорьях Большого Кавказа.
Мила Газданова, дочь Дзарахмата Газданова, рассказывает: "Она днями сидела и смотрела на солнце, вечерами на луну и разговаривала - и с солнцем и с луной... Просила - если вы обогреваете моих сыновей, помогите им, пожалуйста, вернуться домой. Вот так она не дожила и не узнала, что все семеро погибли...".
В сельской школе есть небольшой музей. Здесь хранятся семь черкесок братьев. И макет дома Газдановых. Его почти полностью разрушили немцы во время оккупации.
Над черной скалой взметнулись в небо семь белых журавлей. Это семь братьев Газдановых. Стоит их седая мать Тассо. Шершавой рукой она гладит немую скалу. Здесь застыли в вечном полете семь ее отважных сыновей. К этому памятнику каждый год приезжают сотни туристов. Здесь их встречает Мила Газданова, чтобы еще раз рассказать людям - о великой Победе и великий потерях.
Звучит песня Л. Цаллаговой «Семь журавлей»
Но самой драматической песней, посвященной Великой Отечественной войне стала песня «Бухенвальд кий набат».
Презентация к песне «Бухенвальдский набат»
Начало родилось сразу. Она облетела всю планету, ставшая своего рода символом борьбы народов за мир. Ее суровый, чеканный напев, неизгладимо врезающийся в память, дал точный эмоциональный настрой всем.
Это кажется невероятным, но за сорок лет жизни «Бухенвальдского набата» никогда не объявлялось имя человека, сочинившего:
«Люди мира, на минуту встаньте!
Слушайте,
слушайте:
гудит со всех сторон.
Это раздается в Бухенвальде
колокольный звон...»
Летом 1958 года Соболев с женой Татьяной отдыхал в Московской области. В тот год в Германии состоялось открытие мемориала второй мировой войны «Бухенвальд». Сообщение радио о том, что на деньги, собранные жителями ГДР, на территории бывшего лагеря смерти возведена башня, увенчанная колоколом, набат который должен напоминать людям о жертвах фашизма и войны, и дало толчок к написанию стихотворения. Как вспоминает вдова поэта, уже через два часа после этого сообщения Александр Владимирович прочитал ей:
«Сотни тысяч заживо сожженных.
Строятся,
строятся
в шеренги к ряду ряд...»
Соболев отнес эти стихи в «Правду». По наивности он полагал, что в центральной партийной газете к ним отнесутся с заинтересованностью, особенно, если учесть, что война окончилась не так давно и что автор - фронтовик, инвалид войны второй группы. Однако в «Правде» были другие критерии. Газета партийная, а автор стихов - беспартийный, к тому же еврей. Стихи не просто вернули безо всяких объяснений, они были все перечеркнуты.
Тогда Соболев понес их в «Труд». В «Труде» они понравились, и в сентябре 1958 года «Бухенвальд кий набат» был напечатан. И автор послал его композитору Вано Мурадели.
Уже через два дня Вано Ильич позвонил по телефону и сказал: «Пишу музыку и плачу... Какие стихи!»
С только что написанной песней Мурадели пошел на радио. Но... там песня была встречена холодно, если не сказать хуже. Художественный совет Всесоюзного радио «мягко упрекнул» уважаемого Вано Ильича за нетребовательность к тексту, а один очень известный в то время поэт-песенник сказал: «Это же не стихи, а мракобесие...»
Но, видимо, предначертанную свыше счастливую судьбу песни было не дано перечеркнуть никаким советским чиновникам. Как раз в то время шла подготовка к Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Вене. В ЦК ВЛКСМ, куда Соболев пришел с «Бухенвальдским набатом», его оценили как подходящий по тематике и «спустили» песню «к исполнению» в художественную самодеятельность. В Вене она была впервые исполнена хором студентов Уральского университета и буквально покорила всех. Это был триумф. Ее тут же перевели практически на все языки, и участники фестиваля разнесли ее по миру.
Однако на родине, в СССР, песня стала известна позднее, когда вернулась в документальном фильме «Весенний ветер над Веной». Теперь уже и здесь остановить ее распространение было невозможно. Ее взял в свой репертуар Ансамбль песни и пляски Советской Армии под управлением Б.А. Александрова.
Но вот загадка: как вспоминает вдова Александра Соболева Татьяна Михайловна, при исполнении «Бухенвальдского набата» имя автора стихов никогда не называли.
Исполнение песни «Бухенвальдский набат»
Не случайно празднование Дня Победы весной, когда все вокруг оживает после долгих зимних дней. Первыми вестниками весны являются птицы. Во всем мире птицей мира признан белый голубь. Пусть никогда мы больше не познаем ужасов войны, а песни будут звучать только по радостному поводу.
Звучит песня И. Дунаевского
«Летите голуби, летите»
На экране презентация