Роль шумовых инструментов в процессе урока музыки.
Основу детского шумового оркестра составляют элементарные детские музыкальные инструменты- дудочки, свистульки, погремушки, ложки, трещотки, бубны, барабаны, металлофон, бубенцы, маракасы- самые древние инструменты, дошедшие к нам из глубины веков. Поскольку любая практическая деятельность осуществляется с помощью орудий труда, то и у детей, обучающихся музыке, должны быть свои «орудия»- детские инструменты, с помощью которых учатся данному виду деятельности. Очевидно, что инструменты не могут быть технически сложными в освоении, ребёнок должен понять, как играть на них. Условиям простоты, доступности и вариативности отвечают также и шумовые инструменты. Как известно, разнообразие шумовых инструментов, существующих у народов мира, велико. Сам шумовой инструмент в естественной среде обитания выглядит очень нарядно. Внешняя привлекательность и необычность инструмента- главное, что влияет на возникновение интереса к нему детей и желание взять инструмент в руки.
Анализ педагогической практики показывает, что существует прямая зависимость между простотой инструмента и возрастом детей: чем младше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Поскольку на начальном этапе формирования музыкальности детей ритм выступает как её фундаментальная основа, то и первыми инструментами детей становятся шумовые во всём их богатстве и разнообразии. К тому же преждевременное использование сложного инструмента может затормозить естественное развитие музыкальности детей. Для них будут упущены навсегда многие возможности, которые открываются только с помощью простейших инструментов.
Следует отметить, что «шумовой этап» в обучении не бывает коротким, его невозможно завершить в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей постепенно осуществляется прохождение ряда важных этапов, что требует времени. Так, формирование метроритмического чувства занимает несколько лет, и всё это время шумовой инструмент будет лучшим помощником педагога.
Шумовые инструменты участвуют в развитии основ интонационного слуха и образно-ассоциативного мышления. С их помощью дети осуществляют прямой перенос природных и бытовых звучаний на инструмент (звукоизобразительное озвучивание стихов и сказок). При этом происходит закрепление за звучаниями определённого смысла ( дождь, часы, ручей и т.д.).
Дети под руководством педагога учатся творить, используя для этого звуки. Растормаживающий и побуждающий эффект этих инструментов в музыкальной педагогике ничем иным не заменить. Техническая лёгкость игры, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение, располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё к импровизации.
Задачи преподавателя- развитие музыкальных способностей детей, их творческой активности, художественного вкуса, расширение музыкального кругозора, развитие певческого голоса, артикуляции, психологической готовности к выступлениям; воспитание эстетического отношения к окружающему, природе; формирование таких черт характера, как целеустремлённость, чувство коллективизма, ответственность, дисциплинированность.