Народная музыкальная культура
Лекция № 3
Календарные песни.
К числу древнейших песен восточных славян, которые являются предками русского, украинского и белорусского народов, относятся различные виды песен годового земледельческого круга (календарные песни). Они исполнялись в определенное время года. Главной темой этих песен является земледельческий труд и те явления природы, которые влияли на успешный урожай. Календарные песни разнообразны в жанровом отношении. Это трудовые, величальные, обрядовые песни, заклички стихийных сил природы. Они делились на зимние, весенние, летние и осенние.
Среди древнейших земледельческих праздников важное место занимает праздник «зимнего солнцеворота» (вечер 24 декабря), после которого день начинал прибавляться. Этот праздник – праздник рождения нового солнечного года назывался «колядой», а исполняемые в его время величальные, поздравительные песни назывались колядками, овсеньками, щедровками. В песнях славили хозяина, его семью, желали благополучия, богатого урожая. Зимние календарные песни исполнялись на протяжении всех зимних святок с 25 декабря по 6 января. Пелись лирические, шуточные, плясовые песни («Со вьюном я хожу»). Подблюдные или гадальные песни сопровождали гадания девушек («Евгений Онегин»: «Раз в крещенский вечерок девушки гадали - за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали»).
Праздником проводов зимы была Масленица. Начинаясь за 8 недель до Пасхи, а в древности до первого весеннего равноденствия. Праздник сопровождался различными песнями, театрализованными действиями и заканчивался сжиганием чучела Масленицы, что означало конец зимы. Этот обряд показан в опере «Снегурочка» Римского-Корсакова.
Праздником встречи весны был день весеннего равноденствия (22 марта). День становился равным ночи. Из теста пекли фигурки птиц, исполняли закликания весны «Ой, кулики, жаворонушки».
К летним праздникам относится праздник «Купало», прославляющий культ солнца и огня. Праздник проходил во время летнего солнцеворота (22-24 июня) в самые долгие дни года. Большие народные гуляния проходили в купальские ночи: водили хороводы, прыгали через костры.
В период пышного цветения растительности праздновали «Семик» (семицкая неделя) - название по седьмому четвергу после первого весеннего полнолуния (или после Пасхи). Его еще называли «зелеными святками». Жилища украшали зелеными ветками березы, плели венки. Обряды зеленых святок призваны были увеличить плодоносность земли.
Особыми обрядами и песнями сопровождались важнейшие уборочные работы: покос и жатва. Жатвенные напевы исполнялись в медленном темпе, имели небольшой диапазон терции, кварты. Некоторые жатвенные песни имели лирический характер, например, «А я в поле жито жала», где пелось о тяжелой женской доле, шуточные «Чье это поле уснуло стоя?»
Русские композиторы использовали календарные песни в своих произведениях. Чайковский использовал песню «Выйди, выйди Иваньку» в финале 1 фортепианного концерта, песню «Во поле береза стояла» в финале 4 симфонии.