КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
/для программ по новым стандартам/
п/п
Название раздела, тема урока
Виды деятельности
обучающихся
Планируемые результаты обучения
Вид (форма) контроля
Дата проведения урока
Д/з
Предметные
УУД (познавательные, регулятивные, коммуникативные)
План.
Факт.
Особенности драматургии сценической музыки 17 ч
1.
Классика и современность.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Осознать разницу между «серьёзной» музыкой, к которой надо идти шаг за шагом , и популярной, современной, которая окружает нас сегодня, и которая сама идёт к нам (лёгкой).
П.: познать различные явления жизни общества и отдельного человека на основе вхождения в мир музыкальных образов различных эпох и стран, их анализа, сопоставления, поиска ответов на проблемные вопросы.
Р.: самостоятельно определить цели и способы решения учебных задач в процессе восприятия и исполнения музыки различных направлений (классическая, современная), стилей, жанров, композиторских школ.
К.: уметь аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, обоснованно принимать (или отрицать) мнение собеседника.
И.: уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.5-6).
2.
В музыкальном театре. Опера.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Уметь анализировать музыкальную драматургию. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах.
П.: видеть мир музыкальных образов (Иван Сусанин, Ваня) сопоставлять, искать ответы на вопросы;
Р.: уметь слушать;
К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, систематизации, классификации информации о музыке, певцах в процессе восприятия и исполнения музыки.
И.: уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для оформления тетради путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда из учебной презентации и учебника во время урока и при выполнении д/з.
Устный опрос.
Выучить определение :«Опера».
3.
В музыкальном театре.
Опера «Иван Сусанин»М. Глинки.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Уметь анализировать музыкальную драматургию, которая обозначает особенности драматической содержательности музыки, сквозное развитие в единстве музыки и сценического действия оперы. Определять связующую силу музыки в операх, балетах, мюзиклах, опереттах.
П.: выявить специфику музыкальной культуры своей страны; понимать роль синтеза /интеграции/ искусств в развитии музыкальной культуры России (польский и русский национальный колорит); идентифицировать /сопоставлять/ термины и понятия музыкального языка оперы, пополнять музыкальный словарь.
Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.
К.: принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: использовать информационно-коммуникационные технологии при диагностике усвоения содержания учебной темы, оценке собственных действий при подготовке д/з.
Устный опрос.
Записать в тетради названия различных оркестровых и вокальных номеров, характеризующих действующих лиц и ключевые события оперы. Задания в творческой тетради (стр.8).
4.
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.
П.: применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, называть: композиторов «Могучей кучки», источники литературы Древней Руси.
Р.: уметь работать с различными источниками информации о музыке, литературе, живописи, их сравнивать, сопоставлять, выбирать наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы и будущего исследовательского проекта.
К.: искать, сбирать, систематизировать, классифицировать информацию о опере, исполнителях в процессе восприятия и исполнения и слушания музыкальных фрагментов, сцен оперы «Князь Игорь».
И.: проявлять умение самостоятельно создавать и демонстровать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2011 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки.
Устный опрос.
Письменно ответить на вопрос: «Почему Асафьев назвал оперу «Князь Игорь» одним из произведений, которые составляют славу русской музыки?»
5.
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина. Русская эпическая опера.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Через музыкально-поэтические картины осознать тождество или повторение судеб между «дела давно минувших дней» и событиями дней сегодняшних.
П.: применять полученные знания о музыкальной культуре, о других видах искусства в процессе самообразования, называть: композиторов «Могучей кучки», источники литературы Древней Руси.
Р.: уметь работать с различными источниками информации о музыке, литературе, живописи, их сравнивать, сопоставлять, выбирать наиболее значимые /пригодные/ для усвоения учебной темы, творческой работы и будущего исследовательского проекта.
К.: искать, сбирать, систематизировать, классифицировать информацию о опере, исполнителях в процессе восприятия и исполнения и слушания музыкальных фрагментов, сцен оперы «Князь Игорь».
И.: проявлять умение самостоятельно создавать и демонстровать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки.
Устный опрос.
Подобрать в электронных образовательных ресурсах оформление (репродукции, фрагменты декораций, фотографии исполнителей и др) к своим записям и составить рекомендации для одноклассников: в каких книгах, журналах, сайтах Интернета можно познакомиться с оперой «Князь Игорь».
6.
В музыкальном театре. Балет.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Осознать личностный смысл этих музыкальных примеров, стилей, направлений. Способность адаптировано воспроизводить знакомый музыкальный материал.
П.: выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Р.: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. Критично, но с почтением и адекватностью оценивать события отечественной истории.
К.: использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
И.: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.14-15).
7.
В музыкальном театре. Балет «Ярославна».
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Принять необычный музыкальный язык произведения (балет «Ярославна»). Осознать глубокую связь – единство слова-музыки-танца.
П.: выявлять особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей.
Р.: Называть имена выдающихся балетмейстеров, танцовщиков, постановки балетов и их авторов. Критично, но с почтением и адекватностью оценивать события отечественной истории.
К.: использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования.
И.: осуществлять поиск музыкально-образовательной информации в справочной литературе и Интернете в рамках изучаемой темы.
Устный опрос.
Сравнить образы Ярославны, творческая тетрадь стр. 16-17.
8.
Героическая тема в русской музыке.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Развить ассоциативно-образное мышление уч-ся, актуализировать их знания о том, как историческое прошлое Родины находит отражение в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры.
П.: поиск ответа на вопросы: «Музыку какого характера исполняет гусляр, изображённый на картине В. Васнецова?», « Какие выразительные особенности, детали картины свидетельствуют о том, что на ней «звучит» музыка патриотического характера?»
Р.: найти среди нотных примеров (стр.37, У.) и спеть тему виватного канта XVIII в., подчеркнув при исполнении его призывные интонации. Закрепить в сознании семиклассников темы героического прошлого Руси.
К.: почувствовать звукозависимость мужской и женской групп смешанного хора в кантате «Александр Невский» С. Прокофьева (героическая и лирическая темы), при вокализации тем слушать себя и товарищей.
И.: самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов.
Устный опрос.
Творческая тетрадь, стр. 18-19.
9.
В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Джазовая музыка, симфоджаз, опера «Порги и Бесс», контраст
П.: актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина.
Р.: анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс».
К.: проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма.
И.: начальная подготовка работы над будущим проектом.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.20-21).
10.
В музыкальном театре. Опера Дж. Гершвина «Порги и Бесс».
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Понять значимость рождения нового направления симфоджаза для американцев; подлинно народную драму, ибо народ является главным героем произведения
П.: актуализируя музыкально-слуховой опыт джаза и классической симфонической музыки, задуматься о их соотношении в музыке Гершвина.
Р.: анализировать приёмы взаимодействия и развития одного или нескольких образов в опер «Порги и Бесс».
К.: проследить развитие взаимоотношений разных слоёв американского общества, взаимопроникновение негритянского (афроамериканского) фольклора с европейскими традициями классического симфонизма.
И.: начальная подготовка работы над будущим проектом.
Устный опрос.
Не задано.
11.
Опера «Кармен» Ж. Бизе.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.
П.: освоение содержания учебника (стр. 48-53), собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе.
Р.: самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Устный опрос.
Впечатление от прослушивания музыкальных фрагментов оперы-выразить письменно, рисунком или презентацией.
12.
Опера «Кармен» Ж. Бизе. Образ Кармен. Образы Хозе и Эскамильо.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Знать историю создания спектакля, факты трагической судьбы композитора и о её триумфальном шествии в последующее столетие.
П.: освоение содержания учебника (стр. 48-53), собрать по цепочке логические вокальные и слуховые приёмы оперы Ж. Бизе.
Р.: самостоятельно определить вольнолюбивый женственный цельный образ Кармен, не менее ёмкий лирико-драматичный образ Хозе; использовать свой музыкальный словарь.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: умение сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.22-23).
13.
Балет Ж. Бизе - Р. К. Щедрина «Кармен – сюита».
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Принять современную интерпретацию музыки оперы «Кармен» в балете «Кармен-сюита». Понять проблему соотношения серьёзного и лёгкого, их взаимодополнение, обогащение – каждый из них становится многограннее и правдивее.
П.: поиск ответа на вопросы: «Каковы законы каждого жанра (оперы и балета)?», «Учитываются ли они в рассмотренных произведениях?», «Так ли Кармен бесстрашна в финале балета?», «На что указывают аккордовое, безмелодичное звучание в марше Тореадора?»
Р.: собирать коллекции классической музыки; распознавать особенности музыкального языка, музыкальной драматургии (через декорации, костюмы, грим), средства музыкальной выразительности.
К.: противопоставление - контраст бездушных тем масок и проникновенные образы главных героев; объяснить контакт (единство) и разобщённость настроения и восприятие происходящих событий музыкально-сценического представления.
И.: осуществление интерактивного диалога в едином информационном пространстве музыкальной культуры.
Устный опрос.
Не задано.
14.
Сюжеты и образы духовной музыки.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Прочувствовать общность и разницу духовных, христианских сочинений на примере «Высокой мессы» И.-С. Баха и «Всенощного бдения» С.В. Рахманинова.
П.: в приведённых музыкальных примерах духовной и светской музыки, распознать какие из них относятся к светской музыке, а какие к духовной.
Р.: жанрово-стилевой анализ духовной музыки, выбор способов интонационно-образного восприятия произведений, логически-сравнительный анализ сочинений, саморегуляция волевых усилий в процессе слушания и разучивания произведений.
К.: самостоятельно дать оценку себе самому и своему однокласснику в процессе выполнения заданий музыкальной викторины на определение светской и духовной музыки.
И.: умение адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда, при подготовке музыкальных перемен к «Рождественским чтениям».
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.27-28).
15.
Рок – опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер–звезда».
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Для понимания нового музыкального материала Рок-оперы Иисус Христос – супер-звезда» прочитать дома из Евангелия заповеди Христа. Восстановить полученные сведения о жанре «джаз». Понять эмоционально-образную сферу героев, повторы лейтмотивов, полистилистику оркестровой канвы Рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда».
П.: послушать и определить, к какому жанру – классической или современной опере – принадлежит эта музыка? Ответить на вопросы в учебнике стр. 71.
Р.: использовать логическую цепочку «от классического музыкально-сценического спектакля - к рок-опере»; исполнение и оценка разных песенных жанров, оценка воздействия разных песенных жанров на собственное отношение к ним.
К.: участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства; владение навыками постановки и решения проблемных вопросов.
И.: интеграция с учётом разновидностей учебных и познавательных задач; оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, внеурочной и досуговой деятельностей.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.31-32).
16.
Рок – опера Э.-Л. Уэббера «Иисус Христос – супер–звезда».
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Для понимания нового музыкального материала Рок-оперы Иисус Христос – супер-звезда» прочитать дома из Евангелия заповеди Христа. Восстановить полученные сведения о жанре «джаз». Понять эмоционально-образную сферу героев, повторы лейтмотивов, полистилистику оркестровой канвы Рок-оперы «Иисус Христос – супер-звезда».
П.: определить контраст главных образов – основу драматургии Рок-оперы, используя иллюстрации М.А. Врубеля, В.М. Васнецова, В.Г. Перова, И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова (Библейские сюжеты, С.-П. «Художники России»,1994).
Р.: распознать в музыкальной характеристике Иисуса Христа особенности классической оперы; лирической - Марии Магдалины, праздничного хора «Осанна!», терзаемого, сомневающегося Пилата, издевательского насмехающегося Ирода, предателя и безумца Иуду, слепо-соглашающегося народа.
К.: владеть навыками постановки и решения проблемной ситуации – определить как относится композитор к происходящим событиям и действующим лицам.
И.: проявить умения самостоятельно создать и демонстрировать мультимедийные презентации в программе Microsoft Office Рower Point 2007 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроке музыки.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.31-32).
17.
«Гоголь – сюита» из музыки А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка».
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Выявлять контрастности образных сфер театральной музыки; понимать музыкальные характеристики главных героев спектакля или его сюжетные линии.
П.: Поиск ответа на вопрос: «О каких проблемах жизни современного человека заставляет задуматься музыка «Гоголь - сюита»?»
Р.: размышлять о модификации жанров, используя наработанные навыки и музыкальный словарь.
К.: обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом.
И.: увеличение количества источников информации, с которыми можно работать одновременно при изучении особенностей музыкальных образов разных эпох, стилей, композиторских школ.
Устный опрос, тест.
Задания в творческой тетради (стр.34).
Особенности драматургии камерной и симфонической музыки -17 часов.
18.
Музыкальная драматургия – развитие музыки.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.
П.: вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик».
Р.: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
К.: умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.39-41).
19.
Музыкальная драматургия – развитие музыки. Два направления музыкальной культуры. Духовная музыка. Светская музыка.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально-сценических, театральных жанров, но и к произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально-симфонической музыки.
П.: вокализация музыкальных тем: «Ты река ль, моя реченька», «У зори-то, у зореньки», «Реченька». Определить общие и различные интонации народных мотивов, используя «цветик-семицветик».
Р.: самостоятельное определение целей и способов решения учебных задач (У. стр. 90-91) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.
К.: умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: оценивание добытой информации с точки зрения ее качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Устный опрос.
Написать вступительное слово к одному из полюбившихся произведений камерной музыки.
20.
Камерная инструментальная музыка. Этюд.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции.
П.: актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации.
Р.: на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондоóбразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации.
К.: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки.
И.: совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон).
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.42-43).
21.
Камерная инструментальная музыка. Транскрипция.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Познакомить с мастерством знаменитых пианистов Европы – Ф. Лист, и Ф. Бузони; раскрыть понятия «транскрипция», «интерпретация»; выявить изменения в драматургической концепции сочинения на основе сравнительного анализа оригинала и транскрипции.
П.: актуализировать музыкальный опыт и вспомнить те классические музыкальные произведения, к которым обращались музыканты с целью их новой интерпретации.
Р.: на примерах народных мотивов и использования народных тем в симфонической музыке, проследить вариационность и рондоóбразность, чтобы усвоить значение секвенции и имитации.
К.: владение навыками постановки и решения проблемных вопросов, ситуаций при поиске, сборе информации о музыке, музыкантах в процессе восприятия музыки.
И.: совершенствование умений и навыков работы с носителями информации (CD, DVD, flash-память, айпад, айфон).
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.45).
22.
Циклические формы инструментальной музыки. Кончерто гроссо.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке.
П.: поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?»
Р.: озаглавить тему урока, использовать собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки.
К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки.
И.: умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.46-47).
23.
Циклические формы инструментальной музыки. Сюита в старинном стиле А. Шнитке.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Закрепление представления о полистилистике, характерной для современной музыки, на примере Рондо из Кончерто гроссо №1 А. Шнитке.
П.: поиск ответа на вопросы: «Есть ли сходство между «Концертом» А.Г. Шнитке и «Чаконой» И.-С. Баха, «Что лежит в основе музыкальной драматургии концерта?»
Р.: озаглавить тему урока, использовать собственный музыкальный словарь и музыкальные слуховые навыки.
К.: владеть навыками постановки и решения проблемных вопросов, в процессе восприятия, слушания и запоминания музыки.
И.: умение передавать содержание учебного материала в графической форме и других формах свертывания информации.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.46-47).
24.
Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий.
П.: формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями,
И.: владеть навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради.
25.
Соната.Соната №2 С. Прокофьева. Соната № 11 В.А. Моцарта.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Научиться понимать особенности развития музыки в сонатной форме как отражение жизненных противоречий.
П.: формировать познавательные мотивы деятельности по формированию музыкальной культуры, музыкального вкуса, художественных потребностей.
Р.: осуществлять действия контроля, коррекции, оценивать действия партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями,
И.: владеть навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов.
Устный опрос.
Не задано.
26.
Симфоническая музыка.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Осознавать значение и понимать структуру сонатного allegro, на основе драматургического развития музыкальных образов и представления о жанре симфонии как романа в звуках.
П.: проникнуться эпохой Венских классиков, сопережить вместе с композитором время создания сочинений; идентифицировать /сопоставление/ термины и понятия музыкального языка с художественным языком различных видов искусства на основе выявления их общности и различий.
Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке и во внеурочной деятельности.
К.: творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приёмы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации.
И.: проявить умения в самостоятельном создании и демонстрации мультимедийных презентаций в программе Microsoft Office Рower Point 2011 (с включением в них текста, музыки, видеоматериалов) на уроках музыки и в процессе защиты исследовательских проектов.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.50-51).
27.
Симфония № 40 В.А. Моцарта.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Открыть для себя «нестареющего Моцарта», мир красоты и гармонии, добра и любви, загадки и тайны гения.
П.: узнать, напеть знакомые мотивы сочинений В.А. Моцарта.
Р.: осуществление действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной, художественно-творческой, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности, в процессе самообразования и самосовершенствования;
К.: участвовать в создании музыкальной викторины на уроке и оценивании одноклассников и самого себя.
И.: уметь адаптировать музыкальную (и другую художественную) информацию для конкретной аудитории (одноклассники, младшие школьники, родители) путем выбора соответствующих средств, языка и зрительного ряда.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.52-55).
28.
Симфония №1 («Классическая») С. Прокофьева.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Вокализация мотивов сочинений С.С. Прокофьева, используя собственные накопленные знания о его музыке.
П.: интонационно-образный анализ.
Учиться активно, рассуждать о выразительных средствах музыки.
Р.: высказывать суждения о классическом сочинении композитора-новатора.
К.: закреплять навыки хорового пения при цитировании.
И.: определиться в выборе проекта.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.57).
29.
Симфония №5 Л. Бетховена.
Симфония №5 П. Чайковского. Симфония №1 В. Калинников.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Проявить творческое самовыражение, основанное на музыкальных знаниях при обсуждении музыкального материала и зрительного ряда презентации и учебника.
П.: поиск ответа на вопрос: «С какими сочинениями русских и зарубежных классиков по проникновенности созвучна Симфония №1 Вас. Калинникова.
Р.: уметь проявлять собранность и саморегуляцию при слушании и обсуждении сочинения.
К.: аргументировать свои ответы и принимать участие в обсуждение ответов одноклассников.
И.: оценивание добытой информации с точки зрения её качества, полезности, пригодности, значимости для усвоения учебной темы, проектно-исследовательской, внеурочной, досуговой деятельности.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.60-61).
30.
Симфония № 7 («Ленинградская) Д. Шостакович
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Взглянуть на проявления зла и насилия, происходящие в мире, с точки зрения глубокого художественно-философского обобщения выраженного через музыкально-интонационную насыщенность и лаконичную орнаментальность ритма.
П.: поиск ответа на вопрос: «Какой образ возникает в нашем сознании, когда мы слушаем экспозицию и разработку симфонии?». Сопоставить, обосновывая, ритмическую символику Равеля в «Болеро» с «Ленинградской симфонией» Шостаковича.
Р.: сравнить приёмы развития «Ленинградской симфонии» Д. Шостаковича с оперой и симфонией А. Бородина и балетом Б. Тищенко. Задуматься о значение слова БлокАда. Испытывала ли Русская земля что-нибудь подобное.
К.: поделиться своими накопленными знаниями о событиях ВОв 1941-1945 гг.
И.: подготовить презентацию или сообщение о своих близких, переживших II мировую войну.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.62-64).
31.
Симфоническая картина. «Празднества» К. Дебюсси.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Сравнить её музыкальный язык с другими знакомыми сочинениями на тему праздника. Определять характер произведения, опираясь на «цветик-семицветик».
П.: Ах, Ренуар, Моне, Ван Гог, /Иллюзий отраженье цвета; Что, как вершил их кистью Бог? - В виденьях мига нет ответа.
/Есть лишь дыханье Красоты,
Томленье чудное желаний: /В кувшинках – тишина воды, /В лилиях – нежности страданий. /Японский мостик в Никуда,
Чайки над Темзой, пароходы, /Лодка…, льнёт тёмная трава, Шорох одежды прошлой моды. /Сирень на солнце, берег Сены, /Букет подсолнухов, лик скал, И тополя синью как вены, /И волн пенящихся оскал. /Ах, Ренуар, Моне, Ван Гог – /Иллюзий отраженье в цвете. В. Хомич
Поиск ответа на вопрос: «Что такое импрессионизм?», «Назовите известных вам композиторов – импрессионистов», «Какой должна быть музыка, для озвучивания настроения, переданного в стихах?»
Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над слушанием и угадыванием музыкальных сочинений на уроке.
К.: устойчивое проявление способности к контактам, коммуникации со сверстниками, учителями, умение аргументировать (в устной и письменной речи) собственную точку зрения, принимать (или отрицать) мнение собеседника, участвовать в дискуссиях, спорах по поводу различных явлений музыки и других видов искусства.
И.: сопровождать показом видеоряда работ импрессионистов; уметь сравнивать и сопоставлять информацию о музыкальном искусстве из нескольких источников, выбирать оптимальный вариант для решения учебных и творческих задач.
Устный опрос.
Задания в творческой тетради (стр.65-66).
32.
Инструментальный концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Определить содержание, эмоциональный строй и национальный колорит «Концерт для скрипки и фортепиано» А. Хачатуряна, функции солиста и оркестра. Особенности развития образов.
П.: Музыкант играл на скрипке - я в глаза ему глядел. /Я не то чтоб любопытствовал - я по небу летел. /Я не то чтобы от скуки - я надеялся понять, как умеют эти руки эти звуки извлекать… из какой-то /деревяшки, из каких-то грубых жил, /из какой-то там фантазии, которой он служил? /Да ещё ведь надо пальцы знать, к чему прижать когда, чтоб во тьме не затерялась гордых звуков череда. / Да ещё ведь надо в душу к нам проникнуть и поджечь... / А чего с ней церемониться? Чего её беречь?
Б. Окуджава
Определить разницу между жанрами симфонии и концерта. Узнать, что в этом концерте традиционного, для данного жанра?
Р.: активизировать музыкальный накопительный словарь, характеризуя фрагменты сочинений.
К.: проследить за диалогом музыкальных сочинений – услышать «о чём их беседа?», «Что композитор внёс нового в эту циклическую форму?»
И.: использовать накопленные знания и определения характеристик музыкальных произведений в презентации или проектах.
Устный опрос.
Прочитать в «Творческой тетради» (с.67) приведённые там высказывания А. Хачатуряна и Д. Ойстраха и ответить на поставленные вопросы.
33.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина.
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Осознать значимость рождения симфоджаза для уничтожения границ между афроамериканцами и европейским населением США.
П.: вокализация знакомых музыкальных тем из сочинений Дж. Гершвина.
Р.: устойчивое умение работать с различными источниками информации о музыке, других видах искусства, их сравнение, сопоставление, выбор наиболее значимых /пригодных/ для усвоения учебной темы, творческой работы, исследовательского проекта.
К.: участвовать в дискуссиях, спорах по поводу джазовой, поп музыки с другими видами музыкального искусства.
И.: владение навыками и умениями использовать компьютер, проектор, звуковые колонки, интерактивную доску при выполнении учебных задач, выступлении на презентации исследовательских проектов.
Устный опрос.
Не задано.
34.
Музыка народов мира. Популярные хиты из мюзиклов и рок - опер. Пусть музыка звучит!
Индивидуальные и коллективные художественно-творческие задания на постижение вечных тем искусства и жизни.
Вокальное интонирование при исполнении музыкальных произведений.
Накопление слухового опыты на примерах музыкального мирового искусства
П.: актуализация музыкальных впечатлений на основе беседы о значимости изучения и сохранения музыкального фольклора в наши дни.
Р.: устойчивое проявление способностей к мобилизации сил, организации волевых усилий в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, внеурочных и внешкольных формах музыкально-эстетической, проектной деятельности, в самообразовании.
К.: организация общения на основе развернутой письменной речи со сверстниками, учителями с помощью форумов, чатов и видеоконференций, в процессе участия в дистанционных олимпиадах.
И.: развитие навыков добывания информации о музыке и других видах искусства в поисковых системах (Yandex, Googl и др.) и ее интеграции с учетом разновидностей учебных и познавательных задач.
Устный опрос, тест.
Не задано.